Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 02 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае,
апелляционное производство N 05АП-4295/2015
на решение от 01.04.2015
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-2116/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аэро-Груз" (ИНН 2540041326, ОГРН 1022502266380, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 05.12.2001)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.08.2009)
о признании незаконным решения, оформленного письмом от 26.01.2015 N 08-482, в части отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:27:030102:1215, и об обязании ответчика принять решение о предоставлении обществу указанного земельного участка в аренду сроком на 49 лет,
при участии:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: представитель Федосова А.А. по доверенности от 24.09.2014 N 03-10555, сроком на один год, удостоверение N 0218;
- от ООО "Аэро-Груз": представитель Цыбуля Е.А. по доверенности от 12.01.2015, сроком до 31.12.2015, паспорт; представитель Железный А.В. по доверенности от 04.07.2014, сроком на один год, паспорт.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аэро-Груз" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее по тексту - "ТУ Росимущества"), оформленного письмом от 26.01.2015 N 08-482, в части отказа в предоставлении ООО "АЭРО-ГРУЗ" земельного участка с кадастровым номером 25:27:030102:1215, и об обязании ТУ Росимущества принять решение о предоставлении обществу указанного земельного участка в аренду сроком на 49 лет.
Решением от 01.04.2015 суд признал решение ТУ Росимущества, оформленного письмом от 26.01.2015 N 08-482, в части отказа в предоставлении ООО "АЭРО-ГРУЗ" земельного участка с кадастровым номером 25:27:030102:1215 незаконным и обязал ТУ Росимущества осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:27:030102:1215 в трех экземплярах, их подписание и направление для подписания обществу с ограниченной ответственностью "АЭРО-ГРУЗ" в 30-дневный срок.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ТУ Росимущества обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ТУ Росимущества указывает, что земельный участок с кадастровым номером 25:27:030102:1215 является сформированным и предоставление его в аренду для целей, связанных со строительством с предварительным согласованием места размещения объекта, не соответствует действующему законодательству. Полагает, что в соответствии с частью 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам торгов.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.03.2013 серия 25-АБ N 967892 в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 25:27:030102:1215 площадью 33178 кв. м, расположенный примерно в 2095 м на север от ориентира по адресу Приморский край, г. Артем, с. Кневичи, ул. Острякова, 12.
15.12.2014 общество с ограниченной ответственностью "Аэро-Груз" обратилось в ТУ Росимущества с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:27:030102:1215 в аренду сроком на 49 лет для строительства объекта "Технологическая подъездная дорога в аэропорту Владивосток".
Письмом от 26.01.2015 N 08-482 ТУ Росимущества сообщило заявителю о том, что согласно акту о выборе земельного участка и решению предварительном согласовании места размещения объекта площадь согласованного земельного участка составляет 33543 кв. м. В его границы вошел сформированный земельный участок с кадастровым номером 25:27:030102:1215, а также часть земельного участка с кадастровым номером 25:27:030102:361. Следовательно, для предоставления земельного участка площадью 33543 кв. м необходимо его сформировать, для чего выделить часть участка из земельного участка с кадастровым номером 25:27:030102:361 и объединить ее с земельным участком 25:27:030102:1215. Оснований для предоставления участка 25:27:030102:1215 ООО "Аэро-Груз" не имеется, так как в силу подпунктов 3, 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ его предоставление должно осуществляться по результатам торгов.
Посчитав, что данный отказ противоречит закону и нарушает права и законные интересы ООО "Аэро-Груз", общество оспорило его в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы, для признания судом решения незаконным необходима совокупность двух условий: несоответствие данного решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
На дату принятия ТУ Росимущества оспариваемого отказа действовала редакция Земельного кодекса РФ, предусматривавшая, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса (пункт 1 статьи 29 ЗК РФ).
Один из вариантов предоставления земельных участков для строительства предусматривал проведение работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов (подпункт 2 пункта 1 статьи 30 ЗК РФ).
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращались в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (часть 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ). По указанному заявлению орган местного самоуправления обеспечивал выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформлялись актом о выборе земельного участка для строительства.
В пункте 6 статьи 31 ЗК РФ было установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
В то же время, в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 93-ФЗ) на территории Приморского края в исключительном порядке формировались и подлежали предоставлению земельные участки для размещения необходимых для проведения саммита объектов.
Согласно статье 1 Закона N 93-ФЗ настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году и развитием города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Согласно письму Росавиации от 21.11.2012 N КМ1.04-3992 строительство технологической дороги от РД-6 (РД-D) до перрона нового аэровокзального комплекса в аэропорту г. Владивосток является реализацией мероприятия "Реконструкция аэропорта г. Владивосток, Приморский край", которое является мероприятием Подпрограммы "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".
Реализация подобных мероприятий регулируется нормами земельного и гражданского законодательства с особенностями, установленными Законом N 93-ФЗ. Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 93-ФЗ уполномоченными федеральными органами исполнительной власти являются государственные заказчики в соответствии с подпрограммой развития города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 480. Указанным Постановлением определено, что государственными заказчиками являются: Минэкономразвития России, Минобороны России, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство связи, Минрегион России.
Согласно части 4 статьи 4 Закона N 93-ФЗ размещение необходимых для проведения саммита объектов, не указанных в части 2 настоящей статьи может быть предусмотрено документацией по планировке территории или решениями о предварительном согласовании мест их размещения.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.09.2014 по делу N А51-21703/2014 установлено, что 25.09.2013 ООО "Аэро-Груз" был выдан акт N 90 выбора земельного участка для строительства объекта "Технологическая подъездная дорога в аэропорту г. Владивосток", постановлением Администрации Артемовского городского округа Приморского края от 04.10.2013 N 2581-па утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно письму Росавиация N КМ1.04-3992 от 21.11.2012 строительство технологической дороги от РД-6 (РД-D) до перрона нового аэровокзального комплекса в аэропорту г. Владивосток является реализацией мероприятия "Реконструкция аэропорта г. Владивосток, Приморский край", которое является мероприятием Подпрограммы "Развития г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".
В подтверждение полномочий ООО "Аэро-Груз" в качестве главного застройщика указанного объекта и согласования предоставление испрашиваемого земельного участка под строительство Технологической дороги к указанному заявлению обществом были приложены: письмо Минтранса России от 06.04.2012 N АН-5/3608, письмо Росавиации от 24.02.2012 N АН-1.04-613, письмо Росавиации от 26.11.2012 N 6.14-2466.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно приказу Росавиации от 31.07.2012 N 496/1 земельный участок с кадастровым номером 25:27:030102:1215 был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 25:27:030102:362, который имел вид разрешенного использования "для реконструкции аэродромного комплекса Владивосток (Кневичи)".
В настоящее время кадастровый паспорт земельного участка 25:27:030102:1215 содержит сведения о виде его разрешенного использования "для строительства технологической подъездной дороги". Частью 2 статьи 9 Закона N 93-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для строительства необходимых для проведения саммита объектов федерального значения, финансирование строительства которых предусмотрено полностью за счет средств юридических лиц, предоставляются указанным юридическим лицам в аренду на срок сорок девять лет без предварительного согласования мест размещения необходимых для проведения саммита объектов, без проведения торгов и с правом передачи организациям, осуществляющим их строительство, своих прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, а также с правом передачи арендованных земельных участков этим организациям в субаренду.
Соответственно, предоставление спорного земельного участка под строительство технологической дороги от РД-6 (РД-D) до перрона нового аэровокзального комплекса в аэропорту г. Владивосток имеет исключительное значение и такой участок подлежит предоставлению заявителю вне рамок проведения торгов.
Довод ТУ Росимущества о том, что предоставление земельного участка 25:27:030102:1215 невозможно до его объединения с частью земельного участка, подлежащего выделению из земельного участка с кадастровым номером 25:27:030102:361, апелляционной коллегией отклоняется.
Коллегия не видит препятствий к проведению мероприятий по выделению части земельного участка с кадастровым номером 25:27:030102:361 для последующего предоставления ООО "Аэро-Груз" после оформления прав на спорный земельный участок.
Поскольку оспариваемый отказ нарушил права и законные интересы общества, так как создал препятствия в оформлении прав на земельный участок, необходимый для строительства объекта, предусмотренного федеральной целевой программой, требование заявителя обоснованно удовлетворено судом.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд в резолютивной части решения об удовлетворении требования заявителя о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа, отказа в совершении действий, принятии решений указывает на обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок. Применительно в существующей на дату принятия судебного решения от 01.04.2015 процедуре предоставления земельных участков, действующей с 01.03.2015, судом избран надлежащий способ восстановления нарушенных прав заявителя, в виде возложения на ТУ Росимущества обязанности в соответствии с пунктами 5, 6 статьи 39.17 ЗК РФ подготовить проект договора аренды спорного земельного участка, подписать его и направить проект договора для подписания заявителю.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.04.2015 по делу N А51-2116/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2015 N 05АП-4295/2015 ПО ДЕЛУ N А51-2116/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2015 г. N 05АП-4295/2015
Дело N А51-2116/2015
Резолютивная часть постановления оглашена 02 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае,
апелляционное производство N 05АП-4295/2015
на решение от 01.04.2015
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-2116/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аэро-Груз" (ИНН 2540041326, ОГРН 1022502266380, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 05.12.2001)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.08.2009)
о признании незаконным решения, оформленного письмом от 26.01.2015 N 08-482, в части отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:27:030102:1215, и об обязании ответчика принять решение о предоставлении обществу указанного земельного участка в аренду сроком на 49 лет,
при участии:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: представитель Федосова А.А. по доверенности от 24.09.2014 N 03-10555, сроком на один год, удостоверение N 0218;
- от ООО "Аэро-Груз": представитель Цыбуля Е.А. по доверенности от 12.01.2015, сроком до 31.12.2015, паспорт; представитель Железный А.В. по доверенности от 04.07.2014, сроком на один год, паспорт.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аэро-Груз" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее по тексту - "ТУ Росимущества"), оформленного письмом от 26.01.2015 N 08-482, в части отказа в предоставлении ООО "АЭРО-ГРУЗ" земельного участка с кадастровым номером 25:27:030102:1215, и об обязании ТУ Росимущества принять решение о предоставлении обществу указанного земельного участка в аренду сроком на 49 лет.
Решением от 01.04.2015 суд признал решение ТУ Росимущества, оформленного письмом от 26.01.2015 N 08-482, в части отказа в предоставлении ООО "АЭРО-ГРУЗ" земельного участка с кадастровым номером 25:27:030102:1215 незаконным и обязал ТУ Росимущества осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:27:030102:1215 в трех экземплярах, их подписание и направление для подписания обществу с ограниченной ответственностью "АЭРО-ГРУЗ" в 30-дневный срок.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ТУ Росимущества обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ТУ Росимущества указывает, что земельный участок с кадастровым номером 25:27:030102:1215 является сформированным и предоставление его в аренду для целей, связанных со строительством с предварительным согласованием места размещения объекта, не соответствует действующему законодательству. Полагает, что в соответствии с частью 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам торгов.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.03.2013 серия 25-АБ N 967892 в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 25:27:030102:1215 площадью 33178 кв. м, расположенный примерно в 2095 м на север от ориентира по адресу Приморский край, г. Артем, с. Кневичи, ул. Острякова, 12.
15.12.2014 общество с ограниченной ответственностью "Аэро-Груз" обратилось в ТУ Росимущества с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:27:030102:1215 в аренду сроком на 49 лет для строительства объекта "Технологическая подъездная дорога в аэропорту Владивосток".
Письмом от 26.01.2015 N 08-482 ТУ Росимущества сообщило заявителю о том, что согласно акту о выборе земельного участка и решению предварительном согласовании места размещения объекта площадь согласованного земельного участка составляет 33543 кв. м. В его границы вошел сформированный земельный участок с кадастровым номером 25:27:030102:1215, а также часть земельного участка с кадастровым номером 25:27:030102:361. Следовательно, для предоставления земельного участка площадью 33543 кв. м необходимо его сформировать, для чего выделить часть участка из земельного участка с кадастровым номером 25:27:030102:361 и объединить ее с земельным участком 25:27:030102:1215. Оснований для предоставления участка 25:27:030102:1215 ООО "Аэро-Груз" не имеется, так как в силу подпунктов 3, 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ его предоставление должно осуществляться по результатам торгов.
Посчитав, что данный отказ противоречит закону и нарушает права и законные интересы ООО "Аэро-Груз", общество оспорило его в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы, для признания судом решения незаконным необходима совокупность двух условий: несоответствие данного решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
На дату принятия ТУ Росимущества оспариваемого отказа действовала редакция Земельного кодекса РФ, предусматривавшая, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса (пункт 1 статьи 29 ЗК РФ).
Один из вариантов предоставления земельных участков для строительства предусматривал проведение работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов (подпункт 2 пункта 1 статьи 30 ЗК РФ).
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращались в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (часть 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ). По указанному заявлению орган местного самоуправления обеспечивал выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформлялись актом о выборе земельного участка для строительства.
В пункте 6 статьи 31 ЗК РФ было установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
В то же время, в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 93-ФЗ) на территории Приморского края в исключительном порядке формировались и подлежали предоставлению земельные участки для размещения необходимых для проведения саммита объектов.
Согласно статье 1 Закона N 93-ФЗ настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году и развитием города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Согласно письму Росавиации от 21.11.2012 N КМ1.04-3992 строительство технологической дороги от РД-6 (РД-D) до перрона нового аэровокзального комплекса в аэропорту г. Владивосток является реализацией мероприятия "Реконструкция аэропорта г. Владивосток, Приморский край", которое является мероприятием Подпрограммы "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".
Реализация подобных мероприятий регулируется нормами земельного и гражданского законодательства с особенностями, установленными Законом N 93-ФЗ. Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 93-ФЗ уполномоченными федеральными органами исполнительной власти являются государственные заказчики в соответствии с подпрограммой развития города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 480. Указанным Постановлением определено, что государственными заказчиками являются: Минэкономразвития России, Минобороны России, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство связи, Минрегион России.
Согласно части 4 статьи 4 Закона N 93-ФЗ размещение необходимых для проведения саммита объектов, не указанных в части 2 настоящей статьи может быть предусмотрено документацией по планировке территории или решениями о предварительном согласовании мест их размещения.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.09.2014 по делу N А51-21703/2014 установлено, что 25.09.2013 ООО "Аэро-Груз" был выдан акт N 90 выбора земельного участка для строительства объекта "Технологическая подъездная дорога в аэропорту г. Владивосток", постановлением Администрации Артемовского городского округа Приморского края от 04.10.2013 N 2581-па утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно письму Росавиация N КМ1.04-3992 от 21.11.2012 строительство технологической дороги от РД-6 (РД-D) до перрона нового аэровокзального комплекса в аэропорту г. Владивосток является реализацией мероприятия "Реконструкция аэропорта г. Владивосток, Приморский край", которое является мероприятием Подпрограммы "Развития г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".
В подтверждение полномочий ООО "Аэро-Груз" в качестве главного застройщика указанного объекта и согласования предоставление испрашиваемого земельного участка под строительство Технологической дороги к указанному заявлению обществом были приложены: письмо Минтранса России от 06.04.2012 N АН-5/3608, письмо Росавиации от 24.02.2012 N АН-1.04-613, письмо Росавиации от 26.11.2012 N 6.14-2466.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно приказу Росавиации от 31.07.2012 N 496/1 земельный участок с кадастровым номером 25:27:030102:1215 был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 25:27:030102:362, который имел вид разрешенного использования "для реконструкции аэродромного комплекса Владивосток (Кневичи)".
В настоящее время кадастровый паспорт земельного участка 25:27:030102:1215 содержит сведения о виде его разрешенного использования "для строительства технологической подъездной дороги". Частью 2 статьи 9 Закона N 93-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для строительства необходимых для проведения саммита объектов федерального значения, финансирование строительства которых предусмотрено полностью за счет средств юридических лиц, предоставляются указанным юридическим лицам в аренду на срок сорок девять лет без предварительного согласования мест размещения необходимых для проведения саммита объектов, без проведения торгов и с правом передачи организациям, осуществляющим их строительство, своих прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, а также с правом передачи арендованных земельных участков этим организациям в субаренду.
Соответственно, предоставление спорного земельного участка под строительство технологической дороги от РД-6 (РД-D) до перрона нового аэровокзального комплекса в аэропорту г. Владивосток имеет исключительное значение и такой участок подлежит предоставлению заявителю вне рамок проведения торгов.
Довод ТУ Росимущества о том, что предоставление земельного участка 25:27:030102:1215 невозможно до его объединения с частью земельного участка, подлежащего выделению из земельного участка с кадастровым номером 25:27:030102:361, апелляционной коллегией отклоняется.
Коллегия не видит препятствий к проведению мероприятий по выделению части земельного участка с кадастровым номером 25:27:030102:361 для последующего предоставления ООО "Аэро-Груз" после оформления прав на спорный земельный участок.
Поскольку оспариваемый отказ нарушил права и законные интересы общества, так как создал препятствия в оформлении прав на земельный участок, необходимый для строительства объекта, предусмотренного федеральной целевой программой, требование заявителя обоснованно удовлетворено судом.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд в резолютивной части решения об удовлетворении требования заявителя о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа, отказа в совершении действий, принятии решений указывает на обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок. Применительно в существующей на дату принятия судебного решения от 01.04.2015 процедуре предоставления земельных участков, действующей с 01.03.2015, судом избран надлежащий способ восстановления нарушенных прав заявителя, в виде возложения на ТУ Росимущества обязанности в соответствии с пунктами 5, 6 статьи 39.17 ЗК РФ подготовить проект договора аренды спорного земельного участка, подписать его и направить проект договора для подписания заявителю.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.04.2015 по делу N А51-2116/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)