Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2014 ПО ДЕЛУ N А42-3237/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2014 г. по делу N А42-3237/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алчубаевой Т.Е.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-их лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25527/2013) Правительства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.10.2013 по делу А42-3237/2013 (судья Востряков К.А.), принятое
по иску ООО "Мелифаро"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Мурманской области
3-и лица: 1) Комитет имущественных отношений г. Мурманска,
2) Правительство Мурманской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001301:53 и об обязании внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Мелифаро" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Мурманской области (далее - Кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001301:53 и обязании внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость.
Определениями суда от 22.05.2013, 02.07.2013 к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений города Мурманска (далее - Комитет) и Правительство Мурманской области (далее - Правительство).
Решением от 16.10.2013 Арбитражный суд Мурманской области установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001301:53, площадью 2 425 кв. м, расположенного по адресу город Мурманск, Первомайский административный округ, ул. Бочкова, дом 23, в размере рыночной стоимости 3 841 000 руб.
Этим же решением суд принял частичный отказ от иска, производство по делу в части обязания Кадастровой палаты внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001301:53, площадью 2 425 кв. м, расположенного по адресу город Мурманск, Первомайский административный округ, ул. Бочкова, дом 23, прекратил.
Правительство Мурманской области подало апелляционную жалобу, в которой просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы Правительство указало, что судом необоснованно принят в качестве доказательства отчет об оценке рыночной стоимости указанного земельного участка, поскольку оценка проведена с нарушением статей 6, 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество указало, что действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительного права собственности на этот объект. Общество полагает, что наличие у него права аренды на земельный участок, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки стоимости соответствующих объектов.
В отзыве на апелляционную жалобу Кадастровая палата указала, что не считает себя надлежащим ответчиком в данной категории дел, оставляет вопрос на усмотрение апелляционного суда.
Определением апелляционного суда от 09.01.2014 производство по делу было приостановлено до рассмотрения в порядке кассационного производства дел N А42-4470/2013, N А42-4217/2013. Определением от 12.08.2014 апелляционный суд возобновил производство по делу, дело назначено к рассмотрению.
В апелляционный суд от истца и ответчика поступили правовые позиции по делу, а также заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому в соответствии с данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, истец по соглашению о присоединении от 17.09.2012 N 01 к договору от 06.04.2009 N 10129 о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды принял в пользование на условиях аренды земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, площадью 2425 кв. м, с кадастровым номером 51:20:0001301:53, расположенный по адресу: город Мурманск, Первомайский административный округ, ул. Бочкова, дом 23, вид функционального использования - земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания. На земельном участке расположено здание магазина, в котором помещение общей площадью 789,2 кв. м принадлежит ООО "Мелифаро" на праве собственности, что подтверждено свидетельством о регистрации права от 01.04.2011.
Постановлением Правительства Мурманской области от 28.08.2012 N 425-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Мурманской области по состоянию на 01.01.2011.
По итогам кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001301:53 составила 18 667 286,25 рублей.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 51:20:0001301:53 внесены в государственный кадастр недвижимости и отражены в публичной кадастровой карте.
Оценщиком Тарасюком М.Ю., членом НП "Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", подготовлен отчет от 05.04.2013 N 12-02/13 об оценке рыночной стоимости земельных участков (объектов оценки), определенной по состоянию на 01.01.2011, которая для земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001301:53 составила 3 841 000 руб.
Полагая, что кадастровая оценка спорного земельного участка не соответствует рыночной оценке, установленной на ту же дату, нарушает его права как арендатора земельного участка, размер арендной платы которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, Общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в части удовлетворения иска, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, принимая во внимание следующие обстоятельства и руководствуясь нормами действующего законодательства, подлежащими применению с учетом предмета спора.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 указанной статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон N 167-ФЗ") установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 (далее - Постановление N 913/11), права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Судом установлено, что Общество не оспаривает кадастровую оценку спорного земельного участка, истец просил внести сведения о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001301:53, определенной оценщиком, в качестве его кадастровой стоимости.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение требований Общество представило отчет от 05.04.2013 N 12-02/13 об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2011. Соответствие указанного отчета требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, подтверждено экспертным заключением от 22.05.2013 N 130401-250-78, выполненным некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией "Национальная коллегия специалистов-оценщиков".
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы, мотивированные тем, что представленный Обществом отчет оценщика не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Несостоятелен довод подателя жалобы о том, что Общество, являющееся арендатором земельного участка, не вправе обращаться за проведением оценки рыночной стоимости арендуемого им имущества.
Согласно статье 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у Общества права аренды земельного участка, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на применении норм действующего законодательства и соответствуют правоприменительной практике по данной категории споров, обстоятельствам дела. Установленным на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств фактическим обстоятельствам дела дана надлежащая правовая оценка, имеющие значение для дела обстоятельства выяснены в полном объеме.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 16 октября 2014 года по делу N А42-3237/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
В.М.ГОРБИК

Судьи
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
О.Р.СТАРОВОЙТОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)