Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 26 февраля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 28 февраля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Апаркина В.Н., Александрова А.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Слепухина А.Ш., доверенность от 10 сентября 2013 г.,
от ответчика - Белоусова Е.М., доверенность от 26 декабря 2013 г. N 367,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 декабря 2013 г. по делу N А55-20954/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Триада" (ИНН 6319012643, ОГРН 1026301699544), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Глава городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Триада" (далее Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) с заявлением о признании незаконным решения N 12-1/2052/13 от 29.07.2013 г. об отказе в предоставлении заявителю в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Тувинская (в районе уч. 38) и о возложении на ответчика обязанности по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения и законных интересов Общества.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 декабря 2013 г. по делу N А55-20954/2013 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/2052/13 от 29.07.2013 г. об отказе в предоставлении заявителю в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Тувинская (в районе уч. 38). На ответчика возложена обязанность по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Министерства имущественных отношений Самарской области от 02.04.2007 г. N 06-28/1-2503 распоряжением администрации Кировского района городского округа Самара N 127 от 20.04.2007 г. "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: 18 км, ул. Тувинская (в районе уч.38)" утвержден проект границ земельного участка площадью 60, 0 кв. м, относящегося по категории к землям поселений, под установку временного магазина "Продукты", с приложением проекта границ.
Распоряжением администрации Кировского района городского округа Самара N 204 от 29.05.2007 г. внесены изменения в пункт 1 Распоряжения Администрации Кировского района городского округа Самара от 20.04.2007 г. N 127 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч. 38)".
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Самарской области "О Земле", постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке расположения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" издан приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.08.2007 N 1126 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч. 38), согласно которому ООО "Триада" предоставлен земельный участок площадью 60 кв. м. расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч.38), для использования под установку временного магазина "Продукты" с дальнейшей эксплуатацией, в границах согласно проекту границ земельного участка.
Из материалов дела следует, что ООО "Триада" согласно приказу Министерства имущественных отношений Самарской области N 1126 от 27.08.2007 г. было обеспечено внесение сведений о земельном участке в государственный земельный кадастр и получен кадастровый паспорт, в котором была допущена ошибка в части указания объекта.
На основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 1126 от 27.08.2007 г. ООО "Триада" произведено межевание земельного участка, площадью 60 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область. г. Самара, Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч. 38) и получен межевой план 20.12.2012 г.
Из материалов дела также следует, что договор аренды не заключен, приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.08.2007 г. N 1126 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч. 38), площадью 60 кв. м, отменен.
В силу пункта 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при постановке земельного участка на кадастровый учет выдается кадастровый паспорт объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат обязательному включению следующие сведения о земельном участке: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ; площадь, определенная с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
Пункт 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам утвержденных Постановлением Правительства РФ N 660 oт 06.09.2000 г., кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации, органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
В этой связи только после проведения кадастрового учета и присвоения кадастрового номера, земельный участок может выступать объектом гражданских и земельных правоотношений.
Из материалов дела следует, что на спорный земельный участок 13.02.2013 г. Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области выдан кадастровый паспорт за номером N 63-00-102/13-60459. Кадастровый номер спорного земельного участка N 63:01:0213002:1349, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 12.02.2012 г.
Из пояснений представителя заявителя и материалов дела следует, что в апреле 2013 г. ООО "Триада" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о заключении договора аренды на земельный участок.
Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 20.05.2013 г. исх. N 06-28/1-2503/06 возвратило пакет документов, указав, что договор аренды не заключен.
18.07.2013 г. ООО "Триада" вновь обратилось в заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 60 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч.38). Согласно расписке N 12-1/2052/13 ООО "Триада" были предоставлены все необходимые документы.
Письмом N 12-1/2052/13 от 29.07.2013 г. Министерство имущественных отношений Самарской области отказало обществу в предоставлении в аренду земельного участка, площадью 60 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч.38).
Ответчик указывает на невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка на праве аренды, так как Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Законом Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" установлена обязанность органов местного самоуправления городского округа Самара по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара. Указанная схема была утверждена Постановлением Главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377. Исходя из утвержденной схемы размещение каких-либо торговых объектов на земельном участке, испрашиваемом ООО "Триада", не предусмотрено.
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество обращалось к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
При этом законность оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц должна проверяться судами на соответствие законодательству, действующему в период принятия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, совершения действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, а не на момент рассмотрения дела в суде.
Абзацем 6 пункта 3.1 Порядка, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа, предусматривалась возможность предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или в аренду.
Таким образом, в рассматриваемом случае подлежат применению при рассмотрении настоящего дела положения нормативного акта, действующие в период принятия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, совершения действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.07.2013 г. по делу N А55-28199/2012.
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер.
Суд находит необоснованным довод министерства о том, что поскольку размещение нестационарного объекта ООО "Триада" на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самары N 377 от 19.04.2013 г., предоставление испрашиваемого земельного участка является невозможным.
При этом заинтересованное лицо при рассмотрении заявления общества применило нормативный акт, не подлежащий применению, распространив в нарушение пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие постановления администрации городского округа Самары N 377 от 19.04.2013 г. на отношения, возникшие до введения его в действие, хотя это прямо не предусмотрено законом.
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего.
Факт наличия либо отсутствия его в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, не может служить препятствием дальнейшего размещения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта ООО "Триада".
Установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что решение Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/2052/13 от 29.07.2013 г. об отказе ООО "Триада" в предоставлении заявителю в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Тувинская (в районе уч. 38), не соответствует требованиям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, Порядку предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, что является основанием в соответствии со ст. 201 АПК РФ для признания его незаконным.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 декабря 2013 г. по делу N А55-20954/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
В.Н.АПАРКИН
А.И.АЛЕКСАНДРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.02.2014 N 11АП-1375/2014 ПО ДЕЛУ N А55-20954/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2014 г. по делу N А55-20954/2013
Резолютивная часть постановления объявлена: 26 февраля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 28 февраля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Апаркина В.Н., Александрова А.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Слепухина А.Ш., доверенность от 10 сентября 2013 г.,
от ответчика - Белоусова Е.М., доверенность от 26 декабря 2013 г. N 367,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 декабря 2013 г. по делу N А55-20954/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Триада" (ИНН 6319012643, ОГРН 1026301699544), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Глава городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Триада" (далее Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) с заявлением о признании незаконным решения N 12-1/2052/13 от 29.07.2013 г. об отказе в предоставлении заявителю в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Тувинская (в районе уч. 38) и о возложении на ответчика обязанности по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения и законных интересов Общества.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 декабря 2013 г. по делу N А55-20954/2013 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/2052/13 от 29.07.2013 г. об отказе в предоставлении заявителю в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Тувинская (в районе уч. 38). На ответчика возложена обязанность по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Министерства имущественных отношений Самарской области от 02.04.2007 г. N 06-28/1-2503 распоряжением администрации Кировского района городского округа Самара N 127 от 20.04.2007 г. "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: 18 км, ул. Тувинская (в районе уч.38)" утвержден проект границ земельного участка площадью 60, 0 кв. м, относящегося по категории к землям поселений, под установку временного магазина "Продукты", с приложением проекта границ.
Распоряжением администрации Кировского района городского округа Самара N 204 от 29.05.2007 г. внесены изменения в пункт 1 Распоряжения Администрации Кировского района городского округа Самара от 20.04.2007 г. N 127 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч. 38)".
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Самарской области "О Земле", постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке расположения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" издан приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.08.2007 N 1126 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч. 38), согласно которому ООО "Триада" предоставлен земельный участок площадью 60 кв. м. расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч.38), для использования под установку временного магазина "Продукты" с дальнейшей эксплуатацией, в границах согласно проекту границ земельного участка.
Из материалов дела следует, что ООО "Триада" согласно приказу Министерства имущественных отношений Самарской области N 1126 от 27.08.2007 г. было обеспечено внесение сведений о земельном участке в государственный земельный кадастр и получен кадастровый паспорт, в котором была допущена ошибка в части указания объекта.
На основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 1126 от 27.08.2007 г. ООО "Триада" произведено межевание земельного участка, площадью 60 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область. г. Самара, Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч. 38) и получен межевой план 20.12.2012 г.
Из материалов дела также следует, что договор аренды не заключен, приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.08.2007 г. N 1126 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч. 38), площадью 60 кв. м, отменен.
В силу пункта 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при постановке земельного участка на кадастровый учет выдается кадастровый паспорт объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат обязательному включению следующие сведения о земельном участке: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ; площадь, определенная с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
Пункт 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам утвержденных Постановлением Правительства РФ N 660 oт 06.09.2000 г., кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации, органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
В этой связи только после проведения кадастрового учета и присвоения кадастрового номера, земельный участок может выступать объектом гражданских и земельных правоотношений.
Из материалов дела следует, что на спорный земельный участок 13.02.2013 г. Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области выдан кадастровый паспорт за номером N 63-00-102/13-60459. Кадастровый номер спорного земельного участка N 63:01:0213002:1349, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 12.02.2012 г.
Из пояснений представителя заявителя и материалов дела следует, что в апреле 2013 г. ООО "Триада" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о заключении договора аренды на земельный участок.
Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 20.05.2013 г. исх. N 06-28/1-2503/06 возвратило пакет документов, указав, что договор аренды не заключен.
18.07.2013 г. ООО "Триада" вновь обратилось в заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 60 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч.38). Согласно расписке N 12-1/2052/13 ООО "Триада" были предоставлены все необходимые документы.
Письмом N 12-1/2052/13 от 29.07.2013 г. Министерство имущественных отношений Самарской области отказало обществу в предоставлении в аренду земельного участка, площадью 60 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч.38).
Ответчик указывает на невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка на праве аренды, так как Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Законом Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" установлена обязанность органов местного самоуправления городского округа Самара по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара. Указанная схема была утверждена Постановлением Главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377. Исходя из утвержденной схемы размещение каких-либо торговых объектов на земельном участке, испрашиваемом ООО "Триада", не предусмотрено.
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество обращалось к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
При этом законность оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц должна проверяться судами на соответствие законодательству, действующему в период принятия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, совершения действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, а не на момент рассмотрения дела в суде.
Абзацем 6 пункта 3.1 Порядка, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа, предусматривалась возможность предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или в аренду.
Таким образом, в рассматриваемом случае подлежат применению при рассмотрении настоящего дела положения нормативного акта, действующие в период принятия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, совершения действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.07.2013 г. по делу N А55-28199/2012.
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер.
Суд находит необоснованным довод министерства о том, что поскольку размещение нестационарного объекта ООО "Триада" на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самары N 377 от 19.04.2013 г., предоставление испрашиваемого земельного участка является невозможным.
При этом заинтересованное лицо при рассмотрении заявления общества применило нормативный акт, не подлежащий применению, распространив в нарушение пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие постановления администрации городского округа Самары N 377 от 19.04.2013 г. на отношения, возникшие до введения его в действие, хотя это прямо не предусмотрено законом.
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего.
Факт наличия либо отсутствия его в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, не может служить препятствием дальнейшего размещения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта ООО "Триада".
Установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что решение Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/2052/13 от 29.07.2013 г. об отказе ООО "Триада" в предоставлении заявителю в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Тувинская (в районе уч. 38), не соответствует требованиям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, Порядку предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, что является основанием в соответствии со ст. 201 АПК РФ для признания его незаконным.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 декабря 2013 г. по делу N А55-20954/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
В.Н.АПАРКИН
А.И.АЛЕКСАНДРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)