Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Г.С.Б.,
участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды "О" о признании недействующими постановления Правительства Московской области от 13 января 2011 года N 20/1 "О включении земельного участка в границы города Химки городского округа Химки" и постановления Правительства Московской области от 01 февраля 2011 года N 84/1 "О включении земельного участка в границы города Химки городского округа Химки (кадастровый номер 50:10:080102:8)",
Постановлением Правительства Московской области от 13 января 2011 года N 20/1 "О включении земельного участка в границы г. Химки городского округа "Химки" земельный участок площадью 44655 кв. м с кадастровым номером 50:10:080102:54 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 10 ноября 2010 года N 5010/207/10-0795, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район, включен в границы г. Химки городского округа "Химки". Одновременно осуществлен перевод земель данного земельного участка с категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", изменен вид разрешенного использования на малоэтажное жилищное строительство.
Постановлением Правительства Московской области от 01 февраля 2011 года N 84/1 "О включении земельного участка в границы г. Химки городского округа "Химки" (кадастровый номер 50:10:080102:8)" земельный участок площадью 18024 кв. м с кадастровым номером 50:10:080102:8 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 10 ноября 2010 года N 5010/207/10-0796, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район, включен в границы г. Химки городского округа "Химки". Одновременно осуществлен перевод земель данного земельного участка с категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", изменен вид разрешенного использования - для малоэтажного жилищного строительства.
Общероссийская общественная организация по защите окружающей среды "О" (далее - ООО "О") обратилась в Московский областной суд с заявлениями об оспаривании указанных постановлений Правительства Московской области.
Определением Московского областного суда от 09 апреля 2013 года дела по данным заявлениям объединены в одно производство (л.д. 37-38).
Свои требования заявитель обосновывает тем, что постановления приняты с нарушением действующего законодательства, нарушают права и свободы заявителя (образованной гражданами общественной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность по защите окружающей среды), гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а именно:
- - оспариваемые постановления не были опубликованы в установленном законом для нормативного правового акта порядке;
- - земельные участки примыкают к реке Сходня, расположены в водоохраной зоне, в том числе в прибрежной защитной полосе и, соответственно, в пределах береговой полосы реки Сходня, являющейся водным объектом общего пользования, поэтому изменение вида разрешенного использования на малоэтажное жилищное строительство незаконно. Оспариваемые постановления нарушают (создают угрозу нарушения) прав граждан, в том числе прав заявителя как общественной организации граждан, охраняемых законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
- - при принятии оспариваемых постановлений не соблюдены и иные положения установленного законодательством Российской Федерации и Московской области порядка изменения целевого назначения земельного участка и вида его разрешенного использования и проводимых при этом согласований, оформления необходимых документов: отсутствует отчет оценщика об определении кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий; не представлены документы, подтверждающие исключительность данного случая перевода земель сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию; не проведены публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В судебном заседании представитель ООО "О" Г.Н.В. поддержал заявленные требования.
Представитель Правительства Московской области Р.Е.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылалась на то, что оспариваемые постановления Правительства Московской области соответствуют федеральному законодательству и законодательству Московской области, регулирующему данные правоотношения, и не нарушают права заявителя.
Представитель Главного Управления архитектуры и градостроительства Московской области П.Ю.В. возражала против удовлетворения требований, указала, что оспариваемые постановления не противоречат действующему законодательству, не противоречат территориальному планированию Московской области и не нарушают прав заявителя.
Представитель ООО "С" и ООО "Н", в чьей собственности находятся земельные участки, категория которых изменена оспариваемыми постановлениями, возражала против удовлетворения требований, пояснила, что ООО обращались в Правительство Московской области с ходатайством об изменении категории земли, готовили необходимые документы. Полагала, что изменение категории земли не нарушает права заявителя.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Козловой О.А., полагавшей отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части 2 и части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Судом установлено, что земельный участок площадью 18024 кв. м с кадастровым номером 50:10:080102:8 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 10 ноября 2010 года N 5010/207/10-0796, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район, принадлежит ООО "Н". Право собственности ООО "Н" на указанный земельный участок подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 30 апреля 2010 года N 50-HKN 185021, запись регистрации N 50-50-10/028/2010-352. Документы-основания: протокол заседания Совета директоров ОАО "К" от 16 февраля 2010 года, акт приема-передачи недвижимого имущества в счет оплаты уставного капитала ООО "Н" от 09 марта 2010 года (л.д. 161).
Судом также установлено, что земельный участок площадью 44655 кв. м с кадастровым номером 50:10:080102:54 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 10 ноября 2010 года N 5010/207/10-0795, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район, принадлежит ООО "С". Право собственности ООО "С" на указанный земельный участок подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 19 июля 2010 года N 50-ААN 095566, запись регистрации N 50-50-10/037/2010-318. Документы-основания: протокол заседания Совета директоров ОАО "К" от 12 апреля 2010 года, решение единственного учредителя ООО "С" от 12 апреля 2010 года N 1, акт приема-передачи недвижимого имущества в счет оплаты уставного капитала ООО "С" от 04 мая 2010 года (л.д. 120).
Оба земельных участка относились к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования.
Постановлением Правительства Московской области от 13 января 2011 года N 20/1 "О включении земельного участка в границы г. Химки городского округа Химки" - с учетом заявления ООО "С" от 15 октября 2010 года и заключения первого заместителя главы администрации городского округа Химки от 29 октября 2010 года N к3860-вх - земельный участок (категория земель "земли сельскохозяйственного назначения") площадью 44655 кв. м с кадастровым номером 50:10:080102-54 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 10 ноября 2010 года N 5010/207/10-0795, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район, включен в границы г. Химки городского округа Химки (категория земель "земли населенных пунктов"). Изменен вид разрешенного использования указанного земельного участка для малоэтажного жилищного строительства (л.д. 11).
Постановление Правительства Московской области от 13 января 2011 года N 20/1 "О включении земельного участка в границы г. Химки городского округа Химки" (далее - Постановление Правительства МО N 20/1) размещено в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет", в информационных справочных системах "Консультант Плюс" и "Гарант", опубликовано в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", N 52 (2984), 25 марта 2013 года (л.д. 172).
Постановлением Правительства Московской области от 01 февраля 2011 года N 84/1 "О включении земельного участка в границы г. Химки городского округа Химки (кадастровый номер 50:10:080102:8)" - с учетом заявления ООО "Н" от 15 октября 2010 года и заключения первого заместителя главы администрации городского округа Химки от 29 октября 2010 года N к3859-вх - земельный участок (категория земель "земли сельскохозяйственного назначения") площадью 18024 кв. м с кадастровым номером 50:10:080102:8 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 10 ноября 2010 года N 5010/207/10-0796, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район, включен в границы г. Химки городского округа Химки (категория земель "земли населенных пунктов"). Изменен вид разрешенного использования указанного земельного участка - для малоэтажного жилищного строительства.
Постановление Правительства Московской области от 01 февраля 2011 года N 84/1 "О включении земельного участка в границы г. Химки городского округа Химки (кадастровый номер 50:10:080102:8)" (далее - Постановление Правительства МО N 84/1) размещено в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет", в информационных справочных системах "Консультант Плюс", "Гарант", опубликовано в Информационном вестнике Правительства Московской области N 2, 28 февраля 2011 года (л.д. 137-139).
Публикация оспариваемых постановлений произведена в соответствии со ст. 33 Закона Московской области от 02 ноября 2005 года N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области".
Доводы представителя заявителя о том, что для введения нормативных правовых актов в действие необходимо их опубликование во всех официальных средствах массовой информации одновременно, - противоречат закону.
В силу пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом - согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации - законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 2 Земельного кодекса Российской Федерации в части 1 устанавливает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Статья также устанавливает, что нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Кодексу. Нормы частей 1-4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают, что акты, регулирующие земельные отношения, могут также издавать Президент Российской Федерации, в пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений установлены статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом в перечень полномочий включены, в том числе, полномочия, которые не отнесены Земельным кодексом к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) в ч. 1 ст. 4.1 предусматривает, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года, до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, расположенных на территории Московской области, но не позднее 31 декабря 2014 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Согласно п.п. 10 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В п. 3.1 статьи 26.3 Закона установлено, что по вопросам, указанным в п. 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты.
Вопросы отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к категориям, перевод их из одной категории в другую регулируются статьей 5 Закона Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
В силу п. 9 Закона Московской области N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" принятие решений об отнесении земель к категориям, переводе их из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, относится к полномочиям Правительства Московской области, а часть 1 статьи 33 того же Закона устанавливает, что эти решения принимаются в форме постановлений.
Из указанных норм федерального и областного законодательства следует, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты компетентным органом государственной власти субъекта Федерации - Правительством Московской области в пределах установленных законом соответствующих полномочий и в установленной законом форме.
В судебном заседании заявитель не оспаривал полномочия Правительства Московской области по принятию правового акта - постановления - о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в другую категорию - земли населенных пунктов.
Генеральный план городского округа Химки до настоящего времени не утвержден - это обстоятельство подтвердила в судебном заседании представитель Главного Управления архитектуры и строительства Московской области П.Ю.В. и оно не оспаривалось участвующими в деле лицами. При таких обстоятельствах Правительство Московской области при принятии оспариваемых постановлений правомерно руководствовалось положениями ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ.
Порядок перевода земельного участка из одной категории в другую в данном случае соответствует действующему законодательству: нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", нормам Закона Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Как указывалось, оспариваемые постановления Правительства Московской области приняты в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, а именно: участок площадью 44655 кв. м с кадастровым номером 50:10:080102:54 - в собственности ООО "С" и участок площадью 18024 кв. м с кадастровым номером 50:10:080102:8 - в собственности ООО "Н".
В соответствии с п.п. 4 п. 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении находящихся в частной собственности земель сельскохозяйственного назначения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Этой же нормой установлено, что порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В данном случае, как следует из текстов самих оспариваемых постановлений, эти постановления приняты в связи с обращениями собственников земельных участков и при наличии соответствующих заключений администрации городского округа Химки о возможности и целесообразности включения земельных участков в границы города Химки Московской области и изменения вида разрешенного использования. Указанные заключения исследованы в судебном заседании (л.д. 105-106, 146-147). В заключениях отмечено, что включение земельных участков в границы г. Химки и изменение вида их разрешенного использования соответствует документам (схемам) территориального планирования и градостроительного зонирования проекта Генерального плана городского округа Химки. Ограничения изменения целевого назначения и разрешенного использования в отношении рассматриваемых земельных участков федеральными законами не установлены. Включение земельных участков в границы г. Химки и изменение вида разрешенного использования не влечет негативных экологических, социально-экономических последствий для жителей городского округа Химки и будет способствовать как развитию территории, так и выполнению приоритетных государственных задач.
В силу ч. 19 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта в случае, если: 1) федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка; 2) документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении; 3) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка от органа, предусмотренного ч. 14 настоящей статьи.
Оценив представленные доказательства суд приходит к выводу об отсутствии у Правительства Московской области оснований для отказа в принятии решения о включении рассматриваемых земельных участков в границы г. Химки городского округа Химки.
Суд считает несостоятельными доводы заявителя о необходимости проведения публичных слушаний по вопросу включения земельных участков в границы населенного пункта и об изменении в связи с этим вида разрешенного использования данных земельных участков.
В силу положений п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ в случае включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, публичные слушания не проводятся.
Статья 3 Закона N 172-ФЗ устанавливает порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию регулируются статьей 7 Федерального закона N 172-ФЗ. В соответствии с данной нормой перевод таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечень которых приведен в части 1 статьи 7 Закона.
Суд соглашается с представителем Правительства Московской области Р.Е.Н. о несостоятельности доводов заявителя относительно несоблюдения порядка изменения целевого назначения земельного участка и вида его использования и проводимых при этом согласований, а именно: отсутствия документов, подтверждающих исключительность данного случая перевода земель сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, отсутствия отчета оценщика об определении кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Из представленных суду материалов следует, что земельные участки относятся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным видом использования "для сельскохозяйственного использования", т.е. не являются землями сельскохозяйственных угодий (л.д. 105-106, 146-147).
Постановления соответствуют требованиям части 5 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ: в них указаны: основания изменения категории земельного участка - ходатайство заинтересованного лица об изменении категории и ссылки на нормативные акты, регулирующие правоотношения по изменению категорий земель; категория земель, перевод из которой осуществляется - земли сельскохозяйственного назначения; категория земель, перевод в которую осуществляется - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для малоэтажного жилищного строительства; описание местоположения земельного участка, его площадь, а также его границы и кадастровый номер.
Судом исследованы и признаны несостоятельными доводы заявителя о том, что оспариваемые постановления противоречат ст. 6 Водного кодекса РФ, поскольку включаемые в границы г. Химки земельные участки, частично расположены в прибрежной защитной полосе и в пределах береговой полосы реки Сходня, являющейся водным объектом общего пользования, и должны относиться в соответствующей части к участкам общего пользования. Оспариваемые заявителем постановления о включении земельных участков категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" в границы г. Химки категория земель "земли населенных пунктов" и изменение вида разрешенного использования не ограничивают право пользования гражданами водными объектами общего пользования, не регулируют правоотношения по пользованию водными объектами и береговой полосой.
Суд полагает несостоятельными и доводы заявителя о том, что оспариваемые постановления не соответствуют нормам водного законодательства, поскольку земельные участки располагаются во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы и осуществление на них малоэтажного строительства нарушает законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Из письма ОАО "Мосводоканал" от 25 апреля 2013 года N 02-18-1669/1310/-1 (л.д. 346) усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:080102:8 площадью 18024 кв. м и 50:10:080102:54 площадью 44655 кв. м находятся на расстоянии от 0 до 10 метров от уреза воды реки Сходня, не являющейся источником питьевого водоснабжения, из чего следует, что данные участки находятся за границами зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения Москвы.
В соответствии с п. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 2, ст. 4 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность осуществляется с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, к градостроительным отношениям применяется законодательство об охране окружающей среды.
Ссылка заявителя на письмо территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в г. Химки, Красногорском районе не может быть принята во внимание, поскольку в нем дается оценка плана застройки земельных участков с точки зрения размещения очистных сооружений, что не регулируется оспариваемыми постановлениями Правительства Московской области.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
В удовлетворении требований Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды "О" - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурора в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, апелляционного представления через Московский областной суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.06.2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2013 года
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Г.С.Б.,
участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды "О" о признании недействующими постановления Правительства Московской области от 13 января 2011 года N 20/1 "О включении земельного участка в границы города Химки городского округа Химки" и постановления Правительства Московской области от 01 февраля 2011 года N 84/1 "О включении земельного участка в границы города Химки городского округа Химки (кадастровый номер 50:10:080102:8)",
установил:
Постановлением Правительства Московской области от 13 января 2011 года N 20/1 "О включении земельного участка в границы г. Химки городского округа "Химки" земельный участок площадью 44655 кв. м с кадастровым номером 50:10:080102:54 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 10 ноября 2010 года N 5010/207/10-0795, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район, включен в границы г. Химки городского округа "Химки". Одновременно осуществлен перевод земель данного земельного участка с категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", изменен вид разрешенного использования на малоэтажное жилищное строительство.
Постановлением Правительства Московской области от 01 февраля 2011 года N 84/1 "О включении земельного участка в границы г. Химки городского округа "Химки" (кадастровый номер 50:10:080102:8)" земельный участок площадью 18024 кв. м с кадастровым номером 50:10:080102:8 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 10 ноября 2010 года N 5010/207/10-0796, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район, включен в границы г. Химки городского округа "Химки". Одновременно осуществлен перевод земель данного земельного участка с категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", изменен вид разрешенного использования - для малоэтажного жилищного строительства.
Общероссийская общественная организация по защите окружающей среды "О" (далее - ООО "О") обратилась в Московский областной суд с заявлениями об оспаривании указанных постановлений Правительства Московской области.
Определением Московского областного суда от 09 апреля 2013 года дела по данным заявлениям объединены в одно производство (л.д. 37-38).
Свои требования заявитель обосновывает тем, что постановления приняты с нарушением действующего законодательства, нарушают права и свободы заявителя (образованной гражданами общественной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность по защите окружающей среды), гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а именно:
- - оспариваемые постановления не были опубликованы в установленном законом для нормативного правового акта порядке;
- - земельные участки примыкают к реке Сходня, расположены в водоохраной зоне, в том числе в прибрежной защитной полосе и, соответственно, в пределах береговой полосы реки Сходня, являющейся водным объектом общего пользования, поэтому изменение вида разрешенного использования на малоэтажное жилищное строительство незаконно. Оспариваемые постановления нарушают (создают угрозу нарушения) прав граждан, в том числе прав заявителя как общественной организации граждан, охраняемых законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
- - при принятии оспариваемых постановлений не соблюдены и иные положения установленного законодательством Российской Федерации и Московской области порядка изменения целевого назначения земельного участка и вида его разрешенного использования и проводимых при этом согласований, оформления необходимых документов: отсутствует отчет оценщика об определении кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий; не представлены документы, подтверждающие исключительность данного случая перевода земель сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию; не проведены публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В судебном заседании представитель ООО "О" Г.Н.В. поддержал заявленные требования.
Представитель Правительства Московской области Р.Е.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылалась на то, что оспариваемые постановления Правительства Московской области соответствуют федеральному законодательству и законодательству Московской области, регулирующему данные правоотношения, и не нарушают права заявителя.
Представитель Главного Управления архитектуры и градостроительства Московской области П.Ю.В. возражала против удовлетворения требований, указала, что оспариваемые постановления не противоречат действующему законодательству, не противоречат территориальному планированию Московской области и не нарушают прав заявителя.
Представитель ООО "С" и ООО "Н", в чьей собственности находятся земельные участки, категория которых изменена оспариваемыми постановлениями, возражала против удовлетворения требований, пояснила, что ООО обращались в Правительство Московской области с ходатайством об изменении категории земли, готовили необходимые документы. Полагала, что изменение категории земли не нарушает права заявителя.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Козловой О.А., полагавшей отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части 2 и части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Судом установлено, что земельный участок площадью 18024 кв. м с кадастровым номером 50:10:080102:8 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 10 ноября 2010 года N 5010/207/10-0796, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район, принадлежит ООО "Н". Право собственности ООО "Н" на указанный земельный участок подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 30 апреля 2010 года N 50-HKN 185021, запись регистрации N 50-50-10/028/2010-352. Документы-основания: протокол заседания Совета директоров ОАО "К" от 16 февраля 2010 года, акт приема-передачи недвижимого имущества в счет оплаты уставного капитала ООО "Н" от 09 марта 2010 года (л.д. 161).
Судом также установлено, что земельный участок площадью 44655 кв. м с кадастровым номером 50:10:080102:54 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 10 ноября 2010 года N 5010/207/10-0795, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район, принадлежит ООО "С". Право собственности ООО "С" на указанный земельный участок подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 19 июля 2010 года N 50-ААN 095566, запись регистрации N 50-50-10/037/2010-318. Документы-основания: протокол заседания Совета директоров ОАО "К" от 12 апреля 2010 года, решение единственного учредителя ООО "С" от 12 апреля 2010 года N 1, акт приема-передачи недвижимого имущества в счет оплаты уставного капитала ООО "С" от 04 мая 2010 года (л.д. 120).
Оба земельных участка относились к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования.
Постановлением Правительства Московской области от 13 января 2011 года N 20/1 "О включении земельного участка в границы г. Химки городского округа Химки" - с учетом заявления ООО "С" от 15 октября 2010 года и заключения первого заместителя главы администрации городского округа Химки от 29 октября 2010 года N к3860-вх - земельный участок (категория земель "земли сельскохозяйственного назначения") площадью 44655 кв. м с кадастровым номером 50:10:080102-54 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 10 ноября 2010 года N 5010/207/10-0795, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район, включен в границы г. Химки городского округа Химки (категория земель "земли населенных пунктов"). Изменен вид разрешенного использования указанного земельного участка для малоэтажного жилищного строительства (л.д. 11).
Постановление Правительства Московской области от 13 января 2011 года N 20/1 "О включении земельного участка в границы г. Химки городского округа Химки" (далее - Постановление Правительства МО N 20/1) размещено в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет", в информационных справочных системах "Консультант Плюс" и "Гарант", опубликовано в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", N 52 (2984), 25 марта 2013 года (л.д. 172).
Постановлением Правительства Московской области от 01 февраля 2011 года N 84/1 "О включении земельного участка в границы г. Химки городского округа Химки (кадастровый номер 50:10:080102:8)" - с учетом заявления ООО "Н" от 15 октября 2010 года и заключения первого заместителя главы администрации городского округа Химки от 29 октября 2010 года N к3859-вх - земельный участок (категория земель "земли сельскохозяйственного назначения") площадью 18024 кв. м с кадастровым номером 50:10:080102:8 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 10 ноября 2010 года N 5010/207/10-0796, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район, включен в границы г. Химки городского округа Химки (категория земель "земли населенных пунктов"). Изменен вид разрешенного использования указанного земельного участка - для малоэтажного жилищного строительства.
Постановление Правительства Московской области от 01 февраля 2011 года N 84/1 "О включении земельного участка в границы г. Химки городского округа Химки (кадастровый номер 50:10:080102:8)" (далее - Постановление Правительства МО N 84/1) размещено в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет", в информационных справочных системах "Консультант Плюс", "Гарант", опубликовано в Информационном вестнике Правительства Московской области N 2, 28 февраля 2011 года (л.д. 137-139).
Публикация оспариваемых постановлений произведена в соответствии со ст. 33 Закона Московской области от 02 ноября 2005 года N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области".
Доводы представителя заявителя о том, что для введения нормативных правовых актов в действие необходимо их опубликование во всех официальных средствах массовой информации одновременно, - противоречат закону.
В силу пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом - согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации - законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 2 Земельного кодекса Российской Федерации в части 1 устанавливает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Статья также устанавливает, что нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Кодексу. Нормы частей 1-4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают, что акты, регулирующие земельные отношения, могут также издавать Президент Российской Федерации, в пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений установлены статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом в перечень полномочий включены, в том числе, полномочия, которые не отнесены Земельным кодексом к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) в ч. 1 ст. 4.1 предусматривает, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года, до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, расположенных на территории Московской области, но не позднее 31 декабря 2014 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Согласно п.п. 10 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В п. 3.1 статьи 26.3 Закона установлено, что по вопросам, указанным в п. 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты.
Вопросы отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к категориям, перевод их из одной категории в другую регулируются статьей 5 Закона Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
В силу п. 9 Закона Московской области N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" принятие решений об отнесении земель к категориям, переводе их из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, относится к полномочиям Правительства Московской области, а часть 1 статьи 33 того же Закона устанавливает, что эти решения принимаются в форме постановлений.
Из указанных норм федерального и областного законодательства следует, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты компетентным органом государственной власти субъекта Федерации - Правительством Московской области в пределах установленных законом соответствующих полномочий и в установленной законом форме.
В судебном заседании заявитель не оспаривал полномочия Правительства Московской области по принятию правового акта - постановления - о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в другую категорию - земли населенных пунктов.
Генеральный план городского округа Химки до настоящего времени не утвержден - это обстоятельство подтвердила в судебном заседании представитель Главного Управления архитектуры и строительства Московской области П.Ю.В. и оно не оспаривалось участвующими в деле лицами. При таких обстоятельствах Правительство Московской области при принятии оспариваемых постановлений правомерно руководствовалось положениями ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ.
Порядок перевода земельного участка из одной категории в другую в данном случае соответствует действующему законодательству: нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", нормам Закона Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Как указывалось, оспариваемые постановления Правительства Московской области приняты в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, а именно: участок площадью 44655 кв. м с кадастровым номером 50:10:080102:54 - в собственности ООО "С" и участок площадью 18024 кв. м с кадастровым номером 50:10:080102:8 - в собственности ООО "Н".
В соответствии с п.п. 4 п. 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении находящихся в частной собственности земель сельскохозяйственного назначения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Этой же нормой установлено, что порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В данном случае, как следует из текстов самих оспариваемых постановлений, эти постановления приняты в связи с обращениями собственников земельных участков и при наличии соответствующих заключений администрации городского округа Химки о возможности и целесообразности включения земельных участков в границы города Химки Московской области и изменения вида разрешенного использования. Указанные заключения исследованы в судебном заседании (л.д. 105-106, 146-147). В заключениях отмечено, что включение земельных участков в границы г. Химки и изменение вида их разрешенного использования соответствует документам (схемам) территориального планирования и градостроительного зонирования проекта Генерального плана городского округа Химки. Ограничения изменения целевого назначения и разрешенного использования в отношении рассматриваемых земельных участков федеральными законами не установлены. Включение земельных участков в границы г. Химки и изменение вида разрешенного использования не влечет негативных экологических, социально-экономических последствий для жителей городского округа Химки и будет способствовать как развитию территории, так и выполнению приоритетных государственных задач.
В силу ч. 19 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта в случае, если: 1) федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка; 2) документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении; 3) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка от органа, предусмотренного ч. 14 настоящей статьи.
Оценив представленные доказательства суд приходит к выводу об отсутствии у Правительства Московской области оснований для отказа в принятии решения о включении рассматриваемых земельных участков в границы г. Химки городского округа Химки.
Суд считает несостоятельными доводы заявителя о необходимости проведения публичных слушаний по вопросу включения земельных участков в границы населенного пункта и об изменении в связи с этим вида разрешенного использования данных земельных участков.
В силу положений п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ в случае включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, публичные слушания не проводятся.
Статья 3 Закона N 172-ФЗ устанавливает порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию регулируются статьей 7 Федерального закона N 172-ФЗ. В соответствии с данной нормой перевод таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечень которых приведен в части 1 статьи 7 Закона.
Суд соглашается с представителем Правительства Московской области Р.Е.Н. о несостоятельности доводов заявителя относительно несоблюдения порядка изменения целевого назначения земельного участка и вида его использования и проводимых при этом согласований, а именно: отсутствия документов, подтверждающих исключительность данного случая перевода земель сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, отсутствия отчета оценщика об определении кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Из представленных суду материалов следует, что земельные участки относятся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным видом использования "для сельскохозяйственного использования", т.е. не являются землями сельскохозяйственных угодий (л.д. 105-106, 146-147).
Постановления соответствуют требованиям части 5 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ: в них указаны: основания изменения категории земельного участка - ходатайство заинтересованного лица об изменении категории и ссылки на нормативные акты, регулирующие правоотношения по изменению категорий земель; категория земель, перевод из которой осуществляется - земли сельскохозяйственного назначения; категория земель, перевод в которую осуществляется - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для малоэтажного жилищного строительства; описание местоположения земельного участка, его площадь, а также его границы и кадастровый номер.
Судом исследованы и признаны несостоятельными доводы заявителя о том, что оспариваемые постановления противоречат ст. 6 Водного кодекса РФ, поскольку включаемые в границы г. Химки земельные участки, частично расположены в прибрежной защитной полосе и в пределах береговой полосы реки Сходня, являющейся водным объектом общего пользования, и должны относиться в соответствующей части к участкам общего пользования. Оспариваемые заявителем постановления о включении земельных участков категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" в границы г. Химки категория земель "земли населенных пунктов" и изменение вида разрешенного использования не ограничивают право пользования гражданами водными объектами общего пользования, не регулируют правоотношения по пользованию водными объектами и береговой полосой.
Суд полагает несостоятельными и доводы заявителя о том, что оспариваемые постановления не соответствуют нормам водного законодательства, поскольку земельные участки располагаются во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы и осуществление на них малоэтажного строительства нарушает законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Из письма ОАО "Мосводоканал" от 25 апреля 2013 года N 02-18-1669/1310/-1 (л.д. 346) усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:080102:8 площадью 18024 кв. м и 50:10:080102:54 площадью 44655 кв. м находятся на расстоянии от 0 до 10 метров от уреза воды реки Сходня, не являющейся источником питьевого водоснабжения, из чего следует, что данные участки находятся за границами зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения Москвы.
В соответствии с п. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 2, ст. 4 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность осуществляется с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, к градостроительным отношениям применяется законодательство об охране окружающей среды.
Ссылка заявителя на письмо территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в г. Химки, Красногорском районе не может быть принята во внимание, поскольку в нем дается оценка плана застройки земельных участков с точки зрения размещения очистных сооружений, что не регулируется оспариваемыми постановлениями Правительства Московской области.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении требований Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды "О" - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурора в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, апелляционного представления через Московский областной суд.
Судья
Л.А. Найденова
Л.А. Найденова
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)