Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.11.2011 N 05АП-6059/2011 ПО ДЕЛУ N А51-6797/2011

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2011 г. N 05АП-6059/2011

Дело N А51-6797/2011

Резолютивная часть постановления оглашена 09 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алферовой
судей О.Ю. Еремеевой, Г.М. Грачева
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой
при участии
- от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Якушева Т.А., доверенность от 23.12.2010 N 29/03-20-22143, сроком действия до 31.12.2011, удостоверение;
- от Садоводческого потребительского кооператива "Барсовый": Соколов А.Е., доверенность от 08.11.2011, сроком действия на 3 года, паспорт;
- Бандура О.С., доверенность от 08.11.2011, сроком действия на 3 года, паспорт;
- Комаров А.В., член правления, паспорт;
- от Управления лесным хозяйством по Приморскому краю: Подосенов А.С., доверенность от 20.09.2011 N 56, сроком действия на 1 год, паспорт;
- Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае - извещено, представителя не направило;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-6059/2011
на решение от 19.07.2011
судьи Н.Л. Бибик
по делу N А51-6797/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Садоводческого потребительского кооператива "Барсовый" (ИНН 2536195242, ОГРН 1072536015419)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третьи лица: Управление лесным хозяйством по Приморскому краю, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
о признании незаконным решения.

установил:

Потребительский кооператив Садоводческий потребительский кооператив "Барсовый" (далее - заявитель, кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) о признании незаконным решения департамента от 03.03.2011 N 29/06/02-09/2559 об отказе в предоставлении кооперативу земельных участков площадью 60 000, 50 000, 30 000 кв. м, расположенных в г. Владивостоке в районе ул. Главной, 37, в аренду сроком на 49 лет для садоводства, а также об обязании департамента обратиться в орган местного самоуправления для утверждения схем расположения испрашиваемых земельных участков площадью 60 000, 50 000, 30 000 кв. м на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Определением от 08.06.2011 по ходатайству департамента судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление лесным хозяйством по Приморскому краю и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - территориальное управление Росимущества).
Решением суда от 19.07.2011 заявленные кооперативом требования удовлетворены.
Обжалуя в апелляционном порядке судебный акт, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края считает его незаконным и подлежащим отмене. По мнению департамента, ведение садоводства не является видом разрешенного использования в зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2), в которой расположены испрашиваемые земельные участки. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что спорные земельные участки расположены в пределах 1, 2 и 3 зон округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Таким образом, заявитель жалобы считает законным и обоснованным отказ департамента в предоставлении кооперативу испрашиваемых земельных участков.
Управление лесным хозяйством по Приморскому краю и Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в представленных в материалы дела письменных отзывах поддержали доводы апелляционной жалобы департамента, считают, что решение суда подлежит отмене по основаниям, указанным в апелляционной жалобе департамента.
Кооператив в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразил, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, решение отмене или изменению не подлежит.
В судебное заседание Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае не явилось, извещено надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя территориального управления.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
Потребительский кооператив Садоводческий потребительский кооператив "Барсовый" зарегистрирован в качестве юридического лица 19.11.2007 ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1072536015419.
В материалах дела имеется списочный состав членов садоводческого потребительского кооператива "Барсовый" по состоянию на 07.06.2011, согласно которому членами кооператива являются: Воротилина С.П., Богомолова Ю.В., Крылов В.И., Калашников А.Е., Шиманович З.Г., Калашникова И.В., Калашникова А.А., Шиманович В.В., Тарлай А.А., Дудкин А.Ф., Кузнецов А.В., Шутов Ф.В., Чудов С.В., Байшев В.А., Соколова М.С., Шевчук И.В., Юртиков А.В., Шарлай А.Г., Подкаура А.А., Ульченко Э.И., Лобунец С.Ф., Пиронкова И.Э., Комаров А.В., Комарова Г.М., Комарова И.А., Пятышин В.А., Пятышин Е.В., Суглобова А.В., Дерюга В.М., Попелыш И.Н., Больных В.Т., Комарова А.А., Телебоков Л.В., Колесников О.Н., Тутынин А.Б., Новгородов А.Н., Механошин С.Н., Логинов Р.А., Макаров С.Н., Харитонова С.П., Дорошкевич С.В. Всего 41 член кооператива (л.д. 63).
22.03.2010 заявитель обратился в департамент с дополнительным заявлением (вх. N 29-6288) о предоставлении в долгосрочную аренду земельных участков N 1 площадью 60 000 кв. м, N 2 площадью 50 000 кв. м, N 3 площадью 30 000 кв. м, расположенных в г. Владивостоке в районе ул. Главной, 37 с целью использования под садоводство.
Письмом от 03.03.2011 исх. N 29/06/02-09/2559 департаментом в предоставлении земельных участков отказано по причине их нахождения на территории, входящей в лесной фонд Владивостокского лесничества, а также по причине того, что садоводство не является видом разрешенного использования в данной зоне.
Посчитав, что отказ департамента не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив, в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене в связи со следующим.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 части 1 статьи 199 АПК РФ предусмотрено, что в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и бездействие (действием).
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ (п. 1 ст. 29 Земельного кодекса РФ).
Спорные земельные участки ориентировочной площадью 60 000 кв. м, 50 000 кв. м и 30 000 кв. м, расположенные в г. Владивостоке в районе ул. Главной, 37, испрашивались кооперативом для дальнейшего использования в целях, не связанных со строительством - ведения садоводства.
Положениями ст. 34 Земельного кодекса РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу п. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ (вступил в силу с 01.02.2007) в Закон Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края.
Полномочия по распоряжению такими участками в настоящее время осуществляет Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
По смыслу п. 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ, земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном данным Кодексом и Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан", пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Пунктом 4 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
В рассматриваемом случае основаниями для отказа департамента в предоставлении испрашиваемых кооперативом земельных участков явилось то, что участки находятся на территории, входящей в лесной фонд Владивостокского лесничества и Садгородского участкового лесничества (защитные леса, категория защищенности - 1,2 - зона округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов) и расположены в зоне отдыха, спорта, туризма и развлечений, условно обозначенной "Р-2".
Признавая указанный отказ департамента незаконным и удовлетворяя требования кооператива, суд первой инстанции исходил из того, что нахождение испрашиваемых земельных участков в зоне отдыха, спорта, туризма и развлечений Р-2 соответствует целям ведения садоводства. Апелляционная коллегия с данным выводом согласиться не может в силу следующего.
Факт нахождения испрашиваемых земельных участков в зоне Р-2 (зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений) подтверждается имеющимися в материалах дела сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности N 355 от 14.04.2011, N 1244 от 21.10.2011 и N 354 от 14.04.2011, и не оспаривается заявителем. Более того, один из запрашиваемых земельных участков захватывает зону объектов автомобильного транспорта (Т-3), но данное обстоятельство судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку нахождение части земельного участка в зоне Т-3 не явилось основанием для отказа кооперативу в предоставлении испрашиваемых земельных участков.
В силу статьи 45 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее - Правила), утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2) определена для строительства и эксплуатации объектов длительного и кратковременного отдыха, спортивно-зрелищных объектов, развлечений, а также других объектов, размещение которых необходимо для функционирования зоны и не повлечет за собой утрату рекреационного потенциала зоны.
Кроме того, земли рекреационного назначения в силу пункта 1 статьи 45 Правил землепользования и застройки используются для целей публичного, а не личного отдыха.
Основные виды разрешенного использования зоны Р-2: дома и зоны отдыха; спортивные комплексы (стадионы, физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные залы, тренажерные залы, бассейны и другие спортивные объекты); детские оздоровительные и спортивные лагери; туристические базы; кемпинги; специализированные парки, сады, скверы, дендрарии, оранжереи; парк животных уссурийской тайги; яхт-клубы, лодочные станции; коммунальные объекты, связанные с объектами, расположенными в зоне и не требующие установления санитарно-защитных зон; линейные объекты, связанные с объектами, расположенными в зоне, а также в смежных территориальных зонах; объекты административного назначения, связанные с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом; объекты охраны общественного порядка; объекты специализированных ведомств по предупреждению чрезвычайных ситуаций; пункты медицинской помощи. Условно разрешенные виды использования в данной зоне: культовые здания и объекты; объекты торговли; объекты общественного питания; объекты, связанные с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом, требующие создания санитарно-защитных зон.
Описанное выше назначение зоны Р-2 не предусматривает использование территории этой зоны для ведения садоводства, а разрешенные виды использования, включая условно разрешенные, не соответствуют целям ведения садоводства.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не может согласиться позицией суда первой инстанции о том, что нахождение земельных участков в зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2) соответствует целям ведения садоводства.
Таким образом, учитывая нахождение испрашиваемого земельного участка в зоне Р-2, коллегия считает, что у департамента имелись законные основания для отказа кооперативу в предоставлении испрашиваемых участков, в связи с чем, права заявителя не нарушены.
Доводы департамента и управления лесным хозяйством по ПК о нахождении испрашиваемых земельных участков в лесных фондах Владивостокского лесничества и Садгородского участкового лесничества отклоняются, как документально не подтвержденные.
Еще одним основание для отказа кооперативу в предоставлении земельных участков явилось нахождение последних в землях категории защищенности - 1,2 - зона округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Отнесение земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов к землям особо охраняемых природных территорий обусловлено положениями пункта 1 статьи 94, пункта 1 статьи 96 Земельного кодекса РФ и пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Федеральный закон N 26-ФЗ) признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
На земельные участки, расположенные в 1, 2 зоне, устанавливаются ограничения, в частности на таких участках запрещается размещение объектов и сооружений не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведения работ, загрязняющих среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению (пункт 3 статьи 16 ФЗ от 23.02.1995 N 26-ФЗ, пунктом 5 статьи 59 Правил N 46).
Таким образом, нахождение испрашиваемых земельных участков на землях категории защищенности - 1,2 - зона округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов является дополнительным основанием для отказа в удовлетворении заявления кооператива.
Вывод суда первой инстанции о преждевременности отказа департамента в предоставлении испрашиваемых земельных участков судом апелляционной инстанции признается необоснованным. В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона Приморского края N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", в случае, если имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. Таким образом, Департамент вправе отказать в предоставлении земельного участка, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством, при наличии оснований для отказа, предусмотренных федеральным законом, не направляя обращение в орган местного самоуправления с целью выдачи схемы расположения земельного участка.
Ссылка департамента на необоснованность площадей испрашиваемых земельных участков, на непредставление заявителем списка членов кооператива, утвержденного органом местного самоуправления, и оригинала протокола общего собрания членов кооператива, закрепляющего коллективное решение о предоставлении земельных участков в аренду, подписанного всеми членами такого объединения, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в данном случае правового значения не имеет, поскольку указанные обстоятельства не явились основанием для отказа в предоставлении кооперативу испрашиваемых земельных участков.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, Пятый арбитражный апелляционный суд, исходя из положений указанных норм права и фактических обстоятельств дела, считает неправомерным решения департамента от 03.03.2011 N 29/06/02-09/2559 об отказе в предоставлении кооперативу земельных участков площадью 60 000, 50 000, 30 000 кв. м, расположенных в г. Владивостоке в районе ул. Главной, 37, в аренду сроком на 49 лет для садоводства.
На основании вышеизложенного, в удовлетворении требований ДНТ "Сатурн" в соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ следует отказать. В соответствии со ст. 270 АПК РФ решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.07.2011 по делу N А51-6797/2011 отменить.
В удовлетворении требований Потребительского кооператива Садоводческий потребительский кооператив "Барсовый" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА

Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Г.М.ГРАЧЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)