Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 15.10.2014 N 33-10020/2014

Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Уполномоченным органом отказано в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что органом власти не проведена процедура утверждения генерального плана.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 октября 2014 г. N 33-10020/2014


Судья - Горбачева Е.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Данцевой Т.Н.,
судей - Полынцева С.Н., Пашковского Д.И.,
при секретаре - А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
гражданское дело по заявлению Б. о признании незаконным бездействия МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района", возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка
по апелляционной жалобе представителя МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" - Т.
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 14 августа 2014 года, которым постановлено:
"Заявление Б. удовлетворить.
Признать незаконным отказ МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории.
Обязать МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" утвердить и выдать Б. схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории ориентир местоположения: Россия <адрес> в точках каталога координат по межевому знаку 1: N межевому знаку 2: N межевому знаку 3: N; межевому знаку 4: N; межевому знаку 5: N, для ведения личного подсобного хозяйства".
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

Б. обратилась в суд с заявлением (с учетом вносившихся корректив) о признании незаконным бездействия МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района", возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории ориентир местоположения: <адрес>, в точках каталога координат по межевому знаку 1: N; межевому знаку 2: N межевому знаку 3: N; межевому знаку 4: N; межевому знаку 5: N.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что 9 сентября 2013 года представила в администрацию Емельяновского района в лице названного учреждения заявление об утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования земельного участка и предоставления ей в собственность бесплатно как многодетной матери. Согласно полученному ответу администрация Емельяновского района в настоящее время не имеет возможности согласовать указанный участок к предоставлению в связи с тем, что администрацией Еловского сельсовета не проведена процедура утверждения генерального плана. Считает данные действия (бездействие) незаконными, нарушающими ее право на получение земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ и Законом Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", поскольку отсутствие названного документа не является препятствием к согласованию схемы расположения земельного надела.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" - Т. ставит вопрос об отмене данного судебного акта как незаконного.
Участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции (расписки, сведения о доставке заказной корреспонденции на л.д. 81-82, 86), не явились, причины неявки не сообщили, С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" от 4 декабря 2008 года N 7-2542 многодетные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление участка. Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 Закона.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состоит из следующих этапов:
1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;
2) утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
3) выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;
4) принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно либо о передаче его в аренду;
5) заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
При этом, частью 4 ст. 34 ЗК РФ предусмотрено, что вопрос об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории разрешается органом местного самоуправления с учетом зонирования территории в месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка. Аналогичное положение получило закрепление и в ст. 29.4 Закона Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции 9 сентября 2013 года Б., желая приобрести земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в Емельяновском районе согласно ориентиру - <адрес> обратилась в администрацию Емельяновского района с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого ею надела на кадастровой карте соответствующей территории с указанием предполагаемого размера участка. Согласно полученному ею сообщению от 11 ноября 2013 года N 7919 у органа местного самоуправления отсутствует возможность согласовать предоставление надела ввиду не утверждения администрацией Еловского сельсовета до настоящего времени генерального плана и приостановления вследствие этого работ в области градостроительной деятельности на территории данного административно-территориального образования (л.д. 9, 32).
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, само по себе отсутствие генерального плана не является препятствием для выполнения администрацией Емельяновского района обязанности, установленной ст. 34 Земельного кодекса РФ, поскольку описание границ территории, в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства" от 3 июня 2011 года N 267, может осуществляться с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений. Не утверждение обозначенного документа не создает органу местного самоуправления и препятствий к определению красных линий, линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линий связи, объектов инженерной и трансформаторной инфраструктур, проходов к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, границ застроенных земельных участков, и иных объектов (их границ), приведенных в статьях 42, 43 Градостроительного кодекса РФ. Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе информацией о предоставлении другим гражданам в 2013 и 2014 годах земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в с. Еловое (что получило отражение, в частности, в газете "Емельяновские веси").
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" необоснованно указало на отсутствие возможности в настоящее время произвести согласование к предоставлению испрашиваемого земельного участка. Однако последующий вывод суда о возложении, в рамках устранения выявленных нарушений, на орган местного самоуправления обязанности утвердить и выдать Б. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, судебная коллегия признает преждевременным, поскольку поданное указанным лицом заявление еще по существу адресатом не рассматривалось. В частности, не выяснялся вопрос о наличии совокупности условий, достаточных для предоставления заявительнице желаемого документа. Таким образом, возложение упомянутой обязанности влечет не соблюдение формы разрешения подобных обращений граждан, предопределяет итоги работы по данному направлению.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции полагает необходимым внести коррективы в оспариваемый судебный акт, возложив на МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" обязанность рассмотреть по существу вопрос об утверждении и выдаче Б. схемы расположения земельного участка.
При таком положении, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 14 августа 2014 года изменить, изложив второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
"Возложить на МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу рассмотреть по существу вопрос об утверждении и выдаче Б. схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории ориентир местоположения: <адрес> в точках каталога координат по межевому знаку 1: N; межевому знаку 2: N межевому знаку 3: N; межевому знаку 4: N; межевому знаку 5: N, для ведения личного подсобного хозяйства".
В остальной части решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 14 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" - Т. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)