Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1830А-15

Требование: О признании недействительными отказов в предоставлении земельного участка, незаконным бездействия по предоставлению участка, возложении обязанности предоставить участок.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель является ветераном боевых действий и имеет право на бесплатное предоставление участка. Органы местного самоуправления в ответ на его обращения указали на отсутствие свободных участков и необходимость соблюдения порядка предоставления участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 марта 2015 г. по делу N 33-1830А-15


Судья Шевченко М.В.
Судья-докладчик Каракич Л.Л.

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ткачук М.А.,
судей Папуши А.С. и Каракич Л.Л.,
при секретаре Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. к Администрациям Хомутовского и Иркутского районного муниципальных образований о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, незаконным бездействия в предоставлении земельного участка, возложении обязанности по предоставлению участка
по апелляционной жалобе заявителя С. на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 25 декабря 2014 года,

установила:

С. обратился к администрациям Хомутовского МО и Иркутского районного МО с заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать незаконными отказы в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства; бездействие, выразившееся в не предоставлении земельного участка; обязать администрации устранить нарушения его прав путем предоставления земельного участка в границах Хомутовского административного округа.
В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном боевых действий, с 2004 года состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, и имеет право на бесплатное предоставление участка для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
В 2004 и 2009 году он обращался к главам сельского и районного поселения с заявлениями о предоставлении участка, однако ответа до сих пор не получил. На его аналогичные обращения в 2013 году Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского района в письме от 23 октября 2013 года рекомендовал обратиться с заявлением к мэру Иркутского района, Администрация Хомутовского МО указала в ответе от 23 октября 2013 года на отсутствие свободных участков.
На повторное заявление от 15 июля 2014 года о предоставлении участка Администрация Хомутовского МО в письме от 29 июля 2014 года вновь указала на отсутствие свободных участков и необходимость соблюдения порядка предоставления земельных участков, администрация ИРМО в ответе от 31 июля 2014 года рекомендовала обратиться с указанным заявлением в КУМИ и ГП Иркутского района и представить документы, подтверждающие право на бесплатное получение в собственность земельного участка.
С. считает, что в предоставлении земельного участка ему отказано неправомерно, нарушено право на бесплатное получение участка в порядке ФЗ "О ветеранах", Закона Иркутской области "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан".
Полагает, что органы местного самоуправления, не выполнив своей обязанности по льготному предоставлению участка, допустили бездействие, которым нарушены его права, и обязаны предоставить участок.
В судебном заседании С. заявление поддержал.
Представитель администрации Хомутовского МО заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что администрация поселения в силу закона не уполномочена распоряжаться земельными участками.
В письменном отзыве администрация ИРМО возражала против заявленных требований, настаивала на отсутствии в действиях и решениях администрации нарушения закона и прав заявителя.
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе С. просит решение отменить, как принятое в противоречии с действующим законодательством, и настаивая на законности его требований, изложенных в заявлении. Считает, что имеет преимущественное право на получение земельного участка в силу ФЗ "О ветеранах", действующего в редакции на момент его постановки на учет в 2004 году, и имеющего приоритетное значение по отношению к положениям Закона Иркутской области "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан", принятого только в 2009 году. Полагает, что суд должен был руководствоваться статьями 29, 30 и 30.1 Земельного кодекса РФ в редакции 2005 года. Считает, что в силу статьи 11 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления обязан владеть сведениями о свободных участках. Ссылаясь на судебную практику других судов, полагает возможным возложение на администрацию обязанности по предоставлению участка.
Администрацией Хомутовского МО на жалобу принесены возражения.
Заслушав доклад по делу, объяснения С., поддержавшего апелляционную жалобу, проверив решение суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из заявления С., предметом спора является незаконное бездействие, проявленное органами местного самоуправления в вопросе бесплатного предоставления ему земельного участка.
Исходя из того, что законом под бездействием понимается неисполнение публичным органом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этого органа (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами), суд первой инстанции проверил действия муниципальных образований по предоставлению земельного участка.
В соответствии с ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Земельным кодексом РФ, Положением о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района, утвержденного решением думы Иркутского муниципального образования от 31 октября 2013 года предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков в аренду, собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование осуществляется на основании постановления администрации района. Специальным уполномоченным органом по распоряжению земельными участками является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Иркутского района.
Поскольку администрация сельского поселения в силу закона правомочиями в сфере распоряжения земельными участками не наделена, на что в ответе от 29 июля 2014 года было указано С. администрацией Хомутовского МО, основания для признания указанного решения не соответствующим требованиям закона отсутствуют.
Как следует из материалов дела, письмом администрации ИРМО от 31 июля 2014 года на заявление С. о предоставлении участка разъяснен порядок обращения с указанным заявлением в КУМИ и ГП Иркутского района и указано на необходимость представления документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление земельного участка.
Свои требования о предоставлении участка С. основывает на том, что с 2004 года состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.
Действительно, в силу положений ФЗ "О ветеранах", Закона Иркутской области "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" ветераны боевых действий, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно и орган местного самоуправления право С. на предоставление участка не оспаривает.
При этом утвержденный постановлением администрации Иркутского районного МО от 14 ноября 2013 года N 5115 административный регламент муниципальной услуги "Предоставление гражданам земельных участков для строительства индивидуального жилого дома и для ведения личного подсобного хозяйства на землях населенных пунктов" в пункте 2.6 содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления Услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления Услуги.
Из заявления С. от 15 июля 2014 года следует, что перечисленные в пункте 2.6 административного регламента документы им представлены не были.
Поскольку основанием для начала процедуры по приему, проверке и регистрации заявления является поступление заявления по форме, установленной административным регламентом, и прилагаемых к нему документов, судебная коллегия соглашается с выводом суда о соответствии разъяснения администрации ИРМО требованиям закона.
Оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, суд не нашел подтверждения фактам бездействия органов местного самоуправления и в удовлетворении заявленных требований отказал.
При этом все доводы заявителя о возможности применения к спорным правоотношениям норм законов, которые утратили свое действие, противоречат статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не состоятельны и ссылки апеллянта на статьи 29, 30 и 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку они регламентируют порядок размещения объектов строительства на земельном участке. Кроме того, указанные нормы утратили силу с 1 марта 2015 года (Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ).
В силу того, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации), являются несостоятельными и противоречащими Положению о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района и Административному регламенту муниципальной услуги "Предоставление гражданам земельных участков для строительства индивидуального жилого дома и для ведения личного подсобного хозяйства на землях населенных пунктов" доводы жалобы об обязанности администрации ИРМО самостоятельно выбирать для заявителя земельный участок.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о пропуске срока для обжалования ненормативных актов органов местного самоуправления, датированных 2013 годом в порядке статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и частичном отказе по этому основанию в удовлетворении заявления С., что соответствует требованиям процессуального закона (статьи 152, 198, 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Принимая во внимание, что требования заявителя о признании незаконными отказов органов местного самоуправления не конкретизированы, суд принял решение в соответствии со статьей 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенная в заявлении и поддержанная в жалобе позиция заявителя на нормах права не основана и в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения не влечет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

Решение Иркутского районного суда Иркутской области от 25 декабря 2014 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
М.А.ТКАЧУК

Судьи
А.С.ПАПУША
Л.Л.КАРАКИЧ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)