Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 13.02.2014 N 33-1970/2014

Требование: Об оспаривании постановления о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг
Обстоятельства: Истцы лишаются права собственности на недвижимое имущество, а взамен органом местного самоуправления собственникам не предложено равноценное возмещение.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 февраля 2014 г. N 33-1970/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Зайнуллиной Г.К.
судей Куловой Г.Р.
Хакимова А.Р.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Х.М.В. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Х.М.В. о признании постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан незаконным - отказать.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р. судебная коллегия,

установила:

Х.М.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации Городского округа город Уфа N... от дата "О признании многоквартирного жилого дома адрес аварийным и подлежащим сносу", признании его незаконным в части принадлежащей ей 1/3 доли в праве собственности на строения с литерами A, Al, A2, A3 домовладения адрес.
В обоснование заявленных требований указала, что оспариваемым Постановлением дом адрес признан аварийным и подлежащим сносу в связи с произошедшим оползнем дата года, собственникам предложено в срок до дата освободить жилые помещения, в срок до дата осуществить снос жилого дома за счет собственных средств. Заявитель полагает, что заключение межведомственной комиссии было составлено с нарушением порядка, предусмотренного Положением "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу", утвержденного Постановлением Правительства РФ от дата N...: не были учтены выводы специализированной организации, в том числе о соответствии строения противопожарной безопасности, не заслушано мнение специалистов по земельным ресурсам, специалистов по учету и распределения жилья. На заседании межведомственной комиссии не решался вопрос о предоставлении жилья взамен сносимого, об изъятии земельного участка для муниципальных нужд. На основании заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу от дата Администрация ГО г. Уфа вынесла незаконное постановление N... от дата года, которым нарушены права и свободы граждан Х.Г. и Х.М.В.по владению, пользованию и распоряжению своей долей в общей долевой собственности спорного дома, а также незаконно возложена обязанность освободить жилые помещения и осуществить снос своего единственного имущества за счет собственных средств. Комиссией не учтен тот факт, что жилой дом N... по адрес состоит из двух строений, что подтверждается соответствующим техническим паспортом на вышеназванный дом. Первое строение возведено в дата (литеры A, Al, A2, A3), имеет отдельное газоводотеплоснабжение. Вышеназванный дом унаследован по закону после смерти ФИО2 его детьми: Х.Г., Х.М.Х., ФИО4, принадлежит на праве общей долевой собственности: Х.Г. - 1/6 доля общей долевой собственности; Х.М.В. - 1/6 доля общей долевой собственности; Х.М.Х. - 1/3 доля общей долевой собственности; ФИО4, умершей в дата, принадлежала 1/3 доля общей долевой собственности. Второе строение (пристрой: литера А4, А6, А8) возведено ФИО5 в дата, имеет отдельный фундамент и крышу, отдельное газоводотеплоснабжение. Таким образом, фактически старый жилой дом N... (лит. А, А1, А2, АЗ) дата и пристрой ФИО5 (лит. А4, А6, А8) являются самостоятельными строениями с отдельными коммуникациями газоводотеплоснабжения и отдельными входными группами. Строение дата постройки (лит. А, А1, А2, АЗ), в котором проживает заявитель, находится на значительном удалении от оврага. Имеется техническая возможность приведения жилого дома N... по адрес в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) аварийного строения лит. А4, А6, А8 за счет собственных средств собственником ФИО5. Заявитель считает, что при надлежащей работе межведомственной комиссии и выяснении всех обстоятельств случившегося оползня, следовало признать аварийным лишь отдельное строение (литера А4, А6, А8), находящееся по адресу адрес, собственника ФИО5, который лично обратился в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о создании межведомственной комиссии о признании его имущества аварийным и подлежащим сносу. Постановлением N... от дата Х.Г. и Х.М.В. лишаются права собственности на вышеназванное недвижимое имущество, а взамен Администрацией ГО г. Уфа собственникам не предложено равноценное возмещение. Вышеназванное недвижимое имущество является для заявителя единственным жильем.
Определением суда от дата к участию в деле привлечены Х.Г., Х.М.Х., Ш., П.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Х.М.В. просит отменить судебное постановление, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Х.М.В. и ее представителя С., поддержавших апелляционную жалобу, возражения представителя Администрации ГО г. Уфа РБ Г., заинтересованного лица Х.М.Х., судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу ".
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Согласно п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
- прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
- определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
- определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
- работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
- составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
- принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
- передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (п. 44 Положения).
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса (п. 7 Положения).
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:
- нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;
- план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.
Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома (п. 45 Положения).
В соответствии с п. 46 Положения, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
В соответствии с п. 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).
В соответствии с пунктом 52 указанного Положения, решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Согласно п. 33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Х.М.В. является собственником жилого дома, доля в праве 1/6, расположенного по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права... от дата года.
Согласно техническому паспорту жилого дома N... по адрес Х.М.Х. является собственником 1/3 доли в праве данного дома, Х.Г. является собственником 1/6 доли.
дата Межведомственная комиссия городского округа город Уфа Республики Башкортостан признала многоквартирный жилой дом N... по адрес аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации городского округа г. Уфа N... от дата постановлено: признать многоквартирный жилой дом N... по адрес аварийным и подлежащим сносу. Собственникам жилых помещений: в срок до дата освободить жилые помещения в аварийном жилом доме и переселиться в жилые помещения маневренного фонда, в срок до дата осуществить снос жилого дома, указанного в п. 1 настоящего постановления за счет собственных средств.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Установлено, что сособственники жилого дома N... по адрес ФИО5 и Х.М.Х. обратились дата в Администрацию ГО г. Уфа по вопросу обследования их жилого дома, а также на основании обращения Администрации... района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (исх. N... от дата г.) и во исполнение Представления прокуратуры г. Уфы об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере (вх. N... от дата г.) МВК Администрации ГО г. Уфа было принято заключение о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Основанием для принятия такого решения, согласно Акта МВК Администрации ГО г. Уфа от дата послужил физический износ дома 70%, а также инженерно-геологическое заключение ЗАО "..." N... от дата года, согласно которому обрушение дома неизбежно, дальнейшее движение оползня в сторону адрес не вызывает сомнения, необходимо обеспечить безопасность жителей дома, не допускать приближение людей.
Необходимо отметить, что заключение Межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата заявителем не оспорено, незаконным не признано, в связи с чем, Администрацией ГО г. Уфа в пределах своих полномочий принято обжалуемое Постановление N... от дата года.
На основании п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Поскольку органом местного самоуправления в пределах своей компетенции принято решение о признании дома N... по адрес аварийным и подлежащим сносу, что в силу названной нормы является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок, права заявителя о возложении обязанности на Х.М.В. в числе других собственников, осуществить снос дома, оспариваемым постановлением не нарушаются.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении заявления Х.М.В., суд первой инстанции правильно исходил из того, что действия органа местного самоуправления совершены в соответствии с законом в пределах предоставленных полномочий, нарушения прав и свобод заявителя со стороны Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан не имеется, препятствий по реализации гарантированных Конституцией РФ и другими федеральными законами прав заявителю не создано, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, направлены на их переоценку, в связи с чем не могут повлечь отмену решения суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Х.М.В. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.К.ЗАЙНУЛЛИНА

Судьи
Г.Р.КУЛОВА
А.Р.ХАКИМОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)