Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 01.12.2014 ПО ДЕЛУ N А56-79127/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2014 г. по делу N А56-79127/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В., при участии от Правительства Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 09.01.2014 N 07-125/45), Стериной О.О. (доверенность от 09.01.2014 N 07-125/8), от Комитета по строительству Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 27.12.2013 N 17598/2013), от общества с ограниченной ответственностью "Радуга" Арешкина К.В. (доверенность от 18.07.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2014 (судья Чуватина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу N А56-79127/2013,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Радуга", место нахождения: 192288, Санкт-Петербург, Бухарестская ул., д. 118, к. 1, оф. 179, ОГРН 1089847326733, ИНН 7806394353 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу земельного участка площадью 1470 кв. м с кадастровым номером 78:10:0521601:5789, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Науки, участок 1 (западнее дома N 4, корп. 1, лит. А по пр. Науки), для строительства амбулаторно-поликлинического учреждения (медицинского центра); обязании Правительства принять решение о предоставлении названного земельного участка Обществу для строительства указанного объекта в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397 (далее - Комитет).
Решением от 31.03.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 данное решение оставлено без изменения.
Правительство и Комитет в кассационной жалобе просят отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального и процессуального права. По мнению подателей жалобы, на момент утверждения акта о выборе земельного участка от 30.12.2010 N 4685 земельный участок был сформирован и не мог быть предоставлен по процедуре предварительного согласования места размещения объекта; информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка проведено с нарушением установленной процедуры; наличие на земельном участке временного сооружения, а также инженерных сетей препятствует его предоставлению в аренду под строительство; обжалуемое решение суда не исполнимо, поскольку земельный участок не может быть предоставлен в аренду до получения актуальной информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения в связи с истечением срока действия ранее выданных технических условий.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что на момент утверждения акта о выборе земельного участка его границы не были установлены, в связи с чем участок не считается сформированным; информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка проведено в установленном порядке; объекты недвижимости, наличие которых могло бы препятствовать предоставлению участка, на участке отсутствуют; расположение в границах участка инженерных сетей таким препятствием также не является.
В судебном заседании представители Правительства и Комитета поддержали кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства от 22.12.2009 N 1477 Обществу разрешено проведение изыскательских работ на земельном участке площадью 1470 кв. м с кадастровым номером 78:10:5216А:23, расположенном по адресу: Калининский район, пр. Науки, участок 1 (западнее дома N 4, корп. 1, лит. А по пр. Науки), в целях определения возможности проектирования и строительства амбулаторно-поликлинического учреждения (медицинского центра).
На основании указанного постановления КУГИ и Общество заключили договор от 22.03.2010 N 04-ЗКИ02974 аренды земельного участка для проведения изыскательских работ в целях определения возможности проектирования и строительства амбулаторно-поликлинического учреждения (медицинского центра) на срок с 27.02.2010 по 26.01.2011.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 4685 утвержден акт о выборе земельного участка общей площадью 1470 кв. м по указанному выше адресу для строительства амбулаторно-поликлинического учреждения (медицинского центра).
10.04.2013 произведен государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1470 кв. м, участку присвоен кадастровый номер 78:10:0521601:5789.
По заказу Общества произведена оценка рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости - земельный участок по указанному выше адресу, предназначенный для строительства здания медицинского центра (амбулаторно-поликлинического учреждения).
12.11.2013 Общество обратилось в Комитет как уполномоченный Правительством орган с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка под строительство амбулаторно-поликлинического учреждения (медицинского центра), приложив пакет документов.
Общество, ссылаясь на то, что все необходимые документы были представлены и соблюдена процедура, предшествующая предоставлению земельного участка под строительство, однако в установленные сроки решение о предоставлении земельного участка под строительство не принято, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Порядок предоставления земельных участков под строительство регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции".
В данном случае в отношении спорного земельного участка была начата процедура его предоставления под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Как установлено судами, все этапы, предшествующие принятию решения о предоставлении земельного участка под строительство по указанной процедуре, Обществом были выполнены, необходимые документы представлены в Комитет.
Подробно исследовав и надлежащим образом оценив все доводы Правительства и Комитета, суды пришли к обоснованному выводу о том, что препятствий для предоставления Обществу земельного участка под строительство и оснований для отказа в предоставлении ему земельного участка не имелось.
Суды признали, что информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка было произведено в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге"; до сведения населения была доведена необходимая информация; доказательства нарушения прав и законных интересов граждан строительством на участке медицинского центра не представлены. По сообщению администрации Калининского района Санкт-Петербурга, письменных предложений и замечаний по указанному вопросу в администрацию не поступало.
Доказательства наличия на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости не представлены, а нахождение на участке временных сооружений не является препятствием для его предоставления Обществу.
Довод подателей жалобы о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, прошедшем кадастровый учет, опровергается приобщенным к делу кадастровым паспортом испрашиваемого земельного участка от 10.04.2013, согласно которому сведения о земельном участке площадью 1470 кв. м с кадастровым номером 78:10:0521601:5789 внесены в государственный кадастр недвижимости 10.04.2013. На момент утверждения акта о выборе земельного участка его границы не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований считать участок сформированным в установленном порядке.
Расположение в пределах земельного участка инженерных сетей само по себе не препятствует предоставлению земельного участка под строительство с учетом имеющегося в деле согласования газораспределительной организации.
Истечение к моменту вынесения решения суда по настоящему делу срока действия некоторых из технических условий подключения и необходимость в связи с этим, по утверждению подателей жалобы, получить новые технические условия не свидетельствует о неисполнимости судебного акта и о наличии оснований для иной оценки допущенного Правительством бездействия.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам, что со стороны Правительства, которое в установленные сроки не приняло решение о предоставлении Обществу земельного участка под строительство при отсутствии оснований для отказа в предоставлении участка, было допущено незаконное бездействие, и удовлетворили заявленные требования.
Доводов, которые не были бы заявлены Правительством и Комитетом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций и которым суды не дали бы надлежащую оценку, в кассационной жалобе не содержится.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.10.2014 по ходатайству Правительства и Комитета исполнение решения от 31.03.2014 было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы и оставлением обжалуемых судебных актов в силе приостановление исполнения решения от 31.03.2014 следует отменить.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 по делу N А56-79127/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 31.03.2014 отменить.

Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА

Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
А.В.КАДУЛИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)