Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 08.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4032/2014

Требование: Об обязании провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите в лесах, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципального образования.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: При проведении надзорным органом проверки соблюдения федерального законодательства установлено, что ответчиком не выполняется предусмотренная законом обязанность в отношении муниципальных лесов, принадлежащих ответчику на праве собственности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 декабря 2014 г. по делу N 33-4032


Судья Атрашкевич В.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Куницыной Т.Н., судей коллегии Тубденовой Ж.В. и Нимаевой О.З., при секретаре С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Северобайкальский район" об обязании провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите в лесах, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципального образования
по апелляционной жалобе руководителя МАУ "Администрация рекреационной местности "Северо-Байкальская" на решение Северобайкальского городского суда от 17 февраля 2014 года, которым исковые требования удовлетворены,
Заслушав доклад судьи Нимаевой О.З., пояснения представителя администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" и МАУ "Администрация рекреационной местности "Северо-Байкальская" Г., пояснения прокурора отдела Прокуратуры Республики Бурятия Бадмацыреновой Ю.С., судебная коллегия
установила:

Истец - и.о. Восточно-Байкальского природоохранного межрайонного прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском к Администрации МО "Северо-Байкальский район".
В обоснование требований истец указал, что при проведении прокуратурой проверки соблюдения федерального законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, установлено, что в нарушение закона администрацией Северо-Байкальского района не выполняется предусмотренная законом обязанность в отношении муниципальных лесов, принадлежащих ответчику на праве собственности. Указанное бездействие ответчика создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав жителей района и других граждан на благоприятную окружающую природную среду.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования.
Представитель ответчика МО "Северо-Байкальский район" просила рассмотреть дело в ее отсутствие, сославшись на то, что органом, уполномоченным на осуществление муниципального лесного контроля на межпоселенческих территориях МО "Северо-Байкальский район" является МАУ "Администрация рекреационной местности "Северо-Байкальская".
Представитель третьего лица МАУ "Администрация рекреационной местности "Северо-Байкальская" Ц. в суд также не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Из отзыва на иск следует, что работы в данном направлении ведутся, препятствием к завершению работ является отсутствие денежных средств, поскольку стоимость работ составляет около <...> руб.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований природоохранного прокурора.
Оспаривая постановленное решение, представитель третьего лица в апелляционной жалобе указала на его незаконность и необоснованность, ссылаясь на требования Лесного кодекса РФ. Полагает, что администрация Северо-Байкальского района не является органом, уполномоченным проводить лесоустройство в виде таксации лесов.
В суде апелляционной инстанции Г., действующая на основании доверенностей и представляющая интересы как ответчика, так и третьего лица, поддержала доводы жалобы.
Представитель Прокуратуры Республики Бурятия Бадмацыренова О.С., не оспаривая принятое решение, возражала против доводов жалобы.
Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы третьего лица, возражениями на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда РБ от 28 мая 2009 г. за администрацией МО "Северо-Байкальский район" признано право собственности на земельные участки общей площадью 37191 га. Северобайкальского сельского участкового лесничества, 7.9 га Байкальского участкового лесничества, 48,4 га земель, занятых объектами водолечебницы "Хакусы".
Таксация лесов в указанных леса проводилась в 1970 - 71 годы.
Ответчиком лесохозяйственный регламент разработан и утвержден в июле 2010 года, на него ссылается и автор жалобы, говоря о том, что администрация района действует в соответствии со своим Уставом и принятым регламентом. Вместе с тем, эти доводы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку требования об утверждении регламента истцом не заявлялись, прокурор просил возложить на ответчика обязанность по исполнению конкретных мероприятий по лесоустройству.
Судом первой инстанции установлено, что ответчиком мероприятия, направленные на охрану, защиту и воспроизводство лесов, принадлежащих ему на праве собственности, в надлежащем объеме и в установленном порядке не осуществляются.
С такими выводами соглашается и судебная коллегия.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует лесные отношения. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ст. 6 ЛК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, устанавливающей требования к составу, методам и точности выполнения лесоустроительных работ, содержащей перечень мероприятий по лесоустройству.
Согласно Правилам проведения лесоустройства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 г. N 377 лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Согласно ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) проектирование лесных участков; 4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 5) таксацию лесов; 6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 98 ЛК РФ установлено, что на территории муниципального образования лесной контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляются органами местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 статьи 14) и городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16).
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для возложения на Администрацию МО "Северо-Байкальский район" обязанности провести лесоустройство в виде таксации и проектирования мероприятий по охране и защите лесов являются правильными.
Учитывая положения ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия полагает, что природоохранный прокурор обоснованно обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, действуя в пределах полномочий, предоставленных ему законом, доводы истца нашли объективное подтверждение в суде первой инстанции и оснований для отказа в удовлетворении иска не имелось.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации. Бездействие администрации района по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по отношению к лесам, находящимся в ее собственности, создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав жителей района и других граждан на благоприятную окружающую природную среду, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране указанных лесов вследствие отсутствия мероприятий по лесоустройству в виде их охраны, защиты и таксации. Отсутствие денежных средств, финансирования, как правильно отметил суд первой инстанции, не является основанием для освобождения муниципального органа от возложенных на него законом обязанностей и отказа в удовлетворении иска.
С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 17 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.Н.КУНИЦЫНА
Судьи коллегии
Ж.В.ТУБДЕНОВА
О.З.НИМАЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)