Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.02.2014 N 11АП-559/2014 ПО ДЕЛУ N А55-21056/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2014 г. по делу N А55-21056/2013


Резолютивная часть постановления объявлена: 05 февраля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 07 февраля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Соколов Д.Н., доверенность от 20 ноября 2013 г.,
от ответчика - Сараев И.С., доверенность от 26 декабря 2013 г. N 364,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 декабря 2013 г. по делу N А55-21056/2013 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Уваровой Светланы Геннадьевны (ИНН 631308524332, ОГРНИП 310631333700026), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,

установил:

Индивидуальный предприниматель Уварова Светлана Геннадьевна (далее заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее ответчик, Министерство) N 12-1/1715/13 от 20.06.2013 г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка под временный объект, о возложении на Министерство обязанности предоставить заявителю в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Мичурина, между домами N N 122 и 124, площадью 15, 00 кв. м.

Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствует обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель Уварова С.Г. 28.09.2011 г. обратилась в установленном законом порядке в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Мичурина, между домами N 122 и N 124, площадью 15,00 кв. м, под установку временного торгового павильона "Цветы" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
23.12.2011 г. Министерством имущественных отношений Самарской области был вынесен отказ N 12-1/2725/11-а в предоставлении заявителю указанного земельного участка. Основанием для такого решения послужило заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 07.12.2011 г. N СП-6/4560-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого предпринимателем Уваровой С.Г. земельного участка.
Указанные ненормативные правовые акты были оспорены заявителем в судебном порядке, и решением Арбитражного суда Самарской области от 13.06.2012 г., оставленного без изменений судом апелляционной инстанции, были признаны незаконными: заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара N СП-6/4560-0-1 от 07.12.2011 г. о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и отказ Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/2725/11-а от 23.12.2011 г. в предоставлении предпринимателю Уваровой Светлане Геннадьевне в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Самара, Октябрьский район, ул. Мичурина, между домами N N 122 и 124, площадью 15, 00 кв. м.
Данное решение суда Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара было исполнено, и предпринимателем Уваровой С.Г. на основании распоряжения Департамента от 28.02.2013 г. N РД-170 была получена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденная распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара. К схеме приобщено приложение N 1 - ситуационный план расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Впоследствии заявителем был получен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 63:01:06210001:1782. Сведения о земельном участке с указанным кадастровым номером внесены в государственный кадастр недвижимости 17.04.2013 г.
17.06.2013 г. предприниматель Уварова С.Г. вновь обратилась в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Мичурина, между домами N 122 и N 124, площадью 15, 00 кв. м, под установку временного торгового павильона "Цветы" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
К данному заявлению был приложен весь необходимый пакет документов, в т.ч. кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок, распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара N Д-170 от 28.02.2013 г. об утверждении проекта границ земельного участка.
Сообщением от 20.06.2013 г. N 12-1/1715/13 в предоставлении в аренду земельного участка было отказано. Отказ мотивирован тем, что размещение нестационарного торгового объекта под установку временного торгового павильона "Цветы" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самары от 19.04.2013 г. года N 377.
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
В указанном в части 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (ч. 3 указанной статьи).
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентировано Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (в редакции, на момент возникших правоотношений).
Судом установлено, что на испрашиваемый земельный участок заявителю на основании решения Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-13952/2012 от 13.06.2012 г. Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара 28.02.2013 г. вынесено распоряжение N РД-170 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, улица Мичурина, между домами 122 и 124, под установку временного торгового киоска "Цветы" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией". Согласно указанному распоряжению земельный участок вакантен, права и интересы третьих лиц им не затрагиваются.
Как следует из кадастрового паспорта от 19.04.2013 г. спорный земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, Октябрьский район, улица Мичурина, между домами 122 и 124, площадью 15, 00 кв. м поставлен на кадастровый учет 17.04.2013 г.
Таким образом, из материалов дела следует, что Общество обращалось к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Законность оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц должно проверяться судами на соответствие законодательству, действующему в период принятия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, совершения действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, а не на момент рассмотрения дела в суде.
Абзацем 6 пункта 3.1 Порядка, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа, предусматривалась возможность предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или в аренду.
Таким образом, в рассматриваемом случае подлежат применению при рассмотрении настоящего дела положения нормативного акта, действующие в период принятия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, совершения действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер.
Ответчик сослался на то, что предоставление заявителю участка противоречит статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381 -ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно названной норме Федерального закона, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Довод ответчика о том, что поскольку размещение нестационарного объекта на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самары N 377 от 19.04.2013 г., предоставление испрашиваемого земельного участка является невозможным, является необоснованным, поскольку указанная схема утверждена через 2 года после обращения Предпринимателя с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, а поэтому факт наличия либо отсутствия нестационарного объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, не может служить препятствием дальнейшего размещения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта заявителя.
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием.
Оценивая обстоятельства дела, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что основания, по которым заявителю отказано в предоставлении земельного участка, поставленного на кадастровый учет, противоречат статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и нарушает права и законные интересы заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 декабря 2013 г. по делу N А55-21056/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
С.Т.ХОЛОДНАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)