Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Решением уполномоченного органа обществу было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Предприятие розничной торговли "Дубрава" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области на решение Самарского областного суда от 7 апреля 2015 г., которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей заявителя - Павловой Н.В., представителей НП "Сообщество специалистов-оценщиков "СМАО" Комаровой К.А., Франчук Ю.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью Предприятие розничной торговли "Дубрава" (далее - ООО ПКФ "Дубрава", общество) обратилось в Самарский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:03111:511, площадью 860 кв. м, расположенного по адресу Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Голосова, д. 105А, в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 г., составляющей 3 333 102 руб.; обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Самарской области) внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка в качестве кадастровой стоимости.
Решением Самарского областного суда от 7 апреля 2015 г. заявление удовлетворено в части установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Самарской области, обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В судебное заседание не явились ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Самарской области, Правительство Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области), Мэрия городского округа Тольятти, оценщик Трушина Л.И., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Обществу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 63:09:03111:511 площадью 860 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для дальнейшей эксплуатации здания магазина, расположенный по адресу Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Голосова, д. 105А.
Как следует из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной ФГБУ "ФКП "Росреестра", кадастровая стоимость земельного участка установлена постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 г. N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" и составляет 7 943 966,20 руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 15 декабря 2014 г. N 14/34с-5 в удовлетворении заявления ООО ПКФ "Дубрава" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было отказано.
Согласно представленному обществом при рассмотрении дела в суде первой инстанции отчету от 22 октября 2014 г. N 29/14 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленному оценщиком Трушиной Л.И., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:03111:511 по состоянию на 1 января 2013 г. составляет 3 333 102 руб.
Экспертами НП "Саморегулируемая Межрегиональная Ассоциация Специалистов-Оценщиков" (СМАОс) проведена экспертиза указанного отчета, который признан соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и федеральным стандартам оценки, о чем составлено заключение от 24 октября 2014 г. N 14/09-234/ЭЗ/77/1.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, признал отчет и положительное экспертное заключение надлежащими доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость земельного участка, принадлежащего ООО ПКФ "Дубрава".
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В рассматриваемом случае рыночная стоимость земельного участка в размере 3 333 102 руб. установлена оценщиком по состоянию на 1 января 2013 г., то есть на дату формирования перечня земельных участков Самарской области, в отношении которых упомянутым постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 г. N 610 утверждены результаты кадастровой стоимости.
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно представленному отчету от 22 октября 2014 г. N 29/14 в рамках доходного подхода оценка рыночной стоимости земельного участка проводилась методом сравнения продаж.
Для сравнения выбраны три аналога, сопоставимые с объектом оценки.
Выявленные отличия объектов-аналогов от объекта оценки откорректированы с обоснованием применения каждой поправки.
В рамках доходного подхода оценщиком применен метод остатка.
В результате анализа стоимости объекта оценки по каждому из указанных подходов оценщик посчитал возможным отказаться от результатов доходного подхода, сравнительному подходу присвоен весовой коэффициент, равный 1.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что указанная в отчете оценщика итоговая величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Самарского областного суда от 7 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.09.2015 N 46-АПГ15-27
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Решением уполномоченного органа обществу было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 сентября 2015 г. N 46-АПГ15-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Предприятие розничной торговли "Дубрава" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области на решение Самарского областного суда от 7 апреля 2015 г., которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей заявителя - Павловой Н.В., представителей НП "Сообщество специалистов-оценщиков "СМАО" Комаровой К.А., Франчук Ю.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью Предприятие розничной торговли "Дубрава" (далее - ООО ПКФ "Дубрава", общество) обратилось в Самарский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:03111:511, площадью 860 кв. м, расположенного по адресу Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Голосова, д. 105А, в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 г., составляющей 3 333 102 руб.; обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Самарской области) внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка в качестве кадастровой стоимости.
Решением Самарского областного суда от 7 апреля 2015 г. заявление удовлетворено в части установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Самарской области, обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В судебное заседание не явились ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Самарской области, Правительство Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области), Мэрия городского округа Тольятти, оценщик Трушина Л.И., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Обществу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 63:09:03111:511 площадью 860 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для дальнейшей эксплуатации здания магазина, расположенный по адресу Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Голосова, д. 105А.
Как следует из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной ФГБУ "ФКП "Росреестра", кадастровая стоимость земельного участка установлена постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 г. N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" и составляет 7 943 966,20 руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 15 декабря 2014 г. N 14/34с-5 в удовлетворении заявления ООО ПКФ "Дубрава" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было отказано.
Согласно представленному обществом при рассмотрении дела в суде первой инстанции отчету от 22 октября 2014 г. N 29/14 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленному оценщиком Трушиной Л.И., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:03111:511 по состоянию на 1 января 2013 г. составляет 3 333 102 руб.
Экспертами НП "Саморегулируемая Межрегиональная Ассоциация Специалистов-Оценщиков" (СМАОс) проведена экспертиза указанного отчета, который признан соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и федеральным стандартам оценки, о чем составлено заключение от 24 октября 2014 г. N 14/09-234/ЭЗ/77/1.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, признал отчет и положительное экспертное заключение надлежащими доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость земельного участка, принадлежащего ООО ПКФ "Дубрава".
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В рассматриваемом случае рыночная стоимость земельного участка в размере 3 333 102 руб. установлена оценщиком по состоянию на 1 января 2013 г., то есть на дату формирования перечня земельных участков Самарской области, в отношении которых упомянутым постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 г. N 610 утверждены результаты кадастровой стоимости.
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно представленному отчету от 22 октября 2014 г. N 29/14 в рамках доходного подхода оценка рыночной стоимости земельного участка проводилась методом сравнения продаж.
Для сравнения выбраны три аналога, сопоставимые с объектом оценки.
Выявленные отличия объектов-аналогов от объекта оценки откорректированы с обоснованием применения каждой поправки.
В рамках доходного подхода оценщиком применен метод остатка.
В результате анализа стоимости объекта оценки по каждому из указанных подходов оценщик посчитал возможным отказаться от результатов доходного подхода, сравнительному подходу присвоен весовой коэффициент, равный 1.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что указанная в отчете оценщика итоговая величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Самарского областного суда от 7 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)