Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.08.2015 N 10АП-6679/2015 ПО ДЕЛУ N А41-530/2015

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2015 г. по делу N А41-530/15


Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Немчиновой М.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Игумнова В.С., представитель по доверенности от 25.12.2014 N 26Дов-489,
от ДНП "Листопад" - Кучерова Е.Н., представитель по доверенности от 01.08.2015,
от Администрации Красногорского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Правительства Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13.05.2015 по делу N А41-530/15, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к ДНП "Листопад", Администрации Красногорского муниципального района Московской области, третьи лица: Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области об истребовании из незаконного владения части земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020112:294,

установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Дачному некоммерческому партнерству "Листопад" (далее - партнерство, ДНП "Листопад"), Администрации Красногорского муниципального района Московской области (далее - администрация) об истребовании из незаконного владения ДНП "Листопад" и Администрации Красногорского муниципального района Московской области часть земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020112:294, накладывающийся на земли лесного фонда кв. 1 Истринского сельского участкового лесничества кв. 24 Рождественского участкового лесничества Истринского лесничества в следующих координатах:






































































Определением Арбитражного суда Московской области от 21.01.2015 по делу N А41-530/15 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Московской области (том 1, л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 12.02.2015 по делу N А41-530/15 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено, Министерство имущественных отношений Московской области (том 1, л.д. 137 - 138).
Определением Арбитражного суда Московской области от 12.03.2015 по делу N А41-530/15 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (том 1, л.д. 186).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.05.2015 по делу N А41-530/15 в удовлетворении заявленных требований отказано (том 2, л.д. 52 - 54).
Не согласившись с указанным судебным актом комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить.
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей администрации, Правительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель комитета заявил ходатайство об отложении судебного заседания для назначения экспертизы.
Представитель ДНП "Листопад" оставил разрешение вопроса об отложении судебного заседания на усмотрении суда.
Ходатайство рассмотрено апелляционным судом в порядке статьи 159 АПК РФ и оставлено без удовлетворения. С учетом имеющихся в деле доказательств, а также обстоятельств спора, суд не усмотрел установленные статьей 82 АПК РФ основания для назначения экспертизы.
Представитель комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ДНП "Листопад" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в соответствии со статьями 266 - 268 АПК РФ.
Повторно исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.
Из материалов дела следует, что между администрацией и ДПН "Листопад" заключен договор аренды земельного участка от 01.04.2010 N 107 с кадастровым номером N 50:11:0020112:294, площадью 16 576 кв. м, категория земель: "Земли сельскохозяйственного назначения", расположенного по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Нахабино, вблизи д. Козино, разрешенный вид использования: для дачного строительства, сроком на 49 лет. Земельный участок был предоставлен на основании постановления Главы Красногорского муниципального района Московской области N 376/2 от 25.02.2010 (том 1, л.д. 42 - 47).
Постановлением Главы Красногорского муниципального района Московской области от 25.10.2010 N 2145/10 отменено постановление от 25.02.2010 N 376/2 (том 1, л.д. 36).
20.09.2013 в адрес ДНП "Листопад" направлено уведомление о расторжении договора аренды земельного участка.
В связи с тем, что часть земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020112:294 является спорным земельным участком, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными, также исходил из пропуска срока исковой давности.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со статьями 195 и 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 15 от 12.11.2001 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 18 от 15.11.2001 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В данном случае до принятия судом первой инстанции решения по делу ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям (том 1 л.д. 105 - 112).
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о пропуске истцом срока давности в связи со следующим.
Из материалов дела усматривается, что при формировании спорного земельного участка в 2008 году его границы согласовывались со смежными землепользователями, в том числе с землями Москворецкого лесничества.
Следовательно, срок исковой давности, предусмотренный статье 196 ГК РФ, истекал в 2011 году.
С настоящим иском комитет обратился в суд 14.01.2015, то есть за пределами установленного срока исковой давности.
Согласно пункту 1 статьи 27 ЛК РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Согласно пункту 2 указанной выше статьи 27 ЛК РФ, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 Положения об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва утв. Приказом Рослесхоза от 09.08.2007 N 368, Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (далее - Мослесхоз) являлось территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства.
Согласно пункту 6, пункту 6.1 указанного выше Положения, Мослесхоз осуществлял на территории Московской области полномочия собственника в отношении федерального имущества.
Согласно письму Агентства лесного хозяйства по Московской области и г. Москва от 29.08.2006 N 03/4134 (было переименовано в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва Приказом Рослесхоза от 31.08.2007 N 386) "О порядке согласования границ земель лесного фонда лесхозов со смежными землепользователями": "Согласование границ земельных участков, смежных с участками лесного фонда, осуществляется лесхозами, так как они непосредственно на местах осуществляют ведение лесного хозяйства и управление лесными ресурсами. Как лицо, уполномоченное представлять интересы Российской Федерации по вопросам управления находящимся в федеральной собственности государственным лесным фондом, лесхоз уполномочен участвовать в процедуре согласования границ земельных участков при межевании, поскольку, как предусмотрено пунктом 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации, при проведении лесоустройства обеспечивает учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты".
Акт согласования границ в соответствии с указанным письмом N 03/4134 имеют право подписывать директор лесхоза или должностное лицо, имеющее право первой подписи документов по проведению финансовых и хозяйственных операций (заместитель директора, главный лесничий). Подпись закрепляется гербовой печатью лесхоза. В случае наличия нарушений или спорной ситуации директор лесхоза направляет заявителю письменный отказ в согласовании границ.
В пункте 14 Приказа Рослесхоза от 13.11.1998 N 188 "Об утверждении Положения (общего) о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России" основным структурным подразделением лесхоза является лесничество, возглавляемое лесничим.
Согласно пункту 1 статьи 23 ЛК РФ Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
В соответствии с указанными выше нормами действовавшего в 2008 году законодательства РФ, в акте установления и согласования границ земельного участка от 02.06.2008 стоит подпись Начальника отдела Москворецкого лесничества В.Б. Зайцева, закрепленная соответствующей печатью Мослесхоза, о согласовании границ земельного участка ДНП "Листопад".
Никаких замечаний, относительно наложения границ земельного участка на земли лесного фонда со стороны лесничества сделано не было. Акт согласования границ находится в материалах кадастрового дела земельного участка с кадастровым N 50:11:0020112:294, копия материалов кадастрового дела была запрошена судом и имеется в материалах дела.
В результате согласования всеми заинтересованными лицами границ земельного участка, он был поставлен на кадастровый учет. Категория земель определена постановлением Главы Красногорского муниципального района Московской области N 2716/12 от 28.12.2009, как земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для дачного строительства.
Таким образом, в 2008 году уполномоченный представитель Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, действующего от лица Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий, согласовал размещение границ земельного участка без привязки к предоставлению его в аренду ДНП "Листопад" или любому другому лицу, следовательно, знал или должен был знать о возможном нарушении права и мог реализовать свое право на обращение в арбитражный суд с настоящим иском до истечения срока исковой давности.
В силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, указанных норм следует, что субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти. Следовательно, последующее перераспределение функций по управлению государственным имуществом между такими органами не может служить основанием для изменения срока исковой давности или порядка его исчисления по требованию, заявленному в защиту интересов этого публичного образования.
Согласно пункту 1 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 25.05.2012 N 212, в связи с передачей полномочий в области лесных отношений на территории Московской области органами государственной власти Московской области в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 721-р, указано ликвидировать с 01.07.2012 Управление Лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
Согласно Положению о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, комитет осуществляет функции по защите леса, управлению государственным имуществом в области лесных отношений, распоряжение лесными участками в Московской области, которые ранее были возложены на Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области является функциональным правопреемником Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, соответственно именно Комитет выступает от имени субъекта Российской Федерации Московской области и осуществляет соответствующие полномочия в области лесных отношений на территории Московской области.
Следовательно, истец мог в пределах установленного законом срока исковой давности получить сведения о постановке спорного участка на кадастровый учет в 2008 году, о предоставлении его в аренду ДНП "Листопад" в 2010 году и иные юридически значимые сведения.
В соответствии с Уставом ФГУ "Мособллес", утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.04.2009 N 112, ФГУ "Мособллес" в 2010 г. находился в ведении Федерального агентства лесного хозяйства.
- Согласно положений устава, ФГУ "Мособллес" В границах земель лесного фонда, расположенного на территории Московской области: организует и проводит проверку границ смежных землепользователей при осуществлении ими кадастрового учета земель не входящих в земли лесного фонда; организует работу по первичному документированию информации по государственному лесному реестру; осуществляет подготовку первичных материалов, необходимых для формирования лесных участков;
- Согласно пункту 4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 283, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Таким образом, в 2010 году подведомственная Федеральному агентству лесного хозяйства организация - ФГУ "Мособллес", действуя в рамках своих полномочий от имени Российской Федерации, имела сведения о факте возможного нарушения прав Российской Федерации, выраженном в предоставлении в аренду части земельного участка из федеральной собственности третьему лицу.
Учитывая пропуск срока исковой давности, о применении которого было заявлено ответчиком, вывод суда первой инстанции об отказе удовлетворении требований, является верным.
Кроме того, в силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Статьей 305 ГК РФ предусмотрено, что права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно пункту 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
В обоснование исковых требований Комитет указал следующее, что согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 3326 га, адрес объекта: Московская область, Истринский район, Истринское лесничество, Истринское сельское лесничество, квартал N 1. Согласно письму ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект" от 03.06.2014 исх. N - 6263/26-02 установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020112:294, а именно 1,3908 га расположена на землях лесного фонда, кв. N 1 Истринского сельского участкового лесничества, кв. N 24 Рождественского участкового лесничества (Дедовский лесотехнический участок) Истринского лесничества ГКУ МО "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области.
Также ответчиком представлен акт согласования границ земельного участка, согласно которому в 2008 году границы участка согласовывались со смежными землепользователями, в том числе с землями Москворецкого лесничества.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ истец не представил суду доказательств того, что земельный участок, принадлежащий РФ на праве собственности, поставлен на кадастровый учет ранее земельного участка ответчика.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно статье 36 ЗК РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с частями 7, 10 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.
В связи с образованием или созданием объекта недвижимости осуществляется кадастровый учет объекта (статья 16 Закона о государственном кадастре).
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
В свою очередь в соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, обороны и безопасности, на которых расположены леса, населенных пунктов, на которых расположены городские леса, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Из анализа норм Лесного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что его нормы регулируют распоряжение лесными участками, в свою очередь лесной участок, это земельный участок, в отношении которого проведено лесоустройство, лесоустройство же проводится только на: землях лесного фонда; землях обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Таким образом, лесные участки не могут быть образованы в составе земель сельскохозяйственного назначения, Лесным кодексом Российской Федерации распоряжение землями сельскохозяйственного назначения, на которых расположены лесные насаждения не регулируются.
Согласно пункту 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Таким образом, спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, покрытым лесом.
Сам факт нахождения на земельном участке лесных насаждений не переводит его в категорию земель лесного фонда.
Пунктом 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Пунктом 2 статьи 9 АПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Однако, истец не предоставил подтверждения, что спорный земельный участок относятся к землям лесного фонда, заявленное истцом ходатайство о производстве экспертизы не соответствует требованиям АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 постановления Губернатора Московской области от 15.05.2012 N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" образовался Комитет лесного хозяйства Московской области (с 1 июля 2012 года).
Пунктом 3 постановления Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" было установлено принять в собственность Московской области федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и федеральное государственное учреждение "Мособллес" как имущественные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.07.2012 N 863/22, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
На основании пункта 11 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.07.2012 N 863/22, основными задачами Комитета являются: охрана, защита и воспроизводство лесов; эффективное управление лесами; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Соответственно, в связи с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, функции и полномочия в сфере лесных правоотношений последовательно передавались от Федеральной службы лесного хозяйства России к Министерству природных ресурсов Российской Федерации, затем Федеральному агентству лесного хозяйства, которым было создано Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, полномочия которого перешли к Комитету лесного хозяйства Московской области.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области, фактически является правопреемником соответствующего структурного подразделения Федеральной службы лесного хозяйства России.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доказательствам о принадлежности истцу спорного участка со ссылкой на письмо Филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект", содержащее чертеж лесного участка, свидетельства о праве собственности на лесной участок Истринского лесничества общей площадью 3326 га., копию плана лесного участка площадью 90 га., выписку из лесного реестра Истринского лесничества, Рождественского участкового лесничества, Дедовского лесотехнического участка площадью 77 га., отклоняется судебной коллегией.
Предоставленное в материалы дела письмо, не является документом, подтверждающим существование спорного земельного участка в указанных границах.
В соответствии со статьей 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
Согласно статье 92 ЛК РФ лесные участки подлежат государственному кадастровому учету.
В соответствии с положениями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Лесного кодекса РФ) Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Образование лесных участков как объектов недвижимости в таких случаях происходит путем их проектирования в соответствии с требованиями ст. 69 Лесного кодекса РФ и внесения сведений, содержащихся в проектной документации, в государственный лесной реестр.
Согласно пункту 3 статьи 4.1 Закона о введении в действие Лесного кодекса РФ Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Согласно пункту 11 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утв. приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 N 139, сведения о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка по образцу, прилагаемому к настоящему Порядку, заверенному органами государственной власти, указанными в пункте 2 настоящего Порядка.
Таким образом, согласно действующему законодательству РФ, сведения о местоположении границ лесного участка подтверждаются сведениями государственного кадастра недвижимости, а случае, если государственный кадастровый учет таковых не осуществлялся, сведениями государственного лесного реестра (План лесного участка).
В нарушении указанных положений закона в материалы дела истцом предоставлен план, а также выписка из лесного реестра в отношении лесного участка Истринского лесничества, Рождественского участкового лесничества, Дедовского лесотехнического участка в которых отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка, который просит истребовать истец. Также в материалах дела отсутствует документ, содержащий сведения ГКН о местоположении границ спорного земельного участка.
Кроме того, представленный в материалы дела план лесного участка не датирован, не подписан, и не содержит сведений о местонахождении лесного участка в нарушении п. 11 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утв. приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 N 139. (том 1., л.д. 164 - 177).
Таким образом, единственным доказательством сведений о местоположении границ спорного земельного участка является Письмо Филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект", содержащее чертеж лесного участка.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют правоустанавливающие документы на спорный земельный участок.
Как усматривается из материалов дела постановлением главы Красногорского муниципального района Московской области от 25.02.2010 N 376/2 ДНП "Листопад" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020112:294, площадью 16576 кв. м, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", расположенный по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Нахабино, вблизи д. Козино, разрешенный вид использования: для дачного строительства, сроком на 49 лет.
Между администрацией Красногорского муниципального района (арендодатель) и ДНП "Листопад" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 01.04.2010 N 107, согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 16576 кв. м, с кадастровым номером 50:11:0020112:294, категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения" в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к договору и являющийся его неотъемлемой частью, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Нахабино, вблизи д. Козино (том 1, л.д. 42 - 47).
Договор аренды N 107 зарегистрирован 12.05.2010 в ЕГРП за N 50-50-11/046/2010-084. Доказательств расторжения данного договора. признания недействительным в установленном порядке, не представлено.
При этом последующая отмена постановления от 25.10.2010 N 376/2 не является признанием договора аренды недействительным. Данные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по делу N А41-1321/14 (том 1, л.д. 79 - 86).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 13 мая 2015 года по делу N А41-530/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
М.В.ИГНАХИНА

Судьи
М.А.НЕМЧИНОВА
Е.А.МИЩЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)