Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 03.02.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Волковой Ю.А. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., при участии представителя истца - индивидуального предпринимателя Ивашкиной Людмилы Ивановны (город Рязань, ОГРНИП 308623024000017, ИНН 623010793410) - Ежова В.А. (доверенность от 06.06.2013 серии 62 АБ 0396816) и третьего лица - индивидуального предпринимателя Буюкли Натальи (город Рязань, ОГРНИП 312623425400033, ИНН 710710298450) - Ежова В.А. (доверенность от 01.07.2014), в отсутствие ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (город Рязань, ОГРН 1046209031384, ИНН 62340110728), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (город Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Рязанской области (город Рязань), Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (город Рязань, ОГРН 1026201263725, ИНН 6231008551) и третьих лиц - Муниципального образования - городской округ город Рязань в лице Администрации города Рязани (город Рязань, ОГРН 1026201270260), общества с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ГеоГИС" (город Воронеж), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 05.11.2014 по делу N А54-988/2014 (судья Грошев И.П.),
установил:
следующее.
ИП Ивашкина Л.И. обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - Управление Росреестра по Рязанской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области (ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области) с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030036:7, общей площадью 2 634 кв. м, расположенного по адресу: город Рязань, улица Октябрьская - проезд Шабулина (Московский район), равной его рыночной стоимости в размере 7 990 000 рублей (т. 1, л.д. 4-6).
Определениями суда от 06.03.2014, от 03.04.2014, от 08.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее - министерство), Муниципальное образование - городской округ город Рязань в лице Администрации города Рязани (далее - администрация), ИП Буюкли Н., общество с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ГеоГИС" (далее - ООО НПО "ГеоГИС") (т. 1, л.д. 1-3, 145-147; т. 2, л.д. 47-49).
Определением суда от 03.06.2014 в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство привлечено к участию в деле в качестве соответчика (т. 2, л.д. 82-83).
В ходе судебного разбирательства истец заявил отказ от исковых требований к Управлению Росреестра по Рязанской области и министерству; уточнил заявленные требования, просил установить с 01.01.2014 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030036:7, расположенного по адресу: город Рязань, улица Октябрьская - проезд Шабулина (Московский район), равной его рыночной стоимости в размере 8 007 650 рублей (т. 3, л.д. 20-21).
Отказ от части требований и их уточнение приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 05.11.2014 исковые требования удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030036:7, общей площадью 2 634 кв. м, расположенного по адресу: город Рязань, улица Октябрьская - проезд Шабулина (Московский район), равной его рыночной стоимости в размере 8 007 650 рублей.
В части требований к министерству и Управлению Росреестра по Рязанской области производство по делу прекращено (т. 3, л.д. 24-33).
Не согласившись с судебным актом, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт (т. 3, л.д. 46-47).
Заявитель, обосновывая доводы апелляционной жалобы, указал на то, что истцом заявлено требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка, собственником которого он не является, спорный земельный участок является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. Отметил, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственниками зданий, строений и сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами власти и органами местного самоуправления. В связи с чем заявитель жалобы полагает, что истец, требуя установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, по существу оспаривает потенциальную цену продажи участка. По мнению заявителя, возможность оспаривания выкупной цены свидетельствует о явном нарушении баланса частных имущественных интересов истца и публичных интересов государства; указанное приведет к уменьшению поступлений в бюджет.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца и третьего лица (ИП Буюкли Н.) не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Представители ответчиков и иных третьих лиц в судебное заседание не явились.
Апелляционная жалоба содержит ходатайство о проведении судебного заседания без участия представителя министерства (т. 2, л.д. 46-47), которое удовлетворено судом апелляционной инстанции, на основании статей 41, 123, 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба, с учетом отсутствия возражений со стороны представителя истца и третьего лица (ИП Буюкли Н.), рассматривалась в отсутствие ответчиков и иных третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Рязанской области от 05.11.2014 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца и третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Между министерством (арендодатель) и Ивашкиной Л.И. (арендатор) заключен договор от 24.01.2011 N КС 37-10 Ф аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030036:57 на период строительства (т. 1 л.д. 108-112), по условиям которого арендодатель предоставил арендатору в аренду на срок с 25.01.2011 по 25.01.2014 земельный участок общей площадью 2 634 кв. м с кадастровым номером 62:29:0030036:7 из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: город Рязань, улица Октябрьская - проезд Шабулина (Московский район) для строительства торгово-складских помещений.
В период с августа 2011 года по декабрь 2012 года истцом на указанном участке осуществлено строительство и ввод в эксплуатацию двух торгово-складских зданий: здание площадью 522,5 кв. м, инвентарный номер 24533, назначение - нежилое, расположенное по адресу: город Рязань, улица Октябрьская, дом 90; здание площадью 466,3 кв. м, инвентарный номер 24533, назначение - нежилое, расположенное по адресу: город Рязань, улица Октябрьская, дом 90.
11.01.2013 Управлением Росреестра по Рязанской области зарегистрировано право собственности Ивашкиной Л.И. на здание, назначение - нежилое, расположенное по адресу: город Рязань, улица Октябрьская, дом 90, о чем выдано свидетельство (т. 1, л.д. 42).
01.03.2013 на основании договора купли-продажи от 22.02.2013 Управлением Росреестра по Рязанской области зарегистрировано право собственности Буюкли Н. на здание, назначение - нежилое, расположенное по адресу: город Рязань, улица Октябрьская, дом 90, о чем выдано свидетельство (т. 1, л.д. 152).
Соглашением от 04.10.2013 договор аренды от 24.01.2011 N КС 37-10Ф расторгнут сторонами (т. 2, л.д. 10).
29.01.2014 Ивашкина Л.И. и Буюкли Н. обратились в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 2 634 кв. м, с кадастровым номером 62:29:0030036:7 в долевую собственность (т. 2, л.д. 12).
Постановлением министерства от 14.10.2013 N 10-П "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области по состоянию на 01.01.2013. В соответствии с указанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030036:7 составила 11 339 343 рубля 66 копеек (т. 1, л.д. 107).
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельного участка истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету общества с ограниченной ответственностью "Вектра-Эксперт" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030036:7, расположенного по адресу: город Рязань, улица Октябрьская - проезд Шабулина (Московский район), составляет 7 990 000 рублей (т. 1, л.д. 47-89).
Ссылаясь на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, ИП Ивашкина Л.И. обратилась с иском в арбитражный суд (с учетом уточнения заявленных требований) (т. 1, л.д. 4-6; т. 3, л.д. 20-21).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в полном объеме, исходя из следующего.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Определением суда от 03.07.2014 по ходатайству истца по делу назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости земельного участка, проведение которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "РОНЭКС" Сивцову Олегу Викторовичу (т. 2, л.д. 22, 109-113).
Согласно поступившему в суд заключению эксперта от 05.08.2014 N 204/14 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030036:7, общей площадью 2 634 кв. м, расположенного по адресу: город Рязань, улица Октябрьская - проезд Шабулина (Московский район), по состоянию на 01.01.2013 составляет 8 007 650 рублей (т. 2, л.д. 100-149-163).
Лица, участвующие в деле, возражений по экспертному заключению не представили.
Оценив заключение эксперта от 05.08.2014 N 204/14 при отсутствии противоречий в выводах эксперта и сомнений в обоснованности представленного в суд экспертного заключения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о его соответствии требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает заключение эксперта от 05.08.2014 N 204/14 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка, согласно которому рыночная стоимость рыночная земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030036:7, общей площадью 2 634 кв. м, расположенного по адресу: город Рязань, улица Октябрьская - проезд Шабулина (Московский район), по состоянию на 01.01.2013 составляет 8 007 650 рублей (т. 2, л.д. 100-149-163).
При таких обстоятельствах, с учетом выводов, изложенных в экспертном заключении от 05.08.2014 N 204/14, уточнения истцом заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно установил кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2013 земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030036:7, общей площадью 2 634 кв. м, расположенного по адресу: город Рязань, улица Октябрьская - проезд Шабулина (Московский район), равной его рыночной стоимости в размере 8 007 650 рублей.
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание доводы министерства о том, что истцом заявлено требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка, собственником которого он не является, спорный земельный участок является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, на основании следующего.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и иных случаев, предусмотренных Земельного кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщиком в отношении государственных или муниципальных земельных участков, переданных в постоянное (бессрочное) пользование, является пользователь, а не собственник - публично-правовое образование. Кроме того, кадастровая стоимость земельного участка применяется для определения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, а также в силу положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для определения цены земельного участка, приватизируемого собственником объекта недвижимости, расположенного на участке, или обладателем права постоянного (бессрочного) пользования. При этом арендаторы и потенциальные покупатели в названных случаях, как правило, не участвуют в определении цены по соответствующим договорам, если она привязана в силу закона или иных нормативных актов к размеру кадастровой стоимости. Поэтому такие лица имеют законный интерес в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
Следовательно, арендаторы земельных участков, обладатели права постоянного (бессрочного) пользования и лица, обладающие правом приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в суд за установлением кадастровой стоимости арендуемого земельного участка равной его рыночной стоимости.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Рекомендациях Научно-консультативного совета Федерального арбитражного суда Центрального округа, принятых на заседании 20.11.2013, а также судебной практике (постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 05.02.2014 по делу N А35-12386/2012, от 24.03.2014 по делу N А14-2486/2012, от 26.11.2014 по делу N А09-7061/2013).
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Росреестре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный надзор; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; организует проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время - филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации) являются учреждениями, подведомственными Росреестру.
В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, наделены полномочиями органа кадастрового учета. То есть, ФГБУ "ФКП Росреестра" является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
При этом восстановление нарушенного права заявителя возможно только путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако они подлежат отклонению, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей не подлежит уплате в доход федерального бюджета заявителем - министерством.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 05.11.2014 по делу N А54-988/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (город Рязань, ОГРН 1026201263725, ИНН 6231008551) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.РЫЖОВА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Л.А.КАПУСТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2015 N 20АП-7735/2014 ПО ДЕЛУ N А54-988/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2015 г. по делу N А54-988/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 03.02.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Волковой Ю.А. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., при участии представителя истца - индивидуального предпринимателя Ивашкиной Людмилы Ивановны (город Рязань, ОГРНИП 308623024000017, ИНН 623010793410) - Ежова В.А. (доверенность от 06.06.2013 серии 62 АБ 0396816) и третьего лица - индивидуального предпринимателя Буюкли Натальи (город Рязань, ОГРНИП 312623425400033, ИНН 710710298450) - Ежова В.А. (доверенность от 01.07.2014), в отсутствие ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (город Рязань, ОГРН 1046209031384, ИНН 62340110728), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (город Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Рязанской области (город Рязань), Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (город Рязань, ОГРН 1026201263725, ИНН 6231008551) и третьих лиц - Муниципального образования - городской округ город Рязань в лице Администрации города Рязани (город Рязань, ОГРН 1026201270260), общества с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ГеоГИС" (город Воронеж), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 05.11.2014 по делу N А54-988/2014 (судья Грошев И.П.),
установил:
следующее.
ИП Ивашкина Л.И. обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - Управление Росреестра по Рязанской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области (ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области) с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030036:7, общей площадью 2 634 кв. м, расположенного по адресу: город Рязань, улица Октябрьская - проезд Шабулина (Московский район), равной его рыночной стоимости в размере 7 990 000 рублей (т. 1, л.д. 4-6).
Определениями суда от 06.03.2014, от 03.04.2014, от 08.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее - министерство), Муниципальное образование - городской округ город Рязань в лице Администрации города Рязани (далее - администрация), ИП Буюкли Н., общество с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ГеоГИС" (далее - ООО НПО "ГеоГИС") (т. 1, л.д. 1-3, 145-147; т. 2, л.д. 47-49).
Определением суда от 03.06.2014 в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство привлечено к участию в деле в качестве соответчика (т. 2, л.д. 82-83).
В ходе судебного разбирательства истец заявил отказ от исковых требований к Управлению Росреестра по Рязанской области и министерству; уточнил заявленные требования, просил установить с 01.01.2014 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030036:7, расположенного по адресу: город Рязань, улица Октябрьская - проезд Шабулина (Московский район), равной его рыночной стоимости в размере 8 007 650 рублей (т. 3, л.д. 20-21).
Отказ от части требований и их уточнение приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 05.11.2014 исковые требования удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030036:7, общей площадью 2 634 кв. м, расположенного по адресу: город Рязань, улица Октябрьская - проезд Шабулина (Московский район), равной его рыночной стоимости в размере 8 007 650 рублей.
В части требований к министерству и Управлению Росреестра по Рязанской области производство по делу прекращено (т. 3, л.д. 24-33).
Не согласившись с судебным актом, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт (т. 3, л.д. 46-47).
Заявитель, обосновывая доводы апелляционной жалобы, указал на то, что истцом заявлено требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка, собственником которого он не является, спорный земельный участок является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. Отметил, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственниками зданий, строений и сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами власти и органами местного самоуправления. В связи с чем заявитель жалобы полагает, что истец, требуя установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, по существу оспаривает потенциальную цену продажи участка. По мнению заявителя, возможность оспаривания выкупной цены свидетельствует о явном нарушении баланса частных имущественных интересов истца и публичных интересов государства; указанное приведет к уменьшению поступлений в бюджет.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца и третьего лица (ИП Буюкли Н.) не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Представители ответчиков и иных третьих лиц в судебное заседание не явились.
Апелляционная жалоба содержит ходатайство о проведении судебного заседания без участия представителя министерства (т. 2, л.д. 46-47), которое удовлетворено судом апелляционной инстанции, на основании статей 41, 123, 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба, с учетом отсутствия возражений со стороны представителя истца и третьего лица (ИП Буюкли Н.), рассматривалась в отсутствие ответчиков и иных третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Рязанской области от 05.11.2014 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца и третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Между министерством (арендодатель) и Ивашкиной Л.И. (арендатор) заключен договор от 24.01.2011 N КС 37-10 Ф аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030036:57 на период строительства (т. 1 л.д. 108-112), по условиям которого арендодатель предоставил арендатору в аренду на срок с 25.01.2011 по 25.01.2014 земельный участок общей площадью 2 634 кв. м с кадастровым номером 62:29:0030036:7 из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: город Рязань, улица Октябрьская - проезд Шабулина (Московский район) для строительства торгово-складских помещений.
В период с августа 2011 года по декабрь 2012 года истцом на указанном участке осуществлено строительство и ввод в эксплуатацию двух торгово-складских зданий: здание площадью 522,5 кв. м, инвентарный номер 24533, назначение - нежилое, расположенное по адресу: город Рязань, улица Октябрьская, дом 90; здание площадью 466,3 кв. м, инвентарный номер 24533, назначение - нежилое, расположенное по адресу: город Рязань, улица Октябрьская, дом 90.
11.01.2013 Управлением Росреестра по Рязанской области зарегистрировано право собственности Ивашкиной Л.И. на здание, назначение - нежилое, расположенное по адресу: город Рязань, улица Октябрьская, дом 90, о чем выдано свидетельство (т. 1, л.д. 42).
01.03.2013 на основании договора купли-продажи от 22.02.2013 Управлением Росреестра по Рязанской области зарегистрировано право собственности Буюкли Н. на здание, назначение - нежилое, расположенное по адресу: город Рязань, улица Октябрьская, дом 90, о чем выдано свидетельство (т. 1, л.д. 152).
Соглашением от 04.10.2013 договор аренды от 24.01.2011 N КС 37-10Ф расторгнут сторонами (т. 2, л.д. 10).
29.01.2014 Ивашкина Л.И. и Буюкли Н. обратились в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 2 634 кв. м, с кадастровым номером 62:29:0030036:7 в долевую собственность (т. 2, л.д. 12).
Постановлением министерства от 14.10.2013 N 10-П "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области по состоянию на 01.01.2013. В соответствии с указанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030036:7 составила 11 339 343 рубля 66 копеек (т. 1, л.д. 107).
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельного участка истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету общества с ограниченной ответственностью "Вектра-Эксперт" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030036:7, расположенного по адресу: город Рязань, улица Октябрьская - проезд Шабулина (Московский район), составляет 7 990 000 рублей (т. 1, л.д. 47-89).
Ссылаясь на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, ИП Ивашкина Л.И. обратилась с иском в арбитражный суд (с учетом уточнения заявленных требований) (т. 1, л.д. 4-6; т. 3, л.д. 20-21).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в полном объеме, исходя из следующего.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Определением суда от 03.07.2014 по ходатайству истца по делу назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости земельного участка, проведение которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "РОНЭКС" Сивцову Олегу Викторовичу (т. 2, л.д. 22, 109-113).
Согласно поступившему в суд заключению эксперта от 05.08.2014 N 204/14 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030036:7, общей площадью 2 634 кв. м, расположенного по адресу: город Рязань, улица Октябрьская - проезд Шабулина (Московский район), по состоянию на 01.01.2013 составляет 8 007 650 рублей (т. 2, л.д. 100-149-163).
Лица, участвующие в деле, возражений по экспертному заключению не представили.
Оценив заключение эксперта от 05.08.2014 N 204/14 при отсутствии противоречий в выводах эксперта и сомнений в обоснованности представленного в суд экспертного заключения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о его соответствии требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает заключение эксперта от 05.08.2014 N 204/14 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка, согласно которому рыночная стоимость рыночная земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030036:7, общей площадью 2 634 кв. м, расположенного по адресу: город Рязань, улица Октябрьская - проезд Шабулина (Московский район), по состоянию на 01.01.2013 составляет 8 007 650 рублей (т. 2, л.д. 100-149-163).
При таких обстоятельствах, с учетом выводов, изложенных в экспертном заключении от 05.08.2014 N 204/14, уточнения истцом заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно установил кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2013 земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030036:7, общей площадью 2 634 кв. м, расположенного по адресу: город Рязань, улица Октябрьская - проезд Шабулина (Московский район), равной его рыночной стоимости в размере 8 007 650 рублей.
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание доводы министерства о том, что истцом заявлено требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка, собственником которого он не является, спорный земельный участок является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, на основании следующего.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и иных случаев, предусмотренных Земельного кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщиком в отношении государственных или муниципальных земельных участков, переданных в постоянное (бессрочное) пользование, является пользователь, а не собственник - публично-правовое образование. Кроме того, кадастровая стоимость земельного участка применяется для определения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, а также в силу положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для определения цены земельного участка, приватизируемого собственником объекта недвижимости, расположенного на участке, или обладателем права постоянного (бессрочного) пользования. При этом арендаторы и потенциальные покупатели в названных случаях, как правило, не участвуют в определении цены по соответствующим договорам, если она привязана в силу закона или иных нормативных актов к размеру кадастровой стоимости. Поэтому такие лица имеют законный интерес в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
Следовательно, арендаторы земельных участков, обладатели права постоянного (бессрочного) пользования и лица, обладающие правом приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в суд за установлением кадастровой стоимости арендуемого земельного участка равной его рыночной стоимости.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Рекомендациях Научно-консультативного совета Федерального арбитражного суда Центрального округа, принятых на заседании 20.11.2013, а также судебной практике (постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 05.02.2014 по делу N А35-12386/2012, от 24.03.2014 по делу N А14-2486/2012, от 26.11.2014 по делу N А09-7061/2013).
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Росреестре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный надзор; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; организует проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время - филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации) являются учреждениями, подведомственными Росреестру.
В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, наделены полномочиями органа кадастрового учета. То есть, ФГБУ "ФКП Росреестра" является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
При этом восстановление нарушенного права заявителя возможно только путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако они подлежат отклонению, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей не подлежит уплате в доход федерального бюджета заявителем - министерством.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 05.11.2014 по делу N А54-988/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (город Рязань, ОГРН 1026201263725, ИНН 6231008551) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.РЫЖОВА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Л.А.КАПУСТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)