Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-13867/2015

Требование: О признании незаконным постановления органа местного самоуправления об образовании земельного участка.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец указал, что оспариваемым постановлением нарушены положения действующего земельного законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июня 2015 г. по делу N 33-13867/2015


Судья Карабалиева С.В.

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Соколовой Н.М.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 июня 2015 года апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Электроугли Московской области" на решение Ногинского городского суда Московской области от 13 февраля 2015 года по делу по заявлению Администрации Ногинского муниципального района Московской области о признании незаконным постановления Главы муниципального образования "город Электроугли Московской области" от 25.12.2012 N 486 "Об образовании земельного участка по адресу: Московская область, Ногинский район, <данные изъяты>".
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Администрации муниципального образования "Город Электроугли Московской области" - С., представителя Администрации Ногинского муниципального района - Д.,

установила:

Администрация Ногинского муниципального района Московской области обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления Главы муниципального образования "город Электроугли Московской области" от 25.12.2012 N 486 "Об образовании земельного участка по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Электроугли, <данные изъяты>".
Свои требования мотивировала тем, что оспариваемым постановлением в нарушение положений действующего земельного законодательства был образован земельный участок площадью 842 кв. м с видом разрешенного использования "для размещения объекта торговли (магазин)", - органы местного самоуправления поселений не наделены полномочиями по образованию земельных участков не разграниченной государственной собственности.
В судебном заседании представитель Администрации Ногинского муниципального района Московской области поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении, пояснил суду, что нарушена компетенция заявителя, об оспариваемом постановлении администрации стало известно только осенью 2014 года.
Представитель Администрации муниципального образования "город Электроугли Московской области" заявленные требования не признал, просил отклонить по доводам письменного отзыва.
Представитель заинтересованных лиц К. и П. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что в силу ст. 36 ЗК РФ у его доверителей имеется право на предоставление земельного участка по вышеуказанному адресу; кроме того, Администрацией Ногинского муниципального района пропущен процессуальный срок для оспаривания постановления от 25.12.2012 N 486.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 13 февраля 2015 года постановление Главы муниципального образования "город Электроугли Московской области" от 25.12.2012 N 486 признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования "Город Электроугли Московской области" просит об отмене данного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу ст. 11.3 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев:
1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;
2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса;
5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Статьей 29 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предусматривалось, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Одновременно Закон Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" предусмотрел, что органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также принимают решения об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (п. 1 ч. 2 ст. 2 Закона).
Из материалов дела усматривается, что граждане К. и П. являются сособственниками магазина площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Электроугли, <данные изъяты>, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 20.06.2006, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
13.11.2007 они обратились в Администрацию Ногинского муниципального района с заявлением о формировании землеустроительного дела на земельный участок, на котором расположен принадлежащий им объект недвижимости.
Решением Межведомственной комиссии по землепользованию и градостроительному регулированию на территории Ногинского муниципального района от 14.12.2007 К. и П. было разрешено сформировать землеустроительное дело с проектом границ на спорный земельный участок.
Письмом Администрации Ногинского муниципального района Московской области от 02.07.2012 К. были возвращены документы по согласованию схемы расположения земельного участка со ссылкой, что в представленной схеме имеется несоответствие с утвержденным постановлением Главы муниципального образования "Город Электроугли Московской области" от 06.03.2012 N 72 проектом планировки и проектом межевания территории в части указания площади земельного участка. Тем не менее, 07.02.2012 участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением номера <данные изъяты> (л.д. 53).
Постановлением Главы муниципального образования "Город Электроугли Московской области" от 25.12.2012 N 486 по результатам рассмотрения заявления К. и П. образован земельный участок площадью 842 кв. м по адресу: Московская область, Ногинский район, <данные изъяты>, с видом разрешенного использования - "для размещения объекта торговли (магазин)". До настоящего времени К. и П. права на земельный участок не оформили.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями вышеуказанных правовых актов, а также пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления), согласно которому в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Предметом спора не является, что земельный участок по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Электроугли, <данные изъяты>, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления городского поселения в нарушение его компетенции, нарушает права и интересы администрации муниципального района.
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об удовлетворении заявленных Администрацией Ногинского муниципального района Московской области требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и иное толкование норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ногинского городского суда Московской области от 13 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)