Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Лэндлоджик": Анисимов А.В. по доверенности б/н от 02.03.15;
- от Министерства строительного комплекса Московской области: Черненко А.М. по доверенности N 107 от 25.12.15,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2015 года по делу N А41-5656/15, принятое судьей Кузьминой О.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лэндлоджик" к администрации городского округа Домодедово Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных отношений Московской области, Правительство Московской области.
о признании незаконным бездействия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Лэндлоджик" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Домодедово Московской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче в установленный законодательством срок градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 50:28:0050421:709, 50:28:0050421:710, 50:28:0050421:712, 50:28:0050421:713, 50:28:0050421:624, 50:28:0050421:625, 50:28:0050421:628, 50:28:0050421:629, 50:28:0050421:912, 50:28:0050421:913; обязании выдать градостроительные планы данных участков (т. 1, л.д. 2 - 7).
Заявление подано на основании статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 06 февраля 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области и Правительство Московской области (т. 1, л.д. 1).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, ООО "Лэндлоджик" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования, просило:
- - признать незаконным бездействие администрации городского округа Домодедово Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области, выразившееся в невыдаче ООО "Лэндлоджик" в установленный законодательством срок градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 50:28:0050421:709, 50:28:0050421:710, 50:28:0050421:712, 50:28:0050421:713, 50:28:0050421:624, 50:28:0050421:625, 50:28:0050421:628, 50:28:0050421:629, 50:28:0050421:912, 50:28:0050421:913;
- - обязать Министерство строительного комплекса Московской области утвердить и выдать ООО "Лэндлоджик" градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 50:28:0050421:709, 50:28:0050421:710, 50:28:0050421:712, 50:28:0050421:713, 50:28:0050421:624, 50:28:0050421:625, 50:28:0050421:628, 50:28:0050421:629, 50:28:0050421:912, 50:28:0050421:913 (т. 1, л.д. 87-92).
Протокольным определением Арбитражного суда Московской области от 09 апреля 2015 года Министерство строительного комплекса Московской области было привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица (т. 2, л.д. 126).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2015 года было признано незаконным бездействие администрации городского округа Домодедово Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области, выразившееся в невыдаче ООО "Лэндлоджик" в установленный законодательством срок градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 50:28:0050421:709, 50:28:0050421:710, 50:28:0050421:712, 50:28:0050421:713, 50:28:0050421:624, 50:28:0050421:625, 50:28:0050421:628, 50:28:0050421:629, 50:28:0050421:912, 50:28:0050421:913. Министерство строительного комплекса Московской области было обязано утвердить и выдать ООО "Лэндлоджик" градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 50:28:0050421:709, 50:28:0050421:710, 50:28:0050421:712, 50:28:0050421:713, 50:28:0050421:624, 50:28:0050421:625, 50:28:0050421:628, 50:28:0050421:629, 50:28:0050421:912, 50:28:0050421:913 (т. 2, л.д. 128 - 131).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство строительного комплекса Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права (т. 2, л.д. 141 - 143).
В судебном заседании апелляционного суда представитель Министерства строительного комплекса Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Лэндлоджик" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей администрации городского округа Домодедово Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области и Правительства Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Лэндлоджик" является собственником следующих земельных участков, расположенных по адресу: Московская область, городской округ Домодедово, д. Юсупово:
- - с кадастровым номером 50:28:0050421:709, общая площадь 4 597 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения малоэтажного одноквартирного блокированного жилого дома;
- - с кадастровым номером 50:28:0050421:710, общая площадь 4 526 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения малоэтажного одноквартирного блокированного жилого дома;
- - с кадастровым номером 50:28:0050421:712, общая площадь 3 814 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения малоэтажного одноквартирного блокированного жилого дома;
- - с кадастровым номером 50:28:0050421:713, общая площадь 3 814 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения малоэтажного одноквартирного блокированного жилого дома;
- - с кадастровым номером 50:28:0050421:624, общая площадь 2 030 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения малоэтажного одноквартирного блокированного жилого дома;
- - с кадастровым номером 50:28:0050421:625, общая площадь 2 030 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения малоэтажного одноквартирного блокированного жилого дома;
- - с кадастровым номером 50:28:0050421:628, общая площадь 3 715 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения малоэтажных многоквартирных жилых домов;
- - с кадастровым номером 50:28:0050421:629, общая площадь 3 666 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения малоэтажных многоквартирных жилых домов;
- - с кадастровым номером 50:28:0050421:912, общая площадь 7 161 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для малоэтажного жилищного строительства;
- - с кадастровым номером 50:28:0050421:913 общая площадь 5 267 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для малоэтажного жилищного строительства (т. 1, л.д. 25 - 28, 46, 52, 58, 65, 72, 77).
Указанные земельные участки расположены на территории, в отношении которой постановлением администрации городского округа Домодедово Московской области N 4759 от 19.12.12 был утвержден проект планировки территории под размещение малоэтажной жилой застройки с объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры (т. 1, л.д. 82 - 84).
Согласно данному проекту указанные земельные участки расположены в зоне малоэтажной блокированной застройки (участки N 31 - 4, 7 - 10), в зоне малоэтажной многоквартирной секционной застройки (участки N 5, 6).
В 2014 году ООО "Лэндлоджик" обратилось в администрацию городского округа Домодедово Московской области с заявлениями о выдаче градостроительных планов на указанные выше земельные участки (т. 1, л.д. 24, 45, 51, 57, 64, 71, 76, 103, 106 - 108).
В отношении участков с кадастровыми номерами 50:28:0050421:709, 50:28:0050421:710, 50:28:0050421:712, 50:28:0050421:713, администрация городского округа Домодедово Московской области, ссылаясь на Постановление Правительства Московской области N 599/33 от 08.08.13 "О заключении соглашений об информационном взаимодействии между Правительством Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений" и решение совета депутатов городского округа Домодедово Московской области N 1-4/536 от 04.09.13 "О порядке принятия решений Администрации городского округа Домодедово в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений", письмом N 3-35/567 от 28.10.14 направила градостроительные планы в Министерство строительного комплекса Московской области для подготовки заключения об их соответствии требованиям законодательства, действующим документам территориального планирования и целесообразности их принятия (т. 1, л.д. 81).
Согласно входящему штампу на письме администрации городского округа Домодедово Московской области, указанные документы были получены Министерством строительного комплекса Московской области 11.11.14 (т. 1, л.д. 101 - 102).
Градостроительные планы на земельные участки с кадастровыми номерами 50:28:0050421:624, 50:28:0050421:625, 50:28:0050421:626, 50:28:0050421:627, 50:28:0050421:912, 50:28:0050421:913, 50:28:0050421:989 были направлены в Министерство строительного комплекса Московской области сопроводительным письмом N 3-35/376 от 22.07.14 и получены им 07.08.14 (л.д. 104 - 105).
Письмами от 12.01.15 N 3-17/5911, N 3-17/5912, N 3-17/5913, N 3-17/5915, N 3-17/5910, N 3-17/5908 администрация городского округа Домодедово Московской области сообщила ООО "Лэндлоджик" о том, что на основании Закона Московской области N 106/2014-ОЗ от 24.07.14 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Закона Московской области N 107/2014-ОЗ от 24.07.14 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", Закона Московской области N 211/2014-ОЗ от 30.12.14 "О внесении изменений в законы Московской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" и "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" с 01.01.15 уполномоченным органом исполнительной власти по принятию решений о подготовке и утверждению градостроительных планов является Министерство строительного комплекса Московской области (т. 1, л.д. 120 - 125).
Поскольку до настоящего момента градостроительные планы на испрашиваемые земельные участки не оформлены и заявителю не выданы, ООО "Лэндлоджик" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования ООО "Лэндлоджик", суд первой инстанции указал, что заинтересованными лицами было допущено незаконное бездействие.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10.02.09 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В обоснование заявленных требований, ООО "Лэндлоджик" указывает на то, что администрация городского округа Домодедово и Министерство строительного комплекса Московской области неправомерно не рассмотрели обращение заявителя по вопросу подготовки и утверждения градостроительных планов принадлежащих ему земельных участков.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из нормы части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план является разновидностью документации по планировке территории.
Статьей 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.
Статья 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.
В силу пункта 17 указанной статьи в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Из материалов дела следует, что в 2014 году ООО "Лэндлоджик" обратилось в администрацию городского округа Домодедово с заявлениями об изготовлении, утверждении и выдаче градостроительных планов принадлежащих ему земельных участков:
- с кадастровыми номерами 50:28:0050421:709, 50:28:0050421:710, 50:28:0050421:712, 50:28:0050421:713 - заявление от 22.09.14 (входящий номер 3-14/4556 от 30.09.14),
- с кадастровым номером 50:28:0050421:624 - заявление N 22 от 09.06.14 (входящий номер 3-17/2643 от 10.06.14), заявление N 35 от 08.12.14 (входящий номер 3-17/5911 от 15.12.14),
- с кадастровым номером 50:28:0050421:625 - заявление N 22 от 09.06.14 (входящий номер 3-17/2643 от 10.06.14), заявление N 36 от 08.12.14 (входящий номер 3-17/5912 от 15.12.14),
- с кадастровым номером 50:28:0050421:628 - заявление от 22.07.14 (входящий номер 3-17/33073 от 23.07.14), заявление N 31 от 08.12.14 (входящий номер 3-17/5913 от 15.12.14),
- с кадастровым номером 50:28:0050421:629 - заявление от 22.07.14 (входящий номер 3-17/33073 от 23.07.14), заявление N 32 от 08.12.14 (входящий номер 3-17/5915 от 15.12.14),
- с кадастровым номером 50:28:0050421:912 - заявление N 7 от 26.02.14 (входящий номер 3-17/1135 от 14.03.14), заявление N 33 от 08.12.14 (входящий номер 3-17/5910 от 15.12.14),
- с кадастровым номером 50:28:0050421:913 - заявление N 7 от 26.02.14 (входящий номер 3-17/1135 от 14.03.14), заявление N 34 от 08.12.14 (входящий номер 3-17/5908 от 15.12.14) (т. 1, л.д. 24, 45, 51, 57, 64, 71, 76, 103, 106 - 108).
Таким образом, испрашиваемые градостроительные планы должны были быть подготовлены и выданы заявителю в сроки не позднее 14.04.14, 10.07.14, 25.08.14, 30.10.14, 15.01.15.
В нарушение статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств выдачи ООО "Лэндлоджик" испрашиваемых градостроительных планов в установленный срок не представлено.
Указанное свидетельствует о допущенном заинтересованными лицами бездействии, которое нарушает требования закона, а также права и интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования в данной части.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Федеральным законом N 136-ФЗ от 27.05.14 статья 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" была дополнена частью 1.2, предусматривающей следующие положения: Законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года. Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона.
На основании этих положений был принят Закон Московской области N 106/2014-ОЗ от 24.07.14 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", вступивший в силу с 01 января 2015 года.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 данного Закона Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) в городских поселениях на основании генеральных планов городских поселений, правил землепользования и застройки городских поселений (без учета генеральных планов и правил землепользования и застройки городских поселений в случаях, предусмотренных федеральными законами).
Исходя из содержания подпункта 3 пункта 13.1 Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области N 786/44 от 03.10.13, в период перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области, установленный законом Московской области, Министерство строительного комплекса осуществляет полномочия по утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков.
Таким образом, с 01.01.15 полномочия по подготовке и утверждению градостроительных планов земельных участков в Московской области отнесены к ведению Министерства строительства комплекса Московской области.
Учитывая изложенное, в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований ООО "Лэндлоджик" об обязании Министерства строительного комплекса Московской области утвердить и выдать градостроительные планы земельных участков.
Довод заявителя апелляционной жалобы о незаконности возложения на него обязанности по утверждению и выдаче градостроительных планов в связи с отсутствием соответствующего заявления ООО "Лэндлоджик", направленного непосредственно в Министерство строительного комплекса Московской области, подлежит отклонению.
В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Принятый по делу судебный акт должен быть исполнимым, иное означало бы отсутствие возможности восстановления нарушенных прав заявителя.
Как указывалось выше, права и законные интересы ООО "Лэндлоджик" были нарушены путем бездействия, выразившегося в неутверждении и невыдаче градостроительных планов принадлежащих обществу земельных участков.
Учитывая положения статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нарушенные права ООО "Лэндлоджик" должны быть восстановлены путем утверждения и выдаче ему запрошенных градостроительных планов.
Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет право соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на осуществление деятельности данных органов лишь в пределах их компетенции, установленной Конституцией РФ, федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
С 01.01.15 у администрации городского округа Домодедово отсутствуют полномочия на выдачу градостроительных планов спорных земельных участков, то есть суд не вправе в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложить на нее обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, данная обязанность правомерно была возложена на Министерство строительного комплекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на неправомерность возложения обязанности по выдаче градостроительных планов в связи с возможностью наличия препятствий к этому признается апелляционным судом несостоятельной.
Градостроительным кодексом Российской Федерации основания для отказа в выдаче градостроительного плана не предусмотрены.
Доказательств прекращения права собственности ООО "Лэндлоджик" на спорные земельные участки (п. 3.5 Временного положения о порядке подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков в виде отдельного документа в Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области N 1198/52 от 30.12.14) не представлено.
Градостроительный план представляет собой документ, носящий исключительно информативный характер, однако именно на соответствие данному документу проходит проверку проектная документация, по результатам которой принимается решение о возможности осуществления строительства.
Сама по себе подготовка градостроительного плана земельного участка, его утверждение и выдача с теми характеристиками и сведениями, которыми обладает земельный участок, не означает автоматической выдачи в соответствии с таким планом разрешения на строительство или реконструкцию объекта без последующего внесения в градостроительный план в отношении земельного участка сведений, достаточных для такого строительства или реконструкции.
Указанный вывод соответствует позиции Федерального арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 20 мая 2014 года по делу N А41-45508/13.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2015 года по делу N А41-5656/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2015 N 10АП-5313/2015 ПО ДЕЛУ N А41-5656/15
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2015 г. по делу N А41-5656/15
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Лэндлоджик": Анисимов А.В. по доверенности б/н от 02.03.15;
- от Министерства строительного комплекса Московской области: Черненко А.М. по доверенности N 107 от 25.12.15,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2015 года по делу N А41-5656/15, принятое судьей Кузьминой О.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лэндлоджик" к администрации городского округа Домодедово Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных отношений Московской области, Правительство Московской области.
о признании незаконным бездействия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Лэндлоджик" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Домодедово Московской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче в установленный законодательством срок градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 50:28:0050421:709, 50:28:0050421:710, 50:28:0050421:712, 50:28:0050421:713, 50:28:0050421:624, 50:28:0050421:625, 50:28:0050421:628, 50:28:0050421:629, 50:28:0050421:912, 50:28:0050421:913; обязании выдать градостроительные планы данных участков (т. 1, л.д. 2 - 7).
Заявление подано на основании статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 06 февраля 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области и Правительство Московской области (т. 1, л.д. 1).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, ООО "Лэндлоджик" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования, просило:
- - признать незаконным бездействие администрации городского округа Домодедово Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области, выразившееся в невыдаче ООО "Лэндлоджик" в установленный законодательством срок градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 50:28:0050421:709, 50:28:0050421:710, 50:28:0050421:712, 50:28:0050421:713, 50:28:0050421:624, 50:28:0050421:625, 50:28:0050421:628, 50:28:0050421:629, 50:28:0050421:912, 50:28:0050421:913;
- - обязать Министерство строительного комплекса Московской области утвердить и выдать ООО "Лэндлоджик" градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 50:28:0050421:709, 50:28:0050421:710, 50:28:0050421:712, 50:28:0050421:713, 50:28:0050421:624, 50:28:0050421:625, 50:28:0050421:628, 50:28:0050421:629, 50:28:0050421:912, 50:28:0050421:913 (т. 1, л.д. 87-92).
Протокольным определением Арбитражного суда Московской области от 09 апреля 2015 года Министерство строительного комплекса Московской области было привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица (т. 2, л.д. 126).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2015 года было признано незаконным бездействие администрации городского округа Домодедово Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области, выразившееся в невыдаче ООО "Лэндлоджик" в установленный законодательством срок градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 50:28:0050421:709, 50:28:0050421:710, 50:28:0050421:712, 50:28:0050421:713, 50:28:0050421:624, 50:28:0050421:625, 50:28:0050421:628, 50:28:0050421:629, 50:28:0050421:912, 50:28:0050421:913. Министерство строительного комплекса Московской области было обязано утвердить и выдать ООО "Лэндлоджик" градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 50:28:0050421:709, 50:28:0050421:710, 50:28:0050421:712, 50:28:0050421:713, 50:28:0050421:624, 50:28:0050421:625, 50:28:0050421:628, 50:28:0050421:629, 50:28:0050421:912, 50:28:0050421:913 (т. 2, л.д. 128 - 131).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство строительного комплекса Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права (т. 2, л.д. 141 - 143).
В судебном заседании апелляционного суда представитель Министерства строительного комплекса Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Лэндлоджик" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей администрации городского округа Домодедово Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области и Правительства Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Лэндлоджик" является собственником следующих земельных участков, расположенных по адресу: Московская область, городской округ Домодедово, д. Юсупово:
- - с кадастровым номером 50:28:0050421:709, общая площадь 4 597 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения малоэтажного одноквартирного блокированного жилого дома;
- - с кадастровым номером 50:28:0050421:710, общая площадь 4 526 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения малоэтажного одноквартирного блокированного жилого дома;
- - с кадастровым номером 50:28:0050421:712, общая площадь 3 814 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения малоэтажного одноквартирного блокированного жилого дома;
- - с кадастровым номером 50:28:0050421:713, общая площадь 3 814 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения малоэтажного одноквартирного блокированного жилого дома;
- - с кадастровым номером 50:28:0050421:624, общая площадь 2 030 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения малоэтажного одноквартирного блокированного жилого дома;
- - с кадастровым номером 50:28:0050421:625, общая площадь 2 030 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения малоэтажного одноквартирного блокированного жилого дома;
- - с кадастровым номером 50:28:0050421:628, общая площадь 3 715 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения малоэтажных многоквартирных жилых домов;
- - с кадастровым номером 50:28:0050421:629, общая площадь 3 666 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения малоэтажных многоквартирных жилых домов;
- - с кадастровым номером 50:28:0050421:912, общая площадь 7 161 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для малоэтажного жилищного строительства;
- - с кадастровым номером 50:28:0050421:913 общая площадь 5 267 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для малоэтажного жилищного строительства (т. 1, л.д. 25 - 28, 46, 52, 58, 65, 72, 77).
Указанные земельные участки расположены на территории, в отношении которой постановлением администрации городского округа Домодедово Московской области N 4759 от 19.12.12 был утвержден проект планировки территории под размещение малоэтажной жилой застройки с объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры (т. 1, л.д. 82 - 84).
Согласно данному проекту указанные земельные участки расположены в зоне малоэтажной блокированной застройки (участки N 31 - 4, 7 - 10), в зоне малоэтажной многоквартирной секционной застройки (участки N 5, 6).
В 2014 году ООО "Лэндлоджик" обратилось в администрацию городского округа Домодедово Московской области с заявлениями о выдаче градостроительных планов на указанные выше земельные участки (т. 1, л.д. 24, 45, 51, 57, 64, 71, 76, 103, 106 - 108).
В отношении участков с кадастровыми номерами 50:28:0050421:709, 50:28:0050421:710, 50:28:0050421:712, 50:28:0050421:713, администрация городского округа Домодедово Московской области, ссылаясь на Постановление Правительства Московской области N 599/33 от 08.08.13 "О заключении соглашений об информационном взаимодействии между Правительством Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений" и решение совета депутатов городского округа Домодедово Московской области N 1-4/536 от 04.09.13 "О порядке принятия решений Администрации городского округа Домодедово в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений", письмом N 3-35/567 от 28.10.14 направила градостроительные планы в Министерство строительного комплекса Московской области для подготовки заключения об их соответствии требованиям законодательства, действующим документам территориального планирования и целесообразности их принятия (т. 1, л.д. 81).
Согласно входящему штампу на письме администрации городского округа Домодедово Московской области, указанные документы были получены Министерством строительного комплекса Московской области 11.11.14 (т. 1, л.д. 101 - 102).
Градостроительные планы на земельные участки с кадастровыми номерами 50:28:0050421:624, 50:28:0050421:625, 50:28:0050421:626, 50:28:0050421:627, 50:28:0050421:912, 50:28:0050421:913, 50:28:0050421:989 были направлены в Министерство строительного комплекса Московской области сопроводительным письмом N 3-35/376 от 22.07.14 и получены им 07.08.14 (л.д. 104 - 105).
Письмами от 12.01.15 N 3-17/5911, N 3-17/5912, N 3-17/5913, N 3-17/5915, N 3-17/5910, N 3-17/5908 администрация городского округа Домодедово Московской области сообщила ООО "Лэндлоджик" о том, что на основании Закона Московской области N 106/2014-ОЗ от 24.07.14 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Закона Московской области N 107/2014-ОЗ от 24.07.14 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", Закона Московской области N 211/2014-ОЗ от 30.12.14 "О внесении изменений в законы Московской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" и "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" с 01.01.15 уполномоченным органом исполнительной власти по принятию решений о подготовке и утверждению градостроительных планов является Министерство строительного комплекса Московской области (т. 1, л.д. 120 - 125).
Поскольку до настоящего момента градостроительные планы на испрашиваемые земельные участки не оформлены и заявителю не выданы, ООО "Лэндлоджик" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования ООО "Лэндлоджик", суд первой инстанции указал, что заинтересованными лицами было допущено незаконное бездействие.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10.02.09 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В обоснование заявленных требований, ООО "Лэндлоджик" указывает на то, что администрация городского округа Домодедово и Министерство строительного комплекса Московской области неправомерно не рассмотрели обращение заявителя по вопросу подготовки и утверждения градостроительных планов принадлежащих ему земельных участков.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из нормы части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план является разновидностью документации по планировке территории.
Статьей 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.
Статья 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.
В силу пункта 17 указанной статьи в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Из материалов дела следует, что в 2014 году ООО "Лэндлоджик" обратилось в администрацию городского округа Домодедово с заявлениями об изготовлении, утверждении и выдаче градостроительных планов принадлежащих ему земельных участков:
- с кадастровыми номерами 50:28:0050421:709, 50:28:0050421:710, 50:28:0050421:712, 50:28:0050421:713 - заявление от 22.09.14 (входящий номер 3-14/4556 от 30.09.14),
- с кадастровым номером 50:28:0050421:624 - заявление N 22 от 09.06.14 (входящий номер 3-17/2643 от 10.06.14), заявление N 35 от 08.12.14 (входящий номер 3-17/5911 от 15.12.14),
- с кадастровым номером 50:28:0050421:625 - заявление N 22 от 09.06.14 (входящий номер 3-17/2643 от 10.06.14), заявление N 36 от 08.12.14 (входящий номер 3-17/5912 от 15.12.14),
- с кадастровым номером 50:28:0050421:628 - заявление от 22.07.14 (входящий номер 3-17/33073 от 23.07.14), заявление N 31 от 08.12.14 (входящий номер 3-17/5913 от 15.12.14),
- с кадастровым номером 50:28:0050421:629 - заявление от 22.07.14 (входящий номер 3-17/33073 от 23.07.14), заявление N 32 от 08.12.14 (входящий номер 3-17/5915 от 15.12.14),
- с кадастровым номером 50:28:0050421:912 - заявление N 7 от 26.02.14 (входящий номер 3-17/1135 от 14.03.14), заявление N 33 от 08.12.14 (входящий номер 3-17/5910 от 15.12.14),
- с кадастровым номером 50:28:0050421:913 - заявление N 7 от 26.02.14 (входящий номер 3-17/1135 от 14.03.14), заявление N 34 от 08.12.14 (входящий номер 3-17/5908 от 15.12.14) (т. 1, л.д. 24, 45, 51, 57, 64, 71, 76, 103, 106 - 108).
Таким образом, испрашиваемые градостроительные планы должны были быть подготовлены и выданы заявителю в сроки не позднее 14.04.14, 10.07.14, 25.08.14, 30.10.14, 15.01.15.
В нарушение статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств выдачи ООО "Лэндлоджик" испрашиваемых градостроительных планов в установленный срок не представлено.
Указанное свидетельствует о допущенном заинтересованными лицами бездействии, которое нарушает требования закона, а также права и интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования в данной части.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Федеральным законом N 136-ФЗ от 27.05.14 статья 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" была дополнена частью 1.2, предусматривающей следующие положения: Законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года. Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона.
На основании этих положений был принят Закон Московской области N 106/2014-ОЗ от 24.07.14 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", вступивший в силу с 01 января 2015 года.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 данного Закона Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) в городских поселениях на основании генеральных планов городских поселений, правил землепользования и застройки городских поселений (без учета генеральных планов и правил землепользования и застройки городских поселений в случаях, предусмотренных федеральными законами).
Исходя из содержания подпункта 3 пункта 13.1 Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области N 786/44 от 03.10.13, в период перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области, установленный законом Московской области, Министерство строительного комплекса осуществляет полномочия по утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков.
Таким образом, с 01.01.15 полномочия по подготовке и утверждению градостроительных планов земельных участков в Московской области отнесены к ведению Министерства строительства комплекса Московской области.
Учитывая изложенное, в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований ООО "Лэндлоджик" об обязании Министерства строительного комплекса Московской области утвердить и выдать градостроительные планы земельных участков.
Довод заявителя апелляционной жалобы о незаконности возложения на него обязанности по утверждению и выдаче градостроительных планов в связи с отсутствием соответствующего заявления ООО "Лэндлоджик", направленного непосредственно в Министерство строительного комплекса Московской области, подлежит отклонению.
В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Принятый по делу судебный акт должен быть исполнимым, иное означало бы отсутствие возможности восстановления нарушенных прав заявителя.
Как указывалось выше, права и законные интересы ООО "Лэндлоджик" были нарушены путем бездействия, выразившегося в неутверждении и невыдаче градостроительных планов принадлежащих обществу земельных участков.
Учитывая положения статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нарушенные права ООО "Лэндлоджик" должны быть восстановлены путем утверждения и выдаче ему запрошенных градостроительных планов.
Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет право соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на осуществление деятельности данных органов лишь в пределах их компетенции, установленной Конституцией РФ, федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
С 01.01.15 у администрации городского округа Домодедово отсутствуют полномочия на выдачу градостроительных планов спорных земельных участков, то есть суд не вправе в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложить на нее обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, данная обязанность правомерно была возложена на Министерство строительного комплекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на неправомерность возложения обязанности по выдаче градостроительных планов в связи с возможностью наличия препятствий к этому признается апелляционным судом несостоятельной.
Градостроительным кодексом Российской Федерации основания для отказа в выдаче градостроительного плана не предусмотрены.
Доказательств прекращения права собственности ООО "Лэндлоджик" на спорные земельные участки (п. 3.5 Временного положения о порядке подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков в виде отдельного документа в Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области N 1198/52 от 30.12.14) не представлено.
Градостроительный план представляет собой документ, носящий исключительно информативный характер, однако именно на соответствие данному документу проходит проверку проектная документация, по результатам которой принимается решение о возможности осуществления строительства.
Сама по себе подготовка градостроительного плана земельного участка, его утверждение и выдача с теми характеристиками и сведениями, которыми обладает земельный участок, не означает автоматической выдачи в соответствии с таким планом разрешения на строительство или реконструкцию объекта без последующего внесения в градостроительный план в отношении земельного участка сведений, достаточных для такого строительства или реконструкции.
Указанный вывод соответствует позиции Федерального арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 20 мая 2014 года по делу N А41-45508/13.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2015 года по делу N А41-5656/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)