Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2015 N 11АП-10744/2015 ПО ДЕЛУ N А55-25493/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2015 г. по делу N А55-25493/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Холодной С.Т., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
с участием:
от Администрации городского округа Сызрань Самарской области - Кириенко Е.В. (доверенность от 25.11.2013 г. N 02-269/6419),
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области - Борисова Е.В. (доверенность от 25.01.2013 г. N 63АА1586804),
от Управления Росреестра по Самарской области - не явился, извещен,
от Общества с ограниченной ответственностью "Адгезия - ЗИМ" - не явился, извещен,
от Министерства управления финансами Самарской области - не явился, извещен,
от Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 августа 2015 года апелляционную жалобу Администрации городского округа Сызрань Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2015 года по делу N А55-25493/2014 (судья Агеенко С.В.)
по заявлению Администрации городского округа Сызрань Самарской области
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Управления Росреестра по Самарской области,
- Общества с ограниченной ответственностью "Адгезия - ЗИМ",
- Министерства управления финансами Самарской области,
- Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области,
о возложении обязанности по снятию с государственного кадастрового учета земельных участков

установил:

Администрация городского округа Сызрань Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области о возложении обязанности снять с государственного кадастрового учета ранее учтенные земельные участки:
- - кадастровый номер 63:08:0103018:8, земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база, площадью 8 000 кв. м, Самарская область, г. Сызрань, ул. Комарова, д. 5;
- - кадастровый номер 63:08:0103018:9, земли населенных пунктов, разрешенное использование: инженерные сети, площадью 25 000 кв. м, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. Комарова, д. 5;
- - кадастровый номер 63:08:0103018:7, земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли общего пользования, площадью 14 100 кв. м, местоположение: Самарская область, г. Сызрань.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа Сызрань Самарской области просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2015 года по делу N А55-25493/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В материалы дела поступил отзыв Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд разрешить спор на свое усмотрение.
В судебном заседании представитель подателя жалобы ее доводы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области напротив, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Представители Управления Росреестра по Самарской области, Общества с ограниченной ответственностью "Адгезия, Министерства управления финансами Самарской области и Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, спорные земельные участки с кадастровыми номерами 63:08:0103018:8 и 63:08:0103018:9 ранее были предоставлены в постоянное бессрочное пользование Производственному управлению водопроводно-канализационного хозяйства, а земельный участок с кадастровым номером 63:08:0103018:7 - Муниципальному производственному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства, что подтверждается свидетельствами N N 10150 от 13.11.1992 года, 10151 от 13.11.1992 года и 10545 от 21.10.1993 года.
Постановлением от 25.11.2011 года N 3322 заявителем прекращено право постоянного бессрочного пользования данными земельными участками и указанные сведения исключены из сведений государственного кадастрового учета.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. ст. 45 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей в период вынесения заявителем Постановления о прекращении права постоянного бессрочного пользования) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при:
1) использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными статьями 7 при 8 настоящего Кодекса;
2) использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
3) неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:
- отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
- нарушение установленного соответствующими нормами статьей 95 - 100 настоящего Кодекса режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
- систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
- систематическая неуплата земельного налога;
4) неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
5) изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 55 настоящего Кодекса;
6) реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 51 настоящего Кодекса;
7) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, принимается судом в соответствии со статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что решение о принудительном прекращении права постоянного бессрочного пользования спорными земельными участками, содержащееся в Постановлении Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 25.11.2011 года N 3322, принятии заявителем самостоятельно на основании служебной записки руководителя Комитета имущественных отношений Администрации городского округа Сызрань Самарской области и информации Федеральной налоговой службы России без принятии соответствующего решения судом.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что положениями земельного законодательства, действующими на момент вынесения заявителем Постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 25.11.2011 года N 3322, принятие решения о принудительном прекращении права постоянного бессрочного пользования земельного участка находилось в исключительной компетенции суда, указанный ненормативным правовой акт является недействительным и оснований полагать, что в отношении спорных земельных участков прекращено право постоянного бессрочного пользования, не имеется.
Сведения о спорных земельных участках внесены в государственный кадастровый учет при проведении работ по инвентаризации данных о ранее учтенных земельных участках.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законом порядке до дня вступления в законную силу настоящего Федерального закона признается юридически действительным, и такие объекты недвижимости считаются учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенные объекты недвижимости).
Таким образом, сведения о ранее учтенных земельных участках подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в установленном законом порядке.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что спорные земельные участки являются ранее учтенными, то есть сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости об указанных земельных участках, являются кадастровыми сведения и кадастровые действия по их преобразованию не осуществлялись, правовые основания для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования спорных земельных участков отсутствуют.
Само по себе нахождение спорных земельных участков на государственном кадастровом учете и наличие волеизъявления органа местного самоуправления на их исключение из государственного кадастрового учета являются недостаточными обстоятельствами для разрешения указанного спора в судебном порядке.
Согласно доводам заявителем нахождение спорных земельных участков на государственном кадастровом учете влечет за собой недополучение в городской бюджет земельного налога.
Данный довод заявителя суд первой инстанции правомерно посчитал необоснованным, поскольку из представленных свидетельств о праве постоянного бессрочного пользования спорными земельными участками следует, что спорные земельные участки ранее представлялись на праве постоянного бессрочного пользования для дальнейшей эксплуатации расположенных на них объектов недвижимости (производственной базы, инженерных сетей и Образцовского водозабора).
При этом, доказательств, подтверждающих факт того, что спорные земельные участки в настоящее время свободны от строений и сооружений, заявителем суду первой инстанции не представлено.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что необоснованное исключение из сведений государственного кадастрового учета данных о наличии права постоянного бессрочного пользования и снятие спорных земельным участков с кадастрового учета фактически лишит возможности на получение земельного налога с собственников зданий, строений и сооружений, расположенных на спорных земельных участках.
Ссылку заявителя на наличие Методики расчета прогнозных значений и учета фактических значений социально-экономического показателя "Отношение количества земельных участков, учтенных в базе данных налоговых органов, к количеству земельных участков, состоящих на кадастровом учете (уменьшенному на количество земельных участков, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной собственности, государственной собственности до разграничения и переданных в аренду, срочное безвозмездное пользование, а также имеющих статус "временный"), оцениваемого при предоставлении из областного бюджета субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств по вопросам местного значения, предоставляемых с учетом выполнения показателей социально-экономического развития, утвержденной и.о. министра управления финансами Самарской области, суд первой инстанции также правомерно посчитал необоснованной, по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 139 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В составе бюджета субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает на срок не менее трех лет перечень расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации, целевые показатели результативности предоставления субсидий и их значения.
Выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускается.
Постановлением Правительства Самарской области от 12.12.2012 года N 742 утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств по вопросам местного значения, предоставляемых с учетом выполнения показателей социально-экономического развития.
Настоящий Порядок устанавливает цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств по вопросам местного значения, предоставляемых с учетом выполнения показателей социально-экономического развития, в том числе критерии отбора городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений для предоставления субсидий.
Одним из социально-экономических показателей, оцениваемых при предоставлении из областного бюджета субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств по вопросам местного значения, предоставляемых с учетом выполнения показателей социально-экономического развития, и доли их влияния (веса) на свободную оценку выполнения муниципальными образованиями социально-экономических показателей является показатель отношение количества земельных участков, учтенных в базе данных налоговых органов, к количеству земельных участков, состоящих на кадастровом учете (уменьшенному на количество земельных участков, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной собственности, государственной собственности до разграничения и переданных в аренду, срочное безвозмездное пользование, а также имеющих статус "временный").
Целью введения данного показателя является актуализация сведений, содержащихся в базе данных налоговых органов, со сведениями содержащимися в государственном кадастре недвижимости в целях повышения собираемости и поступления в местные бюджеты земельного налога.
Однако, материалами дела подтверждается, что необоснованное исключение из сведений государственного кадастрового учета данных о наличии права постоянного бессрочного пользования на основании незаконного решения заявителя и снятие спорных земельных участков с кадастрового учета фактически приведет к невозможности получения земельного налога с собственников зданий, строений и сооружений, расположенных на спорных земельных участках.
На основании изложенного, в удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2015 года по делу N А55-25493/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ

Судьи
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Е.М.РОГАЛЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)