Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1441

Требование: О предоставлении вне очереди в аренду земельного участка.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения; Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец считает, что отказ ответчика нарушает ее права и законные интересы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 апреля 2015 г. по делу N 33-1441


Судья: Никонов К.Ф.

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Шевченко Г.М.
и судей Маркина В.А., Черниковой О.Ф.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове дело по апелляционной жалобе К.А., действующей в интересах несовершеннолетней К.М., на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 03 февраля 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Шевченко Г.М., судебная коллегия

установила:

К.А. обратилась в суд с иском к Администрации г. Кирова о предоставлении вне очереди в аренду земельного участка, указала, что она является матерью несовершеннолетней К., <дата> года рождения. К. является ребенком - инвалидом. В <дата> истец обратилась в Администрацию г. Кирова с заявлением о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства семье, имеющей ребенка-инвалида. Письмом от <дата> Администрация г. Кирова отказала истцу в предоставлении земельного участка и рекомендовала для разрешения данного вопроса обратиться в суд. Истец считает, что данный отказ Администрации г. Кирова нарушает ее права и законные интересы. Просила признать за ней право на первоочередное предоставление земельного участка в пределах Ленинского района г. Кирова для ведения дачного хозяйства; обязать Администрацию г. Кирова предоставить ей в аренду земельный участок в пределах Ленинского района г. Кирова для ведения дачного хозяйства.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе К.А. просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, полагает, что как мать ребенка-инвалида имеет первоочередное право на предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства, ссылаясь на ст. 34 ЗК РФ, считает, что предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства органом местного самоуправления не может быть постановлено в зависимость от подтверждения нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела и содержания решения следует, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии с положениями ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (ст. 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем ст. 17 указанного Федерального закона поименована "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из материалов дела, К., <дата> года рождения, является дочерью К.А.
В соответствии со справкой N от <дата>, А. является ребенком-инвалидом.
Истец К.А. является собственником квартиры <адрес>, общей площадью 46,7 кв. м, в указанном жилом помещении зарегистрированы: истец К.А., ее мать А., ее дочь К. ее сестра Д., Ш. - другая степень родства, на каждого члена семьи приходится по 9,34 кв. м, что составляет более учетной нормы общей площади на одного человека.
Истец и ее дочь не состоят на жилищном учете.
В соответствии с действующим законодательством истец и члены ее семьи не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В сентябре 2014 года истец К.А. обратилась в администрацию г. Кирова с заявлением о предоставлении в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства ее семье, имеющей ребенка-инвалида.
Письмом от <дата> Администрация г. Кирова отказала К.А. в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства ее семье, имеющей ребенка-инвалида, вместе с тем, в письме указано, что в случае согласия К.А. на предоставление в аренду земельного участка по основаниям статей 30.1, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимо обратиться в КОГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг" с заявлением о предоставлении конкретного испрашиваемого земельного участка, в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015 года) предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В соответствии ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане (в редакции до 01.03.2015), заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (п. 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п. 5).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6).
Указанным выше предложением администрации об обращении в порядке ст. ст. 30.1, 34 Земельного кодекса Российской Федерации К.А. не воспользовалась.
С 01 марта 2015 года статьи 28 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации утратили силу.
Ссылку в жалобе на Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" нельзя признать состоятельной, поскольку указанный Федеральный закон устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов, а К.А. обращается в суд не в качестве члена садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения.
Поскольку семья инвалида К.М. не состоит на жилищном учете, наличие оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении не представлено, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 03 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)