Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 23.03.2015 N Ф09-1218/15 ПО ДЕЛУ N А50-11935/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2015 г. N Ф09-1218/15

Дело N А50-11935/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Платоновой Е.А., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мустанг" (далее - общество "Мустанг") на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.09.2014 по делу N А50-11935/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми в электронном виде поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя. Данное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество "Мустанг" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент) от 17.03.2014 N И-21-01-09-4388 об отказе в предоставлении заявителю земельного участка площадью 909 кв. м, расположенного по адресу г. Пермь, Свердловский район, северо-западнее жилого дома по ул. Холмогорской, 2д, под некапитальный многофункциональный социально-бытовой объект для обслуживания населения в аренду сроком на 4 года 11 месяцев; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о возможности предоставления в аренду сроком на 4 года 11 месяцев указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми.
Решением суда от 16.09.2014 (судья Батракова Ю.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 (судьи Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Мустанг" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель считает необоснованным вывод судов о том, что поскольку испрашиваемый земельный участок в схеме размещения нестационарных торговых объектов отсутствует, его предоставление заявителю невозможно, в связи с тем, что при использовании некапитального многофункционального социально-бытового объекта заявитель не намерен заниматься деятельностью, связанной с торговлей.
Общество "Мустанг" ссылается на неправомерность ссылки судов на п. 1.8.2. Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" (в редакции от 28.01.2014 N 10), поскольку с заявлением общество обратилось 21.01.2014, ранее введения в действие указанной редакции.
По мнению заявителя жалобы, расположение испрашиваемого земельного участка, в территориальной зоне рекреационно-ландшафтных территорий Р-2, не исключает возможности расположения в ней стационарных объектов, использование которых не опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры, не влечет невозможности их использования, и в том случае, если его использование не входит в перечень разрешенного использования объектов капитального строительства на указанном земельном участке (п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В отзыве на кассационную жалобу Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что 21.01.2014 заявитель обратился в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении в аренду, сроком на 4 года 11 месяцев, земельного участка площадью 909 кв. м, расположенного по адресу г. Пермь, Свердловский район, северо-западнее жилого дома по ул. Холмогорской, 2д, под некапитальный многофункциональный социально-бытовой объект для обслуживания населения.
Письмом от 17.03.2014 Департамент земельных отношений отказал в предоставлении земельного участка, со ссылкой на отрицательное заключение Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми.
Считая данный отказ Департамента незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие одного из названных условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Во исполнение требований п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми (далее Порядок), который регламентирует процедуру предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми.
Согласно п. 2.5. Порядка уполномоченный орган в сфере земельных отношений не позднее десяти дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку на соответствие критериям невозможности предоставления земельного участка.
При отсутствии указанных критериев уполномоченный орган в сфере земельных отношений направляет запросы в функциональные и территориальные органы администрации города Перми, перечень которых устанавливается администрацией города Перми, о подготовке заключения о возможности (невозможности) предоставления земельного участка.
Указанные в настоящем пункте органы в течение десяти дней с момента отправления запроса в порядке, по форме и содержанию, установленным администрацией города Перми, готовят и направляют в уполномоченный орган в сфере земельных отношений соответствующее заключение.
Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок с момента поступления всех заключений принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка и уведомляет заявителя о принятом решении простым письмом (п. 2.6. Порядка).
Согласно п. 1.6.11. Порядка предоставление земельного участка невозможно, если имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей.
Судами установлено, что согласно заключению Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми от 15.02.2014 N 6488 земельный участок расположен в территориальной зоне рекреационно-ландшафтной территории Р-2, а цель использования испрашиваемого земельного участка - некапитальный многофункциональный социально-бытовой объект для обслуживания населения не соответствует Правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 (далее - Правила).
Согласно ст. 52.6 Правил, указанная зона выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования.
В качестве основных видов разрешенного использования в зоне Р-2 предусмотрены зеленые насаждения, вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха: игровые площадки, фонтаны, малые архитектурные формы, объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и пр.).
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании вышеизложенного изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что зона Р-2 выделена преимущественно для отдыха населения в целях обеспечения интересов неограниченного круга лиц, размещение объектов социально-бытового назначения не относится к основным видам разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Нестационарные торговые объекты размещаются на территории города Перми на основании договора на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии с решением Пермской городской Думы от 01.03.2011 N 27 "Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми и о внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы, в части размещения нестационарных торговых объектов". Уполномоченным на заключение таких договоров лицом является Управление по развитию потребительского рынка.
Как установлено судами, в схеме размещения нестационарных торговых объектов в городе Перми не определено место размещения нестационарного торгового объекта северо-западнее жилого дома, расположенного по ул. Холмогорской, 2 д.
Согласно п. 1.8.2. Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260, в редакции решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 10, действующей на момент принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться исключительно для размещения временных объектов - металлических гаражей в соответствии с градостроительными регламентами. При этом размер указанного земельного участка не должен превышать 35 кв. м. Учитывая, что указанный нормативный акт опубликован в "Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" 07.02.2014 N 7, суды указали, что оснований для применения Порядка в редакции, утратившей свою законную силу на момент принятия отказа, у ответчика не имелось.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод общества "Мустанг" о неправомерности ссылки судов на п. 1.8.2. Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" (в редакции от 28.01.2014 N 10), поскольку с заявлением общество обратилось 21.01.2014, ранее введения в действие указанной редакции, судом отклоняется, поскольку на момент вынесения оспариваемого решения действовала указанная редакция, кроме того, в предыдущей редакции (в редакции от 29.06.2010) также предусматривалась возможность предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, только для размещения металлических гаражей в соответствии с градостроительными регламентами.
Ссылка заявителя жалобы о возможности расположения стационарных объектов в территориальной зоне рекреационно-ландшафтных территорий Р-2 с указанием на положения п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, судом отклоняется, поскольку в силу п. 10 ст. 85, подп. 3 п. 2 ст. 94, ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации на землях рекреационного назначения, относящихся к землям особо охраняемых территорий, установлен запрет на осуществление деятельности, не соответствующей их целевому назначению.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 16.09.2014 по делу N А50-11935/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мустанг" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ

Судьи
Е.А.ПЛАТОНОВА
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)