Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 24.07.2015 N Ф05-8903/2015 ПО ДЕЛУ N А41-71456/14

Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемым решением кадастровый учет объекта недвижимости был приостановлен до представления обществом документов в подтверждение законности сохранения участка в измененных границах.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2015 г. по делу N А41-71456/14


Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Красновой С.В., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ЗАО "Земельное общество "Аннинское": не явились, извещены;
- от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Администрации Рузского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
- рассмотрев 21 июля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Земельное общество "Аннинское"
на решение Арбитражного суда Московской области от 05 февраля 2015 г.,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2015 г.,
принятое судьями Катькиной Н.Н., Бархатовым В.Ю., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-71456/14
по заявлению закрытого акционерного общества "Земельное общество "Аннинское" (ОГРН 1035011660276; 143122, Московская область, Рузский район, д. Орешки, д. 93)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала по Московской области) (ОГРН 1027700485757; 107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 10, стр. 1)
о признании незаконным решения,
третье лицо: Администрация Рузского муниципального района Московской области (ОГРН 1025007589199; 143100, Московская область, Рузский район, г. Руза, ул. Солнцева, д. 11)

установил:

закрытое акционерное общество "Земельное общество "Аннинское" (далее - ЗАО "Земельное общество "Аннинское", общество, заявитель) является собственником земельного участка общей площадью 33 556 400 кв. м с кадастровым номером 50:19:0000000:0067, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: Московская область, Рузский район, земли СПК "Аннинский".
В целях образования земельных участков, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:0067, в результате которого исходный земельный участок сохраняется в измененных границах, обществом были проведены кадастровые работы и изготовлен межевой план образуемого земельного участка.
20 мая 2014 г. ЗАО "Земельное общество "Аннинское" обратилось в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, кадастровая палата, ответчик) с заявлением о постановке образованного земельного участка на кадастровый учет N 50-0-1-214/3002/2014-5298.
30 мая 2014 г. ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области было принято решение N МО-14/РКФ-317598 о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости на основании пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости), мотивированное тем, что в соответствии со статьей 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации раздел с измененным земельным участком может осуществляться для земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования.
Полагая, что принятое кадастровой палатой решение о приостановлении осуществления кадастрового учета не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ЗАО "Земельное общество "Аннинское" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области о признании его незаконным и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области поставить на кадастровый учет многоконтурный земельный участок (количество контуров - 3), образуемый путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:67, в результате которого исходный земельный участок сохраняется в измененных границах, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир: земли СПК "Аннинское"; почтовый адрес ориентира: Московская область, Рузский район, в отношении которого было подано заявление N 50-0-1-214/3002/2014-5298 от 20 мая 2014 г. и межевой план, принятый ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области 20 мая 2014 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Рузского муниципального района Московской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 февраля 2015 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Земельное общество "Аннинское" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Также указано на нарушение судом правил подсудности, поскольку данный спор не является спором о праве на недвижимое имущество и подлежит рассмотрению по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежит рассмотрению в Арбитражном суде города Москвы.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация Рузского муниципального района Московской области просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от ответчика не поступил.
В заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 2 статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно пункту 4 статьи 2 статьи 26 Закона о государственном кадастре недвижимости осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в орган кадастрового учета) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом N 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Частью 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о правомерности приостановления кадастрового учета изменений объекта недвижимости до представления обществом документов в подтверждение законности сохранения участка в измененных границах.
Об этом свидетельствует следующее.
Так, согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 50:19:0000000:67 земельный участок имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, при этом сведения об использовании указанного земельного участка для садоводства, огородничества и дачного хозяйства в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Приняв во внимание, что данные виды деятельности подразумевают отсутствие коммерческого интереса и использование полученной продукции для собственных нужд, в то время как вид разрешенного использования земельного участка общества установлен "для сельскохозяйственного производства", что предполагает извлечение прибыли из использования этого имущества, суды пришли к выводу об обоснованности возникновения у ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области сомнений в возможности применения ЗАО "Земельное общество "Аннинское" специальной нормы права при разделе принадлежащего ему земельного участка и необходимости приостановления кадастрового учета для истребования дополнительных документов и сведений в подтверждение законности сохранения участка в измененных границах.
Судами также принято во внимание, что Тверским районным судом города Москвы в рамках уголовного дела N 248509 на земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:67 был наложен арест.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательства и соответствуют положениям действующего законодательства.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе ЗАО "Земельное общество "Аннинское" приводит доводы о нарушении судом правил подсудности, поскольку данный спор не является спором о праве на недвижимое имущество и подлежит рассмотрению по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем спор подлежит рассмотрению в Арбитражном суде города Москвы.
Указанный довод подлежит отклонению, поскольку по настоящему делу оспаривается решение ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, расположенного в Московской области.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 05 февраля 2015 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2015 г. по делу N А41-71456/14 оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Земельное общество "Аннинское" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
С.В.КРАСНОВА
А.М.КУЗНЕЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)