Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.09.2014 N 09АП-33679/2014 ПО ДЕЛУ N А40-43108/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2014 г. N 09АП-33679/2014

Дело N А40-43108/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: Румянцева П.В., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Росимущества
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.06.2014 по делу N А40-43108/2014
по заявлению ОАО ЭиЭ "Камчатскэнерго" (ОГРН 1024101024078)
к Росимуществу
третье лицо - ТУ ФАУГИ в Камчатском крае
об оспаривании отказа в разделе земельного участка
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
- от третьего лица: не явился, извещен;

- установил:

ОАО Энергетики и электрификации "Камчасткэнерго" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - ответчик, Росимущество) об оспаривании решения об отказе в разделе земельного участка, оформленного письмом от 11.12.2013 N ПП-10/58222.
Решением от 11.06.2014 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования, мотивировав принятый судебный акт тем, что требование ответчика о представлении дополнительных документов является незаконным; ответчик не доказал законность и обоснованность оспариваемого решения
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на тот факт, что Росимущество не может образовать земельные участки кадастровыми номерами 41:06:0010120:120 и 41:06:0010120:119, в связи с отсутствием соответствующих полномочий. Иных доводов, свидетельствующих о несогласии с принятым решением Арбитражного суда г. Москвы ответчиком не приведено.
Лица, участвующие в деле, будучи уведомленными надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителей организаций.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/).
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Главы администрации Мильковского районного муниципального образования от 28.02.2000 N 81 в постоянном (бессрочном) пользовании Общества находится земельный участок с кадастровым номером 41:06:0010120:86 по адресу: Камчатский край, Мильковский район, с. Мильково, ул. Дорожная, д. 16, пл. 58851 кв. м, категорией земель: земли населенных пунктов (далее - участок). Указанный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации (свидетельство от 07.11.2010 41 АВ 092885).
На участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие заявителю на праве собственности: здание пилорамы, здание бассейна, здание водонасосной, здание административное, здание ПС Шаромы (Лит. А), ПС Шаромы (Лит. Б), здание ДЭС-5, здание топливо-маслоподготовка, здание РЭП-2-ПС Мильково.
Заявитель намеревался разделить земельный участок 41:06:0010120:86 на два участка, на одном из которых расположить объекты имущества, целью использования которых является производство, передача, диспетчирование, распределение электрической энергии (профильное имущество), а на втором - объект непрофильного имущества (здание пилорамы).
Для разделения участка заявителем был заключен договор подряда с ООО "Топографическое бюро" на выполнение проектно-изыскательских работ по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых площадными объектами недвижимого имущества от 14.09.2009 N 1409.
В результате выполненных работ земельный участок 41:06:0010120:86 был разделен на два:
- - Земельный участок с кадастровым номером 41:06:0010120:120, местоположением: Камчатский край, Мильковский район, с. Мильково, ул. Дорожная, пл. 3072 кв. м, категорией земель: земли населенных пунктов (далее - земельный участок 41:06:0010120:120);
- - Земельный участок с кадастровым номером 41:06:0010120:119 с местоположением Камчатский край, Мильковский район, с. Мильково, ул. Дорожная, пл. 55779 кв. м, категорией земель: земли населенных пунктов (далее - земельный участок 41:06:0010120:119).
Согласно п. 2 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе, образуются земельные участки, возникает право постоянного (бессрочного) пользования.
Поскольку заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок 41:06:0010120:86, то на образованные из него земельные участки 41:06:0010120:120 и 41:06:0010120:119, у заявителя также возникает право постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с действующим законодательством.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Письмом от 01.02.2012 N 06-02/295 Заявитель обратился в Управление с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования, в том числе земельными участками 41:06:0010120:120 и 41:06:0010120:119 на право аренды земельных участков.
На указанное обращение Заявителя, Управление направило ответ о том, что решение об образовании земельных участков Управление принимает по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в разделе земельного участка, для получения данного поручения, заявителю необходимо подготовить определенный пакет документов.
Соответствующий пакет документов был направлен Заявителем письмом от 25.04.2012 N 06-02/659.
В связи с отсутствием ответа на предыдущие обращение и пропуском сроков переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками 41:06:0010120:120 и 41:06:0010120:119 на право аренды заявитель вновь обратился в адрес Управления с просьбой произвести государственную регистрацию права собственности РФ на земельные участки (письмо от 09.01.2013 N 06-02-9/7).
03.06.2013 Управление сообщило, что для принятия решения о разделе участка с кадастровым номером 41:06:0010120:86 требуется представить документы, обосновывающие целесообразность раздела земельного участка в указанных границах и площадях, а также основания для раздела земельного участка.
18.06.2013 письмом N 06-02/782 заявителем направлена информация о том, что основанием для раздела земельного участка с кадастровым номером 41:06:0010120:86 является формирование земельного участка под непрофильный объект имущества - здание пилорамы. Данные пояснения направлены Заявителем письмом от 21.06.2013 N 2926.
Письмом от 11.12.2013 N ПП-10/58222 заявителю отказано в разделе земельного участка с кадастровым номером 41:06:0010120:86, в связи с чем, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В качестве основания для отказа в разделе участка ответчик указал на отсутствие документов, в которых установлены нормы, согласно которым установлены предельные размеры земельного участка под эксплуатацию производственной базы ЦЭС-5, а также на нецелесообразность образования земельного участка для отвода земельного участка под здание пилорамы.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности (п. 5.2 Положения).
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти.
Согласно п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого образуются земельные участки, прекращается свое существование, за исключением случаев, указанных в п. 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Для принятия решения об образовании земельных участков, необходимы следующие документы:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Таким образом, ст. 11.3 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для принятия решения об образовании земельных участков. Данные документы были представлены заявителем письмом от 01.02.2013 N 06-02/295.
Следовательно, требование ответчика о представлении документов, обосновывающих целесообразность раздела земельного участка 41:06:0010120:86 в указанных границах и площадях, основания для раздела данного земельного участка, документы, в которых установлены нормы, согласно которым установлены предельные размеры земельного участка под эксплуатацию производственной базы ДЭС-5 является незаконным.
Таким образом, непринятие Ответчиком решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 41:06:0010120:86 и образовании земельных участков с кадастровыми номерами 41:06:0010120:120 и 41:06:0010120:119 не основано на законе и нарушает права заявителя по приобретение права аренды на земельные участки, на которых расположены здания и сооружения заявителя.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
В рассматриваемом случае указанных обстоятельств ответчик не доказал.
Решение суда в части обязания ответчика образовать земельные участки с номерами 41:06:0010120:120 и 41:06:0010120:119 полностью соответствует требованиям п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ.
Довод апелляционной жалобы является не обоснованным, не содержит ссылок на действующее законодательство, в связи с чем отклоняется судом апелляционной инстанции.
Несогласие ответчика с порядком или способом исполнения судебного акта не является основанием для отмены принятого по делу решения суда первой инстанции.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.06.2014 по делу N А40-43108/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
С.М.МУХИН

Судьи
Т.Т.МАРКОВА
П.В.РУМЯНЦЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)