Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что на земельном участке отсутствуют принадлежащие обществу на праве собственности здания, строения, сооружения, также отсутствуют доказательства наличия у общества исключительного права на приватизацию данного земельного участка по иным основаниям.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2014 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-18135/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самараплод", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Самараплод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) о признании незаконным отказа Министерства в предоставлении Обществу в собственность земельного участка площадью 832 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, 2 "А", под территорию необходимую для эксплуатации нежилого здания (фруктохранилища) и об обязании Министерства рассмотреть поданную заявку от 01.06.2010 N 12-1/1449/10-с по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в лице филиала по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований оказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что на испрашиваемом в собственность земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности, в связи чем заявитель не имеет исключительного права на предоставление спорного земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ. В данном случае отношения урегулированы статьей 34 ЗК РФ и договор купли-продажи должен заключаться Министерством с победителем торгов.
Также Министерство в части требований об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества просит заменить заинтересованное лицо по делу - Министерство на администрацию городского округа Самара, ссылаясь на то, что в связи с принятием Закона Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе Самара, с 01.03.2015 осуществляются органами местного самоуправления городского округа Самара.
Судебная коллегия не находит оснований для замены Министерства на администрацию городского округа Самара, поскольку передача распорядительных функций иному лицу не влечет процессуального правопреемства в порядке статьи 48 АПК РФ. В данном случае предметом спора является законность действий именно Министерства, а перераспределение полномочий государственных органов и органов местного самоуправления не меняют сторону публичного обязательства, чьи действия оспариваются в порядке главы 24 АПК РФ.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является собственником нежилого здания, Литера SS1S2S3S4, корпус N 34 (фруктохранилище), площадью 1994,90 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, д. 2 "А", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.04.2000, а также земельного участка для размещения складских корпусов, назначение - земли поселений, площадью - 2270,70 кв. м, местонахождение: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, д. 2 "А", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.10.2005.
Указанный земельный участок был предоставлен Обществу на основании постановления администрации г. Самары от 05.09.1994 N 1305 и договора купли-продажи земельных участков от 12.10.1994 N 70.
Земельный участок сформирован в установленном законом порядке и поставлен на государственный кадастровый учет.
Заявлением от 01.06.2010 Общество обратилось в Министерство с просьбой предоставить в собственность за выкуп земельный участок, находящийся в государственной собственности с предполагаемым местоположением: г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, д. 2 "А", предполагаемой площадью земельного участка - 832,00 кв. м, предполагаемой целью использования земельного участка - под территорию, необходимую для эксплуатации нежилого здания (фруктохранилище).
Уведомлением от 30.04.2014 N 12-1/1449/10 Министерство отказало Обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что на земельном участке отсутствуют принадлежащие Обществу на праве собственности здания, строения, сооружения, а также отсутствуют иные основания предполагать наличие у данного Общества исключительного права на приватизацию данного земельного участка, предусмотренного статьей 36 ЗК РФ, в связи с чем, испрашиваемый Обществом земельный участок может быть предоставлен ему за плату для целей, не связанных со строительством, в общем порядке. Также Министерство сослалось на то, что вид использования объекта (под территорию, необходимую для эксплуатации нежилого здания (фруктохранилища) не соответствует разрешенным видам использования земельных участков в зоне ПК-1.
Общество, полагая, что как собственник объекта недвижимости имеет преимущественное право выкупа испрашиваемого земельного участка в пределах необходимого для использования находящегося в его собственности строения, в связи с чем отказ Министерства противоречит закону и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции установили, что на испрашиваемом в собственность земельном участке площадью 832 кв. м отсутствуют объекты недвижимого имущества, принадлежащие Обществу на праве собственности. Однако, с учетом того, что испрашиваемый земельный участок прилегает к объектам недвижимого имущества - строениям, принадлежащим Обществу на праве собственности, и он необходим для целей эксплуатации принадлежащего данному Обществу объекта недвижимости, в связи с чем спорный земельный участок испрашивается Обществом, как дополнительный к земельному участку, принадлежащему ему на праве собственности, судебные инстанции пришли к выводу о доказанности необходимости предоставления Обществу спорного земельного участка для осуществления обслуживания и эксплуатации принадлежащего последнему на праве собственности объекта недвижимого имущества - нежилого здания (фруктохранилище).
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судебных инстанций в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении ему в собственность в порядке статьи 36 ЗК РФ дополнительного земельного участка, к принадлежащему на праве собственности земельному участку площадью 2270,7 кв. м под объектом недвижимого имущества.
Земельный участок площадью 2270,7 кв. м сформирован в установленном законом порядке и поставлен на государственный кадастровый учет.
Таким образом, Общество уже реализовало свое право на предоставление земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимого имущества в порядке, предусмотренном действующим на тот период законодательством.
При этом, Обществом не оспаривались постановление администрации г. Самары от 05.09.1994 N 1305 и договор купли-продажи земельных участков собственнику приватизированного предприятия от 12.10.1994 N 70, а также действия по постановке земельного участка площадью 2270,7 кв. м на кадастровый учет в части определения площади земельного участка, необходимого Обществу для размещения и эксплуатации объекта недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве собственности.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ Обществом не представлено в материалы дела доказательств нарушения норм действующего законодательства при формировании земельного участка площадью 2270,7 кв. м под его объектом недвижимого имущества.
На испрашиваемом дополнительно земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности.
Между тем, порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара.
Согласно пункту 2.1 указанного Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Действующий Порядок предусматривает возможность предоставления земельных участков на территории городского округа Самара в собственность для целей, не связанных со строительством, путем проведения торгов.
В материалы дела не представлены доказательства того, что Общество обращалось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке статьи 34 ЗК РФ.
В заявлении об оспаривании решения Министерства по настоящему делу Общества ссылается на то, что оно имеет исключительное право на предоставление в собственность спорного земельного участка, а также просило обязать Министерство взять обратно на рассмотрение заявление от 01.06.2010 и рассматривать ее по правилам статьи 36 ЗК РФ.
Требования Общества о признании незаконным отказа в передаче в собственность спорного земельного участка без торгов не соответствует Порядку, предусмотренному упомянутым постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Обязывая Министерство рассмотреть по существу заявление Общества от 01.06.2010 с принятием мотивированного решения, судом первой инстанции не учтено, что указанное заявление рассмотрено, и по нему принято решение, которым Обществу отказано в предоставлении земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ в связи с отсутствием объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, принадлежащих Обществу на праве собственности.
Нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность повторного рассмотрения заявления, на которое был дан ответ.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, судебная коллегия, отменяя судебные постановления, находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Общества.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 по делу N А55-18135/2014 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 29.07.2015 N Ф06-26291/2015 ПО ДЕЛУ N А55-18135/2014
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в предоставлении обществу в собственность земельного участка и обязании устранить допущенное нарушение.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что на земельном участке отсутствуют принадлежащие обществу на праве собственности здания, строения, сооружения, также отсутствуют доказательства наличия у общества исключительного права на приватизацию данного земельного участка по иным основаниям.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2015 г. N Ф06-26291/2015
Дело N А55-18135/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2014 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-18135/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самараплод", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Самараплод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) о признании незаконным отказа Министерства в предоставлении Обществу в собственность земельного участка площадью 832 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, 2 "А", под территорию необходимую для эксплуатации нежилого здания (фруктохранилища) и об обязании Министерства рассмотреть поданную заявку от 01.06.2010 N 12-1/1449/10-с по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в лице филиала по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований оказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что на испрашиваемом в собственность земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности, в связи чем заявитель не имеет исключительного права на предоставление спорного земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ. В данном случае отношения урегулированы статьей 34 ЗК РФ и договор купли-продажи должен заключаться Министерством с победителем торгов.
Также Министерство в части требований об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества просит заменить заинтересованное лицо по делу - Министерство на администрацию городского округа Самара, ссылаясь на то, что в связи с принятием Закона Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе Самара, с 01.03.2015 осуществляются органами местного самоуправления городского округа Самара.
Судебная коллегия не находит оснований для замены Министерства на администрацию городского округа Самара, поскольку передача распорядительных функций иному лицу не влечет процессуального правопреемства в порядке статьи 48 АПК РФ. В данном случае предметом спора является законность действий именно Министерства, а перераспределение полномочий государственных органов и органов местного самоуправления не меняют сторону публичного обязательства, чьи действия оспариваются в порядке главы 24 АПК РФ.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является собственником нежилого здания, Литера SS1S2S3S4, корпус N 34 (фруктохранилище), площадью 1994,90 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, д. 2 "А", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.04.2000, а также земельного участка для размещения складских корпусов, назначение - земли поселений, площадью - 2270,70 кв. м, местонахождение: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, д. 2 "А", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.10.2005.
Указанный земельный участок был предоставлен Обществу на основании постановления администрации г. Самары от 05.09.1994 N 1305 и договора купли-продажи земельных участков от 12.10.1994 N 70.
Земельный участок сформирован в установленном законом порядке и поставлен на государственный кадастровый учет.
Заявлением от 01.06.2010 Общество обратилось в Министерство с просьбой предоставить в собственность за выкуп земельный участок, находящийся в государственной собственности с предполагаемым местоположением: г. Самара, Кировский район, ул. Дальневосточная, д. 2 "А", предполагаемой площадью земельного участка - 832,00 кв. м, предполагаемой целью использования земельного участка - под территорию, необходимую для эксплуатации нежилого здания (фруктохранилище).
Уведомлением от 30.04.2014 N 12-1/1449/10 Министерство отказало Обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что на земельном участке отсутствуют принадлежащие Обществу на праве собственности здания, строения, сооружения, а также отсутствуют иные основания предполагать наличие у данного Общества исключительного права на приватизацию данного земельного участка, предусмотренного статьей 36 ЗК РФ, в связи с чем, испрашиваемый Обществом земельный участок может быть предоставлен ему за плату для целей, не связанных со строительством, в общем порядке. Также Министерство сослалось на то, что вид использования объекта (под территорию, необходимую для эксплуатации нежилого здания (фруктохранилища) не соответствует разрешенным видам использования земельных участков в зоне ПК-1.
Общество, полагая, что как собственник объекта недвижимости имеет преимущественное право выкупа испрашиваемого земельного участка в пределах необходимого для использования находящегося в его собственности строения, в связи с чем отказ Министерства противоречит закону и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции установили, что на испрашиваемом в собственность земельном участке площадью 832 кв. м отсутствуют объекты недвижимого имущества, принадлежащие Обществу на праве собственности. Однако, с учетом того, что испрашиваемый земельный участок прилегает к объектам недвижимого имущества - строениям, принадлежащим Обществу на праве собственности, и он необходим для целей эксплуатации принадлежащего данному Обществу объекта недвижимости, в связи с чем спорный земельный участок испрашивается Обществом, как дополнительный к земельному участку, принадлежащему ему на праве собственности, судебные инстанции пришли к выводу о доказанности необходимости предоставления Обществу спорного земельного участка для осуществления обслуживания и эксплуатации принадлежащего последнему на праве собственности объекта недвижимого имущества - нежилого здания (фруктохранилище).
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судебных инстанций в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении ему в собственность в порядке статьи 36 ЗК РФ дополнительного земельного участка, к принадлежащему на праве собственности земельному участку площадью 2270,7 кв. м под объектом недвижимого имущества.
Земельный участок площадью 2270,7 кв. м сформирован в установленном законом порядке и поставлен на государственный кадастровый учет.
Таким образом, Общество уже реализовало свое право на предоставление земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимого имущества в порядке, предусмотренном действующим на тот период законодательством.
При этом, Обществом не оспаривались постановление администрации г. Самары от 05.09.1994 N 1305 и договор купли-продажи земельных участков собственнику приватизированного предприятия от 12.10.1994 N 70, а также действия по постановке земельного участка площадью 2270,7 кв. м на кадастровый учет в части определения площади земельного участка, необходимого Обществу для размещения и эксплуатации объекта недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве собственности.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ Обществом не представлено в материалы дела доказательств нарушения норм действующего законодательства при формировании земельного участка площадью 2270,7 кв. м под его объектом недвижимого имущества.
На испрашиваемом дополнительно земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности.
Между тем, порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара.
Согласно пункту 2.1 указанного Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Действующий Порядок предусматривает возможность предоставления земельных участков на территории городского округа Самара в собственность для целей, не связанных со строительством, путем проведения торгов.
В материалы дела не представлены доказательства того, что Общество обращалось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке статьи 34 ЗК РФ.
В заявлении об оспаривании решения Министерства по настоящему делу Общества ссылается на то, что оно имеет исключительное право на предоставление в собственность спорного земельного участка, а также просило обязать Министерство взять обратно на рассмотрение заявление от 01.06.2010 и рассматривать ее по правилам статьи 36 ЗК РФ.
Требования Общества о признании незаконным отказа в передаче в собственность спорного земельного участка без торгов не соответствует Порядку, предусмотренному упомянутым постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Обязывая Министерство рассмотреть по существу заявление Общества от 01.06.2010 с принятием мотивированного решения, судом первой инстанции не учтено, что указанное заявление рассмотрено, и по нему принято решение, которым Обществу отказано в предоставлении земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ в связи с отсутствием объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, принадлежащих Обществу на праве собственности.
Нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность повторного рассмотрения заявления, на которое был дан ответ.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, судебная коллегия, отменяя судебные постановления, находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Общества.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 по делу N А55-18135/2014 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)