Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ш.Г.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.
судей Кривцовой О.Ю. Смирновой О.В.
при секретаре Б.Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Е.И.В., Е.Е.Н. об оспаривании отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя Е.И.В., Е.Е.Н. - К.А.У. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., судебная коллегия
установила:
Е.И.В., Е.Е.Н. обратились в суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации Уфимского района Республики Башкортостан (далее - адрес), выраженного в письме от дата N N ..., в выдаче градостроительного плана земельного участка, и обязательстве орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение, указывая, что они являются собственниками земельного участка с кадастровым номером N ... площадью N ... кв. м, расположенного по адресу: адрес
дата ими направлено заявление в адрес с просьбой о выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства жилых малоэтажных многоквартирных домов по адресу: адрес
Письмом N ... от дата адрес отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка в связи с отсутствием полного пакета документов, предусмотренного Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги, утвержденным Постановлением главы Администрации МР адрес РБ N ... от дата.
С отказом в выдаче градостроительного плана земельного участка заявители не согласны, полагают, что бездействием адрес нарушаются их права, так как органу местного самоуправления в соответствии с Градостроительным кодексом РФ при выдаче градостроительного плана земельного участка не предоставлено право требовать предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт).
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2014 года постановлено:
в удовлетворении заявления Е.И.В., Е.Е.Н. о признании незаконным отказа Администрации муниципального района адрес РБ, выраженного в письме от дата, и в качестве способа устранения нарушенного права обязании адрес РБ в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда выдать Е.И.В. градостроительный план земельного участка для строительства жилых малоэтажных многоквартирных домов по адресу: адрес отказать.
В апелляционной жалобе представитель Е.И.В., Е.Е.Н. - К.А.У. ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. При этом указано, что в силу ч. ч. 1 и 2 ст. 49 ГрК РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица. При этом при выдаче градостроительного плана не имеет правового значения вид разрешенного использования земельного участка.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Е.И.В., Е.Е.Н. - К.А.У. доводы апелляционной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить.
адрес - Н.З.А. просила в доводах апелляционной жалобы отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Е.И.В., Е.Е.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Е.И.В. и Е.Е.Н. на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N ..., площадью N ... кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации базы отдыха "адрес", по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, адрес.
дата Е.И.В. и Е.Е.Н. обратились в адрес (вх. N N ...), и просили подготовить и выдать градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ), принадлежащего им на праве собственности, для строительства жилых малоэтажных многоквартирных домов, представив свидетельство о государственной регистрации права собственности, сведения с официального сайта ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ.
Письмом N ... от дата адрес отказала заявителям в выдаче градостроительного плана земельного участка, так как в нарушение Административного регламента (ч. 2.6) по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории муниципального района адрес Республики Башкортостан", утвержденного Постановлением главы администрации МР адрес РБ N ... от дата., не представлены документы:
- материалы действующей (актуализированной) топографической съемки на территории ранее предоставленного земельного участка в бумажном и электронном виде, зарегистрированные в отделе Государственного градостроительного кадастра (адрес адрес", в N .... Срок давности материалов - не более N ...-х лет.
- сведения о технических условиях (возможности подключения), подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, получаемых от муниципальных унитарных предприятий и иных организаций, являющихся балансодержателями инженерных коммуникаций в соответствии с Правилами определения и представления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N ... (пп. 8, п. 1 часть 2.6 административного регламента).
В выдаче градостроительного плана земельного участка в вышеуказанном письме также отказано со ссылкой на то, что земельный участок, согласно Правилам землепользования и застройки СП адрес сельсовет МР адрес РБ, утвержденных Решением Совета СП адрес сельсовет МР адрес РБ N ... от дата, относится к землям сельскохозяйственного назначения (Зона N ...), в которой не разрешено строительство жилых малоэтажных многоквартирных домов. Выявлено несоответствие категории земли, указанной в Свидетельстве о государственной регистрации права общей совместной собственности, с категорией земли, указанной в кадастровом паспорте земельного участка.
Отказывая в удовлетворении заявленных Е.И.В. и Е.Е.Н. требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий адрес по запросу у заявителей предусмотренных ГрК РФ, а также муниципальными правовыми актами, документов для оформления ГПЗУ, со ссылкой на выявленное несоответствие категории земли, указанной в Свидетельстве о государственной регистрации права общей совместной собственности, с категорией земли, указанной в кадастровом паспорте земельного участка; а также, что оспариваемым решением права и свободы Е. не нарушены, не созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод, не возложена на них какая-либо обязанность.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
По смыслу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.
Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1, 2 данной статьи).
Согласно положениям части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
В соответствии с частью 17 статьи 46 (об особенностях подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа) названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи (регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
При таком положении адрес неправомерно предложила Е.И.В. и Е.Е.Н. представить дополнительно материалы действующей (актуализированной) топографической съемки на территории ранее предоставленного земельного участка в бумажном и электронном виде, зарегистрированные в отделе Государственного градостроительного кадастра (ГГСК) адрес адрес", в N .... Срок давности материалов - не более N ...-х лет; сведения о технических условиях (возможности подключения), подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, получаемых от муниципальных унитарных предприятий и иных организаций, являющихся балансодержателями инженерных коммуникаций в соответствии с Правилами определения и представления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N... (пп. 8, п. 1 часть 2.6 административного регламента), которые также не содержат никаких предписаний о представлении заявителями каких-либо документов для получения градостроительного плана земельного участка.
Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного паспорта земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.
В связи с изложенным является неправильным вывод суда первой инстанции о несостоятельности довода заявителей о нарушении Администрацией района положений пункта 1 части 1 статьи 7 названного Федерального закона, запрещающего органам, предоставляющим муниципальные услуги, требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3).
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что нормы Градостроительного кодекса РФ не предполагают возможности отказа собственнику земельного участка в выдаче градостроительного плана.
С учетом буквального содержания ст. 44, п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, целью подготовки градостроительных планов земельных участков является предоставление собственнику информации о возможных видах использования принадлежащего ему земельного участка, с учетом его границ, публичных сервитутов, градостроительных регламентов, возможностей сетей инженерно-технического обеспечения и границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд.
Вопрос о возможности осуществления строительства на участке заявителей решается при выдаче разрешения на строительство на основе, в том числе сопоставления испрашиваемого строительства с дозволенными согласно градостроительному плану действиями на участке. Несоответствие предоставленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ может являться основанием к отказу в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Таким образом, градостроительный план земельного участка не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка, поэтому на стадии утверждения и выдачи градостроительного плана вопрос о возможности строительства для желаемых заявителями целей, обсуждаться не может.
В связи с изложенным, отказ в подготовке градостроительного плана земельного участка для строительства на земельном участке жилых малоэтажных многоквартирных домов со ссылкой на Правила землепользования и застройки СП адрес сельсовет МР адрес РБ, утвержденных решением Совета СП адрес сельсовет МР адрес РБ N ... от дата, ввиду того, что земельный участок почтовый адрес ориентира: адрес, адрес, относится к землям сельскохозяйственного назначения (Зона N ...), в которой не разрешено строительство жилых малоэтажных многоквартирных домов, законным также признан быть не может.
Таким образом, судебная коллегия, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что выводы суда первой инстанции о законности действий адрес в отношении Е.И.В. и Е.Е.Н. основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу правил ст. 13 ГК РФ и гл. 25 ГПК РФ для удовлетворения заявления Е.И.В. и Е.Е.Н. необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого ими решения органа местного самоуправления закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение при этом прав либо свобод заявителя. В настоящем случае такая совокупность имеется.
С учетом изложенного решение Уфимского районного суда РБ от 11 апреля 2014 года подлежит отмене, с принятием по делу нового решения - признания незаконным отказ адрес в выдаче градостроительного плана земельного участка, и обязании адрес устранить допущенное нарушение - подготовить и выдать заявителям градостроительный план земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение:
Признать незаконным отказ адрес Республики Башкортостан, в письме от дата N N ..., Е.И.В., Е.Е.Н. в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: РБ, адрес, адрес.
Обязать адрес Республики Башкортостан устранить допущенное нарушение - подготовить и выдать Е.И.В., Е.Е.Н. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: РБ, адрес, адрес
Председательствующий
О.Ф.ЖЕЛЕЗНОВ
Судьи
О.Ю.КРИВЦОВА
О.В.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 03.07.2014 ПО ДЕЛУ N 33-9357/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июля 2014 г. по делу N 33-9357/2014
Судья: Ш.Г.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.
судей Кривцовой О.Ю. Смирновой О.В.
при секретаре Б.Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Е.И.В., Е.Е.Н. об оспаривании отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя Е.И.В., Е.Е.Н. - К.А.У. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., судебная коллегия
установила:
Е.И.В., Е.Е.Н. обратились в суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации Уфимского района Республики Башкортостан (далее - адрес), выраженного в письме от дата N N ..., в выдаче градостроительного плана земельного участка, и обязательстве орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение, указывая, что они являются собственниками земельного участка с кадастровым номером N ... площадью N ... кв. м, расположенного по адресу: адрес
дата ими направлено заявление в адрес с просьбой о выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства жилых малоэтажных многоквартирных домов по адресу: адрес
Письмом N ... от дата адрес отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка в связи с отсутствием полного пакета документов, предусмотренного Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги, утвержденным Постановлением главы Администрации МР адрес РБ N ... от дата.
С отказом в выдаче градостроительного плана земельного участка заявители не согласны, полагают, что бездействием адрес нарушаются их права, так как органу местного самоуправления в соответствии с Градостроительным кодексом РФ при выдаче градостроительного плана земельного участка не предоставлено право требовать предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт).
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2014 года постановлено:
в удовлетворении заявления Е.И.В., Е.Е.Н. о признании незаконным отказа Администрации муниципального района адрес РБ, выраженного в письме от дата, и в качестве способа устранения нарушенного права обязании адрес РБ в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда выдать Е.И.В. градостроительный план земельного участка для строительства жилых малоэтажных многоквартирных домов по адресу: адрес отказать.
В апелляционной жалобе представитель Е.И.В., Е.Е.Н. - К.А.У. ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. При этом указано, что в силу ч. ч. 1 и 2 ст. 49 ГрК РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица. При этом при выдаче градостроительного плана не имеет правового значения вид разрешенного использования земельного участка.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Е.И.В., Е.Е.Н. - К.А.У. доводы апелляционной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить.
адрес - Н.З.А. просила в доводах апелляционной жалобы отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Е.И.В., Е.Е.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Е.И.В. и Е.Е.Н. на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N ..., площадью N ... кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации базы отдыха "адрес", по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, адрес.
дата Е.И.В. и Е.Е.Н. обратились в адрес (вх. N N ...), и просили подготовить и выдать градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ), принадлежащего им на праве собственности, для строительства жилых малоэтажных многоквартирных домов, представив свидетельство о государственной регистрации права собственности, сведения с официального сайта ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ.
Письмом N ... от дата адрес отказала заявителям в выдаче градостроительного плана земельного участка, так как в нарушение Административного регламента (ч. 2.6) по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории муниципального района адрес Республики Башкортостан", утвержденного Постановлением главы администрации МР адрес РБ N ... от дата., не представлены документы:
- материалы действующей (актуализированной) топографической съемки на территории ранее предоставленного земельного участка в бумажном и электронном виде, зарегистрированные в отделе Государственного градостроительного кадастра (адрес адрес", в N .... Срок давности материалов - не более N ...-х лет.
- сведения о технических условиях (возможности подключения), подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, получаемых от муниципальных унитарных предприятий и иных организаций, являющихся балансодержателями инженерных коммуникаций в соответствии с Правилами определения и представления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N ... (пп. 8, п. 1 часть 2.6 административного регламента).
В выдаче градостроительного плана земельного участка в вышеуказанном письме также отказано со ссылкой на то, что земельный участок, согласно Правилам землепользования и застройки СП адрес сельсовет МР адрес РБ, утвержденных Решением Совета СП адрес сельсовет МР адрес РБ N ... от дата, относится к землям сельскохозяйственного назначения (Зона N ...), в которой не разрешено строительство жилых малоэтажных многоквартирных домов. Выявлено несоответствие категории земли, указанной в Свидетельстве о государственной регистрации права общей совместной собственности, с категорией земли, указанной в кадастровом паспорте земельного участка.
Отказывая в удовлетворении заявленных Е.И.В. и Е.Е.Н. требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий адрес по запросу у заявителей предусмотренных ГрК РФ, а также муниципальными правовыми актами, документов для оформления ГПЗУ, со ссылкой на выявленное несоответствие категории земли, указанной в Свидетельстве о государственной регистрации права общей совместной собственности, с категорией земли, указанной в кадастровом паспорте земельного участка; а также, что оспариваемым решением права и свободы Е. не нарушены, не созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод, не возложена на них какая-либо обязанность.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
По смыслу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.
Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1, 2 данной статьи).
Согласно положениям части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
В соответствии с частью 17 статьи 46 (об особенностях подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа) названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи (регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
При таком положении адрес неправомерно предложила Е.И.В. и Е.Е.Н. представить дополнительно материалы действующей (актуализированной) топографической съемки на территории ранее предоставленного земельного участка в бумажном и электронном виде, зарегистрированные в отделе Государственного градостроительного кадастра (ГГСК) адрес адрес", в N .... Срок давности материалов - не более N ...-х лет; сведения о технических условиях (возможности подключения), подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, получаемых от муниципальных унитарных предприятий и иных организаций, являющихся балансодержателями инженерных коммуникаций в соответствии с Правилами определения и представления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N... (пп. 8, п. 1 часть 2.6 административного регламента), которые также не содержат никаких предписаний о представлении заявителями каких-либо документов для получения градостроительного плана земельного участка.
Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного паспорта земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.
В связи с изложенным является неправильным вывод суда первой инстанции о несостоятельности довода заявителей о нарушении Администрацией района положений пункта 1 части 1 статьи 7 названного Федерального закона, запрещающего органам, предоставляющим муниципальные услуги, требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3).
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что нормы Градостроительного кодекса РФ не предполагают возможности отказа собственнику земельного участка в выдаче градостроительного плана.
С учетом буквального содержания ст. 44, п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, целью подготовки градостроительных планов земельных участков является предоставление собственнику информации о возможных видах использования принадлежащего ему земельного участка, с учетом его границ, публичных сервитутов, градостроительных регламентов, возможностей сетей инженерно-технического обеспечения и границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд.
Вопрос о возможности осуществления строительства на участке заявителей решается при выдаче разрешения на строительство на основе, в том числе сопоставления испрашиваемого строительства с дозволенными согласно градостроительному плану действиями на участке. Несоответствие предоставленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ может являться основанием к отказу в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Таким образом, градостроительный план земельного участка не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка, поэтому на стадии утверждения и выдачи градостроительного плана вопрос о возможности строительства для желаемых заявителями целей, обсуждаться не может.
В связи с изложенным, отказ в подготовке градостроительного плана земельного участка для строительства на земельном участке жилых малоэтажных многоквартирных домов со ссылкой на Правила землепользования и застройки СП адрес сельсовет МР адрес РБ, утвержденных решением Совета СП адрес сельсовет МР адрес РБ N ... от дата, ввиду того, что земельный участок почтовый адрес ориентира: адрес, адрес, относится к землям сельскохозяйственного назначения (Зона N ...), в которой не разрешено строительство жилых малоэтажных многоквартирных домов, законным также признан быть не может.
Таким образом, судебная коллегия, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что выводы суда первой инстанции о законности действий адрес в отношении Е.И.В. и Е.Е.Н. основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу правил ст. 13 ГК РФ и гл. 25 ГПК РФ для удовлетворения заявления Е.И.В. и Е.Е.Н. необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого ими решения органа местного самоуправления закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение при этом прав либо свобод заявителя. В настоящем случае такая совокупность имеется.
С учетом изложенного решение Уфимского районного суда РБ от 11 апреля 2014 года подлежит отмене, с принятием по делу нового решения - признания незаконным отказ адрес в выдаче градостроительного плана земельного участка, и обязании адрес устранить допущенное нарушение - подготовить и выдать заявителям градостроительный план земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение:
Признать незаконным отказ адрес Республики Башкортостан, в письме от дата N N ..., Е.И.В., Е.Е.Н. в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: РБ, адрес, адрес.
Обязать адрес Республики Башкортостан устранить допущенное нарушение - подготовить и выдать Е.И.В., Е.Е.Н. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: РБ, адрес, адрес
Председательствующий
О.Ф.ЖЕЛЕЗНОВ
Судьи
О.Ю.КРИВЦОВА
О.В.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)