Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.04.2014 по делу N А82-11393/2013, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ОГРН 1047600432219; ИНН 7604071920),
третье лицо: филиал открытого акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания "РусГидро"-"Каскад Верхневолжских ГЭС",
о признании незаконным отказа,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области (далее - заявитель, ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - ответчик, Управление Росреестра) о признании незаконным отказа Управления Росреестра от 31.05.2013 N 10/001/2013-725 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 76:22:010101:57, расположенный по адресу: Ярославская область, горд Углич, ул. Спасская, д. 33, площадью 195085 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственной деятельности, и земельный участок с кадастровым номером 76:22:000000:1, расположенный по адресу: Ярославская область, горд Углич, ул. Спасская, д. 33, площадью 25564 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственной деятельности; об обязании ответчика внести записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о праве собственности Российской Федерации на указанные выше земельные участки.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 25.04.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Управление Росреестра обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ответчик приводит доводы о том, что ТУ Росимущества не были представлены в полном объеме документы, необходимые для регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Открытое акционерное общество "Федеральная гидрогенерирующая компания "РусГидро"-"Каскад Верхневолжских ГЭС" (далее - ОАО "РусГидро", Общество) в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов ответчика, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В частности, Общество приводит доводы о том, что Управление Росреестра, имея неограниченный доступ к сведениям, содержащимся в ЕГРП, имело возможность и обязано было проверить, какие объекты находятся на данных земельных участках, кому и на каком основании они принадлежат.
Подробно доводы ответчика и третьего лица изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
ТУ Росимущества считает решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по основаниям, изложенным в его заявлении от 14.08.2013 N 3984.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. ТУ Росимущества и Управление Росреестра заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (также по тексту - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в собственности ОАО "РусГидро" находится Энергетический производственно-технологический комплекс Угличской гидроэлектростанции (далее - Угличская ГЭС), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.08.2011 76-АБ N 425321 (л.д. 149).
Угличская ГЭС, являющаяся структурным элементом федеральной энергетической системы, расположена на земельных участках, в том числе: площадью 195085 кв. м с кадастровым номером 76:22:010101:57 категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для производственной деятельности" местоположение: Ярославская область, г. Углич, ул. Спасская, д. 33, а также - площадью 25564 кв. м с кадастровым номером 76:22:000000:0001 категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для производственной деятельности" местоположение: Ярославская область, г. Углич, ул. Спасская, д. 33.
Данные земельные участки используются ОАО "РусГидро" на основании договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена N 2806 от 20.12.2010 и N 2807 от 21.01.2011, сроком действия - 49 лет. Договоры прошли государственную регистрацию.
16.04.2013 Российская Федерация в лице представителя ТУ Росимущества по доверенности обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанные выше земельные участки, расположенные по адресу: Ярославская область, г. Углич, ул. Спасская, д. 33.
Управление Росреестра сообщением от 31.05.2013 N 10/001/2013-725 отказало в государственной регистрации права, ссылаясь на то, что заявителем не были представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) для государственной регистрации права (л.д. 114).
Не согласившись с данным решением ответчика, ТУ Росимущества обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 18, 20 Закона N 122-ФЗ, статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), статьей 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и статьями 7, 17, 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 названного Закона к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Как следует из пункта 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ, осуществление государственной регистрации прав, включает в себя, в том числе установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав.
На основании пунктов 1, 2 статьи 16 указанного Закона государственная регистрация прав проводится в частности на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с абзацами 8, 10 пункта 1 статьи 20 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (пункт 8); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (пункт 10).
Как следует из оспариваемого сообщения Управления Росреестра от 31.05.2013 N 10/001/2013-725 отказ в государственной регистрации права Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 76:22:010101:57 и 76:22:000000:1 обоснован непредставлением заявителем документов, подтверждающих, что указанные земельные участки расположены под объектами Федеральной собственности.
В силу пунктов 1, 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса (пункт 1). Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами (пункт 2 статьи 9 ЗК РФ).
Статьей 16 ЗК РФ установлено, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.
Согласно статье 17 ЗК РФ к федеральной собственности относятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
В соответствии с п. 4 ст. 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами и другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Статьей 7 Закона об электроэнергетике установлено, что единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Согласно представленным в материалы дела кадастровым паспортам земельные участки с кадастровыми номерами 76:22:010101:57 и 76:22:000000:1 отнесены к категории земель населенных пунктов и имеют разрешенное использование - для производственной деятельности. Земельные участки расположены по адресу: Ярославская область, г. Углич, ул. Спасская, д. 33 и предоставлены для производственной деятельности ОАО "РусГидро".
ОАО "РусГидро" учреждено на основании Постановления Правительства от 11.07.201 N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации, распоряжений Правительства Российской Федерации от 01.09.2003 N 1254-р, от 25.10.2004 N 1367-р. Единственным учредителем Общества является Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России".
Из свидетельств о государственной регистрации права следует, что на данных земельных участках расположен Энергетический производственно-технологический комплекс Угличской гидроэлектростанции в состав которого, в том числе, входят здания, плотина, дамба.
Первоначально земля для строительства гидроэлектростанции была предоставлена Постановлением СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) N 2074 от 14.09.1935 "О строительстве гидроузлов в районе Углича и Рыбинска"
Из материалов дела не усматривается нахождение на спорных земельных участках объектов недвижимости, находящихся в собственности граждан, юридических лиц, муниципальных образований или субъектов Российской Федерации.
Оценив, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что изначально спорные земельные участки сформированы для эксплуатации объекта федеральной энергетической системы Российской Федерации - Угличской ГЭС и в силу прямого указания Закона являются федеральной собственностью.
По мнению суда апелляционной инстанции у Управления Росреестра имелись фактические и правовые основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 76:22:010101:57 и 76:22:000000:1, факт расположения на которых объектов Федеральной энергетической системы подтверждается содержащимися в ЕГРП сведениями о государственной регистрации за ОАО "РусГидро" объекта недвижимости - энергетический производственно-технологический комплекс Угличской ГЭС - то есть объекта федеральной энергетической системы. Поскольку данные о государственной регистрации указанного комплекса имеются в Управлении Росреестра, заявитель в силу прямого указания статьи 16 Закона N 122-ФЗ не обязан был предоставлять для государственной регистрации свидетельство о государственной регистрации права на Угличскую ГЭС.
В этой связи оспариваемые отказы в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 76:22:010101:57 и 76:22:000000:1 не соответствуют требованиям статей 18, 20 Закона N 122-ФЗ и нарушают права и законные интересы заявителя.
Таким образом, доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.04.2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.04.2014 по делу N А82-11393/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.07.2014 ПО ДЕЛУ N А82-11393/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2014 г. по делу N А82-11393/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.04.2014 по делу N А82-11393/2013, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ОГРН 1047600432219; ИНН 7604071920),
третье лицо: филиал открытого акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания "РусГидро"-"Каскад Верхневолжских ГЭС",
о признании незаконным отказа,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области (далее - заявитель, ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - ответчик, Управление Росреестра) о признании незаконным отказа Управления Росреестра от 31.05.2013 N 10/001/2013-725 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 76:22:010101:57, расположенный по адресу: Ярославская область, горд Углич, ул. Спасская, д. 33, площадью 195085 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственной деятельности, и земельный участок с кадастровым номером 76:22:000000:1, расположенный по адресу: Ярославская область, горд Углич, ул. Спасская, д. 33, площадью 25564 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственной деятельности; об обязании ответчика внести записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о праве собственности Российской Федерации на указанные выше земельные участки.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 25.04.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Управление Росреестра обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ответчик приводит доводы о том, что ТУ Росимущества не были представлены в полном объеме документы, необходимые для регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Открытое акционерное общество "Федеральная гидрогенерирующая компания "РусГидро"-"Каскад Верхневолжских ГЭС" (далее - ОАО "РусГидро", Общество) в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов ответчика, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В частности, Общество приводит доводы о том, что Управление Росреестра, имея неограниченный доступ к сведениям, содержащимся в ЕГРП, имело возможность и обязано было проверить, какие объекты находятся на данных земельных участках, кому и на каком основании они принадлежат.
Подробно доводы ответчика и третьего лица изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
ТУ Росимущества считает решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по основаниям, изложенным в его заявлении от 14.08.2013 N 3984.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. ТУ Росимущества и Управление Росреестра заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (также по тексту - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в собственности ОАО "РусГидро" находится Энергетический производственно-технологический комплекс Угличской гидроэлектростанции (далее - Угличская ГЭС), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.08.2011 76-АБ N 425321 (л.д. 149).
Угличская ГЭС, являющаяся структурным элементом федеральной энергетической системы, расположена на земельных участках, в том числе: площадью 195085 кв. м с кадастровым номером 76:22:010101:57 категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для производственной деятельности" местоположение: Ярославская область, г. Углич, ул. Спасская, д. 33, а также - площадью 25564 кв. м с кадастровым номером 76:22:000000:0001 категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для производственной деятельности" местоположение: Ярославская область, г. Углич, ул. Спасская, д. 33.
Данные земельные участки используются ОАО "РусГидро" на основании договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена N 2806 от 20.12.2010 и N 2807 от 21.01.2011, сроком действия - 49 лет. Договоры прошли государственную регистрацию.
16.04.2013 Российская Федерация в лице представителя ТУ Росимущества по доверенности обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанные выше земельные участки, расположенные по адресу: Ярославская область, г. Углич, ул. Спасская, д. 33.
Управление Росреестра сообщением от 31.05.2013 N 10/001/2013-725 отказало в государственной регистрации права, ссылаясь на то, что заявителем не были представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) для государственной регистрации права (л.д. 114).
Не согласившись с данным решением ответчика, ТУ Росимущества обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 18, 20 Закона N 122-ФЗ, статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), статьей 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и статьями 7, 17, 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 названного Закона к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Как следует из пункта 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ, осуществление государственной регистрации прав, включает в себя, в том числе установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав.
На основании пунктов 1, 2 статьи 16 указанного Закона государственная регистрация прав проводится в частности на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с абзацами 8, 10 пункта 1 статьи 20 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (пункт 8); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (пункт 10).
Как следует из оспариваемого сообщения Управления Росреестра от 31.05.2013 N 10/001/2013-725 отказ в государственной регистрации права Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 76:22:010101:57 и 76:22:000000:1 обоснован непредставлением заявителем документов, подтверждающих, что указанные земельные участки расположены под объектами Федеральной собственности.
В силу пунктов 1, 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса (пункт 1). Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами (пункт 2 статьи 9 ЗК РФ).
Статьей 16 ЗК РФ установлено, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.
Согласно статье 17 ЗК РФ к федеральной собственности относятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
В соответствии с п. 4 ст. 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами и другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Статьей 7 Закона об электроэнергетике установлено, что единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Согласно представленным в материалы дела кадастровым паспортам земельные участки с кадастровыми номерами 76:22:010101:57 и 76:22:000000:1 отнесены к категории земель населенных пунктов и имеют разрешенное использование - для производственной деятельности. Земельные участки расположены по адресу: Ярославская область, г. Углич, ул. Спасская, д. 33 и предоставлены для производственной деятельности ОАО "РусГидро".
ОАО "РусГидро" учреждено на основании Постановления Правительства от 11.07.201 N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации, распоряжений Правительства Российской Федерации от 01.09.2003 N 1254-р, от 25.10.2004 N 1367-р. Единственным учредителем Общества является Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России".
Из свидетельств о государственной регистрации права следует, что на данных земельных участках расположен Энергетический производственно-технологический комплекс Угличской гидроэлектростанции в состав которого, в том числе, входят здания, плотина, дамба.
Первоначально земля для строительства гидроэлектростанции была предоставлена Постановлением СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) N 2074 от 14.09.1935 "О строительстве гидроузлов в районе Углича и Рыбинска"
Из материалов дела не усматривается нахождение на спорных земельных участках объектов недвижимости, находящихся в собственности граждан, юридических лиц, муниципальных образований или субъектов Российской Федерации.
Оценив, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что изначально спорные земельные участки сформированы для эксплуатации объекта федеральной энергетической системы Российской Федерации - Угличской ГЭС и в силу прямого указания Закона являются федеральной собственностью.
По мнению суда апелляционной инстанции у Управления Росреестра имелись фактические и правовые основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 76:22:010101:57 и 76:22:000000:1, факт расположения на которых объектов Федеральной энергетической системы подтверждается содержащимися в ЕГРП сведениями о государственной регистрации за ОАО "РусГидро" объекта недвижимости - энергетический производственно-технологический комплекс Угличской ГЭС - то есть объекта федеральной энергетической системы. Поскольку данные о государственной регистрации указанного комплекса имеются в Управлении Росреестра, заявитель в силу прямого указания статьи 16 Закона N 122-ФЗ не обязан был предоставлять для государственной регистрации свидетельство о государственной регистрации права на Угличскую ГЭС.
В этой связи оспариваемые отказы в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 76:22:010101:57 и 76:22:000000:1 не соответствуют требованиям статей 18, 20 Закона N 122-ФЗ и нарушают права и законные интересы заявителя.
Таким образом, доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.04.2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.04.2014 по делу N А82-11393/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)