Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Алексеева Р.А. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании проведенном с использованием системы видеоконференц-связи от заявителя - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (ИНН 0816009907, ОГРН 1090816005587) - Хокшанова Е.А. (доверенность от 09.01.2014), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (ИНН 0814162917, ОГРН 1090816005587) - Буватинова Д.И. (доверенность от 10.01.2014), от третьего лица - Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия (ИНН 0814165474, ОГРН 1050866777939) - Санджиева С.К. (доверенность от 12.03.2014), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 20.08.2013 (судья Алжеева Л.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 (судьи Сомов Е.Г., Луговая Ю.Б., Марченко О.В.) по делу N А22-1390/2013, установил следующее.
Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее - управление) о признании незаконным отказа, оформленного сообщением от 25.03.2013, в государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на недвижимое имущество: водоснабжение поселка Гашун Яшкульского района (1 пусковой комплекс), расположенного по адресу: Республика Калмыкия, Яшкульский район, пос. Гашун.
Решением от 20.08.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.12.2013, заявление министерства удовлетворено.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления - отказать. По мнению подателя жалобы, у управления отсутствовали основания для государственной регистрации права собственности на спорный объект. Решение о предоставлении земельного участка для строительства спорного объекта уполномоченным органом не принималось.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, представители заявителя и третьего лица возражали против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами, 07.02.2013 министерство обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на объект недвижимости: водоснабжение пос. Гашун Яшкульского района (1 пусковой комплекс), расположенного по адресу: Республика Калмыкия, Яшкульский район, пос. Гашун с предоставлением документов, в том числе разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и кадастрового паспорта сооружения.
Управление 26.02.2013 направило министерству уведомление о приостановлении государственной регистрации до 25.03.2013 в связи отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок и выявленных противоречиях в других документах.
В установленный срок министерство представило свидетельство о праве собственности на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости.
Сообщением от 25.03.2013 N 07/003/2013-340 управление отказало министерству в регистрации права собственности на спорный объект недвижимости на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Министерство, считая решение управления об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из пункта 5 статьи 2 названного Закона следует, что отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд.
По смыслу статьи 13 и пункта 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав собственности, проводит правовую экспертизу документов, а к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Понятие недвижимого имущества содержится в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
Для признания недвижимым имущества, как объекта гражданских прав, необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Согласно представленному на регистрацию кадастровому паспорту сооружения (т. 1, л.д. 12, 13), спорному объекту присвоен кадастровый номер 08:13:190104:186, он расположен в пос. Гашун Яшкульского района Республики Калмыкия, вдоль дороги, с севера граничит со стоянкой сельхозмашин и имеет площадь 27,7 кв. м.
Однако земельный участок площадью 6170 кв. м, право на который зарегистрировано 26.02.2013 за Республикой Калмыкия, расположен в восточной части кадастрового квартала 08:13:190104 и имеет кадастровый номер 08:13:190104:187. Земельный участок площадью 26 961 кв. м, право собственности на который 26.02.2013 зарегистрировано за Республикой Калмыкия, расположен в другом кадастровом квартале в 0,5 км на юго-восток от пос. Гашун и имеет кадастровый номер 08:13:190201:118. Таким образом, местоположение спорного объекта не совпадает с адресами земельных участков.
Свидетельство о государственной регистрации права собственности от 26.02.2013 N 08 РК 298324 выдано в отношении земельного участка с кадастровым номером 08:13:190104:187, а не 08:13:190104:186 как указали суды (т. 1, л.д. 22).
В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих возникновение права на земельный участок для строительства спорного объекта - водоснабжение поселка Гашун Яшкульского района (1 пусковой комплекс), расположенного по адресу: Республика Калмыкия, Яшкульский район, пос. Гашун.
Кроме того, кадастровый паспорт сооружения не соответствует требованиям действующего на момент его выдачи приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка" и не содержит необходимый для государственной регистрации объем информации (в представленном кадастровом паспорте не указан кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку вывод судов о соответствии требованиям закона направленных на государственную регистрацию документов нормам действующего законодательства сделан без исследования и оценки совокупности представленных в дело доказательств, обжалуемые судебные акты надлежит отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, с учетом совокупности имеющихся деле доказательств, оценить доводы заинтересованного лица о несоответствии представленных заявителем документов требованиям действующего законодательства, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 20.08.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу N А22-1390/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.И.ФЕФЕЛОВА
Судьи
Р.А.АЛЕКСЕЕВ
Е.В.УЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 10.04.2014 ПО ДЕЛУ N А22-1390/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. по делу N А22-1390/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Алексеева Р.А. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании проведенном с использованием системы видеоконференц-связи от заявителя - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (ИНН 0816009907, ОГРН 1090816005587) - Хокшанова Е.А. (доверенность от 09.01.2014), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (ИНН 0814162917, ОГРН 1090816005587) - Буватинова Д.И. (доверенность от 10.01.2014), от третьего лица - Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия (ИНН 0814165474, ОГРН 1050866777939) - Санджиева С.К. (доверенность от 12.03.2014), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 20.08.2013 (судья Алжеева Л.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 (судьи Сомов Е.Г., Луговая Ю.Б., Марченко О.В.) по делу N А22-1390/2013, установил следующее.
Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее - управление) о признании незаконным отказа, оформленного сообщением от 25.03.2013, в государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на недвижимое имущество: водоснабжение поселка Гашун Яшкульского района (1 пусковой комплекс), расположенного по адресу: Республика Калмыкия, Яшкульский район, пос. Гашун.
Решением от 20.08.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.12.2013, заявление министерства удовлетворено.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления - отказать. По мнению подателя жалобы, у управления отсутствовали основания для государственной регистрации права собственности на спорный объект. Решение о предоставлении земельного участка для строительства спорного объекта уполномоченным органом не принималось.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, представители заявителя и третьего лица возражали против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами, 07.02.2013 министерство обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на объект недвижимости: водоснабжение пос. Гашун Яшкульского района (1 пусковой комплекс), расположенного по адресу: Республика Калмыкия, Яшкульский район, пос. Гашун с предоставлением документов, в том числе разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и кадастрового паспорта сооружения.
Управление 26.02.2013 направило министерству уведомление о приостановлении государственной регистрации до 25.03.2013 в связи отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок и выявленных противоречиях в других документах.
В установленный срок министерство представило свидетельство о праве собственности на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости.
Сообщением от 25.03.2013 N 07/003/2013-340 управление отказало министерству в регистрации права собственности на спорный объект недвижимости на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Министерство, считая решение управления об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из пункта 5 статьи 2 названного Закона следует, что отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд.
По смыслу статьи 13 и пункта 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав собственности, проводит правовую экспертизу документов, а к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Понятие недвижимого имущества содержится в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
Для признания недвижимым имущества, как объекта гражданских прав, необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Согласно представленному на регистрацию кадастровому паспорту сооружения (т. 1, л.д. 12, 13), спорному объекту присвоен кадастровый номер 08:13:190104:186, он расположен в пос. Гашун Яшкульского района Республики Калмыкия, вдоль дороги, с севера граничит со стоянкой сельхозмашин и имеет площадь 27,7 кв. м.
Однако земельный участок площадью 6170 кв. м, право на который зарегистрировано 26.02.2013 за Республикой Калмыкия, расположен в восточной части кадастрового квартала 08:13:190104 и имеет кадастровый номер 08:13:190104:187. Земельный участок площадью 26 961 кв. м, право собственности на который 26.02.2013 зарегистрировано за Республикой Калмыкия, расположен в другом кадастровом квартале в 0,5 км на юго-восток от пос. Гашун и имеет кадастровый номер 08:13:190201:118. Таким образом, местоположение спорного объекта не совпадает с адресами земельных участков.
Свидетельство о государственной регистрации права собственности от 26.02.2013 N 08 РК 298324 выдано в отношении земельного участка с кадастровым номером 08:13:190104:187, а не 08:13:190104:186 как указали суды (т. 1, л.д. 22).
В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих возникновение права на земельный участок для строительства спорного объекта - водоснабжение поселка Гашун Яшкульского района (1 пусковой комплекс), расположенного по адресу: Республика Калмыкия, Яшкульский район, пос. Гашун.
Кроме того, кадастровый паспорт сооружения не соответствует требованиям действующего на момент его выдачи приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка" и не содержит необходимый для государственной регистрации объем информации (в представленном кадастровом паспорте не указан кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку вывод судов о соответствии требованиям закона направленных на государственную регистрацию документов нормам действующего законодательства сделан без исследования и оценки совокупности представленных в дело доказательств, обжалуемые судебные акты надлежит отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, с учетом совокупности имеющихся деле доказательств, оценить доводы заинтересованного лица о несоответствии представленных заявителем документов требованиям действующего законодательства, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 20.08.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу N А22-1390/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.И.ФЕФЕЛОВА
Судьи
Р.А.АЛЕКСЕЕВ
Е.В.УЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)