Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Торговченкова О.В.
Докладчик: Тельных Г.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Тельных Г.А.,
судей Михалевой О.В. и Москалевой Е.В.
при секретаре Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка на решение Советского районного суд г. Липецка от 06 августа 2012 года, которым постановлено:
"Признать незаконным отказ Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, от 04 июля 2012 года N П-2262.
Обязать Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка выдать П.Н.В. разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>".
Заслушав доклад судьи Тельных Г.А., судебная коллегия
установила:
П.Н.В. обратилась в суд с заявлением к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка, указывая, что она является собственником земельного участка площадью 555 кв. мс кадастровым номером N и расположенного на нем жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью 55,8 кв. м, возведенного в 1963 году и имеющего физический износ от 40% до 85%. В связи с изношенностью строений П.Н.В. обратилась в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома вместо старого на принадлежащем ей участке. 04.07.2012 года ей было отказано в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на карту градостроительного зонирования г. Липецка, по которой данный земельный участок расположен в зоне многоэтажных многоквартирных жилых домов в 5-10 этажей (Ж-2). Просила признать отказ Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома незаконным.
В судебное заседание заявитель П.Н.В. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель заявителя по доверенности Б. в судебном заседании заявление поддержал.
Представитель Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка И. заявление не признала, сославшись на то, что земельный участок заявителя расположен в зоне Ж-2, в которой индивидуальное жилищное строительство как вид разрешенного использования не предусмотрен градостроительным регламентом.
Суд удовлетворил заявление.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Департамент градостроительств и архитектуры администрации г. Липецка просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя заинтересованного лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка И., поддержавшую жалобу, представителя заявителя по ордеру адвоката Ременеву О.В., полагавшую решение суда правильным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправлении, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в силу ст. 255 ГПК РФ относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Судом установлено, что П.Н.В. является собственником земельного участка площадью 555 кв. м с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов- для индивидуального жилого дома, а также жилого дома общей площадью 55,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 30.07.2010 года и от 11.10.2010 года. Право собственности на дом приобретено на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 02.03.2000 г. Право собственности на земельный участок приобретено на основании договора купли-продажи с управлением имущественных и земельных правоотношений Липецкой области от 01.06.2010 г.
Согласно частей 2 и 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В силу части 11 вышеуказанной статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 данной статьи определено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Судом также установлено, что 26.06.2012 года П.Н.В. обратилась в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, приложив к заявлению: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
04.07.2012 года Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка отказал П.Н.В. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого <адрес> на основании ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, указав, что согласно карте градостроительного зонирования города Липецка данный земельный участок расположен в зоне многоэтажных многоквартирных жилых домов в 5-10 этажей (зона Ж-2). Градостроительным регламентом для территориальной зоны Ж-2 не предусмотрено возведение индивидуальных жилых домов.
Удовлетворяя заявленные требования П.Н.В., суд сослался на то, что принадлежащий ей земельный участок расположен в жилой зоне, предназначен для жилой застройки, на землях населенных пунктов с разрешенным использованием: для индивидуального жилого дома, и сделал вывод о том, что противоречий между указанным в документах разрешенным использованием земли и предполагаемым правовым режимом использования земельного участка заявителя не имеется.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
Согласно ч. 1 ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с частями 2 и 3 ст. 85 ЗК РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Как следует из абз. 6 п. 4 ст. 85 ЗК РФ, реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. В силу п. 4 ч. 3 ст. 44 данного Кодекса в составе градостроительного плана земельного участка указывается, среди прочего, информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, что следует из ч. 5 ст. 44 названного Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительный регламент является составной частью правил землепользования и застройки (ч. 2 данной статьи). Из ч. 6 данной статьи также следует, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, среди прочего, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
На территории г. Липецка приняты и действуют Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.06.2010 года N 51 (опубликованы 07.07.2010 г.). Правилами предусмотрен градостроительный регламент г. Липецка.
Согласно ст. 33 Правил градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, а также всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (п. 1). Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (п. 6). Реконструкция указанных в пункте 6 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами, установленными градостроительным регламентом (п. 7).
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с Проектом планировки центральной части г. Липецка земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. находится в территориальной зоне Ж-2 - зона многоэтажных многоквартирных жилых домов в 5-10 этажей. Разрешенное использование земельных участков в рамках этой территориальной зоны, установленное Правилами землепользования и застройки г. Липецка, не предусматривает индивидуального жилищного строительства.
Более того, данный земельный участок и до его приобретения заявителем в собственность находился в зоне, предназначенной для многоквартирного жилья, что подтверждается Схемой зонирования г. Липецка с градостроительным регламентами, утв. решением IX сессии Липецкого городского Совета депутатов второго созыва от 27.12.2001 года N 113, которая в настоящее время в связи с принятие Правил землепользования и застройки г. Липецка утратила силу.
Из градостроительного плана земельного участка от 30.05.2012 г., находящегося по адресу <адрес>, также следует, что изложенная в нем информация о разрешенном использовании земельного участка полностью соответствует вышеназванным нормативным правовым актам.
Указание в свидетельстве о государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок о том, что он отнесен к категории земель: земли населенных пунктов- для индивидуального жилого дома, указание в кадастровой выписке в графе категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилого дома свидетельствуют с учетом установленных по делу обстоятельств только о приобретении П.Н.В. прав на земельный участок в порядке ст. 36 ЗК РФ, то есть как собственником уже существующего на этом земельном участке строения. Установление определенной территориальной зоны не могло и не может в настоящее время стать препятствием к реализации прав граждан на земельные участки в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, однако использование таких участков напрямую зависит от условий, установленных градостроительными регламентами.
П.Н.В. вправе использовать земельный участок для эксплуатации, обслуживания, ремонта существующего дома, однако реконструкция существующего строения, возведение нового строения в виде индивидуального жилого дома на этом земельном участке не допустимы.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения заявления П.Н.В., сделан ошибочный вывод о том, что решением компетентного органа по отказу в выдаче разрешения на строительство жилого дома нарушаются права собственника земельного участка.
Районный суд допустил существенное нарушение норм материального права, что повлекло вынесение неправильного решения, подлежащего отмене в соответствие с ч. 1 и 3 ст. 330 ГПК РФ.
Коль скоро обстоятельства по делу установлены в полном объеме, но судом допущено нарушение норм материального права, то судебная коллегия считает возможным постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления П.Н.В. отказать.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия.
определила:
Решение Советского районного суд г. Липецка от 06 августа 2012 года отменить, постановить новое решение, которым в удовлетворении заявления П.Н.В. о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2426/2012Г
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 октября 2012 г. по делу N 33-2426/2012г
Судья: Торговченкова О.В.
Докладчик: Тельных Г.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Тельных Г.А.,
судей Михалевой О.В. и Москалевой Е.В.
при секретаре Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка на решение Советского районного суд г. Липецка от 06 августа 2012 года, которым постановлено:
"Признать незаконным отказ Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, от 04 июля 2012 года N П-2262.
Обязать Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка выдать П.Н.В. разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>".
Заслушав доклад судьи Тельных Г.А., судебная коллегия
установила:
П.Н.В. обратилась в суд с заявлением к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка, указывая, что она является собственником земельного участка площадью 555 кв. мс кадастровым номером N и расположенного на нем жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью 55,8 кв. м, возведенного в 1963 году и имеющего физический износ от 40% до 85%. В связи с изношенностью строений П.Н.В. обратилась в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома вместо старого на принадлежащем ей участке. 04.07.2012 года ей было отказано в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на карту градостроительного зонирования г. Липецка, по которой данный земельный участок расположен в зоне многоэтажных многоквартирных жилых домов в 5-10 этажей (Ж-2). Просила признать отказ Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома незаконным.
В судебное заседание заявитель П.Н.В. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель заявителя по доверенности Б. в судебном заседании заявление поддержал.
Представитель Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка И. заявление не признала, сославшись на то, что земельный участок заявителя расположен в зоне Ж-2, в которой индивидуальное жилищное строительство как вид разрешенного использования не предусмотрен градостроительным регламентом.
Суд удовлетворил заявление.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Департамент градостроительств и архитектуры администрации г. Липецка просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя заинтересованного лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка И., поддержавшую жалобу, представителя заявителя по ордеру адвоката Ременеву О.В., полагавшую решение суда правильным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправлении, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в силу ст. 255 ГПК РФ относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Судом установлено, что П.Н.В. является собственником земельного участка площадью 555 кв. м с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов- для индивидуального жилого дома, а также жилого дома общей площадью 55,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 30.07.2010 года и от 11.10.2010 года. Право собственности на дом приобретено на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 02.03.2000 г. Право собственности на земельный участок приобретено на основании договора купли-продажи с управлением имущественных и земельных правоотношений Липецкой области от 01.06.2010 г.
Согласно частей 2 и 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В силу части 11 вышеуказанной статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 данной статьи определено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Судом также установлено, что 26.06.2012 года П.Н.В. обратилась в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, приложив к заявлению: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
04.07.2012 года Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка отказал П.Н.В. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого <адрес> на основании ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, указав, что согласно карте градостроительного зонирования города Липецка данный земельный участок расположен в зоне многоэтажных многоквартирных жилых домов в 5-10 этажей (зона Ж-2). Градостроительным регламентом для территориальной зоны Ж-2 не предусмотрено возведение индивидуальных жилых домов.
Удовлетворяя заявленные требования П.Н.В., суд сослался на то, что принадлежащий ей земельный участок расположен в жилой зоне, предназначен для жилой застройки, на землях населенных пунктов с разрешенным использованием: для индивидуального жилого дома, и сделал вывод о том, что противоречий между указанным в документах разрешенным использованием земли и предполагаемым правовым режимом использования земельного участка заявителя не имеется.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
Согласно ч. 1 ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с частями 2 и 3 ст. 85 ЗК РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Как следует из абз. 6 п. 4 ст. 85 ЗК РФ, реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. В силу п. 4 ч. 3 ст. 44 данного Кодекса в составе градостроительного плана земельного участка указывается, среди прочего, информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, что следует из ч. 5 ст. 44 названного Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительный регламент является составной частью правил землепользования и застройки (ч. 2 данной статьи). Из ч. 6 данной статьи также следует, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, среди прочего, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
На территории г. Липецка приняты и действуют Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.06.2010 года N 51 (опубликованы 07.07.2010 г.). Правилами предусмотрен градостроительный регламент г. Липецка.
Согласно ст. 33 Правил градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, а также всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (п. 1). Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (п. 6). Реконструкция указанных в пункте 6 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами, установленными градостроительным регламентом (п. 7).
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с Проектом планировки центральной части г. Липецка земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. находится в территориальной зоне Ж-2 - зона многоэтажных многоквартирных жилых домов в 5-10 этажей. Разрешенное использование земельных участков в рамках этой территориальной зоны, установленное Правилами землепользования и застройки г. Липецка, не предусматривает индивидуального жилищного строительства.
Более того, данный земельный участок и до его приобретения заявителем в собственность находился в зоне, предназначенной для многоквартирного жилья, что подтверждается Схемой зонирования г. Липецка с градостроительным регламентами, утв. решением IX сессии Липецкого городского Совета депутатов второго созыва от 27.12.2001 года N 113, которая в настоящее время в связи с принятие Правил землепользования и застройки г. Липецка утратила силу.
Из градостроительного плана земельного участка от 30.05.2012 г., находящегося по адресу <адрес>, также следует, что изложенная в нем информация о разрешенном использовании земельного участка полностью соответствует вышеназванным нормативным правовым актам.
Указание в свидетельстве о государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок о том, что он отнесен к категории земель: земли населенных пунктов- для индивидуального жилого дома, указание в кадастровой выписке в графе категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилого дома свидетельствуют с учетом установленных по делу обстоятельств только о приобретении П.Н.В. прав на земельный участок в порядке ст. 36 ЗК РФ, то есть как собственником уже существующего на этом земельном участке строения. Установление определенной территориальной зоны не могло и не может в настоящее время стать препятствием к реализации прав граждан на земельные участки в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, однако использование таких участков напрямую зависит от условий, установленных градостроительными регламентами.
П.Н.В. вправе использовать земельный участок для эксплуатации, обслуживания, ремонта существующего дома, однако реконструкция существующего строения, возведение нового строения в виде индивидуального жилого дома на этом земельном участке не допустимы.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения заявления П.Н.В., сделан ошибочный вывод о том, что решением компетентного органа по отказу в выдаче разрешения на строительство жилого дома нарушаются права собственника земельного участка.
Районный суд допустил существенное нарушение норм материального права, что повлекло вынесение неправильного решения, подлежащего отмене в соответствие с ч. 1 и 3 ст. 330 ГПК РФ.
Коль скоро обстоятельства по делу установлены в полном объеме, но судом допущено нарушение норм материального права, то судебная коллегия считает возможным постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления П.Н.В. отказать.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия.
определила:
Решение Советского районного суд г. Липецка от 06 августа 2012 года отменить, постановить новое решение, которым в удовлетворении заявления П.Н.В. о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)