Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "ЕПК Саратов" Фомина А.А. на основании доверенности N 208 от 15.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 августа 2014 года по делу N А57-8986/2014 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению открытого акционерного общества "ЕПК Саратов" (410039, г. Саратов, пр. Энтузиастов, 64А, ОГРН 1026402484250, ИНН 6451104638),
заинтересованные лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (410000, г. Саратов, ул. Советская, д. 60, ОГРН 1106454003028, ИНН 6454101145), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (109012, г. Москва, Никольский пер., д. 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134)
о признании незаконным бездействия, об обязании принять решение по заявлению о разделе земельного участка,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "ЕПК Саратов" (далее - ОАО "ЕПК "Саратов", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее - ТУ Росимущества в Саратовской области, уполномоченный орган), выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения по заявлению ОАО "ЕПК Саратов" о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16, об обязании ТУ Росимущества в Саратовской области в недельный срок со дня вступления в законную силу решения Арбитражного суда Саратовской области принять решение по заявлению ОАО "ЕПК Саратов" о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16.
Решением суда первой инстанции от 07 августа 2014 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие ТУ Росимущества в Саратовской области, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения по заявлению ОАО "ЕПК Саратов" о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16, обязал уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения Арбитражного суда Саратовской области принять решение по заявлению ОАО "ЕПК Саратов" о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16.
Кроме того, с ТУ Росимущества в Саратовской области в пользу ОАО "ЕПК Саратов" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
ТУ Росимущества в Саратовской области не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Представитель ОАО "ЕПК Саратов" в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ТУ Росимущества в Саратовской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "ЕПК Саратов" на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 429,7 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 64-АГ N 809099 от 13.12.2012 (т. 1, л.д. 27).
Данное помещение находится на земельном участке общей площадью 6 218 кв. м с кадастровым номером 64:48:020331:16, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Крымская, д. 32.
С целью заключения договора аренды земельного участка, занимаемого указанным нежилым помещением, ОАО "ЕПК Саратов" проведены работы по образованию земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16, в результате которых образовался новый земельный участок с кадастровым номером 64:48:020331:1170 площадью 1 880 кв. м, занимаемый нежилым помещением, собственником которого является ОАО "ЕПК Саратов".
Согласно данным представленного в материалы дела кадастрового паспорта N 64/201/2012-223716 от 28.12.2012, земельный участок с кадастровым номером 64:48:020331:16, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Крымская, д. 32, общей площадью 6 218 кв. м с разрешенным использованием - под здание общежития с пристроенным кафе, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (т. 1, л.д. 18-19).
25.09.2013 ОАО "ЕПК Саратов" обратилось в ТУ Росимущества в Саратовской области с заявлением о принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16 площадью 6218 кв. м (т. 1, л.д. 63-64).
К данному заявлению обществом приложены кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:1170, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРЮЛ), содержащая сведения о права на земельный участок с кадастровым номером 64:48:020331:16, сообщение, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 64:48:020331:16, справка БТИ N 1243 от 16.09.2013 о наличии объектов недвижимости, принадлежащих заявителю и иным правообладателям, расположенных на земельном участке с приложением ситуационного плана, справка-обоснование раздела земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16, выписка из реестра федерального имущества о земельном участке с кадастровым номером 64:48:020331:16, копия межевого плана от 20.09.2012.
15.11.2013 письмом N 02-6584 ТУ Росимущества в Саратовской области сообщило заявителю о направлении 11.11.2013 пакета документов в адрес Росимущества для принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Крымская, д. 32 (т. 1, л.д. 66).
В связи с отсутствием у общества сведений о принятом уполномоченным органом решении по заявлению от 25.09.2013, 20.02.2014 ОАО "ЕПК Саратов" обратилось в ТУ Росимущества в Саратовской области с просьбой направить в адрес заявителя решение по заявлению о разделе земельного участка (т. 1, л.д. 68-69).
Письмом от 03.03.2014 N 02-1178 ТУ Росимущества в Саратовской области сообщило заявителю об отсутствии решения Росимущества о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16 (т. 1, л.д. 70).
Полагая, что бездействие ТУ Росимущества в Саратовской области, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения по заявлению ОАО "ЕПК Саратов" о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16, является незаконным, нарушает права и законные интересы общества, ОАО "ЕПК Саратов" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ТУ Росимущества в Саратовской области полномочий на принятие решения по заявлению общества о разделе земельного участка и нарушении уполномоченным органом установленного законом срока принятия такого решения, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимы кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка, правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Согласно пункту 2.1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).
Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления, указанного в пункте 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что ОАО "ЕПК Саратов" при обращении в уполномоченный орган с заявлением о разделе земельного участка представлены предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации документы.
Поскольку Земельным кодексом Российской Федерации, а также иными нормативно-правовыми актами не регламентированы порядок и сроки принятия решения по заявлению о разделе земельного участка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости применения положений Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ), регулирующего, в том числе, правоотношения, связанные с рассмотрением государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченной на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Таким образом, максимальный срок рассмотрения обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, составляет 60 дней.
Из материалов дела следует, что заявление ОАО "ЕПК Саратов" от 24.09.2013 N 20/142-13 о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16 площадью 6 218 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Крымская, д. 32, приложенные к нему документы поступили в ТУ Росимущества в Саратовской области 25.09.2013.
В течение 60 дней с даты регистрации заявления ОАО "ЕПК Саратов" какое-либо решение по данному заявлению уполномоченным органом не принято.
03.03.2014 ТУ Росимущества в Саратовской области сообщило заявителю об отсутствии решения о разделе земельного участка.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности бездействия ТУ Росимущество в Саратовской области, выразившегося в непринятии решения по заявлению ОАО "ЕПК Саратов" о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16, является верным.
Апелляционная коллегия считает, что судом первой инстанции обоснованно отклонен довод ТУ Росимущества в Саратовской области о возможности принятия соответствующего решения по заявлению общества только на основании поручения Росимущества.
Согласно абзацам 1, 2 пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления.
Пунктом 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.11.2009 N 278, установлено, что Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 374 от 01.11.2008, Территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод ТУ Росимущества в Саратовской области со ссылкой на пункт 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.11.2009 N 278, об отсутствии поручения Федерального агентства по управлению имуществом о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16, поскольку внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных законодательством Российской Федерации сроков и прав заявителя на принятие в отношении него решения об образовании земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков или об отказе в этом.
Указание на возможность решения вопроса о разделе земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, об образовании земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков только по поручению Росимущества в пункте 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.11.2009 N 278, отсутствует.
На основании изложенного, как верно указал суд первой инстанции, у ТУ Росимущества в Саратовской области имелась обязанность в установленный законодательством Российской Федерации принять по заявлению ОАО "ЕПК Саратов" о разделе земельного участка соответствующее решение.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, являвшимся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, которые получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 августа 2014 года по делу N А57-8986/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2014 ПО ДЕЛУ N А57-8986/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. по делу N А57-8986/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "ЕПК Саратов" Фомина А.А. на основании доверенности N 208 от 15.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 августа 2014 года по делу N А57-8986/2014 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению открытого акционерного общества "ЕПК Саратов" (410039, г. Саратов, пр. Энтузиастов, 64А, ОГРН 1026402484250, ИНН 6451104638),
заинтересованные лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (410000, г. Саратов, ул. Советская, д. 60, ОГРН 1106454003028, ИНН 6454101145), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (109012, г. Москва, Никольский пер., д. 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134)
о признании незаконным бездействия, об обязании принять решение по заявлению о разделе земельного участка,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "ЕПК Саратов" (далее - ОАО "ЕПК "Саратов", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее - ТУ Росимущества в Саратовской области, уполномоченный орган), выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения по заявлению ОАО "ЕПК Саратов" о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16, об обязании ТУ Росимущества в Саратовской области в недельный срок со дня вступления в законную силу решения Арбитражного суда Саратовской области принять решение по заявлению ОАО "ЕПК Саратов" о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16.
Решением суда первой инстанции от 07 августа 2014 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие ТУ Росимущества в Саратовской области, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения по заявлению ОАО "ЕПК Саратов" о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16, обязал уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения Арбитражного суда Саратовской области принять решение по заявлению ОАО "ЕПК Саратов" о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16.
Кроме того, с ТУ Росимущества в Саратовской области в пользу ОАО "ЕПК Саратов" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
ТУ Росимущества в Саратовской области не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Представитель ОАО "ЕПК Саратов" в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ТУ Росимущества в Саратовской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "ЕПК Саратов" на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 429,7 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 64-АГ N 809099 от 13.12.2012 (т. 1, л.д. 27).
Данное помещение находится на земельном участке общей площадью 6 218 кв. м с кадастровым номером 64:48:020331:16, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Крымская, д. 32.
С целью заключения договора аренды земельного участка, занимаемого указанным нежилым помещением, ОАО "ЕПК Саратов" проведены работы по образованию земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16, в результате которых образовался новый земельный участок с кадастровым номером 64:48:020331:1170 площадью 1 880 кв. м, занимаемый нежилым помещением, собственником которого является ОАО "ЕПК Саратов".
Согласно данным представленного в материалы дела кадастрового паспорта N 64/201/2012-223716 от 28.12.2012, земельный участок с кадастровым номером 64:48:020331:16, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Крымская, д. 32, общей площадью 6 218 кв. м с разрешенным использованием - под здание общежития с пристроенным кафе, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (т. 1, л.д. 18-19).
25.09.2013 ОАО "ЕПК Саратов" обратилось в ТУ Росимущества в Саратовской области с заявлением о принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16 площадью 6218 кв. м (т. 1, л.д. 63-64).
К данному заявлению обществом приложены кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:1170, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРЮЛ), содержащая сведения о права на земельный участок с кадастровым номером 64:48:020331:16, сообщение, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 64:48:020331:16, справка БТИ N 1243 от 16.09.2013 о наличии объектов недвижимости, принадлежащих заявителю и иным правообладателям, расположенных на земельном участке с приложением ситуационного плана, справка-обоснование раздела земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16, выписка из реестра федерального имущества о земельном участке с кадастровым номером 64:48:020331:16, копия межевого плана от 20.09.2012.
15.11.2013 письмом N 02-6584 ТУ Росимущества в Саратовской области сообщило заявителю о направлении 11.11.2013 пакета документов в адрес Росимущества для принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Крымская, д. 32 (т. 1, л.д. 66).
В связи с отсутствием у общества сведений о принятом уполномоченным органом решении по заявлению от 25.09.2013, 20.02.2014 ОАО "ЕПК Саратов" обратилось в ТУ Росимущества в Саратовской области с просьбой направить в адрес заявителя решение по заявлению о разделе земельного участка (т. 1, л.д. 68-69).
Письмом от 03.03.2014 N 02-1178 ТУ Росимущества в Саратовской области сообщило заявителю об отсутствии решения Росимущества о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16 (т. 1, л.д. 70).
Полагая, что бездействие ТУ Росимущества в Саратовской области, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения по заявлению ОАО "ЕПК Саратов" о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16, является незаконным, нарушает права и законные интересы общества, ОАО "ЕПК Саратов" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ТУ Росимущества в Саратовской области полномочий на принятие решения по заявлению общества о разделе земельного участка и нарушении уполномоченным органом установленного законом срока принятия такого решения, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимы кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка, правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Согласно пункту 2.1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).
Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления, указанного в пункте 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что ОАО "ЕПК Саратов" при обращении в уполномоченный орган с заявлением о разделе земельного участка представлены предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации документы.
Поскольку Земельным кодексом Российской Федерации, а также иными нормативно-правовыми актами не регламентированы порядок и сроки принятия решения по заявлению о разделе земельного участка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости применения положений Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ), регулирующего, в том числе, правоотношения, связанные с рассмотрением государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченной на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Таким образом, максимальный срок рассмотрения обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, составляет 60 дней.
Из материалов дела следует, что заявление ОАО "ЕПК Саратов" от 24.09.2013 N 20/142-13 о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16 площадью 6 218 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Крымская, д. 32, приложенные к нему документы поступили в ТУ Росимущества в Саратовской области 25.09.2013.
В течение 60 дней с даты регистрации заявления ОАО "ЕПК Саратов" какое-либо решение по данному заявлению уполномоченным органом не принято.
03.03.2014 ТУ Росимущества в Саратовской области сообщило заявителю об отсутствии решения о разделе земельного участка.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности бездействия ТУ Росимущество в Саратовской области, выразившегося в непринятии решения по заявлению ОАО "ЕПК Саратов" о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16, является верным.
Апелляционная коллегия считает, что судом первой инстанции обоснованно отклонен довод ТУ Росимущества в Саратовской области о возможности принятия соответствующего решения по заявлению общества только на основании поручения Росимущества.
Согласно абзацам 1, 2 пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления.
Пунктом 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.11.2009 N 278, установлено, что Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 374 от 01.11.2008, Территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод ТУ Росимущества в Саратовской области со ссылкой на пункт 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.11.2009 N 278, об отсутствии поручения Федерального агентства по управлению имуществом о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020331:16, поскольку внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных законодательством Российской Федерации сроков и прав заявителя на принятие в отношении него решения об образовании земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков или об отказе в этом.
Указание на возможность решения вопроса о разделе земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, об образовании земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков только по поручению Росимущества в пункте 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.11.2009 N 278, отсутствует.
На основании изложенного, как верно указал суд первой инстанции, у ТУ Росимущества в Саратовской области имелась обязанность в установленный законодательством Российской Федерации принять по заявлению ОАО "ЕПК Саратов" о разделе земельного участка соответствующее решение.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, являвшимся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, которые получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 августа 2014 года по делу N А57-8986/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)