Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 31.10.2014 ПО ДЕЛУ N А10-4661/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2014 г. по делу N А10-4661/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года
В полном объеме постановление изготовлено 31 октября 2014 года
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Палащенко И.И., Уманя И.Н.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Закаменский район" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 мая 2014 года по делу N А10-4661/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Борхонова Л.В.; апелляционный суд: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),

установил:

Закрытое акционерное общество "Закаменск" (далее - ЗАО "Закаменск", ОГРН 1090327010091, ИНН 0307035148, место нахождения: Республика Бурятия, г. Закаменск) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Бурятия (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, место нахождения: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 03:07:380103:180, общей площадью 108 759 кв. м, местоположение которого установлено: Республика Бурятия, Закаменский район, г. Закаменск, местность Барун-Нарын, равной рыночной в размере 9 564 000 рублей в соответствии с оценкой эксперта по состоянию на 01.01.2010.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993598, ИНН 0326023500; место нахождения: г. Улан-Удэ); Правительство Республики Бурятия (ОГРН 1020300972361, ИНН 0323082280; место нахождения: г. Улан-Удэ); Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (ОГРН 1070326007641, ИНН 0326471904; место нахождения: г. Улан-Удэ); муниципальное образование "Закаменский район" Республики Бурятия в лице администрации муниципального образования "Закаменский район" (ОГРН 1101434002042; ИНН 4535362728, место нахождения: Республика Бурятия, г. Закаменск).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2014 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация муниципального образования "Закаменский район" обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности, в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе приводит доводы о несогласии с выводами судов двух инстанций о наличии правовых оснований установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2010.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия поддержало доводы кассационной жалобы, просило отменить принятые судебные акты.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.05.2013 между МО "Закаменский район" (арендодатель) и ЗАО "Закаменск" (арендатор) заключен договор на предоставление земельного участка в аренду, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, кадастровый номер 03:07:380103:180, местоположение: Республика Бурятия, Закаменский район, г. Закаменск, местность Барун-Нарын, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производства открытых горных работ и под строительство обогатительного модуля по переработке отходов обогащения Джидинского ВМК, площадь 108759 кв. м (пункт 1.1 договора).
Срок аренды земельного участка с 22.05.2013 по 22.05.2022 (пункт 2.1 договора). Кадастровая стоимость земельного участка составляет 19 772 386 рублей 20 копеек. Размер арендной платы за один месяц составляет 49 430 рублей 96 копеек (пункт 3.1 договора). Арендная плата подлежит пересмотру в одностороннем порядке по требованию арендодателя, размер годовой арендной платы за использование земельного участка изменяется: в связи с изменением ставок арендной платы, прогнозируемого уровня инфляции, значений и коэффициентов, используемых при расчете арендной платы, и (или) кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Республики Бурятия N 618 от 28.11.2011 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия по состоянию на 1 января 2010 года, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов в Республике Бурятия по состоянию на 1 января 2010 года.
Кадастровая стоимость земельного участка в размере 19 772 386 рублей 20 копеек внесена в государственный кадастр недвижимости на основании пункта 26894 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Республики Бурятия N 618 от 28.11.2011.
Истец, указав на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, учитывая порядок расчета оплаты за землю, является нарушение прав ЗАО "Закаменск" как арендатора данного земельного участка, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Бурятия и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Исходя из положений статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, арендатор вправе обращаться с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 при решении вопроса о надлежащей дате, на которую обществу следует доказать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о ее внесении в качестве кадастровой, необходимо учитывать следующее.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 281-О-О указано, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Следовательно, суды правильно исходил из того, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Постановлением Правительства Республики Бурятия N 618 от 28.11.2011 результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов в Республике Бурятия определены по состоянию на 1 января 2010 года, следовательно, суды правильно сделали вывод, что рыночную стоимость спорного земельного участка необходимо установить по состоянию на 1 января 2010 года.
Как следует из материалов дела, учитывая наличие у сторон разногласий относительно кадастровой стоимости спорного земельного участка определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 января 2014 года по ходатайству истца по делу была назначена судебная экспертиза, с поручением ее проведения эксперту Малыгину Михаилу Николаевичу (индивидуальный предприниматель Малыгин М.Н., Экспертная оценка "ДИЕКС").
Согласно отчету эксперта N Р27-02/14 от 03.03.2013, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 03:07:380103:180 по состоянию на 01.01.2010 составляет 9 564 000 рубля. В связи с чем на основании вышеизложенных норм действующего законодательства суды двух инстанций правомерно установили кадастровую стоимость земельного участка в указанном размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2010.
Доводы заявителя кассационной жалобы о недопустимости экспертного заключения, как доказательства по делу, обоснованно не приняты судами во внимание и отклоняются арбитражным судом округа, как несостоятельные.
Суды по результатам исследования заключения эксперта N Р27-02/14 от 03.03.2013 по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установили, что заключение составлено в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности, Федеральным стандартом оценки (ФСО N 1) "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки", утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256, Федеральным стандартом оценки (ФСО N 2) "Цель оценки и виды стоимости", утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 255, Федеральным стандартом оценки (ФСО N 3) "Требования к отчету об оценке", утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254.
В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года N 256 оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода. Оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.
На страницах 32 - 33, 40 - 41 экспертного заключения N Р27-02/14 от 03.03.2013 экспертом изложен анализ возможности применения указанных подходов к оценке, с обоснованием отказа в применении затратного и доходного подходов. Выводы сделаны на основании сравнительного подхода. Для определения рыночной стоимости выбран метод сравнения аналогов, как наиболее соответствующий определяемому стандарту стоимости. Данные о сравниваемых объектах, полученные на основе информации о предложении земельных участков, расположенных в районе расположения объекта оценки, приведенной в периодических печатных изданиях, приведены в таблице N 12.
Экспертом рыночная цена земельного участка определена исходя из разрешенного использования земельного участка - для производства открытых горных работ и под строительство обогатительного модуля по переработке отходов обогащения Джидинского ВМК, что предполагает строительство объектов на земельном участке в целях коммерческого использования.
Ссылаясь на неверность выводов эксперта, администрация и Минимущество Республики Бурятия не заявило ходатайств о проведении дополнительной или повторной экспертизы в порядке статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов судов двух инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права, а по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не соответствует целям и задачам кассационного судопроизводства (глава 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 мая 2014 года по делу N А10-4661/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.И.СКУБАЕВ

Судьи
И.И.ПАЛАЩЕНКО
И.Н.УМАНЬ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)