Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 28.04.2015 N Ф08-2311/2015 ПО ДЕЛУ N А63-12036/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2015 г. по делу N А63-12036/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - администрации города Пятигорска - Ивановой А.В. (доверенность от 17.06.2014), в отсутствие ответчиков: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" в Ставропольском крае, третьих лиц: Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, федерального казенного учреждения "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства", рассмотрев кассационную жалобу администрации города Пятигорска на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу N А63-12036/2013 (судьи Луговая Ю.Б., Егорченко И.Н., Марченко О.В.), установил следующее.
Администрация города Пятигорска (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - территориальное управление Росимущества) и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю (далее - кадастровая палата) со следующими требованиями:
- - признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 513 731 кв. м с кадастровым номером 26:33:310101:19, расположенный на территории города Пятигорска;
- - признать действия кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:000000:7204 и 26:33:310101:19 незаконными и обязать устранить допущенные нарушения путем аннулирования сведений о земельных участках в государственном кадастре недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление Росреестра) и ФКУ "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" (далее - управление автомобильных дорог).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.09.2014 исковые требования удовлетворены. Суд указал, что земельный участок с кадастровым номером 26:33:000000:7204 поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный (граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства). В нарушение пункта 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в отсутствие заявления правообладателя, указанного в свидетельстве от 23.06.1993 N 385. На момент внесения сведений о земельном участке с кадастровым номером 26:33:000000:7204 в ГКН уже содержались сведения о 5 земельных участках общей площадью 486 984 кв. м, внесенных на основании свидетельства от 23.06.1993 N 385. Внесение в ГКН сведений о земельном участке с кадастровым номером 26:33:000000:7204 площадью 1 201 100 кв. м привело к тому, что в совокупности на основании свидетельства от 23.06.1993 N 385 в ГКН внесены сведения о принадлежности Российской Федерации земельных участков общей площадью 1 688 084 кв. м, что значительно превышает площадь, указанную в данном свидетельстве. Раздел участка с кадастровым номером 26:33:000000:7204 на земельные участки с кадастровыми номерами 26:33:310101:19 и 26:33:200101:96 (с определением их площадей и местоположения) свидетельствует о фактическом уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 26:33:000000:7204 в части площади, занятой вновь образованными земельными участками, поэтому определение границ должно было осуществляться с учетом части 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). Ответчик не доказал соблюдение данной процедуры. Доказательства того, что земельный участок с кадастровым номером 26:33:310101:19 относится к автомобильной дороге, не представлены. Спорный земельный участок находится на территории муниципального образования в границах земель, отнесенных согласно выписке из генерального плана города к землям городских лесов. Суду не представлены доказательства того, что земельный участок был предоставлен в порядке резервирования земли для государственных нужд. Суд указал, что не имеется оснований для неприменения пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ).
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015, решение от 01.09.2014 отменено, в иске администрации - отказано. Суд пришел к выводу о том, что право федеральной собственности на спорный земельный участок возникло в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон). Администрация не представила доказательств, подтверждающих право муниципальной собственности на спорный земельный участок. На момент вступления в силу Федерального закона N 244-ФЗ право федеральной собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано в установленном порядке, поэтому оснований для отнесения объекта к муниципальной собственности не имеется.
В кассационной жалобе администрация просит отменить постановление и оставить в силе решение. По мнению подателя жалобы, при принятии постановления суд апелляционной инстанции не учел, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:33:000000:7204 не были представлены правоустанавливающие документы, а также документы, способные подтвердить месторасположение земельного участка в натуре. Постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:33:000000:7204 в совокупности с другими пятью земельными участками привела к несоответствию площади, указанной в свидетельстве от 23.06.1993 N 385 (1 201 100 кв. м) и реально отраженной в ГКН (1 688 084 кв. м). Земельный участок с кадастровым номером 26:33:310101:19 поставлен на учет без надлежащего согласования его границ. Спорный земельный участок отнесен к муниципальной собственности в силу Федерального закона N 244-ФЗ и по сути является лесным фондом.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление суда апелляционной инстанции следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Как видно из материалов дела, 05.07.2012 кадастровой палатой принято решение N 26/301/12-58331 о внесении в ГКН на основании свидетельства о праве собственности на землю N 385 сведений о ранее учтенном земельном участке площадью 1 201 100 кв. м с присвоением кадастрового номера 26:33:000000:7204.
На основании заявления территориального управления от 10.07.2012 и межевого плана от 09.07.2012, подготовленного в связи с образованием земельного участка путем раздела участка с кадастровым номером 26:33:000000:7204, кадастровой палатой принято решение от 19.07.2012 N 26/301/12-64325 о постановке на кадастровый учет участка площадью 513 731 кв. м с присвоением ему кадастрового номера 26:33:310101:19.
В результате раздела участка с кадастровым номером 26:33:000000:7204 на кадастровый учет поставлен участок с кадастровым номером 26:33:200101:96:96 площадью 517859 кв. м, который снят с кадастрового учета 16.07.2014 во исполнение решения Предгорного районного суда Ставропольского края от 20.05.2014.
При постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:310101:19 и 26:33:200101:96:96 использован межевой план, подготовленный кадастровым инженером с определением местоположения границ образованных земельных участков (и в частности участка с кадастровым номером 26:33:310101:19) согласно схемам расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденным управлением Росимущества.
С учетом протокола о выявлении технической ошибки от 07.11.2013 N 10880 и решения от 07.11.2013 N 26/301/13-160711 в связи с разделом участка с кадастровым номером 26:33:000000:7204 и образованием участков с кадастровыми номерами 26:33:310101:19 и 26:33:200101:96, его остаточная площадь составила 169 510 кв. м.
Право собственности Российской Федерации на участок с кадастровым номером 26:33:310101:19 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 11.09.2012, номер регистрации 26-26-28/045/2012-024. Регистрация права собственности произведена на основании заявления территориального управления в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального назначения" и свидетельствам о праве N 385.
Полагая, что постановка на кадастровый учет участков с кадастровыми номерами 26:33:000000:7204 и 26:33:310101:19 является неправомерной, границы участка с кадастровым номером 26:33:310101:19 установлены незаконно и отсутствуют основания для регистрации права собственности на участок с кадастровым номером 26:33:310101:19 за Российской Федерацией, администрация обратилась в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции в качестве основания для отмены решения от 01.09.2014 указал, что земельный участок, предоставленный ФГКУ "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" в 1993 году (120 га). является федеральной собственностью в силу закона.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами исполнительной власти.
Статья 3.1 Вводного закона введена в целях разграничения государственной собственности на землю. С момента введения в действие указанной нормы (Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ) земельные участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом.
Суд апелляционной инстанции со ссылкой на свидетельство о праве N 385 и факт предоставления объекта государственному казенному учреждению пришел к выводу о том, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности.
В то же время вопрос о формировании спорного земельного участка исключительно из земель, предоставленных ранее учреждению, суд апелляционной инстанции не исследовал. Документы, подтверждающие предоставление земельного участка на основании свидетельства N 385 в определенных границах (координатах), в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что спорный земельный участок принадлежит Российской Федерации в силу статьи 3.1 Вводного закона, не основан на представленных в дело доказательствах.
Кроме того, при разрешении настоящего спора следовало учесть следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки занятые городскими лесами, скверами, парками (рекреационные зоны), которые используются для отдыха граждан и туризма (пункт 9 статьи 85 Земельного кодекса).
Генеральный план поселений, является документом территориального планирования муниципальных образований (статья 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (статья 6 Лесного кодекса Российской Федерации; далее - Лесной кодекс).
Статьей 101 Земельного кодекса предусмотрено, что границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, границы которого определяются по правилам статей 67, 69 и 92 этого Кодекса.
Статья 67 Лесного кодекса предусматривает, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 этого Кодекса.
При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков (статья 69 Лесного кодекса)
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 23 Лесного кодекса лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В материалы дела не представлена лесоустроительная документация, подтверждающая, что спорный земельный участок находится в границах городских лесов города Пятигорска. Исследование данных доказательств необходимо для проверки доводов администрации о формировании спорного участка за счет территории городских лесов.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства, необходимые для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом.
Как следует из приведенных норм, арбитражный суд наделяется этими правомочиями в целях правильного и всестороннего рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта.
В силу части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Поскольку выводы апелляционного суда сделаны на основании неполно исследованных обстоятельств, имеющих существенное значения для разрешения спора, то обжалуемое постановление надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить допущенные нарушения, проверить довод администрации об отсутствии оснований для отнесения спорного участка к федеральной собственности, после чего разрешить спор с правильным применением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу N А63-12036/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Я.Е.ВОЛКОВ
Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)