Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Наличие невостребованной земельной доли, принадлежащей ответчику, нарушает права и интересы муниципального образования на пополнение доходной части бюджета за счет поступлений от уплаты налогов, нарушает принцип сохранения единого целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, препятствует их обороту.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Янович Д.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Зашихиной Н.Г.,
судей областного суда Башкатовой Е.Ю., Усовой Е.И.,
при секретаре Н.,
рассмотрела в судебном заседании 13 июня 2013 года
дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Екатериновского СП Москаленского МР Омской области Г. на решение Москаленского районного суда Омской области от 27 марта 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области к П.Н. о признании права муниципальной собственности на земельную долю, принадлежащую П.Н., отказать".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия
установила:
Администрация Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области обратилась в суд с иском к П.Н. о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, принадлежащую П.Н.
В обоснование заявленных требований указала, что ответчик в результате реорганизации колхоза им. Димитрова получил в собственность земельную долю земельного участка, расположенного на землях бывшего колхоза им. Димитрова. В данное время указанный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения расположен на территории муниципального образования - Екатериновское сельское поселение.
При реорганизации колхоза им. Димитрова в СПК им. Димитрова земельными долями были наделены *** бывших работника реорганизуемого колхоза. На основании постановления Главы администрации Москаленского района N 270-п от 10.02.1992 собственникам, получившим земельные доли, были выданы свидетельства на право собственности. Каждая земельная доля состояла из *** га, в том числе *** га пашни и *** га сенокосов и пастбищ.
Считает, что земельная доля, предоставленная П.Н., в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" является невостребованной, так как ответчик не передал эту земельную долю в аренду, не выделил ее и не распорядился ею иным образом.
Наличие невостребованной земельной доли, принадлежащей П.Н., нарушает права и интересы Екатериновского сельского поселения на пополнение доходной части бюджета за счет поступлений от уплаты налогов, нарушает принцип сохранения единого целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, препятствует их обороту.
Просила признать за указанным муниципальным образованием право собственности на земельную долю, площадью *** га, земельного участка, с кадастровым номером *** (пашни), и право собственности на земельную долю, площадью *** га, с кадастровым номером *** (сенокосов), местоположение которых установлено относительно ориентира - р.п. ***, участки находятся примерно в *** км от ориентира по направлению на юг, в счет невостребованной доли, принадлежащей П.Н.
В судебном заседании представитель истца Г. заявленные требования поддержала.
Пояснила, что администрацией Екатериновского сельского поселения проведена процедура признания земельной доли, принадлежащей ответчику, невостребованной. Истец опубликовал информационное сообщение в районной газете "Сельская новь" от 04.03.2011 года N *** (9608) с указанием собственников земельных долейй, в том числе ответчика, доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в законе. Список собственников невостребованных земельных долейй также размещался на информационном щите, расположенном в здании администрации Екатериновского сельского поселения.
07 июля 2012 года администрация Екатериновского сельского поселения обратилась к представителям собственников земельных долейй с просьбой о проведении собрания для утверждения списка невостребованных земельных долейй в соответствии с требованиями Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", указав в письме, что по прошествии 4 месяцев после уведомления собственников орган местного самоуправления вправе самостоятельно утвердить список собственников невостребованных земельных долейй.
Поскольку собрание собственников земельных долейй не было проведено в указанный срок, администрация Екатериновского сельского поселения самостоятельно утвердила список собственников невостребованных земельных долейй, с момента опубликования которого каких-либо возражений от П.Н. не поступало.
Адвокат Карлыханова Е.И., назначенная судом в порядке ст. 50 ГПК РФ в качестве представителя ответчика П.Н., место жительства которого неизвестно, требования администрации Екатериновского сельского поселения не признала, ссылаясь на отсутствие оснований для признания земельной доли П.Н. невостребованной.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области С.М. в судебном заседании участия не принимал, направил в адрес суда письменный отзыв, в котором указывает на необходимость соблюдения установленной законом процедуры признания земельных долейй невостребованными.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, в судебное заседание не явился.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Екатериновского СП Москаленского МР Омской области Г. с решением Москаленского районного суда Омской области не согласилась, просила его отменить. Указала, что процедурные положения и нормы, предусмотренные земельным законодательством в части перехода права собственности на невостребованные земельные доли, соблюдены. Отметила, что официального сайта в 2011 - 2012 годах Администрация поселения не имела, а потому разместить список собственников земельных долейй на указанном ресурсе возможности не имела. Полагала, что поскольку указанная земля рационально собственником не используется в течение длительного периода (более 3 лет), не уплачивается земельный и иные виды налогов, нарушаются права сельского поселения на пополнение доходной части бюджета.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник Москаленского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области С.Е. полагала решение законным и обоснованным.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда полагает, что оснований к отмене постановленного судом решения не имеется.
В соответствии с положениями ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судебная коллегия не усматривает.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что согласно постановлению N 270-п от 18.08.1992 главы администрации Москаленского района Омской области, П.Н. был включен в состав лиц для наделения земельной долей размером *** гектаров на полях СПК им. Димитрова.
До настоящего времени ответчик земельной долей не распоряжался и не передавал в аренду, не регистрировал свое право собственности, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, данными Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Указанные обстоятельства в силу положений статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" дают возможность для признания принадлежащей ответчику земельной доли невостребованной.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к верному выводу о том, что органом местного самоуправления установленный законом порядок определения земельной доли как невостребованной не соблюден, в связи с чем не имеется оснований для прекращения права собственности ответчика на нее и возникновения права собственности сельского поселения на земельный участок.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года были внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", вступившие в силу с 01 июля 2011 года и существенно изменившие правовое регулирование в отношении невостребованных земельных долейй.
Так, в соответствии с действующим с 01 июля 2011 года порядком орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка формирует список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и (или) земельных долейй, которые могут быть признаны невостребованными (пункт 3 статьи 12.1 Закона).
Указанный список опубликовывается органом местного самоуправления в средствах массовой информации, при наличии официального сайта размещается и в сети "Интернет", а также на информационных щитах не менее чем за три месяца до созыва общего собрания (пункт 4 статьи 12.1 Закона).
Список невостребованных земельных долейй представляется на утверждение общего собрания участников долевой собственности (пункт 5 статьи 12.1 Закона).
Впоследствии орган местного самоуправления опубликовывает в средствах массовой информации, а также размещает на информационных щитах не менее чем за 40 дней до дня проведения собрания сообщение о его проведении с указанием повестки дня (пункт 2 и 3 статьи 14.1 Закона).
С даты утверждения списка общим собранием земельные доли признаются невостребованными, если общим собранием в течение 4 месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу невостребованных земельных долях, то орган местного самоуправления вправе утвердить такой список самостоятельно (пункт 7 статьи 14.1 Закона).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными (пункт 8 статьи 12.1 Закона).
В судебном заседании установлено, что список собственников земельных долейй, которые могут быть признаны невостребованными, подготовлен Администрацией Екатериновского сельского поселения Москаленского района Омской области, размещен в районной газете "Сельская Новь" от 04.03.2011 N *** (9608).
П.Н. в указанном списке поименован.
Доказательств размещения указанного списка в сети Интернет и на информационных стендах истцом представлено не было, и на данное нарушение установленного законом порядка судом указано верно.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что по имеющейся у истца информации большая часть собственников земельных долейй, которые могут быть признаны невостребованными, выбыла за пределы России на постоянное место жительства, а потому размещения информации лишь в районной газете определенно недостаточно.
В соответствии с положениями пп. 5 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участники долевой собственности на общем собрании вправе принимать решения, в том числе об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долейй, которые могут быть признаны невостребованными.
Порядок созыва общего собрания участников долевой собственности регламентирован положениями ст. 14.1 указанного Федерального закона.
Так, инициатором проведения собрания может выступать орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности (ч. 1).
Участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка о проведении собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, и размещении сообщения на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет (при его наличии) не позднее, чем за 40 дней до дня проведения общего собрания.
Не позднее дня опубликования сообщения аналогичный текст должен быть размещен на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка.
В судебном заседании установлено, что извещения о созыве общего собрания в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 12.1, ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в средствах массовой информации, в сети Интернет не публиковались, на информационных щитах не размещались.
Уведомление от 07.07.2012 N ***, направленное Главой сельского поселения М.А. представителям собственником земельных долейй Екатериновского сельского поселения Ф., М.П., П.А. требованиям законодательства не соответствует.
В судебном заседании представитель истца пояснила, что по ее мнению права инициировать созыв общего собрания Администрация сельского поселения не имеет, что судебная коллегия полагает ошибочным, не соответствующим нормам действующего законодательства.
Данные обстоятельства не дают возможности прийти к выводу о том, что органом местного самоуправления была соблюдена процедура признания долей невостребованными, и он имеет возможность в судебном порядке признать право муниципальной собственности на эти земельные доли.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Исходя из системного толкования норм права, регулирующих спорные правоотношения, после установления границ всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления должен принять решение о выделении земельного участка в счет невостребованных земельных долейй, который должен формироваться из неиспользуемых земельных участков и земельных участков худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.
Правом принятия решения об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долейй, наделено общее собрание участников долевой собственности.
Как уже отмечалось выше, в случае, если в течение девяноста дней со дня опубликования сообщения о невостребованных земельных долях с указанием их собственников, которое размещается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, собственники невостребованных земельных долейй, в счет выделения которых должен быть образован земельный участок, не заявят о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, устанавливаются границы этого земельного участка, в соответствии с местоположением, которое было определено общим собранием участников долевой собственности.
Далее субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.
В случае, признания права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на испрашиваемый земельный участок, последний должен поступить в фонд перераспределения субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Администрация Екатериновского сельского поселения Москаленского района Омской области приведенную процедуру до обращения в суд не выполнила.
Доводы апелляционной жалобы представителя Администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского района Омской области Г. отмену оспариваемого решения повлечь не могут, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права по изложенным выше основаниям.
Указание в жалобе на нарушение права и интересов сельского поселения на получение доходной части бюджета за счет соответствующих поступления при целевом использовании земельного участка судебная коллегия принимает, однако восстановлению нарушенного права в судебном порядке должна предшествовать процедура признания земельных долей невостребованными в соответствии с законом, что истцом надлежащим образом выполнено не было.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Из материалов дела следует, что судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых обстоятельств по делу, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Москаленского районного суда Омской области от 27 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского района Омской области Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3589/13
Требование: О признании права муниципальной собственности на земельную долю.Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Наличие невостребованной земельной доли, принадлежащей ответчику, нарушает права и интересы муниципального образования на пополнение доходной части бюджета за счет поступлений от уплаты налогов, нарушает принцип сохранения единого целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, препятствует их обороту.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июня 2013 г. по делу N 33-3589/13
Председательствующий: Янович Д.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Зашихиной Н.Г.,
судей областного суда Башкатовой Е.Ю., Усовой Е.И.,
при секретаре Н.,
рассмотрела в судебном заседании 13 июня 2013 года
дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Екатериновского СП Москаленского МР Омской области Г. на решение Москаленского районного суда Омской области от 27 марта 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области к П.Н. о признании права муниципальной собственности на земельную долю, принадлежащую П.Н., отказать".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия
установила:
Администрация Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области обратилась в суд с иском к П.Н. о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, принадлежащую П.Н.
В обоснование заявленных требований указала, что ответчик в результате реорганизации колхоза им. Димитрова получил в собственность земельную долю земельного участка, расположенного на землях бывшего колхоза им. Димитрова. В данное время указанный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения расположен на территории муниципального образования - Екатериновское сельское поселение.
При реорганизации колхоза им. Димитрова в СПК им. Димитрова земельными долями были наделены *** бывших работника реорганизуемого колхоза. На основании постановления Главы администрации Москаленского района N 270-п от 10.02.1992 собственникам, получившим земельные доли, были выданы свидетельства на право собственности. Каждая земельная доля состояла из *** га, в том числе *** га пашни и *** га сенокосов и пастбищ.
Считает, что земельная доля, предоставленная П.Н., в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" является невостребованной, так как ответчик не передал эту земельную долю в аренду, не выделил ее и не распорядился ею иным образом.
Наличие невостребованной земельной доли, принадлежащей П.Н., нарушает права и интересы Екатериновского сельского поселения на пополнение доходной части бюджета за счет поступлений от уплаты налогов, нарушает принцип сохранения единого целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, препятствует их обороту.
Просила признать за указанным муниципальным образованием право собственности на земельную долю, площадью *** га, земельного участка, с кадастровым номером *** (пашни), и право собственности на земельную долю, площадью *** га, с кадастровым номером *** (сенокосов), местоположение которых установлено относительно ориентира - р.п. ***, участки находятся примерно в *** км от ориентира по направлению на юг, в счет невостребованной доли, принадлежащей П.Н.
В судебном заседании представитель истца Г. заявленные требования поддержала.
Пояснила, что администрацией Екатериновского сельского поселения проведена процедура признания земельной доли, принадлежащей ответчику, невостребованной. Истец опубликовал информационное сообщение в районной газете "Сельская новь" от 04.03.2011 года N *** (9608) с указанием собственников земельных долейй, в том числе ответчика, доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в законе. Список собственников невостребованных земельных долейй также размещался на информационном щите, расположенном в здании администрации Екатериновского сельского поселения.
07 июля 2012 года администрация Екатериновского сельского поселения обратилась к представителям собственников земельных долейй с просьбой о проведении собрания для утверждения списка невостребованных земельных долейй в соответствии с требованиями Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", указав в письме, что по прошествии 4 месяцев после уведомления собственников орган местного самоуправления вправе самостоятельно утвердить список собственников невостребованных земельных долейй.
Поскольку собрание собственников земельных долейй не было проведено в указанный срок, администрация Екатериновского сельского поселения самостоятельно утвердила список собственников невостребованных земельных долейй, с момента опубликования которого каких-либо возражений от П.Н. не поступало.
Адвокат Карлыханова Е.И., назначенная судом в порядке ст. 50 ГПК РФ в качестве представителя ответчика П.Н., место жительства которого неизвестно, требования администрации Екатериновского сельского поселения не признала, ссылаясь на отсутствие оснований для признания земельной доли П.Н. невостребованной.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области С.М. в судебном заседании участия не принимал, направил в адрес суда письменный отзыв, в котором указывает на необходимость соблюдения установленной законом процедуры признания земельных долейй невостребованными.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, в судебное заседание не явился.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Екатериновского СП Москаленского МР Омской области Г. с решением Москаленского районного суда Омской области не согласилась, просила его отменить. Указала, что процедурные положения и нормы, предусмотренные земельным законодательством в части перехода права собственности на невостребованные земельные доли, соблюдены. Отметила, что официального сайта в 2011 - 2012 годах Администрация поселения не имела, а потому разместить список собственников земельных долейй на указанном ресурсе возможности не имела. Полагала, что поскольку указанная земля рационально собственником не используется в течение длительного периода (более 3 лет), не уплачивается земельный и иные виды налогов, нарушаются права сельского поселения на пополнение доходной части бюджета.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник Москаленского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области С.Е. полагала решение законным и обоснованным.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда полагает, что оснований к отмене постановленного судом решения не имеется.
В соответствии с положениями ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судебная коллегия не усматривает.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что согласно постановлению N 270-п от 18.08.1992 главы администрации Москаленского района Омской области, П.Н. был включен в состав лиц для наделения земельной долей размером *** гектаров на полях СПК им. Димитрова.
До настоящего времени ответчик земельной долей не распоряжался и не передавал в аренду, не регистрировал свое право собственности, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, данными Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Указанные обстоятельства в силу положений статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" дают возможность для признания принадлежащей ответчику земельной доли невостребованной.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к верному выводу о том, что органом местного самоуправления установленный законом порядок определения земельной доли как невостребованной не соблюден, в связи с чем не имеется оснований для прекращения права собственности ответчика на нее и возникновения права собственности сельского поселения на земельный участок.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года были внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", вступившие в силу с 01 июля 2011 года и существенно изменившие правовое регулирование в отношении невостребованных земельных долейй.
Так, в соответствии с действующим с 01 июля 2011 года порядком орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка формирует список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и (или) земельных долейй, которые могут быть признаны невостребованными (пункт 3 статьи 12.1 Закона).
Указанный список опубликовывается органом местного самоуправления в средствах массовой информации, при наличии официального сайта размещается и в сети "Интернет", а также на информационных щитах не менее чем за три месяца до созыва общего собрания (пункт 4 статьи 12.1 Закона).
Список невостребованных земельных долейй представляется на утверждение общего собрания участников долевой собственности (пункт 5 статьи 12.1 Закона).
Впоследствии орган местного самоуправления опубликовывает в средствах массовой информации, а также размещает на информационных щитах не менее чем за 40 дней до дня проведения собрания сообщение о его проведении с указанием повестки дня (пункт 2 и 3 статьи 14.1 Закона).
С даты утверждения списка общим собранием земельные доли признаются невостребованными, если общим собранием в течение 4 месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу невостребованных земельных долях, то орган местного самоуправления вправе утвердить такой список самостоятельно (пункт 7 статьи 14.1 Закона).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными (пункт 8 статьи 12.1 Закона).
В судебном заседании установлено, что список собственников земельных долейй, которые могут быть признаны невостребованными, подготовлен Администрацией Екатериновского сельского поселения Москаленского района Омской области, размещен в районной газете "Сельская Новь" от 04.03.2011 N *** (9608).
П.Н. в указанном списке поименован.
Доказательств размещения указанного списка в сети Интернет и на информационных стендах истцом представлено не было, и на данное нарушение установленного законом порядка судом указано верно.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что по имеющейся у истца информации большая часть собственников земельных долейй, которые могут быть признаны невостребованными, выбыла за пределы России на постоянное место жительства, а потому размещения информации лишь в районной газете определенно недостаточно.
В соответствии с положениями пп. 5 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участники долевой собственности на общем собрании вправе принимать решения, в том числе об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долейй, которые могут быть признаны невостребованными.
Порядок созыва общего собрания участников долевой собственности регламентирован положениями ст. 14.1 указанного Федерального закона.
Так, инициатором проведения собрания может выступать орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности (ч. 1).
Участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка о проведении собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, и размещении сообщения на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет (при его наличии) не позднее, чем за 40 дней до дня проведения общего собрания.
Не позднее дня опубликования сообщения аналогичный текст должен быть размещен на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка.
В судебном заседании установлено, что извещения о созыве общего собрания в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 12.1, ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в средствах массовой информации, в сети Интернет не публиковались, на информационных щитах не размещались.
Уведомление от 07.07.2012 N ***, направленное Главой сельского поселения М.А. представителям собственником земельных долейй Екатериновского сельского поселения Ф., М.П., П.А. требованиям законодательства не соответствует.
В судебном заседании представитель истца пояснила, что по ее мнению права инициировать созыв общего собрания Администрация сельского поселения не имеет, что судебная коллегия полагает ошибочным, не соответствующим нормам действующего законодательства.
Данные обстоятельства не дают возможности прийти к выводу о том, что органом местного самоуправления была соблюдена процедура признания долей невостребованными, и он имеет возможность в судебном порядке признать право муниципальной собственности на эти земельные доли.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Исходя из системного толкования норм права, регулирующих спорные правоотношения, после установления границ всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления должен принять решение о выделении земельного участка в счет невостребованных земельных долейй, который должен формироваться из неиспользуемых земельных участков и земельных участков худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.
Правом принятия решения об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долейй, наделено общее собрание участников долевой собственности.
Как уже отмечалось выше, в случае, если в течение девяноста дней со дня опубликования сообщения о невостребованных земельных долях с указанием их собственников, которое размещается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, собственники невостребованных земельных долейй, в счет выделения которых должен быть образован земельный участок, не заявят о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, устанавливаются границы этого земельного участка, в соответствии с местоположением, которое было определено общим собранием участников долевой собственности.
Далее субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.
В случае, признания права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на испрашиваемый земельный участок, последний должен поступить в фонд перераспределения субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Администрация Екатериновского сельского поселения Москаленского района Омской области приведенную процедуру до обращения в суд не выполнила.
Доводы апелляционной жалобы представителя Администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского района Омской области Г. отмену оспариваемого решения повлечь не могут, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права по изложенным выше основаниям.
Указание в жалобе на нарушение права и интересов сельского поселения на получение доходной части бюджета за счет соответствующих поступления при целевом использовании земельного участка судебная коллегия принимает, однако восстановлению нарушенного права в судебном порядке должна предшествовать процедура признания земельных долей невостребованными в соответствии с законом, что истцом надлежащим образом выполнено не было.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Из материалов дела следует, что судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых обстоятельств по делу, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Москаленского районного суда Омской области от 27 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского района Омской области Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)