Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Уполномоченным органом отказано истице в предоставлении земельного участка бесплатно ввиду неправомерного ее включения в очередь на предоставление земельного участка в связи с отсутствием детей в возрасте до 18 лет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего И.А. Чемякиной
судей О.Ю. Поздняковой, Е.П. Иском
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 декабря 2014 г. дело по заявлению прокурора Хабаровского края в интересах М.Л. о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Хабаровского края в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, обязании предоставить земельный участок в собственность бесплатно по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Хабаровского края на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 17 сентября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Иском Е.П., пояснения представителя Министерства имущественных отношений Хабаровского края Л., представителей Министерства социальной защиты населения Хабаровского края К., Ш., заявителя М.Л., представителя заявителя М.Р., судебная коллегия
установила:
Прокурор Хабаровского края обратился в суд в интересах М.Л. с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Хабаровского края в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, обязании предоставить земельный участок в собственность бесплатно. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Хабаровского края на основании обращения М.Л. от ДД.ММ.ГГГГ., проведена проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей, обратившимся с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и поставленным на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно. В ходе проверки установлено, что на основании заявления М.Л. распоряжением КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" поставлена на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно на территории <адрес>, как гражданин, имеющий трех и более детей, под номером N. ДД.ММ.ГГГГ. М.Л. обратилась в министерство с заявлением на организацию работ по формированию земельного участка для строительства одноквартирного жилого дома по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. министерством направлено письмо М.Л. о результатах рассмотрения комплекта документов по земельному участку, расположенному по <адрес> для строительства одноквартирного дома, согласно которому завершена работа по формированию земельного участка, и с целью получения земельного участка ей необходимо поставить земельный участок на государственный кадастровый учет и обратиться в министерство с заявлением о его предоставлении. Проверкой установлено исполнение заявителем возложенных министерством обязанностей по указанному письму. ДД.ММ.ГГГГ. М.Л. обратилась в министерство с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. министерством отказано М.Л. в предоставлении земельного участка бесплатно ввиду неправомерного ее включения министерством социальной защиты населения края в очередь на предоставление земельного участка в связи с отсутствием детей в возрасте до 18 лет. Полагает, что принятое решение является незаконным, поскольку Порядком организации работы по учету граждан, имеющих трех и более детей, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и Порядком организации работы по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и поставленным на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно, не предусмотрено оснований для отказа в предоставлении земельного участка, в том числе после получения документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка. Кроме того, полномочия по принятию решения о наличии оснований для постановки на учет многодетных граждан для предоставления земельных участков возложена на министерство социальной защиты населения Хабаровского края, то есть в полномочия министерства имущественных отношений не входит. С учетом уточненных требований просит признать отказ заместителя министра имущественных отношений Хабаровского края по вопросам земельных отношений ФИО от ДД.ММ.ГГГГ. в предоставлении М.Л. земельного участка в собственность бесплатно для строительства одноквартирного жилого дома - незаконным, обязать министерство осуществить предоставление М.Л. земельного участка, расположенного в 43 метрах по направлению на север от ориентира, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность бесплатно для строительства одноквартирного жилого дома в соответствии с процедурой, предусмотренной Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 17 сентября 2014 года заявление прокурора Хабаровского края удовлетворено. Отказ Министерства имущественных отношений Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении М.Л. земельного участка в собственность бесплатно признан незаконным. На Министерство имущественных отношений Хабаровского края возложена обязанность осуществить предоставление М.Л. земельного участка, расположенного в 43 метрах по направлению на север от ориентира, расположенного по адресу: <адрес> собственность бесплатно для строительства одноквартирного жилого дома, в порядке предусмотренном Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.04.2007 года N 85-пр.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Хабаровского края Л. с решением суда не согласна, считает его вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на нарушение правил подсудности при разрешении данного спора. Кроме того, судом вынесено решение с превышением пределов компетенции и с нарушением ст. 10 Конституции РФ, установившей принцип разделения властей и их самостоятельность. Также полагают, что суд вышел за пределы спора. Так, суд решением обязал Министерство осуществить предоставление М.Л. земельного участка. Однако при принятии судом решения в данной части не учел, что решение вопроса о предоставлении земельного участка действующее законодательство относит к исключительной компетенции Министерства. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа государственной власти на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных полномочий. Кроме того, гр. М.Л. обратилась в Министерство с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, а не за предоставлением земельного участка. Помимо этого, суд, разрешая вопрос о предоставлении земельного участка в собственность, не установил его как объект недвижимости (кадастровый номер, площадь), а также не исследовал вопрос об отсутствии прав третьих лиц на данный земельный участок. Также в решении судом применено постановление Правительства края от 31.08.2011 N 292-пр, утратившее силу на момент рассмотрения дела и дачи Министерством обжалуемого ответа ДД.ММ.ГГГГ года. Таким образом, суд применил нормы, не подлежащие применению. Согласно ст. 54 Семейного кодекса РФ, Конвенции о правах ребенка, ребенком является лицо, не достигшее возраста 18 лет. Устанавливая механизм реализации предоставления земельных участков многодетным гражданам, законодатель определил, что земельные участки предоставляются гражданам, имеющим 3-х и более детей в соответствии с федеральным и международным законодательством. Необходимым условием является наличие 3-х и более детей в возрасте до 18 лет. Судом ошибочно сделан вывод о законности постановки заявителя на учет, а также наличия у него права на предоставление земельного участка. Просит решение суда отменить, направить дело на рассмотрение в суд Центрального района г. Хабаровска.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Хабаровского края Волков В.А. полагает, что решение суда принято при точном соблюдении норм материального и процессуального права. Довод жалобы о нарушении судом правил подсудности является не состоятельным, поскольку данное дело рассмотрено судом в соответствии с ч. 1 ст. 30 ГПК РФ. Довод жалобы о том, что судом вынесено решение с превышением пределов компетенции и с нарушением ст. 10 Конституции РФ, не нашел своего подтверждения. В соответствии с п. 3 "Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за январь - июль 2014 года" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.09.2014) суд вправе обязать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, совершить действия, вытекающие из их полномочий в области государственного управления. Таким образом, суд, установив, что министерство имущественных отношений края незаконно отказало в предоставлении земельного участка гражданину, состоящему на очереди для получения земельного участка в собственность бесплатно, правомерно удовлетворил заявленные требования в части возложения на ответчика обязанности предоставить земельный участок. Нормы материального права применены судом верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
В силу абз. 2 ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Закона Хабаровского края от 29.06.2011 г. N 100 "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края" (в редакции от 29.06.2011 г., действовавшей на момент подачи заявления М.Л.) данный закон устанавливает случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края, а также устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно.
Статьей 3 Закона N 100 предусмотрено, что порядок организации работы по учету граждан, подавших заявление, и порядок организации работы по формированию и предоставлению гражданам земельных участков в собственность бесплатно устанавливаются Правительством края.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Хабаровского края от 31 августа 2011 г. N 292-пр "Об утверждении порядка организации работы по учету граждан, имеющих трех и более детей, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, и порядка организации работы по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и поставленным на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно", (действовавшего на момент подачи заявления М.Л.) определено уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края по учету граждан, имеющих трех и более детей, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, министерство социальной защиты населения Хабаровского края в лице подведомственных ему краевых государственных казенных учреждений - центров социальной поддержки населения.
Согласно п. 5 данного Постановления определено уполномоченными органами исполнительной власти Хабаровского края по формированию и бесплатному предоставлению в собственность гражданам земельных участков, находящихся в государственной собственности Хабаровского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Хабаровск" для индивидуального жилищного или дачного строительства министерство строительства Хабаровского края и министерство имущественных отношений Хабаровского края в соответствии с их компетенцией, установленной постановлениями Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2007 г. N 85-пр "Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск", от 16 марта 2009 г. N 81-пр "О Порядке организации работы по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Хабаровского края, для целей, связанных со строительством".
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ М.Л. обратилась в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" с заявлением о постановке на учет и предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Распоряжением КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" М.Л. поставлена на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно на территории г. Хабаровска.
ДД.ММ.ГГГГ. М.Л. обратилась в Министерство имущественных отношений Хабаровского края с заявлением на организацию работ по формированию земельного участка для строительства одноквартирного жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ. М.Л. сообщено о получении всей необходимой информации для завершения работ по формированию земельного участка; необходимости заключения договора на проведение кадастровых работ; необходимостью обращения в министерство с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. После получения кадастрового паспорта рекомендовано обратиться с заявлением в министерство о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно с приложением оригинала кадастрового паспорта.
ДД.ММ.ГГГГ. М.Л. в адрес Министерства имущественных отношений направлено заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в 43 метрах по направлению на север от ориентира, расположенного по адресу: <адрес>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. N Министерством имущественных отношений Хабаровского края М.Л. отказано в предоставлении земельного участка, в связи с отсутствием несовершеннолетних детей.
Согласно п. п. 3 п. 4 ст. 6 Закона Хабаровского края N 100 граждане снимаются с учета на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в случае установления факта постановки на учет с использованием подложных документов и (или) недостоверных сведений, послуживших основанием для принятия на учет.
В силу п. 5.1 Порядка организации работы по учету граждан, имеющих трех и более детей, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.08.2013 г. N 226-пр, граждане снимаются с учета Учреждением по месту нахождения земельного участка посредством внесения в журнал очередности отметки о снятии с учета и иных сведений, предусмотренных настоящим Порядком.
Суду не представлено документов, свидетельствующих о снятии М.Л. с учета граждан имеющих трех и более детей, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, на основании чего, Министерство имущественных отношений Хабаровского края не имело правовых оснований ссылаться на данные обстоятельства в письме от ДД.ММ.ГГГГ. N, и указывать их как основание для отказа в предоставлении сформированного за ее счет земельного участка.
Кроме того, пунктом 3 статьи 2 Закона N 100, действовавшего в период подачи заявления М.Л., предусмотрено, что к заявлению прилагаются копии следующих документов: паспорта гражданина Российской Федерации; свидетельств о рождении (усыновлении, удочерении) каждого из детей.
Принимая заявление М.Л. совместно с копиями свидетельств о рождении детей заявителя, органы государственной власти фактически подтвердили право на постановку ее на учет и предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
Установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции правил подсудности, судебной коллегией не принимаются.
В силу ч. 2 ст. 254 ГПК РФ заявление об оспаривании действий государственных органов подается в суд в соответствии с общими правилами подсудности, с учетом особенностей предусмотренных указанной статьей.
Согласно ч. 1 ст. 30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.
Учитывая, что М.Л. заявлено требование о предоставлении ей земельного участка по <адрес>, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том что при рассмотрении дела подлежат применению положения ст. 30 ГПК РФ об исключительной подсудности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения превышены полномочия, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку на заявление М.Л. об утверждении схемы расположения границ земельного участка, Министерство имущественных отношений края дало ответ об отказе в предоставлении земельного участка, тем самым нарушив право заявителя на предоставление земельного участка, которое могло быть восстановлено только путем возложения обязанности предоставить испрашиваемый земельный участок. Кроме того, судебным решением установлено, что предоставление земельного участка должно осуществляться в соответствии с предусмотренным законодательством порядком.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 17 сентября 2014 года по делу по заявлению прокурора Хабаровского края в интересах М.Л. о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Хабаровского края в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, обязании предоставить земельный участок в собственность бесплатно оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий
И.А.ЧЕМЯКИНА
Судьи
О.Ю.ПОЗДНЯКОВА
Е.П.ИСКОМ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-7877
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Уполномоченным органом отказано истице в предоставлении земельного участка бесплатно ввиду неправомерного ее включения в очередь на предоставление земельного участка в связи с отсутствием детей в возрасте до 18 лет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 декабря 2014 г. по делу N 33-7877
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего И.А. Чемякиной
судей О.Ю. Поздняковой, Е.П. Иском
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 декабря 2014 г. дело по заявлению прокурора Хабаровского края в интересах М.Л. о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Хабаровского края в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, обязании предоставить земельный участок в собственность бесплатно по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Хабаровского края на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 17 сентября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Иском Е.П., пояснения представителя Министерства имущественных отношений Хабаровского края Л., представителей Министерства социальной защиты населения Хабаровского края К., Ш., заявителя М.Л., представителя заявителя М.Р., судебная коллегия
установила:
Прокурор Хабаровского края обратился в суд в интересах М.Л. с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Хабаровского края в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, обязании предоставить земельный участок в собственность бесплатно. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Хабаровского края на основании обращения М.Л. от ДД.ММ.ГГГГ., проведена проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей, обратившимся с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и поставленным на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно. В ходе проверки установлено, что на основании заявления М.Л. распоряжением КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" поставлена на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно на территории <адрес>, как гражданин, имеющий трех и более детей, под номером N. ДД.ММ.ГГГГ. М.Л. обратилась в министерство с заявлением на организацию работ по формированию земельного участка для строительства одноквартирного жилого дома по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. министерством направлено письмо М.Л. о результатах рассмотрения комплекта документов по земельному участку, расположенному по <адрес> для строительства одноквартирного дома, согласно которому завершена работа по формированию земельного участка, и с целью получения земельного участка ей необходимо поставить земельный участок на государственный кадастровый учет и обратиться в министерство с заявлением о его предоставлении. Проверкой установлено исполнение заявителем возложенных министерством обязанностей по указанному письму. ДД.ММ.ГГГГ. М.Л. обратилась в министерство с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. министерством отказано М.Л. в предоставлении земельного участка бесплатно ввиду неправомерного ее включения министерством социальной защиты населения края в очередь на предоставление земельного участка в связи с отсутствием детей в возрасте до 18 лет. Полагает, что принятое решение является незаконным, поскольку Порядком организации работы по учету граждан, имеющих трех и более детей, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и Порядком организации работы по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и поставленным на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно, не предусмотрено оснований для отказа в предоставлении земельного участка, в том числе после получения документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка. Кроме того, полномочия по принятию решения о наличии оснований для постановки на учет многодетных граждан для предоставления земельных участков возложена на министерство социальной защиты населения Хабаровского края, то есть в полномочия министерства имущественных отношений не входит. С учетом уточненных требований просит признать отказ заместителя министра имущественных отношений Хабаровского края по вопросам земельных отношений ФИО от ДД.ММ.ГГГГ. в предоставлении М.Л. земельного участка в собственность бесплатно для строительства одноквартирного жилого дома - незаконным, обязать министерство осуществить предоставление М.Л. земельного участка, расположенного в 43 метрах по направлению на север от ориентира, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность бесплатно для строительства одноквартирного жилого дома в соответствии с процедурой, предусмотренной Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 17 сентября 2014 года заявление прокурора Хабаровского края удовлетворено. Отказ Министерства имущественных отношений Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении М.Л. земельного участка в собственность бесплатно признан незаконным. На Министерство имущественных отношений Хабаровского края возложена обязанность осуществить предоставление М.Л. земельного участка, расположенного в 43 метрах по направлению на север от ориентира, расположенного по адресу: <адрес> собственность бесплатно для строительства одноквартирного жилого дома, в порядке предусмотренном Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.04.2007 года N 85-пр.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Хабаровского края Л. с решением суда не согласна, считает его вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на нарушение правил подсудности при разрешении данного спора. Кроме того, судом вынесено решение с превышением пределов компетенции и с нарушением ст. 10 Конституции РФ, установившей принцип разделения властей и их самостоятельность. Также полагают, что суд вышел за пределы спора. Так, суд решением обязал Министерство осуществить предоставление М.Л. земельного участка. Однако при принятии судом решения в данной части не учел, что решение вопроса о предоставлении земельного участка действующее законодательство относит к исключительной компетенции Министерства. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа государственной власти на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных полномочий. Кроме того, гр. М.Л. обратилась в Министерство с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, а не за предоставлением земельного участка. Помимо этого, суд, разрешая вопрос о предоставлении земельного участка в собственность, не установил его как объект недвижимости (кадастровый номер, площадь), а также не исследовал вопрос об отсутствии прав третьих лиц на данный земельный участок. Также в решении судом применено постановление Правительства края от 31.08.2011 N 292-пр, утратившее силу на момент рассмотрения дела и дачи Министерством обжалуемого ответа ДД.ММ.ГГГГ года. Таким образом, суд применил нормы, не подлежащие применению. Согласно ст. 54 Семейного кодекса РФ, Конвенции о правах ребенка, ребенком является лицо, не достигшее возраста 18 лет. Устанавливая механизм реализации предоставления земельных участков многодетным гражданам, законодатель определил, что земельные участки предоставляются гражданам, имеющим 3-х и более детей в соответствии с федеральным и международным законодательством. Необходимым условием является наличие 3-х и более детей в возрасте до 18 лет. Судом ошибочно сделан вывод о законности постановки заявителя на учет, а также наличия у него права на предоставление земельного участка. Просит решение суда отменить, направить дело на рассмотрение в суд Центрального района г. Хабаровска.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Хабаровского края Волков В.А. полагает, что решение суда принято при точном соблюдении норм материального и процессуального права. Довод жалобы о нарушении судом правил подсудности является не состоятельным, поскольку данное дело рассмотрено судом в соответствии с ч. 1 ст. 30 ГПК РФ. Довод жалобы о том, что судом вынесено решение с превышением пределов компетенции и с нарушением ст. 10 Конституции РФ, не нашел своего подтверждения. В соответствии с п. 3 "Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за январь - июль 2014 года" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.09.2014) суд вправе обязать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, совершить действия, вытекающие из их полномочий в области государственного управления. Таким образом, суд, установив, что министерство имущественных отношений края незаконно отказало в предоставлении земельного участка гражданину, состоящему на очереди для получения земельного участка в собственность бесплатно, правомерно удовлетворил заявленные требования в части возложения на ответчика обязанности предоставить земельный участок. Нормы материального права применены судом верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
В силу абз. 2 ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Закона Хабаровского края от 29.06.2011 г. N 100 "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края" (в редакции от 29.06.2011 г., действовавшей на момент подачи заявления М.Л.) данный закон устанавливает случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края, а также устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно.
Статьей 3 Закона N 100 предусмотрено, что порядок организации работы по учету граждан, подавших заявление, и порядок организации работы по формированию и предоставлению гражданам земельных участков в собственность бесплатно устанавливаются Правительством края.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Хабаровского края от 31 августа 2011 г. N 292-пр "Об утверждении порядка организации работы по учету граждан, имеющих трех и более детей, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, и порядка организации работы по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и поставленным на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно", (действовавшего на момент подачи заявления М.Л.) определено уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края по учету граждан, имеющих трех и более детей, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, министерство социальной защиты населения Хабаровского края в лице подведомственных ему краевых государственных казенных учреждений - центров социальной поддержки населения.
Согласно п. 5 данного Постановления определено уполномоченными органами исполнительной власти Хабаровского края по формированию и бесплатному предоставлению в собственность гражданам земельных участков, находящихся в государственной собственности Хабаровского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Хабаровск" для индивидуального жилищного или дачного строительства министерство строительства Хабаровского края и министерство имущественных отношений Хабаровского края в соответствии с их компетенцией, установленной постановлениями Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2007 г. N 85-пр "Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск", от 16 марта 2009 г. N 81-пр "О Порядке организации работы по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Хабаровского края, для целей, связанных со строительством".
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ М.Л. обратилась в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" с заявлением о постановке на учет и предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Распоряжением КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" М.Л. поставлена на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно на территории г. Хабаровска.
ДД.ММ.ГГГГ. М.Л. обратилась в Министерство имущественных отношений Хабаровского края с заявлением на организацию работ по формированию земельного участка для строительства одноквартирного жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ. М.Л. сообщено о получении всей необходимой информации для завершения работ по формированию земельного участка; необходимости заключения договора на проведение кадастровых работ; необходимостью обращения в министерство с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. После получения кадастрового паспорта рекомендовано обратиться с заявлением в министерство о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно с приложением оригинала кадастрового паспорта.
ДД.ММ.ГГГГ. М.Л. в адрес Министерства имущественных отношений направлено заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в 43 метрах по направлению на север от ориентира, расположенного по адресу: <адрес>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. N Министерством имущественных отношений Хабаровского края М.Л. отказано в предоставлении земельного участка, в связи с отсутствием несовершеннолетних детей.
Согласно п. п. 3 п. 4 ст. 6 Закона Хабаровского края N 100 граждане снимаются с учета на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в случае установления факта постановки на учет с использованием подложных документов и (или) недостоверных сведений, послуживших основанием для принятия на учет.
В силу п. 5.1 Порядка организации работы по учету граждан, имеющих трех и более детей, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.08.2013 г. N 226-пр, граждане снимаются с учета Учреждением по месту нахождения земельного участка посредством внесения в журнал очередности отметки о снятии с учета и иных сведений, предусмотренных настоящим Порядком.
Суду не представлено документов, свидетельствующих о снятии М.Л. с учета граждан имеющих трех и более детей, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, на основании чего, Министерство имущественных отношений Хабаровского края не имело правовых оснований ссылаться на данные обстоятельства в письме от ДД.ММ.ГГГГ. N, и указывать их как основание для отказа в предоставлении сформированного за ее счет земельного участка.
Кроме того, пунктом 3 статьи 2 Закона N 100, действовавшего в период подачи заявления М.Л., предусмотрено, что к заявлению прилагаются копии следующих документов: паспорта гражданина Российской Федерации; свидетельств о рождении (усыновлении, удочерении) каждого из детей.
Принимая заявление М.Л. совместно с копиями свидетельств о рождении детей заявителя, органы государственной власти фактически подтвердили право на постановку ее на учет и предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
Установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции правил подсудности, судебной коллегией не принимаются.
В силу ч. 2 ст. 254 ГПК РФ заявление об оспаривании действий государственных органов подается в суд в соответствии с общими правилами подсудности, с учетом особенностей предусмотренных указанной статьей.
Согласно ч. 1 ст. 30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.
Учитывая, что М.Л. заявлено требование о предоставлении ей земельного участка по <адрес>, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том что при рассмотрении дела подлежат применению положения ст. 30 ГПК РФ об исключительной подсудности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения превышены полномочия, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку на заявление М.Л. об утверждении схемы расположения границ земельного участка, Министерство имущественных отношений края дало ответ об отказе в предоставлении земельного участка, тем самым нарушив право заявителя на предоставление земельного участка, которое могло быть восстановлено только путем возложения обязанности предоставить испрашиваемый земельный участок. Кроме того, судебным решением установлено, что предоставление земельного участка должно осуществляться в соответствии с предусмотренным законодательством порядком.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 17 сентября 2014 года по делу по заявлению прокурора Хабаровского края в интересах М.Л. о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Хабаровского края в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, обязании предоставить земельный участок в собственность бесплатно оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий
И.А.ЧЕМЯКИНА
Судьи
О.Ю.ПОЗДНЯКОВА
Е.П.ИСКОМ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)