Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2015 N 07АП-7309/2015 ПО ДЕЛУ N А02-1781/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2015 г. по делу N А02-1781/2014


резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Марченко Н.В.,
судей: Бородулиной И.И., Усаниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Васильевой С.В.
при участии:
от истцов:
- общества с ограниченной ответственностью "Турочак" - Еграшевой А.А., доверенность от 16.07.2014;
- общества с ограниченной ответственностью "Турочакский сельскохозяйственный перерабатывающий комплекс" - Еграшевой А.А., доверенность от 01.07.2014;
- индивидуального предпринимателя Полторыхина Евгения Алексеевича - Литвиновой Е.А., доверенность от 22.07.2014,
от ответчиков: без участия (извещены),
от третьего лица: Кудрявцевой Е.Н., доверенность от 22.01.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай
на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 18.06.2015 года по делу N А02-1781/2014 (судья Гуткович Е.М.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Турочак" (ИНН 0407002160, ОГРН 1020400609085), с. Турочак, Республика Алтай, общества с ограниченной ответственностью "Турочакский сельскохозяйственный перерабатывающий комплекс" (ИНН 0411167253, ОГРН 130411005636), с. Турочак, Турочакский район, Республика Алтай) и индивидуального предпринимателя Полторыхина Евгения Алексеевича (ИНН 540448264037, ОГРНИП 314547626900185), г. Новосибирск,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай (ИНН 0411148638, ОГРН 1100411000381), г. Горно-Алтайск) и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), г. Горно-Алтайск,
с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай,
- о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 180420000 кв. м, категория земель - земли лесного фонда с кадастровым (условным) номером 04-02-02/025/2010-362, расположенный по адресу (имеющий местоположение): Россия, Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, Ушпинское участковое лесничество, урочище Турочакское, кв. 301-330, 334-339, 342, 343, 353-361, Турочакское лесничество, Верх-Бийское участковое лесничество, кв. 262-290;
- о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Алтай по постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка;
- об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Алтай аннулировать в государственном кадастре недвижимости запись о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Турочак" (далее - ООО "Турочак"), общество с ограниченной ответственностью "Турочакский сельскохозяйственный перерабатывающий комплекс (далее - ООО "Турочакский СПК") и индивидуальный предприниматель Полторыхин Евгений Алексеевич (далее - ИП Полторыхин Е.А.) обратились в арбитражный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай (далее - ТУ Росимущества) и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ ФКП "Росреестра"):
- - о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 180420000 кв. м, категория земель - земли лесного фонда с кадастровым (условным) номером 04-02-02/025/2010-362, расположенный по адресу (имеющий местоположение): Россия, Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, Ушпинское участковое лесничество, урочище Турочакское, кв. 301-330, 334-339, 342, 343, 353-361, Турочакское лесничество, Верх-Бийское участковое лесничество, кв. 262-290;
- - о признании незаконными действий ФГБУ ФКП Росреестра по постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка;
- - об обязании ФГБУ ФКП Росреестра аннулировать в государственном кадастре недвижимости запись о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска, привлечено Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай (далее - Минприроды Республики Алтай).
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 18 июня 2015 г. исковые требования удовлетворены в части признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 180420000 кв. м, категория земель - земли лесного фонда с кадастровым (условным) номером 04-02-02/025/2010-362, расположенный по адресу (имеющий местоположение): Россия, Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, Ушпинское участковое лесничество, урочище Турочакское, кв. 301-330, 334-339, 342, 343, 353-361, Турочакское лесничество, Верх-Бийское участковое лесничество, кв. 262-290, в остальной части отказано.
ТУ Росимущества и Минприроды Республики Алтай с вынесенным решением не согласились, в апелляционных жалобах просят его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истцы представили отзыв на апелляционную жалобу, в котором просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей истцов, третьего лица, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены при этом исходит из следующего.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска, привлечено Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай (далее - Минприроды Республики Алтай).
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 18 июня 2015 г. исковые требования удовлетворены в части признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 180420000 кв. м, категория земель - земли лесного фонда с кадастровым (условным) номером 04-02-02/025/2010-362, расположенный по адресу (имеющий местоположение): Россия, Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, Ушпинское участковое лесничество, урочище Турочакское, кв. 301-330, 334-339, 342, 343, 353-361, Турочакское лесничество, Верх-Бийское участковое лесничество, кв. 262-290, в остальной части отказано.
ТУ Росимущества и Минприроды Республики Алтай с вынесенным решением не согласились, в апелляционных жалобах просят его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, пропуск срока исковой давности.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истцы представили отзыв на апелляционную жалобу, в котором просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 34 289 358 кв. метров из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 04:03:050205:58 был приобретен ООО "Турочак" у Администрации муниципального образования "Турочакский район" по договору купли-продажи от 13.02.2013 N 5 на основании постановления от 13.02.2013 N 65.
В последующем земельный участок был разделен на 16 самостоятельных участков. Участки с кадастровыми номерами 04:03:050205:235 и 04:03:050205:236 были проданы ООО "Турочакский СПК", а участок с кадастровым номером 04:03:050205:214 Кыдатову В.А. по договору от 04.03.2013, который по договору от 06.05.2013 продал его Полторыхину Е.А. (зарегистрированному 26.09.2014 Межрайонной ФНС N 16 по Новосибирской области в качестве индивидуального предпринимателя).
В мае 2014 года Прокурор Турочакского района обратился в Турочакский районный суд с иском в защиту неопределенного круга лиц о признании недействительными сделками указанных договоров купли продажи, поскольку проданные земельные участки расположены на земельном участке площадью 180420000 кв. м, категория земель - земли лесного фонда с кадастровым (условным) номером 04-02-02/025/2010-362, имеющий местоположение: Россия, Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, Ушпинское участковое лесничество, урочище Турочакское, кв. 301-330, 334-339, 342, 343, 353-361, Турочакское лесничество, Верх-Бийское участковое лесничество, кв. 262-290.
Соистцы посчитали требования прокурора не обоснованными, поскольку материалы лесоустройства были оформлены только в 2010 году, а ООО "Турочак" пользовалось земельным участком с кадастровым номером 04:03:050205:58 на праве бессрочного пользования с 1998 года, полагая, что защита нарушенных прав собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения возможна только путем признания отсутствующим у Российской Федерации права на земельный участок площадью 180 420 000 кв. метров с кадастровым номером 04:03:000000:58 обратились с настоящим иском в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части, принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из следующих норм права и материалов дела.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, не исключая возможности применения иных способов, предусмотренных в законе.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспаривание зарегистрированного права является самостоятельным способом защиты гражданских прав, имеет гражданско-правовой характер, означает оспаривание правоустанавливающих документов и связанной с ними государственной регистрации права, может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения, в порядке искового производства.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только путем предъявления соответствующих исковых требований к правообладателю.
Разъясняя порядок применения указанной нормы права (статьи 2 Закона N 127-ФЗ), Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 4 пункта 52 совместного Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указали, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим по смыслу пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Исходя из приведенных норм права и разъяснений, избранный истцом способ защиты - иск о признании права собственности отсутствующим - является исключительным и допускается в случае, если нарушенное право не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются, во-первых, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, во-вторых, установление факта его нарушения и, в-третьих, установление факта нарушения права истца именно ответчиком.
Из материалов дела следует, что заключением эксперта ООО "ГеоПланПлюс" от 26.11.2014, заключением Филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект" от 11.12.2014 (не оспорены сторонами) установлено, что площадь земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения 761 273 кв. м с кадастровым номером 04:03:050205:214, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРП 16.03.2013 за Полторыхиным Е.А., налагается на лесной фонд, расположенный на площади 640 371 кв. м и входящий в лесной участок с условным кадастровым номером 04-02-02/025/2010-362 (в ГКН внесен за номером 04:03:000000:58) площадью 180 420 000 кв. м, зарегистрированный 24.04.2010 за Российской Федерации на праве собственности на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
Площадь земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения 5 544 257 кв. м с кадастровым номером 04:03:0560205:235, и земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 3 453 522 кв. м с кадастровым номером 04:03:050205:236, право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП 13.02.2014 за ООО "Турочакский СПК" налагаются на лесной фонд площадью 5 019 346 кв. м, и 3 2372 406 кв. м соответственно, входящий в лесной участок с кадастровым номером 04:03:000000:58.
Земельные участки с кадастровыми номерами 04:03:050205:214, 04:03:050205:235 и 04:03:050205:236 были сформированы из земельного участка земель сельскохозяйственного назначения площадью 34 289 358 кв. м с кадастровым номером 04:03:050205:58, принадлежащего Кыдатову Вячеславу Афанасьевичу, право собственности которого было зарегистрировано в ЕГРП 12.03.2013 на основании договора купли-продажи, заключенного с ООО "Турочак" 04.03.2013.
Право собственности ООО "Турочак" на земельный участок площадью 34 289 358 кв. м с кадастровым номером 04:03:050205:58 было приобретено по договору купли- продажи 13.02.2013 N 5, заключенному с Администрацией Турочакского района, и зарегистрировано в ЕГРП 28.02.2013.
Согласно свидетельству 02-АВ 248423 от 04.02.2013 земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 34 289 358 кв. м с кадастровым номером 04:03:050205:58 был предоставлен ООО "Турочак" на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании свидетельства N 295 от 05.02.1998, выданного Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам Турочакского района и зарегистрирован в ГКН 05.02.1998.
Согласно решению Турочакского районного суда от 19.11.2014 по делу N 2-248/2014 земельный участок с кадастровым номером 04:03:050205:58 был образован путем выделения из земельного участка площадью 210 230 000 кв. м с кадастровым номером 04:03:000000:11, находящегося во владении ООО "Турочак" на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании свидетельства N 295 от 05.02.1998.
В мае 2014 Прокурор Турочакского района обратился в Турочакский районный суд с иском в защиту неопределенного круга лиц о признании недействительными сделками указанных договоров купли-продажи, поскольку проданные земельные участки расположены на земельном участке площадью 180420000 кв. м, категория земель - земли лесного фонда с кадастровым (условным) номером 04-02-02/025/2010-362, имеющий местоположение: Россия, Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, Ушпинское участковое лесничество, урочище Турочакское, кв. 301-330, 334-339, 342, 343, 353-361, Турочакское лесничество, Верх-Бийское участковое лесничество, кв. 262-290.
Апелляционным определением от 20.04.2015 по делу N 33-164 Судебная коллегия Верховного Суда Республики Алтай оставила без изменения решение Турочакского районного суда от 24.11.2014 по делу N 2-248/2014, а жалобу заместителя прокурора Турочакского района без удовлетворения.
Согласно определению коллегия согласилась с выводом суда о том, что земельный участок с кадастровым номером 04:03:050205:58, предоставленный в 2008 году в собственность ООО "Турочак", имел целевое назначение - категорию земли сельскохозяйственного назначения. Прокурор и Минприроды не предоставили бесспорных доказательств того, что по состоянию на 2008 год спорный участок был учтен в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Лесного кодекса РСФСР как колхозные леса, а также об изменении категории этого земельного участка.
Лесной участок с кадастровым номером 04:03:000000:58 внесен в ГКН только в 2010 году без проведения межевых работ, поэтому оснований для оспаривания сделок, совершенных при разделении земельного участка с кадастровым номером 04:03:050205:58 и продаже вновь образованных участков в собственность гражданам и организациям не установлено.
При этом судами было учтено, что решением Арбитражного суда Республики Алтай от 19.11.2008 по делу N А02-910/2008, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2009, было отказано в удовлетворении требования ТУ Росимущества о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 184 440 000 кв. м, расположенный в Бийкинском участковом лесничестве, урочище Чебичень, Чуйском участковом лесничестве, Чуйкинском участковом лесничестве, Майском участковом лесничестве на основании плана лесного участка N 4-2008-06.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", подлежащих применению к спорной ситуации по аналогии, по смыслу частей 2, 3 статьи 61 ГК РФ или частей 2, 3 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на имущество, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле. Такие лица могут обратиться в суд с самостоятельным иском о праве на это имущество.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что соистцами правомерно избран выработанный судебной практикой такой способ защиты нарушенных прав, как предъявление иска о признании отсутствующим зарегистрированного за Российской Федерацией права собственности на лесной участок с кадастровым номером 04:03:000000:58.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6).
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.
Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (пункт 1 статья 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено проектирование лесных участков, которое означает подготовку проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении лесных участков осуществляется государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 этой статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 4 статьи 40 Закона N 221-ФЗ, если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Материалами дела подтверждается, что ТУ Росимущества и Минприроды не представили доказательств того, что при проведении в 2013 году межевых работ земельного участка с кадастровым номером 04:03:050205:58 ими были заявлены возражения относительно границ, либо категории данного земельного участка.
Как следует из кадастрового паспорта от 04.02.2013 N 0400/501/13-5291, земельный участок N 04:03:050205:58 был учтен в ГКН 21.04.2005 как земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства.
Согласно кадастровой выписке от 15.10.2014 N 0400/501/14-87544 земельный участок N 04:03:000000:58 был учтен в ГКН 03.12.2010 как земли лесного фонда.
Доказательства перевода земельного участка в границах кадастрового номера 04:03:050205:58 из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда в материалах дела отсутствуют.
Частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Частью 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством (часть 6 статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок отнесение земель к категориям, изменения категории земель путем осуществления их перевода их из одной категории в другую.
Согласно части 1 указанной статьи отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Проанализировав указанные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу прямого указания закона земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью, в отношении которой полномочиями по владению, пользованию и распоряжению обладает Российская Федерация.
Как следует из материалов дела (л.д. 52 т. 2), спорные земельные участки, на которых располагались леса, в том числе с кадастровым номером 04:03:000000:11, номером 04:03:050205:58 и впоследствии образованные из него участки с номерами 04:03:050205:214, 04:03:050205:235 и 04:03:050205:236 по состоянию на 01.01.1995, то есть до включения в ГКН, находились во владении ТОО "Турочак" и были учтены в земельном кадастре под условным номером У04:03:00 00 00:0007 как земли сельскохозяйственного назначения.
Лесоустройство Турочакского лесничества было произведено в 2002 году, при этом без решения Правительства Республики Алтай в состав лесного фонда включены земли, площадь которых в большей части ранее была учтена как земли сельскохозяйственного назначения.
При данных обстоятельствах требование соистцов о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок кадастровый N 04:03:000000:58 является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, довод апелляционных жалоб о том, что право собственности Российской Федерации является ранее возникшим судом апелляционной инстанции отклоняется.
Кроме этого, истцами оспорены действия Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по постановке на кадастровый учет земельного участка лесного фонда кадастровый N 04:03:000000:58.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения таких требований является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение им прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, части 2 и 3 статьи 201 АПК РФ).
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.3 Вводного закона право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Согласно статье 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет который не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда переносятся в соответствующие разделы Государственного кадастра в сроки в порядке, установленные законом (часть 6 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Как правильно указал суд первой инстанции, во исполнение поручения Правительства от 30.10.2010 N ВЗ-П9-6735 "Об оформлении прав на лесные участки, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций" Минэкономразвития России письмом от 27.10.2010 N 20321-ИМ/Д23 обязало Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в срок до 01.12.2010 в соответствии с частью 3 статьи 45 Закона N 221-ФЗ включить в ГКН сведения о расположенных на территории субъектов Российской Федерации ранее учтенных лесных участках, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, в объеме сведений о таких участках, содержащихся в ЕГРП.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 включение таких сведений в ГКН может быть произведено без заявления заинтересованного лица.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела (л. д. 18, 19 т. 3), Управление Росреестра во исполнение указанного письма Минэкономразвития России 29.11.2010 направило в ФГК "Земельная кадастровая палата" по Республике Алтай выписку из ЕГРП от 01.12.2010 N 02/071/2010-408, согласно которой лесной участок с условным кадастровым номером 04-02-02/025/2010-362, площадью 180 420 000 кв. метров, местоположением Турочакское лесничество кв. 301-330, 334-339, 342, 343, 353-361 Ушпинское участковое лесничество, урочище Турочакское, Верх-Бийское участковое лесничество кв. 262-290, принадлежит Российской Федерации.
Указанная информация во исполнение поручения Правительства от 30.10.2010 N ВЗ-П9-6735 послужила основанием ФГБУ ФКП Росреестра для постановки спорного участка лесного фонда на кадастровый учет.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что основания для признания незаконными действий ответчика отсутствуют.
Довод апеллянта (ответчика) о том, что ООО "Турочак" пропущен срок исковой давности, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 199 ГК РФ предусмотрено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Как следует из материалов дела, в суде первой инстанции ответчик не заявлял о пропуске срока исковой давности.
Кроме того, согласно разъяснениям, данным в пункте 57 Постановления N 10/22 течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.
В силу абзаца пятого статьи 208 ГК РФ в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.
Ссылки заявителей жалобы на иную судебную практику не могут быть приняты апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеют, приняты судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно, принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 18.06.2015 года по делу N А02-1781/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Н.В.МАРЧЕНКО

Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Н.А.УСАНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)