Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель указывает на то, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, определенной в отчете независимого оценщика, что нарушает его право на установление действительной налоговой обязанности и ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "КУЗНЕЦОВ" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Самарского областного суда от 26 марта 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
ОАО "КУЗНЕЦОВ" обратилось в суд с заявлением к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области, Правительству Самарской области об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Управленческий, ул. С. Лазо, общей площадью 131 511 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: фактически занимаемый земельный участок промплощадкой, с кадастровым номером 63:01:0317003:886 в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 03 марта 2014 г.
В обоснование заявленных требований он указал на то, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 313 246 050,90 руб. и не соответствует его рыночной стоимости - 151 500 672 руб., определенной в отчете независимого оценщика. Данное обстоятельство нарушает его право на установление действительной налоговой обязанности и ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация г. Самары и ООО "Институт независимой оценки и аудита".
Решением Самарского областного суда от 26 марта 2015 г. заявление ОАО "КУЗНЕЦОВ" удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области, ссылаясь на нарушения судом норм материального и процессуального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 названного Федерального закона предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, сделал вывод о том, что представленный заявителем отчет о рыночной оценке спорного земельного участка от 29 октября 2014 г. N 235-14А, составленный оценщиком ООО "Институт независимой оценки и аудита" А., соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а определенная в отчете рыночная стоимость земельного участка в размере 151 500 672 руб. является обоснованной. Данный вывод основан на положительном экспертном заключении от 6 ноября 2014 г. N 4024-4/2014 ООО "Российское общество оценщиков" и отсутствии доказательств со стороны заинтересованных лиц по делу тому, что отчет о рыночной оценке и положительное экспертное заключение не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Судебная коллегия полагает вывод суда правильным, основанным на требованиях действующего федерального законодательства. Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ рыночная стоимость объекта недвижимости устанавливается на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ при включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, определяет кадастровую стоимость таких объектов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В этом случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
По смыслу данной нормы, рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения кадастровой стоимости применяются средние показатели, утвержденные при проведении государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222.
Как усматривается из материалов дела, используемый заявителем на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 63:01:0317003:886 поставлен на государственный кадастровый учет 3 марта 2014 г., сведения о его кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости в связи с преобразованием (разделом) земельного участка с кадастровым номером 63:01:0317003:830, в результате которого площадь вновь образованного земельного участка составила 131 511 кв. м.
Таким образом, с учетом того, что кадастровая стоимость земельного участка определена по правилам статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ и датой внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости является 03 марта 2014 г., рыночная стоимость этого участка должна быть установлена на указанную дату.
При разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки.
По заявке ОАО КУЗНЕЦОВ" оценочной компанией ООО "Институт независимой оценки и аудита" подготовлен отчет от 29 октября 2014 г. N 235-14/А, согласно которому в соответствии с требованиями действующего законодательства рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 03 марта 2014 г.
Следовательно, суд первой инстанции правильно признал названный отчет надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на ошибочном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда и не могут служить основаниями, предусмотренными гражданским процессуальным законодательством, для отмены судебного постановления.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Самарского областного суда от 26 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.08.2015 N 46-АПГ15-15
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель указывает на то, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, определенной в отчете независимого оценщика, что нарушает его право на установление действительной налоговой обязанности и ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 августа 2015 г. N 46-АПГ15-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "КУЗНЕЦОВ" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Самарского областного суда от 26 марта 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
ОАО "КУЗНЕЦОВ" обратилось в суд с заявлением к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области, Правительству Самарской области об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Управленческий, ул. С. Лазо, общей площадью 131 511 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: фактически занимаемый земельный участок промплощадкой, с кадастровым номером 63:01:0317003:886 в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 03 марта 2014 г.
В обоснование заявленных требований он указал на то, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 313 246 050,90 руб. и не соответствует его рыночной стоимости - 151 500 672 руб., определенной в отчете независимого оценщика. Данное обстоятельство нарушает его право на установление действительной налоговой обязанности и ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация г. Самары и ООО "Институт независимой оценки и аудита".
Решением Самарского областного суда от 26 марта 2015 г. заявление ОАО "КУЗНЕЦОВ" удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области, ссылаясь на нарушения судом норм материального и процессуального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 названного Федерального закона предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, сделал вывод о том, что представленный заявителем отчет о рыночной оценке спорного земельного участка от 29 октября 2014 г. N 235-14А, составленный оценщиком ООО "Институт независимой оценки и аудита" А., соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а определенная в отчете рыночная стоимость земельного участка в размере 151 500 672 руб. является обоснованной. Данный вывод основан на положительном экспертном заключении от 6 ноября 2014 г. N 4024-4/2014 ООО "Российское общество оценщиков" и отсутствии доказательств со стороны заинтересованных лиц по делу тому, что отчет о рыночной оценке и положительное экспертное заключение не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Судебная коллегия полагает вывод суда правильным, основанным на требованиях действующего федерального законодательства. Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ рыночная стоимость объекта недвижимости устанавливается на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ при включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, определяет кадастровую стоимость таких объектов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В этом случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
По смыслу данной нормы, рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения кадастровой стоимости применяются средние показатели, утвержденные при проведении государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222.
Как усматривается из материалов дела, используемый заявителем на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 63:01:0317003:886 поставлен на государственный кадастровый учет 3 марта 2014 г., сведения о его кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости в связи с преобразованием (разделом) земельного участка с кадастровым номером 63:01:0317003:830, в результате которого площадь вновь образованного земельного участка составила 131 511 кв. м.
Таким образом, с учетом того, что кадастровая стоимость земельного участка определена по правилам статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ и датой внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости является 03 марта 2014 г., рыночная стоимость этого участка должна быть установлена на указанную дату.
При разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки.
По заявке ОАО КУЗНЕЦОВ" оценочной компанией ООО "Институт независимой оценки и аудита" подготовлен отчет от 29 октября 2014 г. N 235-14/А, согласно которому в соответствии с требованиями действующего законодательства рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 03 марта 2014 г.
Следовательно, суд первой инстанции правильно признал названный отчет надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на ошибочном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда и не могут служить основаниями, предусмотренными гражданским процессуальным законодательством, для отмены судебного постановления.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Самарского областного суда от 26 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)