Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.05.2015 N 18АП-4580/2015 ПО ДЕЛУ N А47-8800/2014

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2015 г. N 18АП-4580/2015

Дело N А47-8800/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Валдер О.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Зубкова Владимира Николаевича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.03.2015 по делу N А47-8800/2014 (судья Цыпкина Е.Г.).

Индивидуальный предприниматель Зубков Владимир Николаевич (далее - предприниматель Зубков В.Н., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации Ташлинского района Оренбургской области (далее - Администрация, орган местного самоуправления, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий Администрации по отказу в выделении в собственность земельного участка с кадастровым номером 56:31:0305006:1, местоположение: Оренбургская обл., р-н Ташлинский, с/с Болдыревский, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:31:0305006, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под прудом для разведения рыбы, площадью 1 709 505 кв. м, и земельного участка с кадастровым номером 56:31:0305005:4, местоположение: Оренбургская обл., р-н Ташлинский, с/с Болдыревский, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:31:0305005, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под прудом для разведения рыбы, площадью 533 741 кв. м; возложении на Администрацию обязанности передать в собственность крестьянского (фермерского) хозяйства "Зубков" данные земельные участки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен глава крестьянского (фермерского) хозяйства Богачев Николай Владимирович (далее - глава КФХ Богачев Н.В., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.03.2015 (резолютивная часть от 26.02.2015) в удовлетворении заявления отказано.
С указанным решением суда не согласился предприниматель Зубков В.Н. (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение судом норм материального права.
Апеллянт считает, что с учетом нормы п. 5 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) у суда не имелось оснований для вывода о том, что у заявителя на момент обращения в Администрацию отсутствовал статус главы крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку факт создания хозяйства подтверждается соглашением о его создании и создание крестьянского (фермерского) хозяйства не требует какой-либо специальной регистрации.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу заявителя от лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявитель в период с 18.02.2011 по 02.09.2014 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРНИП 311565804900220 (свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 56 N 003208868 от 18.02.2011, л.д. 10; сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 23.10.2014, л.д. 48).
10.01.2014 между Зубковым В.Н. и Матвеевым С.Г. подписано соглашение о создании фермерского хозяйства "Зубков", в силу п. 2.1 которого главой крестьянского (фермерского) хозяйства выбран заявитель (л.д. 11-13).
06.05.2014 предприниматель Зубков В.Н. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность, в котором просил предоставить ему на основании ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) в собственность бесплатно, а при невозможности - за минимальную плату, земельный участок с кадастровым номером 56:31:0305006:1, местоположение: Оренбургская обл., р-н Ташлинский, с/с Болдыревский, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:31:0305006, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под прудом для разведения рыбы, площадью 1 709 505 кв. м, и земельный участок с кадастровым номером 56:31:0305005:4, местоположение: Оренбургская обл., р-н Ташлинский, с/с Болдыревский, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:31:0305005, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под прудом для разведения рыбы, площадью 533 741 кв. м (л.д. 8).
Указанное заявление получено Администрацией 06.05.2014, о чем свидетельствует штамп органа местного самоуправления на заявлении (л.д. 41).
Письмом от 14.05.2014 N 143/и Администрация отказала предпринимателю в предоставлении испрашиваемых земельных участков по причине нахождения в их границах пруда для разведения рыбы и сославшись на ограничение в обороте земельных участков, занятых водными объектами (л.д. 9).
Постановлением Администрации от 14.05.2014 N 383п "О предоставлении земельных участков в аренду на территории Болдыревского сельсовета" испрашиваемые заявителем земельные участки с кадастровыми номерами 56:31:0305006:1 и 56:31:0305005:4 переданы в аренду сроком на 49 лет главе КФХ Богачеву Н.В. (л.д. 55).
Полагая отказ Администрации в предоставлении в собственность названных земельных участков, выраженный в письме от 14.05.2014 N 143/и, незаконным и нарушающим права заявителя в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности, предприниматель Зубков В.Н. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о недоказанности заявителем правовых оснований для приобретения земельных участков в собственность по основаниям, предусмотренным Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве, в силу отсутствия на момент обращения в Администрацию у заявителя статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Судом также установлено, что приватизация испрашиваемых земельных участков не допускается в силу ст. 5, 6, 8 Водного кодекса Российской Федерации и ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в силу того, что земельные участки, в границах которых расположен пруд, относятся к земельным участкам общего пользования.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, оценив доводы апелляционной жалобы предпринимателя, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности согласно статье 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, сформулированной в постановлении от 19.11.2013 N 7865/13, нормы Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, предусматривающие особенности, связанные с порядком предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к соответствующим положениям иных правовых актов, в том числе и по отношению к Федеральному закону от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу п. п. 1, 3 ст. 11 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению может быть приложен документ о государственной регистрации фермерского хозяйства (п. 2 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Таким образом, по смыслу изложенных правовых норм в порядке ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве с заявлениями о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности вправе обращаться только главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства.
Отсутствие у заявителя указанного статуса главы фермерского хозяйства или фермерского хозяйства, зарегистрированного в качестве юридического лица, является самостоятельным основанием для отказа заявителю в предоставлении испрашиваемого им в порядке ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве земельного участка, поскольку в таком порядке в отличие от ранее действовавшей редакции Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве земельные участки могут быть предоставлены только уже действующим фермерским хозяйствам.
В рассматриваемом случае предприниматель Зубков В.Н. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность на основании ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве 06.05.2014 (л.д. 8, 41).
При этом, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей N 21402В/2014 от 04.09.2014 (л.д. 24) заявитель был зарегистрирован в установленном законом порядке в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 03.09.2014.
В силу положений статьи 5 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации - внесения регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу, что на момент обращения предпринимателя в Администрацию с заявлением от 06.05.2014 о предоставлении земельных участков и на момент принятия Администрацией решения об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя заявитель не обладал статусом главы фермерского хозяйства, поскольку фермерское хозяйство "Зубков", созданное на основании соглашения от 10.01.2014 (л.д. 11-13), не было зарегистрировано в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что факт создания фермерского хозяйства подтверждается соглашением о его создании и создание крестьянского (фермерского) хозяйства не требует какой-либо специальной регистрации, являются необоснованными, поскольку противоречат вышеизложенным правовым нормам.
Ссылки апеллянта на нормы п. 5 ст. 23 ГК РФ отклоняются апелляционной коллегией, поскольку названная норма не определяет установленный ст. 86.1 ГК РФ и ст. 5 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве порядок образования фермерского хозяйства, а лишь определяет правовой статус его главы.
При таких обстоятельствах, поскольку на момент обращения предпринимателя с заявлением в Администрацию фермерское хозяйство "Зубков" не было создано в силу ст. 5 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, а заявитель зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве его главы, Администрация правомерно отказала ему в предоставлении земельных участков.
Поскольку наличие совокупности условий, предусмотренных главой 24 АПК РФ для признания действий Администрации незаконными, не установлено, требования предпринимателя Зубкова В.Н. судом первой инстанции правомерно оставлены без удовлетворения.
Иные мотивы, по которым Администрация пришла к выводу об отсутствии оснований для предоставления предпринимателю испрашиваемых им земельных участков, апелляционной коллегией не исследуются, поскольку при отсутствии у заявителя права на приобретение земельных участков в порядке, установленном ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, такие обстоятельства не имеют правового значения для оценки законности оспариваемого отказа Администрации.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.03.2015 по делу N А47-8800/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Зубкова Владимира Николаевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ

Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)