Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "АТ-Менеджмент" доверительное управление закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "АТ Недвижимость": Пальцев Е.Ю. по доверенности от 09.12.13;
- от Министерства имущественных отношений Московской области: Мерзлякова Л.А. по доверенности N 3798 от 24.03.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08 сентября 2013 года по делу N А41-24492/13, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "АТ-Менеджмент" доверительное управление закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "АТ Недвижимость" к филиалу федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Московской области,
о признании кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "АТ-Менеджмент" доверительное управление закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "АТ Недвижимость" (ООО УК "АТ-Менеджмент") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к филиалу федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области о признании кадастровой стоимости:
- - земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030142:29, общей площадью 538 994 кв. м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.13, составляющей 535 221 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:23:0080315:5, общей площадью 32 074 кв. м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.13, составляющей 50 710 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:23:0070215:54, общей площадью 32 738 кв. м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.13, составляющей 51 693 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:23:0070215:53, общей площадью 87 890 кв. м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.13, составляющей 111 093 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:23:0070215:41, общей площадью 178 433 кв. м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.13, составляющей 133 111 000 рублей (т. 1, л.д. 2-6).
Определением Арбитражного суда Московской области от 13 июня 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 (Межрайонная ИФНС N 1) по Московской области (т. 1, л.д. 1).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, отказавшись от требований в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0070215:41, общей площадью 178 433 кв. м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.13, составляющей 133 111 000 рублей (т. 3, л.д. 54).
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 сентября 2013 года:
- - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030142:29, общей площадью 538 994 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, была признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.13, составляющей 535 221 000 рублей;
- - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0080315:5, общей площадью 32 074 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, ул. Советская, д. 19/17, была признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.13, составляющей 50 710 000 рублей;
- - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0070215:54, общей площадью 32 738 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, ул. Солнечная, была признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.13, составляющей 51 693 000 рублей;
- - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0070215:53, общей площадью 87 890 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, ул. Солнечная, была признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.13, составляющей 111 093 000 рублей (т. 3, л.д. 75-77).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство экологии и природопользования Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, указывая на отсутствие доказательств в подтверждение заявленной истцом рыночной стоимости спорных земельных участков (т. 3, л.д. 81-83).
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2014 года Министерство экологии и природопользования Московской области в порядке процессуального правопреемства было заменено на Министерство имущественных отношений Московской области (т. 3, л.д. 148-149).
В судебном заседании апелляционного суда представитель Министерства имущественных отношений Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
Представитель ООО УК "АТ-Менеджмент" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Правительства Московской области, Межрайонной ИФНС N 1 по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, закрытому паевому инвестиционному фонду недвижимости "АТ Недвижимость" на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- - с кадастровым номером 50:23:0030142:29, общей площадью 538 994 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство открытой площадки для хранения грузов (т. 1, л.д. 15);
- - с кадастровым номером 50:23:0080315:5, общей площадью 32 074 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, ул. Советская, д. 19/17, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под здание: раздевалка; здание - склад изотопов; здание: БОКС автогаража; здание: склад ССТ; здание: склад ССТ; здание: мастерская; здание служебное; здание служебное; здание аэродромной службы; здание - металлический сарай для сборки металлолома; здание - склад металлический; здание ЦРП 2 - этажное; здание ССТ; сооружение - асфальтовое покрытие склада автобазы (т. 1, л.д. 17);
- - с кадастровым номером 50:23:0070215:54, общей площадью 32 738 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, ул. Солнечная, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объектами недвижимости: здание службы перронного контроля 2 - этажное; здание проходной; сооружение - железобетонная площадка; здание УГМ; сооружение - место стоянок спец.транспорта; сооружение - места стоянок самолетов N 37, 38, 39; сооружение - ремонтная площадка цеха N 3; сооружение - места стоянок самолетов N 40, 41, 42, 43; здание ДОК АН - 24; сооружение: ДОК; сооружение - дорога от проходной бюро пропусков; сооружение - ремонтная площадка цеха N 2 (т. 1, л.д. 19);
- - с кадастровым номером 50:23:0070215:53, общей площадью 87 890 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, ул. Солнечная, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объектами недвижимости: здание службы перронного контроля 2 - этажное; здание проходной; сооружение - железобетонная площадка; здание УГМ; сооружение - место стоянок спец. транспорта; сооружение - места стоянок самолетов N 37, 38, 39; сооружение - ремонтная площадка цеха N 3; сооружение - места стоянок самолетов N 40, 41, 42, 43; здание ДОК АН - 24; сооружение: ДОК; сооружение - дорога от проходной бюро пропусков; сооружение - ремонтная площадка цеха N 2 (т. 1, л.д. 21).
Как следует из письма Управления Росреестра по Московской области N РС-1/01-01-4238/14 от 01.04.14 Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 566-РМ от 27.11.13 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области (приложение N 1) и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области (приложение N 2).
На основании указанного Распоряжения кадастровая стоимость земельных участков закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "АТ Недвижимость" была установлена по состоянию на 01.01.13 в следующих размерах:
- - для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030142:29-914 096 094 рубля 42 копейки (т. 1, л.д. 16);
- - для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0080315:5-118 598 630 рублей 14 копеек (т. 1, л.д. 18);
- - для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0070215:54-120 666 375 рублей 16 копеек (т. 1, л.д. 20);
- - для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0070215:53-323 946 719 рублей 80 копеек (т. 1, л.д. 22).
С целью определения действительной рыночной стоимости указанных земельных участков ООО УК "АТ-Менеджмент" обратилось к независимому оценщику - ООО "Научно-производственный центр "СОЮЗОЦЕНКА", которым были составлены отчеты N 184 (44)-3, N 184 (44)-3 от 11.04.13 об оценке рыночной стоимости вышеназванных земельных участков, значительно отличавшейся от сведений, внесенных в Государственный кадастр недвижимости (т. 1, л.д. 25-33, т. 2, л.д. 20-133).
Полагая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена неверно, ООО УК "АТ-Менеджмент" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена на основании его рыночной стоимости.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства РФ N 316 от 08.04.00 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.07 N 215 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 566-РМ от 27.11.13 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" были утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.13;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.13;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.13.
На основании данных значений филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области была установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 по делу N А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
При этом заявленный иск основан на отчетах N 184 (44)-3, N 184 (44)-3 от 11.04.13 об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленных ООО "Научно-производственный центр "СОЮЗОЦЕНКА", на которые ООО "Российское общество оценщиков" были даны положительные экспертные заключения N 694/2013-2 от 17.04.13 и N 718/2013-2 от 18.04.13 соответственно (т. 1, л.д. 25-33, т. 2, л.д. 2-133).
Спор между сторонами подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с отчетами ООО "Научно-производственный центр "СОЮЗОЦЕНКА" N 184 (44)-3, N 184 (44)-3 от 11.04.13 итоговая величина рыночной стоимости спорных земельных участков на дату проведения оценки составляет:
- - для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030142:29, общей площадью 538 994 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково - 535 221 000 рубль;
- - для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0080315:5, общей площадью 32 074 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, ул. Советская, д. 19/17-50 710 000 рублей;
- - для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0070215:54, общей площадью 32 738 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, ул. Солнечная - 51 693 000 рублей;
- - для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0070215:53, общей площадью 87 890 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, ул. Солнечная - 111 093 000 рублей.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что отчеты ООО "Научно-производственный центр "СОЮЗОЦЕНКА", представленные в материалы дела, не оспорены сторонами, другие экспертные заключения на отчеты или отчеты по определению рыночной стоимости земельных участков в суд не представлены, суд первой инстанции обоснованно принял указанные отчеты в качестве надлежащего доказательства.
Поскольку утверждение кадастровой стоимости земельных участков в размере, значительно превышающим их рыночную стоимость, повлекло за собой существенное ухудшение экономического положения закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "АТ Недвижимость" по причине значительного увеличения налоговых обязательств, связанных с исчислением и уплатой земельного налога с учетом пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ответчика повлекли нарушение прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской деятельности.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что положенные в обоснование исковых требований отчеты ООО "Научно-производственный центр "СОЮЗОЦЕНКА" не соответствуют предъявляемым законом к заключениям экспертов требованиям подлежит отклонению, как документально неподтвержденный.
В силу статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных настоящей статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Как указывалось выше, на отчеты ООО "Научно-производственный центр "СОЮЗОЦЕНКА" N 184 (44)-3, N 184 (44)-3 от 11.04.13 об оценке рыночной стоимости земельных участков ООО "Российское общество оценщиков" были даны положительные экспертные заключения N 694/2013-2 от 17.04.13 и N 718/2013-2 от 18.04.13 соответственно.
Указанные отчеты и заключения оспорены не были, иных отчетов о рыночной стоимости спорных земельных участков в материалы дела и апелляционному суду не представлено.
Ходатайств о назначении судебной экспертизы от лиц, участвующих в деле, не поступало.
Поскольку доказательств обратного не представлено, суд первой инстанции правомерно принял отчеты ООО "Научно-производственный центр "СОЮЗОЦЕНКА" в качестве надлежащих доказательств по делу.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030142:29 общей площадью 538 994 кв. м в рамках дела N А41-4397/13 была установлена в большем размере, а именно - 578 880 000 рублей, не принимается апелляционным судом, поскольку в рамках названного дела рыночная стоимость земельного участка определялась по состоянию на 28.06.12, а не на 01.01.13, как в настоящем деле.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 сентября 2013 года по делу N А41-24492/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2014 ПО ДЕЛУ N А41-24492/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2014 г. по делу N А41-24492/13
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "АТ-Менеджмент" доверительное управление закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "АТ Недвижимость": Пальцев Е.Ю. по доверенности от 09.12.13;
- от Министерства имущественных отношений Московской области: Мерзлякова Л.А. по доверенности N 3798 от 24.03.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08 сентября 2013 года по делу N А41-24492/13, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "АТ-Менеджмент" доверительное управление закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "АТ Недвижимость" к филиалу федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Московской области,
о признании кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "АТ-Менеджмент" доверительное управление закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "АТ Недвижимость" (ООО УК "АТ-Менеджмент") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к филиалу федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области о признании кадастровой стоимости:
- - земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030142:29, общей площадью 538 994 кв. м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.13, составляющей 535 221 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:23:0080315:5, общей площадью 32 074 кв. м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.13, составляющей 50 710 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:23:0070215:54, общей площадью 32 738 кв. м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.13, составляющей 51 693 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:23:0070215:53, общей площадью 87 890 кв. м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.13, составляющей 111 093 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:23:0070215:41, общей площадью 178 433 кв. м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.13, составляющей 133 111 000 рублей (т. 1, л.д. 2-6).
Определением Арбитражного суда Московской области от 13 июня 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 (Межрайонная ИФНС N 1) по Московской области (т. 1, л.д. 1).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, отказавшись от требований в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0070215:41, общей площадью 178 433 кв. м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.13, составляющей 133 111 000 рублей (т. 3, л.д. 54).
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 сентября 2013 года:
- - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030142:29, общей площадью 538 994 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, была признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.13, составляющей 535 221 000 рублей;
- - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0080315:5, общей площадью 32 074 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, ул. Советская, д. 19/17, была признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.13, составляющей 50 710 000 рублей;
- - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0070215:54, общей площадью 32 738 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, ул. Солнечная, была признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.13, составляющей 51 693 000 рублей;
- - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0070215:53, общей площадью 87 890 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, ул. Солнечная, была признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.13, составляющей 111 093 000 рублей (т. 3, л.д. 75-77).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство экологии и природопользования Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, указывая на отсутствие доказательств в подтверждение заявленной истцом рыночной стоимости спорных земельных участков (т. 3, л.д. 81-83).
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2014 года Министерство экологии и природопользования Московской области в порядке процессуального правопреемства было заменено на Министерство имущественных отношений Московской области (т. 3, л.д. 148-149).
В судебном заседании апелляционного суда представитель Министерства имущественных отношений Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
Представитель ООО УК "АТ-Менеджмент" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Правительства Московской области, Межрайонной ИФНС N 1 по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, закрытому паевому инвестиционному фонду недвижимости "АТ Недвижимость" на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- - с кадастровым номером 50:23:0030142:29, общей площадью 538 994 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство открытой площадки для хранения грузов (т. 1, л.д. 15);
- - с кадастровым номером 50:23:0080315:5, общей площадью 32 074 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, ул. Советская, д. 19/17, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под здание: раздевалка; здание - склад изотопов; здание: БОКС автогаража; здание: склад ССТ; здание: склад ССТ; здание: мастерская; здание служебное; здание служебное; здание аэродромной службы; здание - металлический сарай для сборки металлолома; здание - склад металлический; здание ЦРП 2 - этажное; здание ССТ; сооружение - асфальтовое покрытие склада автобазы (т. 1, л.д. 17);
- - с кадастровым номером 50:23:0070215:54, общей площадью 32 738 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, ул. Солнечная, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объектами недвижимости: здание службы перронного контроля 2 - этажное; здание проходной; сооружение - железобетонная площадка; здание УГМ; сооружение - место стоянок спец.транспорта; сооружение - места стоянок самолетов N 37, 38, 39; сооружение - ремонтная площадка цеха N 3; сооружение - места стоянок самолетов N 40, 41, 42, 43; здание ДОК АН - 24; сооружение: ДОК; сооружение - дорога от проходной бюро пропусков; сооружение - ремонтная площадка цеха N 2 (т. 1, л.д. 19);
- - с кадастровым номером 50:23:0070215:53, общей площадью 87 890 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, ул. Солнечная, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объектами недвижимости: здание службы перронного контроля 2 - этажное; здание проходной; сооружение - железобетонная площадка; здание УГМ; сооружение - место стоянок спец. транспорта; сооружение - места стоянок самолетов N 37, 38, 39; сооружение - ремонтная площадка цеха N 3; сооружение - места стоянок самолетов N 40, 41, 42, 43; здание ДОК АН - 24; сооружение: ДОК; сооружение - дорога от проходной бюро пропусков; сооружение - ремонтная площадка цеха N 2 (т. 1, л.д. 21).
Как следует из письма Управления Росреестра по Московской области N РС-1/01-01-4238/14 от 01.04.14 Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 566-РМ от 27.11.13 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области (приложение N 1) и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области (приложение N 2).
На основании указанного Распоряжения кадастровая стоимость земельных участков закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "АТ Недвижимость" была установлена по состоянию на 01.01.13 в следующих размерах:
- - для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030142:29-914 096 094 рубля 42 копейки (т. 1, л.д. 16);
- - для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0080315:5-118 598 630 рублей 14 копеек (т. 1, л.д. 18);
- - для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0070215:54-120 666 375 рублей 16 копеек (т. 1, л.д. 20);
- - для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0070215:53-323 946 719 рублей 80 копеек (т. 1, л.д. 22).
С целью определения действительной рыночной стоимости указанных земельных участков ООО УК "АТ-Менеджмент" обратилось к независимому оценщику - ООО "Научно-производственный центр "СОЮЗОЦЕНКА", которым были составлены отчеты N 184 (44)-3, N 184 (44)-3 от 11.04.13 об оценке рыночной стоимости вышеназванных земельных участков, значительно отличавшейся от сведений, внесенных в Государственный кадастр недвижимости (т. 1, л.д. 25-33, т. 2, л.д. 20-133).
Полагая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена неверно, ООО УК "АТ-Менеджмент" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена на основании его рыночной стоимости.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства РФ N 316 от 08.04.00 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.07 N 215 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 566-РМ от 27.11.13 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" были утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.13;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.13;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.13.
На основании данных значений филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области была установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 по делу N А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
При этом заявленный иск основан на отчетах N 184 (44)-3, N 184 (44)-3 от 11.04.13 об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленных ООО "Научно-производственный центр "СОЮЗОЦЕНКА", на которые ООО "Российское общество оценщиков" были даны положительные экспертные заключения N 694/2013-2 от 17.04.13 и N 718/2013-2 от 18.04.13 соответственно (т. 1, л.д. 25-33, т. 2, л.д. 2-133).
Спор между сторонами подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с отчетами ООО "Научно-производственный центр "СОЮЗОЦЕНКА" N 184 (44)-3, N 184 (44)-3 от 11.04.13 итоговая величина рыночной стоимости спорных земельных участков на дату проведения оценки составляет:
- - для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030142:29, общей площадью 538 994 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково - 535 221 000 рубль;
- - для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0080315:5, общей площадью 32 074 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, ул. Советская, д. 19/17-50 710 000 рублей;
- - для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0070215:54, общей площадью 32 738 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, ул. Солнечная - 51 693 000 рублей;
- - для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0070215:53, общей площадью 87 890 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, р.п. Быково, ул. Солнечная - 111 093 000 рублей.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что отчеты ООО "Научно-производственный центр "СОЮЗОЦЕНКА", представленные в материалы дела, не оспорены сторонами, другие экспертные заключения на отчеты или отчеты по определению рыночной стоимости земельных участков в суд не представлены, суд первой инстанции обоснованно принял указанные отчеты в качестве надлежащего доказательства.
Поскольку утверждение кадастровой стоимости земельных участков в размере, значительно превышающим их рыночную стоимость, повлекло за собой существенное ухудшение экономического положения закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "АТ Недвижимость" по причине значительного увеличения налоговых обязательств, связанных с исчислением и уплатой земельного налога с учетом пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ответчика повлекли нарушение прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской деятельности.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что положенные в обоснование исковых требований отчеты ООО "Научно-производственный центр "СОЮЗОЦЕНКА" не соответствуют предъявляемым законом к заключениям экспертов требованиям подлежит отклонению, как документально неподтвержденный.
В силу статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных настоящей статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Как указывалось выше, на отчеты ООО "Научно-производственный центр "СОЮЗОЦЕНКА" N 184 (44)-3, N 184 (44)-3 от 11.04.13 об оценке рыночной стоимости земельных участков ООО "Российское общество оценщиков" были даны положительные экспертные заключения N 694/2013-2 от 17.04.13 и N 718/2013-2 от 18.04.13 соответственно.
Указанные отчеты и заключения оспорены не были, иных отчетов о рыночной стоимости спорных земельных участков в материалы дела и апелляционному суду не представлено.
Ходатайств о назначении судебной экспертизы от лиц, участвующих в деле, не поступало.
Поскольку доказательств обратного не представлено, суд первой инстанции правомерно принял отчеты ООО "Научно-производственный центр "СОЮЗОЦЕНКА" в качестве надлежащих доказательств по делу.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030142:29 общей площадью 538 994 кв. м в рамках дела N А41-4397/13 была установлена в большем размере, а именно - 578 880 000 рублей, не принимается апелляционным судом, поскольку в рамках названного дела рыночная стоимость земельного участка определялась по состоянию на 28.06.12, а не на 01.01.13, как в настоящем деле.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 сентября 2013 года по делу N А41-24492/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)