Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-110

Требование: О признании права собственности на гараж.

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец указывает на то, что им за счет собственных средств построен на выделенном ему земельном участке спорный гараж, однако во внесудебном порядке он не может оформить право собственности на гараж, так как участок находится в аренде у ответчика.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 февраля 2015 г. по делу N 33-110


Судья: Белова В.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего: Кочергиной Н.А.
Судей: Арзамасцевой Г.В., Токарева Б.И.
При секретаре: К.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 февраля 2015 года гражданское дело по иску В. к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ТУ Росимущества в Тамбовской области), филиалу ОАО РЖД Юго-Восточная железная дорога, ГСК "Афганец" о признании права собственности на гараж,
по апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Тамбовской области на решение Советского районного суда г. Тамбова от 06 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Арзамасцевой Г.В., коллегия,

установила:

В. обратился в суд с иском к ТУ Росимущества в Тамбовской области, ОАО РЖД в лице Юго-Восточной дороги - филиала ОАО РЖД, ГСК "Афганец" о признании права собственности на гараж N***, расположенный в *** ряду ГСК "Афганец" в районе ***. Истец указал, что в 2007 году он вступил в члены ГСК "Афганец" с целью строительства гаража. Ему был выделен земельный участок, на котором он за счет собственных средств построил гараж, соответствующий строительным, противопожарным и санитарным нормам. Во внесудебном порядке оформить право собственности на гараж не представилось возможным, так как гараж расположен на части земельного участка, находящегося в аренде у ОАО "РЖД" Тамбовская дистанция пути и переданного в субаренду ГСК "Афганец".
Решением Советского районного суда Тамбовской области от 06 октября 2014 года за В. признано право собственности на гараж *** ряд общей площадью 22,4 кв. м в ГСК "Афганец", расположенный в районе ***.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Тамбовской области просит данное решение суда отменить и принять по делу новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается, что *** 2007 года между ОАО "РЖД" и ГСК "Афганец" заключен договор субаренды части земельного участка N ***. Земельный участок передан по акту приема-передачи от *** под существующие капитальные гаражи.
Между тем, В. является членом ГСК "Афганец" на основании решения общего собрания от ***.2009 г. Поскольку спорное имущество является самовольной постройкой, суд сделал неправомерный вывод о приобретении истцом права собственности на него в соответствии с ч. 4 ст. 218 ГК РФ, поскольку спорный гараж находится в пределах границы полосы отвода железной дороги.
Полагает, что возведенный В. гараж, является самовольной постройкой, так как построен на земельном участке, не отведенном для этих целей, земельный участок не предоставлялся для строительства, а ТУ Росимущества в Тамбовской области не давало разрешения на возведение данного объекта.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя ОАО "РЖД", представителя ГСК "Афганец" К.С., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции исходил из того, что истец является членом ГСК "Афганец", задолженностей по паевым взносам не имеет, построенный им гараж соответствует санитарным, противопожарным нормам, гараж расположен на земельном участке, выделенном ГСК "Афганец" по договору субаренды.
Кроме того, по мнению суда первой инстанции, строительство гаража начато без предоставления земельного участка под его строительство, однако, впоследствии, земельный участок под указанный гараж был предоставлен под его размещение с согласия представителя собственника земельного участка.
Между тем, выводы суда не соответствует обстоятельствам дела, установленным в процессе разрешения спора, основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, что является основанием для отмены решения (п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости земельный участок, на котором возведены капитальные гаражи в полосе отвода железной дороги, в том числе и гараж, о праве собственности на который заявлены требования истцом, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Комитетом управления имуществом Тамбовской области (арендатором) и ФГУП "Юго-Восточная железная дорога" (арендатором) ***. 2003 г. заключен договор *** аренды земельного участка из земель транспорта с кадастровым номером *** на участке железной дороги М. для использования в целях: под объектами железнодорожного транспорта площадью 27369700 кв. м сроком до *** Согласно п. 4.3.1 Договора арендатор обязан использовать участок на условиях, установленных Договором. С письменного согласия Арендодателя вправе сдавать Участок (его часть) в субаренду (п. 4.3.2), но использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Согласно акта приема-передачи земельного участка от ***. 2003 г., в соответствии с названным Договором земельный участок передан для использования в целях: под объекты железнодорожного транспорта (здания, строения, сооружения и другие объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта); обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта. Дополнительным соглашением между указанными сторонами уточнена площадь земельного участка переданного в аренду в размере 27369700 кв. м и определена в размере 30165500 кв. м.
Во исполнение приказа начальника отделения дороги N *** от *** о возможности передачи земельного участка в субаренду площадью 3017,0 кв. м в полосе отвода железной дороги направления М. *** станции Тамбов под существующими капитальными гаражами была создана комиссия с участием ГСК "Афганец". Комиссия определила в связи с чем составила акт, что имеется техническая возможность передачи земельного участка в субаренду ГСК "Афганец" в вышеуказанной полосе отвода железной дороги *** ст. Тамбов на расстоянии *** от головки рельса крайнего пути до существующих капитальных гаражей и, указала в акте на необходимость ГСК "Афганец" заключить договор субаренды и не возводить новых капитальных строений, сооружений, не производить складирование и хранение горюче-смазочных материалов.
Данный акт был утвержден начальником Мичуринского отделения дороги ***.2006 г. и до настоящего времени никем не оспаривается и суд первой инстанции по существу основывает на нем свое решение.
В соответствии с указанными документом *** 2007 г. был заключен договор субаренды между ОАО "Российские железные дороги" в лице Мичуринского отделения ЮВжд - филиала ОАО "РЖД" и ГСК "Афганец" о передаче вышеуказанного земельного участка с перечисленными координатами площадью 3071, 0 кв. м выделенного из единого землепользования площадью 30165500,0 кв. м на 476 км для использования в целях эксплуатации объектов железнодорожного транспорта по договору аренды от *** *** (пункт договора 1.1, л.д. 7).
В пункте 5.4.4 указанного договора (права и обязанности сторон) отмечено для ГСК "Афганец": "не возводить временные и капитальные здания, строения, сооружения без письменного разрешения Арендатора; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации порядок использования земельных участков полосы отвода железной дороги (п. 5.4.5 Договора); соблюдать ограничения прав на участок - особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных зонах и другие ограничения прав - в случае, если такие ограничения установлены" (п. 5.4.6; л.д. 8).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, исходил из установленных по делу фактических обстоятельств о том, что спорный гараж в числе остальных гаражей находится в полосе отвода железной дороги, но при этом не учел, что не доказан факт строительства капитального гаража истцом в соответствии с требованиями как действовавшего на момент его возведения законодательства, так и действующего ныне законодательства, регулирующего спорные правоотношения, которое не содержало и в настоящее время не предусматривает возможности возведения в полосе отвода железной дороги капитальных зданий и сооружений, на что указано выше и о чем свидетельствуют приведенные выше как договоры аренды, так и субаренды, прямо содержание указание на запрет строительства гаражей на участке, переданном ГСК "Афганец" в субаренду. Передавая земельные участки в аренду и субаренду, как собственник, так и арендатор не изменили целевого назначения земельного участки и вид разрешенного использования.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к способам защиты нарушенного права собственности относятся иски о признании права.
Основания приобретения права собственности указаны в ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на категории, среди которых выделена категория "земли транспорта", использование которых должно осуществляться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 4 статьи 87 Кодекса земли промышленности и иного специального назначения, названные в пункте 1 этой статьи, к которым относятся и земли транспорта, занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.
Исходя из положений пункта 1 статьи 87 и пункта 1 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей, размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов, и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Земли транспорта, занятые федеральным транспортом, путями сообщения, в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации являются федеральной собственностью (пункт 4 статьи 87).
Особенности государственного регулирования использования земель железнодорожного транспорта предусмотрены статьей 9 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Пунктом 1 названной правовой нормы закреплено, что земли железнодорожного транспорта (в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог) должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 26Ц от 15.05.1999 года утверждено "Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог", согласно которому свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов, и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.
"Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 г. N 611, установлено, что в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечивать следующий режим использования земельных участков: не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Анализ приведенных правовых норм свидетельствует об особенностях правового режима земель транспорта, которые установлены статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами, изданными по вопросам деятельности различных видов транспорта.
Таким образом, материалами дела установлено, что капитальный гараж, о праве собственности на который заявлены требования истцом, находится в границах установленной в соответствии с законом полосы отвода железной дороги, где не допускается размещение капитальных зданий и сооружений, земельный участок в границах полосы отвода в силу закона относится к землям железнодорожного транспорта и находится в федеральной собственности.
Приведенные обстоятельства, по мнению судебной коллегии, свидетельствует о фактическом создании самовольных построек, под которыми в соответствии со ст. 222 ГК РФ понимаются строения, созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо без получения на это необходимых разрешений.
В силу пункта 2 этой нормы, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец не имеет каких-либо прав на земельный участок, занимаемый самовольными постройками, возведенными без предоставления земельного участка для строительства гаражей, в том числе вышеназванного гаража, по его использованию в предусмотренных договорами субаренды и законом целях, суд незаконно удовлетворил его требования о признании права собственности на гараж.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы представителя ГСК "Афганец" о том, что комиссией железной дороги с его участием проводились проверки землепользования и составлялись дополнительные соглашения, которые узаконили строительство гаражей, поскольку таких доказательств суду не представлено, а из представленных актов обследования и дополнительных соглашений, в том числе от *** 2014 г. и от *** 2015 г., вновь следует указание на использование земельного участка в соответствии с договором субаренды, а именно, не проводить на участке земляные работы, не возводить капитальные либо временные здания, строения и сооружения без согласования с руководством ЮВжд - филиала ОАО "РЖД", не изменять цель использования участка, которая определена как для эксплуатации и обслуживания капитальных строений, то есть гаражей, а не под строительство гаражей.
Утверждения представителя ГСК "Афганец", что гаражи не мешают железной дороге в использовании земельного участка, не являются основанием для признания права собственности на гараж, поскольку при наличии таких обстоятельств, ответчики вправе ставить вопрос о сносе гаражей, находящихся на арендованном земельном участке, исходя из условий договора субаренды и особого правового режима названного земельного участка.
Кроме того, в связи с отсутствием в силу закона полномочий по распоряжению земельным участком в полосе отвода, представленная истцом справка правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.
Ссылка истца, представителя ГСК "Афганец" на иную судебную практику по аналогичным делам, не может быть принята судебной коллегией во внимание, поскольку принятые судами решения для рассмотрения данного дела не имеют преюдициального значения.
Законоположения, закрепляющие соответствующие основания приобретения права собственности (ст. 218 ГК РФ), направлены на реализацию участниками гражданских правоотношений своих имущественных прав, в том числе права иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, гарантированного статьей 35 Конституции Российской Федерации.
Однако закрепленные в статье 35 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях.
В силу пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на вновь созданную вещь, изготовленную или созданную лицом для себя, возникает при условии соблюдения таким лицом закона и иных правовых норм.
Относительно объектов недвижимости это означает, в первую очередь, необходимость учитывать и соблюдать при их возведении градостроительные и строительные нормы и правила, а также требования Гражданского кодекса Российской Федерации и земельного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец не доказал факта строительства капитального гаража в соответствии с требованиями действовавшего на момент его возведения законодательства, а потому оснований для удовлетворения заявленного иска не имеется.
Доказательства, предоставленные истцом в подтверждение права собственности на спорный объект, не содержат сведений, позволяющих удовлетворить иск.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции сделаны без тщательной проверки доводов сторон, имеющихся в деле доказательств и при недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение по делу и неправильном применении норм материального закона, что в силу ст. 330 ГПК РФ, является основанием для отмены решения суда первой с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований истца В.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Советского районного суда г. Тамбова от 08 октября 2014 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом *** и филиалу ОАО "РЖД Юго-Восточная железная дорога", ГСК "Афганец" о признании права собственности на гараж, расположенный в ГСК "Афганец" *** ряд ***, отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)