Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 23.07.2015 N Ф06-25888/2015 ПО ДЕЛУ N А65-27523/2014

Требование: О признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации договора аренды лесного участка, понуждении зарегистрировать указанный договор аренды.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что заявителем на регистрацию не представлены все необходимые документы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2015 г. N Ф06-25888/2015

Дело N А65-27523/2014

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
заявителя - Идиятуллина Р.М. (доверенность от 23.01.2015 N 119-13/6), Шагвалиева И.Р. (доверенность от 30.12.2014 N 199-13/93)
заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - Хазиевой Л.З. (доверенность 06.04.2015 N 354Д)
заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - Савченко Н.Б. (доверенность от 13.07.2015 N 06-3845)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.02.2015 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-27523/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Сетевая компания", (ИНН 1655049111, ОГРН 1021602830930) г. Казань, о признании незаконным отказа, с участием заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань,

установил:

открытое акционерное общество "Сетевая компания" (далее - ОАО "Сетевая компания", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан) от 30.09.2014 N 65/009/2014-180 в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 12.08.2014 N 674, понуждении зарегистрировать указанный договор аренды.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.02.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015, заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Республике Татарстан, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Управления Росреестра по Республике Татарстан, явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Представители ОАО "Сетевая компания" и Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, явившиеся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласились, просили оставить в силе обжалуемые судебные акты.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного заседания 21.07.2015 был объявлен перерыв до 10 часов 40 минут 23.07.2015.
После перерыва судебное заседание продолжено 23.07.2015 в 10 часов 40 минут в том же составе.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 12.08.2014 между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан (арендодатель) и ОАО "Сетевая компания" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка в целях использования лесов для эксплуатации линейных объектов (линии электропередачи) N 674, по условиям которого обществу в аренду сроком с 12.08.2014 по 11.08.2063 предоставлен лесной участок площадью 0,033647 га, кадастровый номер (номер учетной записи в государственном лесном реестре) 28789-2014-08, расположенный в Республике Татарстан, Высокогорский муниципальный район, квартал 38 выдел 12, квартал 42 выдел 3, 18, квартал 45 выдел 18, 20, квартал 117 выдел 64 Высокогорского участкового лесничества Пригородного лесничества (далее - договор аренды от 12.08.2014 N 674).
ОАО "Сетевая компания" 18.09.2014 обратилось в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением N 16-16-65/009/2014-180 о государственной регистрации договора аренды от 12.08.2014 N 674.
Управление Росреестра по Республике Татарстан сообщением от 30.09.2014 N 65/009/2014-180 отказало в государственной регистрации договора аренды от 12.08.2014 N 674 на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Общество, полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что заявителем на государственную регистрацию в Управление Росреестра по Республике Татарстан были представлены все документы, предусмотренные статьями 17, 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые соответствуют требованиям, указанным в статье 18 данного Закона, пришли к обоснованному выводу о том, что у Управления Росреестра по Республике Татарстан отсутствовали законные основания, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", для отказа в государственной регистрации договора аренды от 12.08.2014 N 674.
Довод кассационной жалобы о том, что право собственности Российской Федерации не зарегистрировано на лесной участок, являющийся предметом договора аренды от 12.08.2014 N 674, судебной коллегией отклоняется.
Спорный земельный участок расположен в Республике Татарстан, Высокогорский муниципальный район, квартал 38 выдел 12, квартал 42 выдел 3, 18, квартал 45 выдел 18, 20, квартал 117 выдел 64 Высокогорского участкового лесничества Пригородного лесничества.
Право собственности на лесные участки, в границах которых расположен спорный земельный участок, зарегистрировано за Российской Федерацией в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации.
Довод Управления Росреестра по Республике Татарстан о том, что право собственности Российской Федерации на лесной участок, расположенный по адресу Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, квартал 177 выдел 64 Высокогорского участкового лесничества Пригородного лесничества, не зарегистрировано, несостоятелен.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из свидетельства о государственной регистрации от 04.05.2010 N 16-АЕ 419350 следует, что за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, расположенный по адресу Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район ГБУ "Пригородное лесничество" квартал 177 выдел 45, 52 Высокогорского участкового лесничества, о чем 04.05.2010 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
В соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ "Пригородное лесничество" от 2011 года, выделу 52 Высокогорского участкового лесничества Пригородного лесничества присвоен номер 64.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что земельный участок, являющийся предметом договора аренды от 12.08.2014 N 674, не возможно идентифицировать, поскольку он не поставлен на государственный кадастровый учет, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Как установлено в пункте 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Пунктом 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Между тем, в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
В отношении таких участков осуществляется их государственный учет посредством внесения в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих их существование с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным.
В соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются, соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно схеме расположения и границ лесных участков, характеристике лесных участков и их насаждений (приложения N 1 к договору аренды), а также плану лесных участков, представленным на государственную регистрацию, спорный участок площадью 0,033647 га имеет номер учетной записи в государственной лесном реестре 28789-2014-08, местоположение: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, квартал 38 выдел 12, квартал 42 выдел 3, 18 квартал 45 выдел 18, 20, квартал 117 выдел 64 Высокогорского участкового лесничества Пригородного лесничества.
Статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Правовая позиция относительно применения положений указанных норм определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/2013, в котором отмечено, что поскольку правила статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ до 01.01.2015 допускают распоряжение лесным участком, а также государственную регистрацию прав на него без осуществления его кадастрового учета при наличии плана лесного участка, то вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила.
Таким образом, ссылка Управления Росреестра по Республике Татарстан об отсутствии государственного кадастрового учета спорного земельного участка, при наличии записи в государственном лесном реестре, схемы расположения лесного участка, при определении границ на кадастровой карте (план), позволяющие индивидуализировать объект аренды, приравниваемых к кадастровым паспортам, не основаны на правильном толковании действующего законодательства.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 21.07.2015 по делу N А65-30305/2014.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды пришли к правильному выводу о том, что требования общества обоснованны и подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по делу N А65-27523/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.

Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ

Судьи
В.А.КАРПОВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)