Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Короткова Е.Н.,
судей Катькина Н.Н., Огурцов Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Зарайский Автодор" на решение Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2014 года, принятое судьей Федуловой Л.В. по делу N А41-45209/13 по исковому заявлению ООО "Зарайский Автодор" к Администрации Зарайского муниципального района Московской области об обязании заключить договор аренды, третьи лица: Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Государственное унитарное предприятие Московской области по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог "Коломенский автодор",
при участии в заседании:
- от ООО "Зарайский Автодор" - Волков О.О. по доверенности от 09.01.2014;
- от Минэкологии и природопользования Московской области - Старов Н.П. по доверенности N 56 от 30.12.2013;
- от Министерства имущественных отношений Московской области - Воловик А.Ю. по доверенности N ИС-22059 от 24.12.2013;
- от иных участвующих в деле лиц - не явились, извещены,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Зарайский Автодор" (далее также - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Зарайского муниципального района (далее также - ответчик, администрация) об обязании заключить договоры аренды следующих земельных участков:
- - земельный участок территории производственной базы, кадастровый номер: 50:38:0050150:2, инвентарный номер: 000000641, площадью 81 100 кв. м, расположенный по адресу: Московская область. Зарайский район, Серебряно-Прудское шоссе 1 км;
- - песчаный карьер, кадастровый номер: 50:38:0060339:19, инвентарный номер 000000017, площадью 186 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Зарайский район, вблизи д. Солопово.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Государственное унитарное предприятие Московской области по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог "Коломенский автодор".
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2014 года по делу N А41-45209/13 в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Зарайский Автодор" отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Зарайский Автодор", в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество с ограниченной ответственностью "Зарайский Автодор" ссылается на то, что ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" не содержат запрета на переоформление заявителем права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Представитель ООО "Зарайский Автодор" в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Представители Министерства экологии и природопользования Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Администрации Зарайского муниципального района Московской области, Государственного унитарного предприятия Московской области по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог "Коломенский автодор", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Рассмотрев материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей ООО "Зарайский Автодор", Министерства экологии и природопользования Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.02.2013 N А41-23006/12 ООО "Зарайский Автодор" признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Конкурсным управляющим во исполнение полномочий, предусмотренных статьей 129 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" проведена инвентаризация имущества ООО "Зарайский Автодор".
Согласно инвентаризационной описи N 2 от 11.06.2013 ООО "Зарайский Автодор" на праве постоянного бессрочного пользования принадлежат следующие земельные участки:
- - земельный участок территории производственной базы, кадастровый номер: 50:38:0050150:2, инвентарный номер: 000000641, площадью 81 100 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Зарайский район, Серебряно-Прудское шоссе 1 км;
- - песчаный карьер, кадастровый номер: 50:38:0060339:19, инвентарный номер 00000007, площадью 186 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Зарайский район, вблизи д. Солопово (л.д. 11 - 13).
Во время проведения мероприятий по передаче имущества должника, бывшим руководителем ООО "Зарайский Автодор" по акту N 1 приема-передачи основных средств от 15.05.2013 (л.д. 6 - 9) конкурсному управляющему в том числе были переданы земельный участок территории производственной базы и песчаный карьер "Солопово".
Конкурсным управляющим в адрес Администрации Зарайского муниципального района Московской области было направлено заявление с просьбой переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды (л.д. 50).
Администрацией в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования отказано (л.д. 18, 19 - 20, 48 - 49). В качестве причины отказа указано, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты принадлежащие не только ООО "Зарайский Автодор", но и Государственному унитарному предприятию Московской области по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог "Коломенский автодор". Также указано, что испрашиваемый песчаный карьер является общераспространенным полезным ископаемым, право распоряжения им находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Не согласившись с указанным отказом посчитав свои права нарушенными, ООО "Зарайский Автодор" в порядке статьи 445 ГК РФ обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Согласно подпункту 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 АПК РФ предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
В соответствии статьей 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как установлено материалами дела, в настоящее время ООО "Зарайский Автодор" является собственником здания битумоплавильни, теплой стоянки, автовесов, административного здания с гаражом, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:38:0050150:2.
В собственности Московской области и на праве хозяйственного ведения Государственного унитарного предприятия Московской области по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог "Коломенский автодор" находятся: гараж для автомашин, мастерская, здание битумохранилища, мазутохранилище, здание деревообрабатывающего цеха, доходная, склад ГСМ, склад МТС, котельная, мастерская, расположенные на указанном же участке.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подлежит переоформлению на право аренды земельного участка по правилам статьи 36 ЗК РФ, то есть с учетом зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности ООО "Зарайский Автодор".
Вместе с тем, как следует из материалов дела, на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 50:38:0050150:2 расположены также объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Московской области и на праве хозяйственного ведения Государственному унитарному предприятию Московской области по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог "Коломенский автодор".
Согласно пункту 3 статьи 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 7 статьи 38).
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (часть 8 статьи 38).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9 статьи 38).
В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (часть 2 статьи 40).
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (часть 5 статьи 40).
Как следует из объяснений истца, земельный участок под объектами недвижимости, принадлежащими обществу, как объект не сформирован (не установлены его размер, границы, местонахождение).
В порядке статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства межевания земельного участка, занятого объектами недвижимости истца, доказательства определения его площади, местоположения границ, доказательства согласования местоположения границ со смежными землепользователями в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как указал ответчик в своем ответе, в администрацию также поступало обращение Государственного унитарного предприятия Московской области по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог "Коломенский автодор" по вопросу оформления права собственности Московской области на земельные участки в порядке части 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с учетом зданий, строений, сооружений, находящихся в государственной собственности.
С учетом изложенного, предоставление права аренды только одному заявителю не возможно.
Участок с кадастровым номером 50:38:0060339:19 является песчаным карьером.
В соответствии с Распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 39-р от 25.10.2010 "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Московской области" песок является общераспространенным полезным ископаемым.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" общераспространенные полезные ископаемые являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения данными объектами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
Органы местного самоуправления не обладают полномочиями по распоряжению (переоформлению) прав на объекты, являющиеся месторождением общераспространенных полезных ископаемых. Уполномоченным государственным органом по недропользованию на территории Московской области является Министерство экологии и природопользования Московской области.
При указанных обстоятельствах администрация не обладает полномочиями по распоряжению (переоформлению) прав на объекты недропользования.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21.02.2014 г. по делу N А41-45209/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.06.2014 ПО ДЕЛУ N А41-45209/13
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2014 г. по делу N А41-45209/13
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Короткова Е.Н.,
судей Катькина Н.Н., Огурцов Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Зарайский Автодор" на решение Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2014 года, принятое судьей Федуловой Л.В. по делу N А41-45209/13 по исковому заявлению ООО "Зарайский Автодор" к Администрации Зарайского муниципального района Московской области об обязании заключить договор аренды, третьи лица: Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Государственное унитарное предприятие Московской области по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог "Коломенский автодор",
при участии в заседании:
- от ООО "Зарайский Автодор" - Волков О.О. по доверенности от 09.01.2014;
- от Минэкологии и природопользования Московской области - Старов Н.П. по доверенности N 56 от 30.12.2013;
- от Министерства имущественных отношений Московской области - Воловик А.Ю. по доверенности N ИС-22059 от 24.12.2013;
- от иных участвующих в деле лиц - не явились, извещены,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Зарайский Автодор" (далее также - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Зарайского муниципального района (далее также - ответчик, администрация) об обязании заключить договоры аренды следующих земельных участков:
- - земельный участок территории производственной базы, кадастровый номер: 50:38:0050150:2, инвентарный номер: 000000641, площадью 81 100 кв. м, расположенный по адресу: Московская область. Зарайский район, Серебряно-Прудское шоссе 1 км;
- - песчаный карьер, кадастровый номер: 50:38:0060339:19, инвентарный номер 000000017, площадью 186 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Зарайский район, вблизи д. Солопово.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Государственное унитарное предприятие Московской области по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог "Коломенский автодор".
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2014 года по делу N А41-45209/13 в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Зарайский Автодор" отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Зарайский Автодор", в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество с ограниченной ответственностью "Зарайский Автодор" ссылается на то, что ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" не содержат запрета на переоформление заявителем права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Представитель ООО "Зарайский Автодор" в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Представители Министерства экологии и природопользования Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Администрации Зарайского муниципального района Московской области, Государственного унитарного предприятия Московской области по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог "Коломенский автодор", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Рассмотрев материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей ООО "Зарайский Автодор", Министерства экологии и природопользования Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.02.2013 N А41-23006/12 ООО "Зарайский Автодор" признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Конкурсным управляющим во исполнение полномочий, предусмотренных статьей 129 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" проведена инвентаризация имущества ООО "Зарайский Автодор".
Согласно инвентаризационной описи N 2 от 11.06.2013 ООО "Зарайский Автодор" на праве постоянного бессрочного пользования принадлежат следующие земельные участки:
- - земельный участок территории производственной базы, кадастровый номер: 50:38:0050150:2, инвентарный номер: 000000641, площадью 81 100 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Зарайский район, Серебряно-Прудское шоссе 1 км;
- - песчаный карьер, кадастровый номер: 50:38:0060339:19, инвентарный номер 00000007, площадью 186 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Зарайский район, вблизи д. Солопово (л.д. 11 - 13).
Во время проведения мероприятий по передаче имущества должника, бывшим руководителем ООО "Зарайский Автодор" по акту N 1 приема-передачи основных средств от 15.05.2013 (л.д. 6 - 9) конкурсному управляющему в том числе были переданы земельный участок территории производственной базы и песчаный карьер "Солопово".
Конкурсным управляющим в адрес Администрации Зарайского муниципального района Московской области было направлено заявление с просьбой переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды (л.д. 50).
Администрацией в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования отказано (л.д. 18, 19 - 20, 48 - 49). В качестве причины отказа указано, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты принадлежащие не только ООО "Зарайский Автодор", но и Государственному унитарному предприятию Московской области по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог "Коломенский автодор". Также указано, что испрашиваемый песчаный карьер является общераспространенным полезным ископаемым, право распоряжения им находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Не согласившись с указанным отказом посчитав свои права нарушенными, ООО "Зарайский Автодор" в порядке статьи 445 ГК РФ обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Согласно подпункту 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 АПК РФ предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
В соответствии статьей 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как установлено материалами дела, в настоящее время ООО "Зарайский Автодор" является собственником здания битумоплавильни, теплой стоянки, автовесов, административного здания с гаражом, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:38:0050150:2.
В собственности Московской области и на праве хозяйственного ведения Государственного унитарного предприятия Московской области по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог "Коломенский автодор" находятся: гараж для автомашин, мастерская, здание битумохранилища, мазутохранилище, здание деревообрабатывающего цеха, доходная, склад ГСМ, склад МТС, котельная, мастерская, расположенные на указанном же участке.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подлежит переоформлению на право аренды земельного участка по правилам статьи 36 ЗК РФ, то есть с учетом зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности ООО "Зарайский Автодор".
Вместе с тем, как следует из материалов дела, на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 50:38:0050150:2 расположены также объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Московской области и на праве хозяйственного ведения Государственному унитарному предприятию Московской области по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог "Коломенский автодор".
Согласно пункту 3 статьи 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 7 статьи 38).
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (часть 8 статьи 38).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9 статьи 38).
В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (часть 2 статьи 40).
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (часть 5 статьи 40).
Как следует из объяснений истца, земельный участок под объектами недвижимости, принадлежащими обществу, как объект не сформирован (не установлены его размер, границы, местонахождение).
В порядке статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства межевания земельного участка, занятого объектами недвижимости истца, доказательства определения его площади, местоположения границ, доказательства согласования местоположения границ со смежными землепользователями в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как указал ответчик в своем ответе, в администрацию также поступало обращение Государственного унитарного предприятия Московской области по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог "Коломенский автодор" по вопросу оформления права собственности Московской области на земельные участки в порядке части 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с учетом зданий, строений, сооружений, находящихся в государственной собственности.
С учетом изложенного, предоставление права аренды только одному заявителю не возможно.
Участок с кадастровым номером 50:38:0060339:19 является песчаным карьером.
В соответствии с Распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 39-р от 25.10.2010 "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Московской области" песок является общераспространенным полезным ископаемым.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" общераспространенные полезные ископаемые являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения данными объектами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
Органы местного самоуправления не обладают полномочиями по распоряжению (переоформлению) прав на объекты, являющиеся месторождением общераспространенных полезных ископаемых. Уполномоченным государственным органом по недропользованию на территории Московской области является Министерство экологии и природопользования Московской области.
При указанных обстоятельствах администрация не обладает полномочиями по распоряжению (переоформлению) прав на объекты недропользования.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21.02.2014 г. по делу N А41-45209/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)