Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.05.2015 N 235 ПО ДЕЛУ N 44Г-122/2015, 4Г-1560/2015

Требование: О возложении обязательства по отмене разрешений на строительство, приостановлении строительства.

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Участок располагается в границах особо охраняемой природной территории, в связи с чем при планировании и осуществлении строительства на нем необходимы проведение в установленном порядке экологической экспертизы проектной документации и получение разрешения на строительство.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2015 г. N 235


Судья{ }Беседина{ }Е.А., Дело{ }N{ }44г-122/2015{
Асташкина О.Г., Беляев Р.В., Рыкова Г.М.,
Докладчик судья Беляев Р.В.

Президиум Московского областного суда в составе:
Председательствующего Волошина В.М.,
членов президиума Виноградова В.Г., Мязина А.М., Николаевой О.В., Соловьева С.В., Овчинниковой Л.А.,
при секретаре П.,
рассмотрев дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Балашиха Московской области, ООО "Астерра Инвест" о возложении обязательства по отмене разрешений на строительство, приостановлении строительства,
по кассационному представлению прокуратуры Московской области, кассационной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на решение Балашихинского городского суда Московской области от 04 февраля 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 18 августа 2014 года,
заслушав доклад судьи Московского областного суда Пугиной Л.Н.,
объяснения заместителя прокурора Московской области Можаева М.В., поддержавшего доводы кассационного представления и кассационной жалобы, представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - по доверенности С., просившего удовлетворить кассационную жалобу и кассационное представление прокурора, представителя ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" - по доверенности Ю., полагавшей кассационную жалобу и кассационное представление подлежащими удовлетворению, представителя ответчика администрации городского округа Балашиха - по доверенности А., просившего принятые по делу судебные акты оставить в силе, представителя ООО "Астерра Инвест" и третьего лица ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" - по доверенностям К., полагавшей кассационные представление и жалобу необоснованными,

установил:

Межрайонный природоохранный прокурор Московской области (далее - прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации городского округа Балашиха и ООО "Астерра Инвест" об отмене разрешений на строительство N RU "...", RU "...", RU "...", RU "...". Одновременно просил приостановить строительство четырех жилых домов и иных объектов на земельном участке с кадастровым номером "..." по адресу: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево до получения ООО "Астерра-Инвест" в установленном законом порядке положительного заключения экологической экспертизы по проекту строительства, а также разрешения на строительство в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что указанный земельный участок располагается в границах особо охраняемой природной территории федерального значения - ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" (далее - ФГБУ "НП "Лосиный остров"), в связи с чем при планировании и осуществлении строительства на таком земельном участке необходимо проведение в установленном порядке экологической экспертизы проектной документации и получение разрешения на строительство в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Выдача администрацией городского округа Балашиха ООО "Астерра-Инвест" вышеуказанных разрешений на строительство четырех жилых домов и иных объектов на спорном земельном участке осуществлена с нарушением полномочий и требований законодательства.
Представитель ответчика администрации городского округа Балашиха иск не признал, указав, что спорный земельный участок не относится к категории земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", находится в частной собственности и не закреплен на праве постоянного бессрочного пользования за ФГБУ "НП "Лосиный остров". Кроме того, границы ФГБУ "НП "Лосиный остров" до настоящего времени в установленном порядке не прошли кадастровый учет.
Представитель ответчика ООО "Астерра Инвест" в судебном заседании, возражая против заявленных требований, ссылался на то, что границы земельного участка, площадью 45214000 кв. м, принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования ФГБУ "НП "Лосиный остров", не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Границы спорного земельного участка с кадастровым номером "..." установлены в соответствии с земельным законодательством и данный участок не относится к землям особо охраняемых природных территорий.
Представители 3-х лиц - ФГБУ "НП "Лосиный остров" и Министерства природных ресурсов и экологии РФ в судебном заседании иск прокурора поддержали.
Представитель 3-го лица - ООО УК "Эверест Эссет Мэнеджмент" в судебном заседании против удовлетворения иска возражал.
Остальные участники процесса в суд не явились.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 04 февраля 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 18 августа 2014 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационном представлении прокуратуры Московской области и кассационной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений.
По запросу дело истребовано в Московский областной суд и определением судьи Московского областного суда Р. от 28 апреля 2015 года с кассационным представлением и кассационной жалобой передано для рассмотрения по существу в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Московского областного суда.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и кассационной жалобы, находит, что такого характера существенные нарушения нижестоящими судами были допущены и выразились в следующем.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, земельный участок общей площадью "..." кв. м, с кадастровым номером "...", расположенный по адресу: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: под малоэтажную застройку, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29 марта 2013 года (серия "..." N "...") находится в долевой собственности владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Сельскохозяйственный" (л.д. 16) под управлением ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент".
По договору аренды от 02 апреля 2012 года права владения и пользования указанным земельным участком переданы ООО "Астерра Инвест" (л.д. 17 - 22).
На основании полученных в администрации городского округа Балашиха "..." 2012 года разрешений на строительство N RU "...", RU "...", RU "...", RU "..." на арендованном земельном участке ООО "Астерра Инвест" осуществляет строительство жилых домов и иных объектов.
Согласно кадастровому паспорту от 14 августа 2013 года на названный земельный участок в ГКН содержатся сведения о том, что данный участок полностью входит в зону "особо охраняемая природная территория Федерального значения - НП "Лосиный остров".
Разрешая возникший спор и отказывая прокурору в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили их того, что на момент разрешения спора границы национального парка "Лосиный остров" в установленном законом порядке не определены. В этой связи суды пришли к выводу, что спорный земельный участок находится в частной собственности и относится к категории земель "земли населенных пунктов" без зарегистрированных в установленном законом порядке обременений относительно его нахождения в охранной зоне национального парка.
Сведения в ГКН о том, что спорный земельный участок полностью входит в зону "особо охраняемая территория Федерального значения - "НП "Лосиный остров", суды отклонили со ссылкой на недоказанность соблюдения заявительного порядка либо информационного взаимодействия внесения таких сведений.
Судами первой и апелляционной инстанций принято во внимание то обстоятельство, что до получения разрешений на строительство ООО "Астерра Инвест" обращалось в Министерство природных ресурсов и экологии РФ по вопросу возможности строительства на арендованном земельном участке. Согласно сообщению Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России от "..." года N "..." возможно использовать земельный участок под многоэтажную застройку.
При указанных обстоятельствах нижестоящие судебные инстанции пришли к выводу, что разрешение на строительство выдано уполномоченным органом, проведение государственной экологической экспертизы в данном случае не требуется.
Однако названные выводы нельзя признать верными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об охраняемых территориях) территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Границы национального парка "Лосиный остров" утверждены Объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от 04 мая 1979 года N 1190-543.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 24 августа 1983 года N 401 принято решение о создании природного парка "Лосиный остров" в указанных границах.
Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от 10 октября 1988 года N 2130-1344 "Об утверждении Положения о государственном природном национальном парке "Лосиный остров", проекта его детальной планировки и улучшения содержания этого парка" границы парка были уточнены.
На основании Постановления Совета Министров СССР от 31 августа 1989 года N 703 "О сохранении и дальнейшем развитии государственного природного национального парка "Лосиный остров" и Постановления Совета Министров РСФСР от 05 октября 1989 года N 295 "О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров" Постановлением Правительства города Москвы и Администрации Московской области от 29 апреля 1992 года N 235-113 "О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров" границы парка расширены.
Постановлением Главы администрации Балашихинского района Московской области от 16 февраля 1995 года N 163 во исполнение названных нормативных актов утверждены границы Государственного природного национального парка "Лосиный остров".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 N 280 "О национальном парке "Лосиный остров" национальный природный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Лосиный остров".
Государственному природному национальному парку "Лосиный остров" был выдан Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, в соответствии с которым в бессрочное (постоянное) пользование данной организации, правопреемником которой является ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", передан земельный участок общей площадью 4521,4 га. Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок зарегистрировано 24 апреля 2003 года с присвоением объекту недвижимости кадастрового номера 50:15:04:01249.
Государственный кадастровый учет земельного участка произведен в установленном законом порядке до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О Государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), в связи с чем участок является ранее учтенным.
В силу статьи 10 Закона о кадастре в Государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под зонами с особыми условиями использования территорий понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, сведения об особо охраняемых природных территориях, в том числе сведения о границах национальных парков, вносятся в Государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ сведения о границах зоны с особыми условиями использования территорий вносятся в Государственный кадастр недвижимости на основании документов, предоставленных в порядке информационного взаимодействия органами государственной власти или органами местного самоуправления, принявшими решение об установлении такой зоны.
В данном случае сведения о зоне "особо охраняемой природной территории федерального значения - национальный парк "Лосиный остров" были внесены в Государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия органов государственной власти (письмо Роснедвижимости от 17 июля 2008 года N ВК/3125).
Таким образом, границы национального парка "Лосиный остров" определены при его создании и установлены в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем выводы суда о том что границы национального парка "Лосиный остров" не определены в установленном порядке, нельзя признать верными.
Факт вхождения спорного земельного участка с кадастровым номером "..." в границы особо охраняемой природной зоны федерального значения - национальный парк "Лосиный остров" подтверждается кадастровым паспортом на названный земельный участок от "..." 2013 года (л.д. 157 - 158). Указанные сведения ГКН до настоящего времени не оспорены и недействительными не признаны.
Отсутствие в ЕГРП сведений об обременении спорного участка, в том числе о нахождении его в границах особо охраняемой территории, не влияет на объективный факт существования такой территории в установленных границах и не свидетельствует о незаконности последующих действий по внесению в ГКН данных сведений, тем более, что правомерность таких действий не входила в предмет доказывания в пределах заявленных прокурором требований, в связи с чем выводы суда в названной части противоречат требованиям ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
Согласно части 2 статьи 15 Закона об охраняемых территориях на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Таким образом, ограничение деятельности собственников земельных участков, расположенных в границах национального парка, возникает в силу закона с момента образования национального парка.
В соответствии со ст. ст. 3 и 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, подлежит экологической экспертизе.
Одним из принципов экологической экспертизы является обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
В силу п. 6 ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории выдается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.
Согласно п. 5.16 (13) Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов в установленном порядке выдаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Поскольку спорный земельный участок полностью расположен в границах особо охраняемой природной территории, то уполномоченным органом на выдачу разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Администрация городского округа Балашиха такими полномочиями не наделена, письмо Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России разрешением на строительство не является, что было оставлено без внимания судами при разрешении спора.
Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление или прекращение в полном объеме по решению суда размещения, проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов (части 2 и 3 ст. 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Принимая во внимание, что допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными и непреодолимыми, повлияли на исход дела, однако они оставлены без внимания судебной коллегией, то апелляционное определение подлежит отмене, а дело - направлению на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум

постановил:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 18 августа 2014 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.

Председательствующий
В.М.ВОЛОШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)