Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.09.2014 ПО ДЕЛУ N А31-363/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2014 г. по делу N А31-363/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Цыплакова А.В., действующего на основании доверенности от 17.12.2013,
представителя третьего лица Администрации города Костромы - Коруховой А.Н., действующей на основании доверенности от 13.01.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 04.07.2014 по делу N А31-363/2014, принятое судом в составе судьи Разгуляевой Г.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Паруса" (ИНН: 4401083065, ОГРН: 1074401011761)
к Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области (ИНН: 4401011825, ОГРН: 1024400511926)
третьи лица: Администрация города Костромы, Управление территориального планирования городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы, Департамент культуры Костромской области,
о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Паруса" (далее - заявитель, ООО "Паруса", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области (далее - ответчик, Департамент, ДИЗО) о признании незаконным решения Департамента в форме уведомления от 06.12.2013 N 16256 об отказе в предоставлении Обществу земельного участка, расположенного в районе дома 105а по ул. Советской, площадью 1233 кв. м, для организации парковки автотранспорта без права возведения объектов недвижимости и установки ограждений без производства земляных работ, а также об обязании ответчика заключить с ООО "Паруса" договор аренды земельного участка, расположенного в районе дома 105а по ул. Советской, площадью 1233 кв. м, для организации парковки автотранспорта без права возведения объектов недвижимости и установки ограждений без производства земляных работ на земельном участке.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 04.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы приводит доводы о том, что Департамент обладает полномочиями лишь по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и не вправе распоряжаться спорным земельным участком. Предоставление Обществу испрашиваемого земельного участка может быть осуществлено только в соответствии с главой 2 раздела II Постановления Администрации Костромской области от 19.05.2008 N 140-а "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы" (далее - Постановление N 140-а).
ООО "Паруса" отзыв на апелляционную жалобу не представило, его представитель в судебном заседании возражал против доводов Департамента и просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Администрации города Костромы (далее - Администрация) в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика, Управления территориального планирования городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы (далее - Управление), Департамента культуры Костромской области (далее - Департамент культуры), извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 05.08.2013 N 1736 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 44:27:040642:2979, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Советская, 105а.
26.08.2013 ООО "Паруса" выдано разрешение на строительство нежилого строения (приемный пункт стеклопосуды и мастерской) на земельном участке площадью 397 кв. м, по адресу: г. Кострома, ул. Советская, дом 105а.
08.05.2013 Общество обратилось в ДИЗО с заявлением о предоставлении в аренду для организации парковки дополнительного земельного участка ориентировочной площадью 900 кв. м по адресу: г. Кострома, ул. Советская, 105а.
15.05.2013 Департамент направил в Администрацию письмо о возможности размещения объекта, к которому приложил обращение ООО "Паруса", предложив рассмотреть возможность использования испрашиваемого земельного участка согласно заявленным требованиям и, при положительном решении, изготовить схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории (т. 1, л.д. 45).
Схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории для организации парковки без права возведения объектов недвижимости и установки ограждений с максимальным сохранением зеленых насаждений по ул. Советская, в районе д. 105а, площадью 1233 кв. м, изготовлена Управлением муниципального имущества и архитектуры 27.05.2013 (т. 1, л.д. 44).
Согласно протоколу от 30.05.2013 N 6 Комиссией по земельным вопросам на территории г. Костромы (далее - Комиссия) принято решение о согласовании схемы расположения земельного участка по ул. Советской, в районе дома 105а, для организации парковки автотранспорта, без права возведения объектов недвижимости и установки ограждений, а также для производства земляных работ, при условии максимального сохранения зеленых насаждений, получения согласования Департамента культуры и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области (далее - Управление Роспотребнадзора) (т. 1, л.д. 156).
В газете "Северная правда" в еженедельном тематическом выпуске "Губернское деловое обозрение" за 27.06.2013 N 52 опубликована информация о том, что ДИЗО извещает о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: город Кострома, улица Советская, в районе дома 105а, площадью 1233 кв. м, для организации парковки без права возведения объектов недвижимости и установки ограждений, без производства земляных работ, с максимальным сохранением зеленых насаждений.
Письмом от 29.07.2013 N 11376 (т. 1, л.д. 13) Департамент уведомил ООО "Паруса" о том, что по обращению о предоставлении дополнительного земельного участка, расположенного по адресу: город Кострома, улица Советская, в районе дома 105а, для организации парковки, опубликовано сообщение в газете "Северная правда", в течение месяца со дня опубликования извещения заявлений о предоставлении земельного участка для испрашиваемых целей в земельное управление ДИЗО не поступало, Обществу предложено обеспечить проведение необходимых мероприятий и предоставить в ОГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению" межевой план (копию) и кадастровый паспорт (подлинник) земельного участка по адресу: г. Кострома, ул. Советская, в районе дома 105а, а также получить согласование (далее - Управление Роспотребнадзора и Департамента культуры.
18.10.2013 земельный участок площадью 1233 кв. м по адресу: г. Кострома, ул. Советская, в районе дома 105а поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 44:27:040642:3215.
24.10.2013 ООО "Паруса" обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года дополнительного земельного участка площадью 1233 кв. м по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 105а, для организации парковки автотранспорта.
15.11.2013 Департаментом принято распоряжение N 1204/2 о предоставлении в аренду ООО "Паруса" вышеуказанного земельного участка для организации парковки автотранспорта, без права возведения объектов недвижимости и установки ограждений, без производства земляных работ, сроком на 1 год (т. 1, л.д. 40).
02.12.2013 Управлением территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы произведен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Советская, 105а, о чем составлен акт от 02.12.2013. В данном акте отражено, что на момент проведения осмотра земельный участок находится в ограждении, выполненном из металлического профиля; на ограждении земельного участка установлена информационная табличка (аншлаг) с информацией о планировании археологических исследований земельного участка ФГБОУ ВПО "Костромской государственный университет ил. Некрасова", заказчик ООО "Паруса", т. 31-34-22; в результате произведенных замеров площадь земельного участка в ограждении составляет 831 кв. м, замеры выполнены рулеткой, произведена фотофиксация.
03.12.2013 Глава Администрации направил в адрес ДИЗО письмо N 33исх-5798/13 об отзыве схемы спорного земельного участка (т. 1, л.д. 39). Из письма следует, что 30.05.2013 на заседании Комиссии согласована схема расположения земельного участка по ул. Советской, в районе дома 105а, для организации парковки автотранспорта, без права возведения объектов недвижимости и установки ограждений, а также без производства земляных работ, при условии максимального сохранения зеленых насаждений, получения согласования Департамента культуры и Управления Роспотребнадзора; в данном месте предусмотрен проход от улицы Советской к жилой застройке по улице Никитской, однако, арендатором установлен забор, который частично перегораживает данную пешеходную связь; в связи с тем, что Комиссией утверждена схема земельного участка без установки ограждений, а заявителем частично огорожена данная территория, Администрация города Костромы отозвала вышеуказанную схему.
Распоряжением ДИЗО от 05.12.2013 N 1260/з отменено распоряжение от 15.11.2013 N 1204/з о предоставлении в аренду ООО "Паруса" земельного участка по адресу: г. Кострома, ул. Советская, в районе дома 105а (т. 1, л.д. 38) в связи с письмом Администрации от 03.12.2013 N 33исх-5798/13. Распоряжение от 05.12.2013 N 1260/з в адрес заявителя не направлялось.
Письмом от 06.12.2013 N 16256 Департамент сообщил Обществу об отзыве Администрацией схемы расположения земельного участка площадью 1233 кв. м в районе дома N 105а по ул. Советской, в связи с чем предоставление испрашиваемого земельного участка является невозможным (т. 1, л.д. 11). Причина отзыва схемы земельного участка Департаментом не указана, копия письма Администрации от 03.12.2013об отзыве схемы расположения земельного участка заявителю не направлена.
Также Департамент направил обращение в Филиал ФГКУ "ФКП" Росреестра по Костромской области о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 44:27:040642:3215. Из кадастровый выписки о земельном участке от 23.12.2013 следует, что земельный участок с кадастровым номером 44:27:040642:3215 снят с кадастрового учета.
Считая, что решение ДИЗО в форме уведомления от 06.12.2013 N 16256 об отказе в предоставлении Обществу земельного участка с кадастровым номером 44:27:040642:3215 не соответствует закону, и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Паруса" обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь положениями статей 65, 198, 200, 201 АПК РФ, статей 28, 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктами 2.2.1, 2.2.2 Административного регламента предоставления Администрацией города Костромы муниципальной услуги по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории города Костромы, утвержденного Постановлением Администрации города Костромы от 13.05.2011 N 1018 (далее - Административный регламент), Постановлением N 140-а, удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя и третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса (статья 29 ЗК РФ).
В данном случае ООО "Паруса" инициировало процедуру предоставления земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, порядок которой определен статьей 34 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию соответствующего акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 статьи 34 ЗК РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 указанного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу п. 5, 6 ст. 34 ЗК РФ решение о передаче земельного участка в аренду принимается в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка. Договор аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
Из изложенных положений ЗК РФ следует, что утверждение схемы расположения земельного участка необходимо для постановки испрашиваемого в порядке статьи 34 ЗК РФ земельного участка на кадастровый учет для дальнейшего рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка заявителю.
Порядок предоставления Администрацией города Костромы муниципальной услуги по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка регулируется Административным регламентом. В частности пунктом 2.2.1 названного регламента предусмотрено, что от имени Администрации утверждение и выдачу схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории города Костромы осуществляет Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества. Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача Управлением заявителю либо распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории города Костромы, либо письма, содержащего мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги (п. 2.3). В пункте 2.10 Административного регламента изложены основания отказа в предоставлении указанной муниципальной услуги, к которым относится: непредставление документов, определенных пунктами 2.6.1, 2.6.2 настоящего регламента и (или) отвечающих требованиям подраздела 2.8 регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; обращение с заявлением лица, не относящегося к категории заявителей; несоответствие категории испрашиваемого земельного участка виду его разрешенного использования, установленному в соответствующей территориальной зоне.
Таким образом, положениями статьи 34 ЗК РФ и Административного регламента не предусмотрен отзыв уже выданной заявителю схемы расположения земельного участка. В оспариваемом уведомлении ДИЗО от 06.12.2013 N 16256, а также письме Администрации от 03.12.2013 N 33исх.-5768/13 ссылки на нормы законодательства, послужившие основанием для отзыва схемы, отсутствуют.
В данном случае в порядке, установленном пунктами 2.2.1, 2.2.2 Административного регламента Обществу была выдана схема расположения испрашиваемого земельного участка, земельный участок был поставлен заявителем на кадастровый учет, Департаментом принято распоряжение от 15.11.2013 N 1204/2 о предоставлении спорного земельного участка в аренду ООО "Паруса". В этой связи, в силу п. 6 ст. 34 ЗК РФ, Департамент, в соответствии с предоставленными ему полномочиями, обязан был заключить с Обществом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 44:27:040642:3215, что им не было сделано.
ДИЗО в нарушение положений статей 65 и 200 АПК не представило суду первой и апелляционной инстанции доказательства соответствия оспариваемого отказа в заключении договора аренды требованиям земельного законодательства.
Доводы Департамента об отсутствии у него полномочий по распоряжению указанным земельным участком подлежат отклонению как противоречащие Постановлению Администрации Костромской области от 19.05.2008 N 140-а "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы".
При таких обстоятельствах решение Департамента в форме уведомления от 06.12.2013 N 16256 об отказе в предоставлении Обществу земельного участка, расположенного в районе дома 105а по ул. Советской, площадью 1233 кв. м, не соответствует положениям статьи 34 ЗК РФ и Административного регламента, а также нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно признано судом первой инстанции незаконным.
По мнению суда апелляционной инстанции, дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для изменения или отмены принятого решения по указанным в жалобе основаниям.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Костромской области от 04.07.2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 04.07.2014 по делу N А31-363/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий
П.И.КОНОНОВ

Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Г.Г.ИВШИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)