Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.09.2014 ПО ДЕЛУ N А12-14694/2014

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2014 г. по делу N А12-14694/2014


Резолютивная часть постановления объявлена "10" сентября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "17" сентября 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Царь - Продукт" (400075, г. Волгоград, ул. Историческая, 181, ОГРН 1023402975133, ИНН 3443052476)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 июня 2014 года по делу N А12-14694/2014 (судья Маслова И.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Царь - Продукт" (400075, г. Волгоград, ул. Историческая, 181, ОГРН 1023402975133, ИНН 3443052476)
к администрации Краснооктябрьского района Волгограда (400105, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, 119, ИНН 1033400170286, ОГРН 3442026353)
третье лицо: муниципальное бюджетное учреждение "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда" (400040, г. Волгоград, ул. им. Поддубного, 8, ИНН 3442045532, ОГРН 1023402636883)
о признании постановления недействительным,
без участия в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Царь - Продукт", администрации Краснооктябрьского района Волгограда, муниципального бюджетного учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда",

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Царь - Продукт" (далее - ООО "Царь - Продукт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Краснооктябрьского района Волгограда (далее - Администрация) о признании недействительным постановления от 25.04.2014 N 468-П "О демонтаже (переносе) - нестационарного объекта - павильона "Царь - Продукт" расположенного на пересечении ул. им. маршала Еременко и ул. им. Хользунова, вблизи остановки общественного транспорта "ул. им. Хользунова".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное учреждение "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда" (далее - МБУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда").
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18 июня 2014 года по делу N А12-14694/2014 в удовлетворении требований ООО "Царь - Продукт" отказано.
Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2014 по делу N А12-14694/2014, отменены
Не согласившись с принятым решением, ООО "Царь - Продукт" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Администрацией Краснооктябрьского района Волгограда, МБУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" письменные отзывы в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлены.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, администрацией Краснооктябрьского района Волгограда принято постановление от 25.04.2014 N 468-П "О демонтаже (переносе) - нестационарного объекта - павильона "Царь - Продукт" расположенного на пересечении ул. им. маршала Еременко и ул. им. Хользунова, вблизи остановки общественного транспорта "ул. им. Хользунова", с учетом постановления от 30.04.2014 N 477-п о внесении изменений в постановление от 25.04.2014 N 468-П "О демонтаже (переносе) - нестационарного объекта - павильона "Царь - Продукт" расположенного на пересечении ул. им. маршала Еременко и ул. им. Хользунова, вблизи остановки общественного транспорта "ул. им. Хользунова".
В пункте 1 постановления от 25.04.2014 N 468-П "О демонтаже (переносе) - нестационарного объекта - павильона "Царь - Продукт" расположенного на пересечении ул. им. маршала Еременко и ул. им. Хользунова, вблизи остановки общественного транспорта "ул. им. Хользунова" МБУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" дано указание провести работы по демонтажу нестационарного объекта - павильона "Царь - Продукт", расположенного на земельном участке, на пересечении ул. им. маршала Еременко и ул. им. Хользунова, вблизи остановки общественного транспорта "ул. им. Хользунова", ориентировочной площадью 28,0 кв. м в Краснооктябрьском районе Волгограда не позднее десяти рабочих дней со дня издания настоящего постановления.
Не согласившись с постановлением администрации Краснооктябрьского района Волгограда о признании недействительным постановления от 25.04.2014 N 468-П, ООО "Царь - Продукт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий администрации Краснооктябрьского района Волгограда и соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений в числе прочего, относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (части 1, 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
Пунктом 5 статьи 39 Устава города-героя Волгограда, решением Волгоградской городской Думы от 16.06.2010 N 34/1010 "Об утверждении положения об осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа город-герой Волгоград" установлено, что органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля на территории Волгограда, является администрация в лице ее структурных подразделений.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статья 10 Закона N 381-ФЗ).
Администрацией издано постановление от 01.10.2012 N 2811 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы" в соответствии с которой, должны располагаться все нестационарные объекты на территории Волгограда.
Постановлением Администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 утвержден порядок демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда (далее - Порядок).
Нормативный правовой акт опубликован в газете "Городские вести" от 18.04.2013 N 25, от 30.05.2013 N 54.
На основании пунктов 1, 3, 6, 9, 10, 16 Порядка регламентируется деятельность Администрации, ее структурных подразделений, организаций и учреждений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем самовольно установленных на территории Волгограда нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство.
В силу пункта 2 Порядка демонтажу подлежат объекты, размещенные (смонтированные) на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке, на объектах, находящихся в муниципальной собственности, установленные и (или) эксплуатируемые без правовых оснований на их размещение, а также не демонтированные в установленный срок по окончании права пользования землями, а также объектами, находящимися в муниципальной собственности, в том числе в связи с прекращением действия договора на их размещение.
В соответствии с пунктом 3 Порядка работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда (далее - администрации).
Сведения об объектах могут быть выявлены путем рассмотрения жалоб населения, при проведении совместных с органами внутренних дел рейдов по пресечению несанкционированной уличной торговли; при проведении администрациями, департаментом предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда, иными отраслевыми структурными подразделениями администрации Волгограда и федеральными органами исполнительной власти других мероприятий в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Сведения о выявленных объектах направляются в администрации. Администрации вправе направлять в районные отделы полиции запросы об установлении собственников объектов.
Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда (далее - комиссии).
Согласно пункту 4 Порядка, при выявлении объекта самовольной постройки, администрации районов направляют в адрес комитета земельных ресурсов администрации требования о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект.
По результатам обследования и проверки наличия правовых оснований на занятие земельного участка под объект, в случае, если выявленный объект расположен незаконно, администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта и предложения о добровольном демонтаже объекта в 5-дневный срок и доводит до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото- или видеофиксацией, а также осуществляется публикация на официальном информационном портале Волгограда в разделе "Территориальные подразделения" сообщение собственнику добровольно демонтировать в срок не позднее 5 рабочих дней со дня публикации сообщения.
В случае неисполнения собственником предложения о добровольном демонтаже объекта в установленный в уведомлении срок материалы дела о незаконном размещении объекта передаются администрациями на рассмотрение комиссии в срок не позднее 3 рабочих дней. Заседание комиссии проводится в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения материалов (пункт 5 Порядка).
На основании решения комиссии администрации в 10-дневный срок готовят проект постановления администрации о демонтаже (переносе) объекта.
Администрации в срок не позднее 10 рабочих дней со дня издания постановления администрации о демонтаже (переносе) объекта организовывают выполнение работ по демонтажу, перевозке и хранению объекта. При этом не позднее чем за три дня до дня осуществления демонтажа администрации доводят информацию о дате и времени начала работ до сведения собственника путем размещения соответствующего сообщения на объекте с фото- или видеофиксацией. В случае если владелец объекта известен информация о демонтаже дополнительно направляется администрациями по месту его нахождения заказным письмом с уведомлением (пункт 6 Порядка).
Как следует из материалов дела, основанием для принятия оспариваемого постановления явлись следующие документы: решение комиссии по демонтажу (переносу) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Краснооктябрьского района Волгограда от 22.04.2014 N 6, акт обследования земельного участка N 2/224-13-КЗР, акт осмотра земельного участка N 80-13, постановление администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 "Об утверждении Порядка демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда".
Из акта обследования земельного участка N 2/224-13-КЗР следует, что на земельном участке по ул. им. Еременко, остановка "ул. им. Хользунова" по направлению движения из центра города в Краснооктябрьский район Волгограда размещен павильон, на котором имеется вывеска "Царь-Продукт". Сведения о наличии правоустанавливающих документов на землю в Комитете земельных ресурсов администрации Волгограда отсутствуют.
Из акта осмотра земельного участка N 80-13 следует, что на земельном участке по ул. им. Еременко, остановка "Хользунова" по направлению движения из центра города в Краснооктябрьский район г. Волгограда самовольно установленный мобильный объект (павильон) не демонтирован.
Суд первой инстанции правомерно указал, что оспариваемое постановление Администрации не предусматривает изъятие имущества из собственности заявителя, а устанавливает порядок освобождения земельного участка путем демонтажа самовольно установленного объекта движимого имущества.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что постановление администрации Краснооктябрьского района Волгограда от 25.04.2014 N 468-П "О демонтаже (переносе) - нестационарного объекта - павильона "Царь - Продукт" расположенного на пересечении ул. им. маршала Еременко и ул. им. Хользунова, вблизи остановки общественного транспорта "ул. им. Хользунова" принято в соответствии с действующим законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Действия Администрации и оспариваемое постановление соответствуют установленному порядку, утвержденному Администрацией Волгограда в Постановлении от 12.04.2013 N 764 "Об утверждении порядка демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда".
Законность Постановления от 12.04.2013 N 764 "Об утверждении порядка демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда" была предметом судебного разбирательства.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.09.2013 по делу N А12-14507/2013 правовой акт признан соответствующим Конституции Российской Федерации, статьям 11, 209 Гражданского кодекса РФ, статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.11.2013 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.09.2013 оставлено без изменения.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод заявителя о том, что администрацией нарушены положения, установленные статьями 62 и 64 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, поскольку в рассматриваемом случае речь идет не о земельном споре, а о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов, которые размещены их собственниками в нарушение утвержденного порядка. При этом в данном случае речь идет не о сносе объекта, а его демонтаже, что влечет различные правовые последствия, так как в результате демонтажа объект движимого имущества не утрачивает своих свойств и не перестает существовать как объект права, в отличие от последствий, вызванных сносом объекта недвижимого имущества, возведенного с нарушением установленного порядка. Наличие права собственности у лица на самовольно установленный движимый нестационарный объект, при отсутствии прав пользования и владения этим земельным участком, не может быть реализовано в нарушение прав собственника земельного участка. Демонтаж самовольно установленных нестационарных объектов не имеет правовой связи с конституционными нормами, гарантирующими защиту права частной собственности, поскольку демонтаж в отношении указанных объектов не направлен на ограничение или лишение права собственности. Порядком предусмотрена процедура возврата объекта его собственнику.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.11.2013 по делу N А12-14507/2013.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований, для отмены которого не имеется, а апелляционную жалобу ООО "Царь продукт" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 июня 2014 года по делу N А12-14694/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)