Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.04.2014 N 17АП-2608/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А60-43990/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2014 г. N 17АП-2608/2014-ГК

Дело N А60-43990/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Голубцовой Ю.А., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шималиной Т.В.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителей не обеспечили,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 января 2014 года
по делу N А60-43990/2013,
принятое судьей Мартемьяновым В.Б.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭФЕС" (ОГРН 1116670008905, ИНН 6670333768)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра по Свердловской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области),
третьи лица: администрация города Екатеринбурга, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - МУГИСО),
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эфес" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Росреестра по Свердловской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509013:57, площадью 2854 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, по ул. Альпинистов, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 2 151 916 руб.
Определением суда от 19.11.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено МУГИСО, администрация города Екатеринбурга.
Решением суда от 30.01.2014 иск удовлетворен.
МУГИСО обжаловало решение в апелляционном порядке, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать. Указывает, что стоимость аренды государственной земли относится к категории регулируемых цен, следовательно, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Министерство указывает, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования город Екатеринбург, утверждены приказом МУГИСО от 15.01.2013 N 32, в связи с чем нет оснований считать права истца нарушенными.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд оснований для отмены (изменения) решения не находит.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, обществу на праве аренды (договор от 30.01.2012 N 5-2269-Т, сроком на 5 лет) принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:0509013:57 площадью 2854 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, по ул. Альпинистов (запись государственной регистрации от 05.03.2012 N 66-66-01/007/2012).
Приказом МУГИСО от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" установлена кадастровая стоимость названного земельного участка в размере 32 629 239 руб. 74 коп., определенная по состоянию на 15.11.2012.
Истец, ссылаясь на подготовленный по его заказу отчет от 08.10.2013 N 13-400 оценщика - общества с ограниченной ответственностью "Оценочная компания "Априори", согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка значительно ниже кадастровой, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив указанный выше отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, приняв во внимание экспертное заключение Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 14.10.2013 N 563/30-13, согласно которому названный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также учтя отсутствие доказательств, опровергающих величину рыночной стоимости, определенную указанным отчетом, пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, утвержденная приказом МУГИСО от 15.01.2013 N 32, существенно превышает его рыночную стоимость. В отсутствие сведений о недостоверности определенной оценщиком рыночной стоимости, суд удовлетворил требования общества, установив кадастровую стоимость названного участка по состоянию на 15.11.2012 в размере рыночной.
Доводы жалобы МУГИСО апелляционным судом рассмотрены и отклонены исходя из следующего.
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 указанного Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 названного Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.п. 2, 4, 10 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 ЗК РФ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Установление судом кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Право оспаривания результатов кадастровой оценки предоставлено не только правообладателю земельного участка, но и иным заинтересованным лицам.
Действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у общества права аренды на земельный участок, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для признания общества заинтересованным лицом в обращении с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
Размер кадастровой стоимости для арендатора земельного участка является значимым, так как в настоящее время в соответствии с нормативными актами расчет арендной платы за земельные участки производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка с применением соответствующих ставок и коэффициентов.
Кроме того, согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
С учетом изложенного, ссылка третьего лица на отсутствие нарушений прав истца приказом МУГИСО от 15.01.2013 N 32, апелляционный суд во внимание не принимает.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба МУГИСО удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению решения, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.01.2014 по делу N А60-43990/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА

Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
В.Ю.ДЮКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)