Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-55461/14 по заявлению ООО "Рент-центр" к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании недействительным ненормативного правового акта,
при участии в заседании:
- от заявителя - Бондаревский А.Е. по доверенности N О-6/2-1/Д-17 от 16.09.2014;
- от Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - Чернышева С.Н. по доверенности N 13 от 12.01.2015;
- от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - Чернышева С.Н. по доверенности N 13 от 14.01.2015,
установил:
ООО "Рент-центр" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области с требованиями:
- - признать недействительным и отменить постановление Администрации Одинцовского района Московской области N 992 от 17.06.2014 "Об отмене постановления Администрации Одинцовского района Московской области от 25.12.2013 N 3213 "О предоставлении земельного участка ООО "Рент-Центр" для прохода и подъезда, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Лесной Городок, с местоположением в дачном поселке Лесной Городок, в районе 29 км ФАД М-1 "Беларусь";
- - обязать Администрацию Одинцовского района Московской области в соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации принять решение о предоставлении ООО "Рент-центр" в аренду земельного участка площадью 4313 +/- 46 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0070228:181, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Лесной Городок, д. п. Лесной Городок, в районе 29 км ФАД М-1 "Беларусь", для целей не связанных со строительством;
- - обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области подготовить договор аренды сроком на 5 лет в отношении земельного участка площадью 4313 +/- 46 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0070228:181, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Лесной Городок, д. п. Лесной Городок, в районе 29 км ФАД М-1 "Беларусь", для целей использования участка для прохода и проезда к объектам, расположенным на сопредельных участках, и заключить такой договор аренды с ООО "Рент-центр".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле был привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.11.2014 по делу N А41-55461/14 требования ООО "Рент-центр" удовлетворены.
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Московской области от 25.11.2014 по делу N А41-55461/14.
Как установлено апелляционным судом, судом первой инстанции принято решение в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (суд обязал Комитет подготовить договор аренды спорного земельного участка), в то время как оно было привлечено к участию в деле не в качестве заинтересованного лица, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
На основании изложенного, протокольным определением от 16.02.2015 Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А41-55461/14 по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области.
В отсутствие возражений представителей всех лиц, участвующих в деле, присутствовавших в судебное заседании, Десятый арбитражный апелляционный суд рассмотрел дело по существу в том же судебном заседании.
В судебном заседании суда апелляционной инспекции при рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель заинтересованных лиц возражал против доводов заявления, просил заявленные требования оставить без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Рент-центр" 29.09.2008 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка ориентировочной площадью 4 943 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Лесной Городок, с местоположением в д. Бородки, в районе 29 км Федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" (ФАД М-1 "Беларусь") для целей осуществления прохода и подъезда к землям ООО "Рент-центр".
Также, заявителем было запрошено и получено от ФГУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Минск Федерального дорожного агентства" согласие (письмо N 501 от 13.03.2009) на формирование и последующее предоставление в аренду ООО "Рент-центр" указанного земельного участка площадью примерно 4943 кв. м, находящегося в придорожной полосе ФАД М-1 "Беларусь", для подъезда к складским терминалам.
Администрацией Одинцовского района со ссылкой на решение Комиссии по координации земельных отношений и инвестиций на территории Одинцовского района от 08.09.2009, было издано распоряжение N 518-р от 30.12.2009 о выборе земельного участка площадью 4 943 кв. м для прохода и подъезда ООО "Рент-центр".
Схема расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровых картах соответствующей территории была подготовлена 25.02.2010. Данная схема была утверждена администрацией.
Администрацией 19.12.2012 было издано постановление N 4133 об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка общей площадью 4 313 кв. м, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Лесной Городок, дачный поселок Лесной Городок, в районе 29 км ФАД М-1 "Беларусь", испрашиваемого заявителем для прохода и подъезда, а также о предварительном согласовании места размещения прохода и подъезда ООО "Рент-центр".
Земельный участок 19.06.2013 был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:20:0070228:181.
ООО "Рент-центр" 26.07.2013 было направлено письмо N О-6/2-1/145 руководителю Администрации с просьбой о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью 4 313 кв. м с кадастровым номером 50:20:0070228:181 с приложением кадастрового паспорта.
В газете "Новые Рубежи" 17.10.2013 было опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении ООО "Рент-центр" в аренду сроком на 5 лет земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070228:181, сформированного с предварительным согласованием места размещения объекта, для прохода и проезда. Текст указанной публикации был предоставлен Администрацией Одинцовского района в письме N 2.23/11662 юр от 04.10.2013.
Администрацией 25.12.2013 издано постановление N 3213, которым был предоставлен в аренду ООО "Рент-центр" земельный участок площадью 4313 +/- 46 кв. м с кадастровым номером 50:20:0070228:181 для прохода и подъезда сроком на 5 лет. Указанным постановлением администрация так же обязала Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского района заключить с ООО "Рент-центр" договор аренды земельного участка.
Во исполнение названного постановления ООО "Рент-центр" 09.04.2014 обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского района с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070228:181 сроком на 5 лет.
Однако, 12.08.2014 заявителем с сопроводительным письмом N 2.30/1314 от 20.06.2014 было получено постановление Администрации Одинцовского района N 992 от 17.06.2014 об отмене постановления Администрации Одинцовского района от 25.12.2013 N 3213 "О предоставлении земельного участка ООО "Рент-центр" для прохода и проезда, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Лесной городок, с местоположением в дачном поселке Лесной Городок, в районе 29 км. Федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь".
Заявитель, полагая, что отмена постановления о предоставлении земельного участка в аренду нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с требованиями в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, исходя из смысла вышеизложенных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
На основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, могут подать заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные Земельным кодексом. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а также испрашиваемое право на землю.
В силу пункта 2.1 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области о 28.04.2009 N 29/32, юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством обращаются с заявлением на имя руководителя администрации Одинцовского муниципального района Московской области, указывая цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение и испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения о порядке предоставления земельных участков на основании обращения заинтересованного лица документы о возможности использования земельного участка передаются на рассмотрение Комиссии по координации земельных отношений и инвестиций на территории Одинцовского района. При принятии положительного решения Комиссии по координации земельных отношений и инвестиций на территории Одинцовского района лицо, испрашивающее участок, осуществляет его постановку на кадастровый учет.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий на основании заявления о предоставлении участка должен утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с тем, чтобы заявитель мог обеспечить выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обеспечить кадастровый учета земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в аренду заявителю, ранее обратившемуся за предоставлением участка, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
На основании пункта 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 названной статьи решения.
Пунктом 2.5 Положения о порядке предоставления земельных участков текст информации о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подлежит заблаговременной публикации в средствах массовой информации Одинцовского муниципального района, определяемых в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким средством массовой информации применительно к Одинцовскому району являлась газета "Новые Рубежи".
Согласно пункту 2.6. Положения о порядке предоставления земельных участков решение о предоставлении земельного участка принимается руководителем администрации Одинцовского муниципального района Московской области в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта данного участка.
Пункт 2.7 Положения о порядке предоставления земельных участков предусматривает, что договор аренды заключается Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области на основании соответствующего постановления администрации в недельный срок со дня принятия такого постановления.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО "Рент-центр", поданного заинтересованному лицу в установленном законом порядке, Администрацией Одинцовского района 25.12.2013 издано постановление N 3213 "О предоставлении земельного участка ООО "Рент-центр" для прохода и подъезда, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Лесной Городок, с местоположением в дачном поселке Лесной Городок, в районе 29 км. Федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь". Указанным Постановлением также обязала Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского района заключить с ООО "Рент-центр", договор аренды такого земельного участка.
Администрация постановлением N 992 от 17.06.2014 отменила вышеназванное постановление N 3213 от 25.12.2013, сославшись на то, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070228:181 является ограниченным в обороте.
Полномочия администрации по самоконтролю, установленные частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в виде отмены или приостановления действия принятого ею ненормативного акта не могут распространяться на неограниченный период времени, если такой ненормативный акт породил соответствующие права и обязанности у лица, в отношении которого он был принят.
Из материалов дела следует, что после принятия 19.12.2012 постановления N 4133 об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка проведено межевание и 19.06.2013 спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:20:0070228:181.
Оспариваемым постановлением N 992 от 17.06.2014 Администрация приняла решение о предоставлении указанного земельного участка в аренду заявителю и указала Комитету на заключение с заявителем договора аренды.
Таким образом, оспариваемый ненормативный правовой акт был направлен на возникновение и прекращение гражданских прав заявителя, повлек для него определенные правовые последствия, в том числе на получение земельного участка в аренду.
При указанных обстоятельствах отмена постановления администрации Одинцовского района Московской области N 3213 от 25.12.2013 собственным же постановлением N 992 от 17.06.2014, через значительный промежуток времени, без соответствующего судебного акта и соблюдения требований, предусмотренных АПК РФ (в том числе по сроку) для обращения с таким заявлением в арбитражный суд, не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы предпринимателя. В этом случае (когда отмена принятого ненормативного акта безусловно влечет нарушение уже возникших и реализованных прав заинтересованных лиц) администрация не лишена возможности обращения в суд с требованием к обществу, избрав соответствующий способ защиты, не подменяя собой судебные органы и распространяя свои полномочия по самоконтролю на неограниченный срок.
Возражая против удовлетворения заявленных требований заинтересованное лицо сообщило, что земельной комиссией Администрации Одинцовского муниципального района 05.05.2014 было произведено обследование земельного участка, по результатам которого составлен акт. В названном акте указано, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070228:181 занят асфальтированной дорогой, обеспечивающей подъезд к многоквартирному жилому дому и площадкой для парковки автомобилей собственников жилых помещений многоквартирного дома; в случае предоставления земельного участка в собственность могут быть нарушены права смежных землепользователей, а именно перекрытие доступа на земельные участки, а также ограниченный доступ транспорта специальных служб, поскольку испрашиваемый участок граничит с придомовой территорией жилого дома.
Указанный вывод Администрации Одинцовского муниципального района не может быть признан обоснованным ввиду следующего.
В пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Вместе с тем, испрашиваемый земельный участок не подпадает ни под одну из указанных категорий, а, следовательно, не является ограниченным в обороте.
Кроме того, в кадастровом паспорте земельного участка, представленном в материалы дела, также не содержатся сведения об ограничении в обороте.
С учетом вышеназванных обстоятельств, принимая во внимание представленные в дело доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что отказом администрации в предоставлении аренду земельного участка площадью 4313 +/- 46 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0070228:181, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Лесной Городок, д. п. Лесной Городок, в районе 29 км ФАД М-1 "Беларусь", для целей не связанных со строительством были нарушены права ООО "Рент-центр" в сфере предпринимательской деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При указанных обстоятельствах, постановление Администрации Одинцовского района Московской области N 992 от 17.06.2014 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, заявленные требования в части признания недействительным данного постановления подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Требования заявителя в части обязания Администрации Одинцовского района Московской области принять решение о предоставлении ООО "Рент-центр" в аренду спорного земельного участка и обязания Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области подготовить договор аренды спорного земельного участка апелляционный суд находит неподлежащими удовлетворению, поскольку, как усматривается из фактических обстоятельств настоящего дела, признание недействительным оспариваемого постановления N 992 от 17.06.2014 восстанавливает действие постановления администрации N 3213 от 25.12.2013, которым был предоставлен в аренду ООО "Рент-центр" спорный земельный участок площадью 4313 +/- 46 кв. м с кадастровым номером 50:20:0070228:181 для прохода и подъезда сроком на 5 лет. Указанным постановлением N 3213 от 25.12.2013 администрация так же обязала Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского района заключить с ООО "Рент-центр" договор аренды земельного участка.
При этом, суд отмечает, что в рамках данного дела заявителем не оспаривается бездействие заинтересованных лиц в заключении договора аренды.
Таким образом, признание недействительным постановления Администрации Одинцовского района Московской области N 992 от 17.06.2014 восстанавливает нарушенные права ООО "Рент-центр" в полном объеме и отсутствует необходимость возложения на заинтересованных лиц обязанности совершить определенные действия для устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по заявлению ООО "Рент-центр" относится на Администрацию Одинцовского района Московской области.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 25.11.2014 по делу N А41-55461/14 отменить.
Признать недействительным Постановление Администрации Одинцовского района Московской области N 992 от 17.06.2014 "Об отмене Постановления Администрации Одинцовского района Московской области от 25.12.2013 N 3213 "О предоставлении земельного участка ООО "Рент-центр", расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Лесной Городок, с местоположением в дачном поселке Лесной Городок, в районе 29 км ФАД М-1 "Беларусь".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Администрации Одинцовского района Московской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Рент-центр" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Н.Н.КАТЬКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.02.2015 N 10АП-17352/2014 ПО ДЕЛУ N А41-55461/14
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2015 г. по делу N А41-55461/14
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-55461/14 по заявлению ООО "Рент-центр" к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании недействительным ненормативного правового акта,
при участии в заседании:
- от заявителя - Бондаревский А.Е. по доверенности N О-6/2-1/Д-17 от 16.09.2014;
- от Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - Чернышева С.Н. по доверенности N 13 от 12.01.2015;
- от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - Чернышева С.Н. по доверенности N 13 от 14.01.2015,
установил:
ООО "Рент-центр" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области с требованиями:
- - признать недействительным и отменить постановление Администрации Одинцовского района Московской области N 992 от 17.06.2014 "Об отмене постановления Администрации Одинцовского района Московской области от 25.12.2013 N 3213 "О предоставлении земельного участка ООО "Рент-Центр" для прохода и подъезда, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Лесной Городок, с местоположением в дачном поселке Лесной Городок, в районе 29 км ФАД М-1 "Беларусь";
- - обязать Администрацию Одинцовского района Московской области в соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации принять решение о предоставлении ООО "Рент-центр" в аренду земельного участка площадью 4313 +/- 46 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0070228:181, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Лесной Городок, д. п. Лесной Городок, в районе 29 км ФАД М-1 "Беларусь", для целей не связанных со строительством;
- - обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области подготовить договор аренды сроком на 5 лет в отношении земельного участка площадью 4313 +/- 46 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0070228:181, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Лесной Городок, д. п. Лесной Городок, в районе 29 км ФАД М-1 "Беларусь", для целей использования участка для прохода и проезда к объектам, расположенным на сопредельных участках, и заключить такой договор аренды с ООО "Рент-центр".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле был привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.11.2014 по делу N А41-55461/14 требования ООО "Рент-центр" удовлетворены.
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Московской области от 25.11.2014 по делу N А41-55461/14.
Как установлено апелляционным судом, судом первой инстанции принято решение в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (суд обязал Комитет подготовить договор аренды спорного земельного участка), в то время как оно было привлечено к участию в деле не в качестве заинтересованного лица, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
На основании изложенного, протокольным определением от 16.02.2015 Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А41-55461/14 по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области.
В отсутствие возражений представителей всех лиц, участвующих в деле, присутствовавших в судебное заседании, Десятый арбитражный апелляционный суд рассмотрел дело по существу в том же судебном заседании.
В судебном заседании суда апелляционной инспекции при рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель заинтересованных лиц возражал против доводов заявления, просил заявленные требования оставить без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Рент-центр" 29.09.2008 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка ориентировочной площадью 4 943 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Лесной Городок, с местоположением в д. Бородки, в районе 29 км Федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" (ФАД М-1 "Беларусь") для целей осуществления прохода и подъезда к землям ООО "Рент-центр".
Также, заявителем было запрошено и получено от ФГУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Минск Федерального дорожного агентства" согласие (письмо N 501 от 13.03.2009) на формирование и последующее предоставление в аренду ООО "Рент-центр" указанного земельного участка площадью примерно 4943 кв. м, находящегося в придорожной полосе ФАД М-1 "Беларусь", для подъезда к складским терминалам.
Администрацией Одинцовского района со ссылкой на решение Комиссии по координации земельных отношений и инвестиций на территории Одинцовского района от 08.09.2009, было издано распоряжение N 518-р от 30.12.2009 о выборе земельного участка площадью 4 943 кв. м для прохода и подъезда ООО "Рент-центр".
Схема расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровых картах соответствующей территории была подготовлена 25.02.2010. Данная схема была утверждена администрацией.
Администрацией 19.12.2012 было издано постановление N 4133 об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка общей площадью 4 313 кв. м, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Лесной Городок, дачный поселок Лесной Городок, в районе 29 км ФАД М-1 "Беларусь", испрашиваемого заявителем для прохода и подъезда, а также о предварительном согласовании места размещения прохода и подъезда ООО "Рент-центр".
Земельный участок 19.06.2013 был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:20:0070228:181.
ООО "Рент-центр" 26.07.2013 было направлено письмо N О-6/2-1/145 руководителю Администрации с просьбой о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью 4 313 кв. м с кадастровым номером 50:20:0070228:181 с приложением кадастрового паспорта.
В газете "Новые Рубежи" 17.10.2013 было опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении ООО "Рент-центр" в аренду сроком на 5 лет земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070228:181, сформированного с предварительным согласованием места размещения объекта, для прохода и проезда. Текст указанной публикации был предоставлен Администрацией Одинцовского района в письме N 2.23/11662 юр от 04.10.2013.
Администрацией 25.12.2013 издано постановление N 3213, которым был предоставлен в аренду ООО "Рент-центр" земельный участок площадью 4313 +/- 46 кв. м с кадастровым номером 50:20:0070228:181 для прохода и подъезда сроком на 5 лет. Указанным постановлением администрация так же обязала Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского района заключить с ООО "Рент-центр" договор аренды земельного участка.
Во исполнение названного постановления ООО "Рент-центр" 09.04.2014 обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского района с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070228:181 сроком на 5 лет.
Однако, 12.08.2014 заявителем с сопроводительным письмом N 2.30/1314 от 20.06.2014 было получено постановление Администрации Одинцовского района N 992 от 17.06.2014 об отмене постановления Администрации Одинцовского района от 25.12.2013 N 3213 "О предоставлении земельного участка ООО "Рент-центр" для прохода и проезда, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Лесной городок, с местоположением в дачном поселке Лесной Городок, в районе 29 км. Федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь".
Заявитель, полагая, что отмена постановления о предоставлении земельного участка в аренду нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с требованиями в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, исходя из смысла вышеизложенных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
На основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, могут подать заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные Земельным кодексом. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а также испрашиваемое право на землю.
В силу пункта 2.1 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области о 28.04.2009 N 29/32, юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством обращаются с заявлением на имя руководителя администрации Одинцовского муниципального района Московской области, указывая цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение и испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения о порядке предоставления земельных участков на основании обращения заинтересованного лица документы о возможности использования земельного участка передаются на рассмотрение Комиссии по координации земельных отношений и инвестиций на территории Одинцовского района. При принятии положительного решения Комиссии по координации земельных отношений и инвестиций на территории Одинцовского района лицо, испрашивающее участок, осуществляет его постановку на кадастровый учет.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий на основании заявления о предоставлении участка должен утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с тем, чтобы заявитель мог обеспечить выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обеспечить кадастровый учета земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в аренду заявителю, ранее обратившемуся за предоставлением участка, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
На основании пункта 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 названной статьи решения.
Пунктом 2.5 Положения о порядке предоставления земельных участков текст информации о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подлежит заблаговременной публикации в средствах массовой информации Одинцовского муниципального района, определяемых в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким средством массовой информации применительно к Одинцовскому району являлась газета "Новые Рубежи".
Согласно пункту 2.6. Положения о порядке предоставления земельных участков решение о предоставлении земельного участка принимается руководителем администрации Одинцовского муниципального района Московской области в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта данного участка.
Пункт 2.7 Положения о порядке предоставления земельных участков предусматривает, что договор аренды заключается Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области на основании соответствующего постановления администрации в недельный срок со дня принятия такого постановления.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО "Рент-центр", поданного заинтересованному лицу в установленном законом порядке, Администрацией Одинцовского района 25.12.2013 издано постановление N 3213 "О предоставлении земельного участка ООО "Рент-центр" для прохода и подъезда, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Лесной Городок, с местоположением в дачном поселке Лесной Городок, в районе 29 км. Федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь". Указанным Постановлением также обязала Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского района заключить с ООО "Рент-центр", договор аренды такого земельного участка.
Администрация постановлением N 992 от 17.06.2014 отменила вышеназванное постановление N 3213 от 25.12.2013, сославшись на то, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070228:181 является ограниченным в обороте.
Полномочия администрации по самоконтролю, установленные частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в виде отмены или приостановления действия принятого ею ненормативного акта не могут распространяться на неограниченный период времени, если такой ненормативный акт породил соответствующие права и обязанности у лица, в отношении которого он был принят.
Из материалов дела следует, что после принятия 19.12.2012 постановления N 4133 об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка проведено межевание и 19.06.2013 спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:20:0070228:181.
Оспариваемым постановлением N 992 от 17.06.2014 Администрация приняла решение о предоставлении указанного земельного участка в аренду заявителю и указала Комитету на заключение с заявителем договора аренды.
Таким образом, оспариваемый ненормативный правовой акт был направлен на возникновение и прекращение гражданских прав заявителя, повлек для него определенные правовые последствия, в том числе на получение земельного участка в аренду.
При указанных обстоятельствах отмена постановления администрации Одинцовского района Московской области N 3213 от 25.12.2013 собственным же постановлением N 992 от 17.06.2014, через значительный промежуток времени, без соответствующего судебного акта и соблюдения требований, предусмотренных АПК РФ (в том числе по сроку) для обращения с таким заявлением в арбитражный суд, не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы предпринимателя. В этом случае (когда отмена принятого ненормативного акта безусловно влечет нарушение уже возникших и реализованных прав заинтересованных лиц) администрация не лишена возможности обращения в суд с требованием к обществу, избрав соответствующий способ защиты, не подменяя собой судебные органы и распространяя свои полномочия по самоконтролю на неограниченный срок.
Возражая против удовлетворения заявленных требований заинтересованное лицо сообщило, что земельной комиссией Администрации Одинцовского муниципального района 05.05.2014 было произведено обследование земельного участка, по результатам которого составлен акт. В названном акте указано, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070228:181 занят асфальтированной дорогой, обеспечивающей подъезд к многоквартирному жилому дому и площадкой для парковки автомобилей собственников жилых помещений многоквартирного дома; в случае предоставления земельного участка в собственность могут быть нарушены права смежных землепользователей, а именно перекрытие доступа на земельные участки, а также ограниченный доступ транспорта специальных служб, поскольку испрашиваемый участок граничит с придомовой территорией жилого дома.
Указанный вывод Администрации Одинцовского муниципального района не может быть признан обоснованным ввиду следующего.
В пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Вместе с тем, испрашиваемый земельный участок не подпадает ни под одну из указанных категорий, а, следовательно, не является ограниченным в обороте.
Кроме того, в кадастровом паспорте земельного участка, представленном в материалы дела, также не содержатся сведения об ограничении в обороте.
С учетом вышеназванных обстоятельств, принимая во внимание представленные в дело доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что отказом администрации в предоставлении аренду земельного участка площадью 4313 +/- 46 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0070228:181, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Лесной Городок, д. п. Лесной Городок, в районе 29 км ФАД М-1 "Беларусь", для целей не связанных со строительством были нарушены права ООО "Рент-центр" в сфере предпринимательской деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При указанных обстоятельствах, постановление Администрации Одинцовского района Московской области N 992 от 17.06.2014 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, заявленные требования в части признания недействительным данного постановления подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Требования заявителя в части обязания Администрации Одинцовского района Московской области принять решение о предоставлении ООО "Рент-центр" в аренду спорного земельного участка и обязания Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области подготовить договор аренды спорного земельного участка апелляционный суд находит неподлежащими удовлетворению, поскольку, как усматривается из фактических обстоятельств настоящего дела, признание недействительным оспариваемого постановления N 992 от 17.06.2014 восстанавливает действие постановления администрации N 3213 от 25.12.2013, которым был предоставлен в аренду ООО "Рент-центр" спорный земельный участок площадью 4313 +/- 46 кв. м с кадастровым номером 50:20:0070228:181 для прохода и подъезда сроком на 5 лет. Указанным постановлением N 3213 от 25.12.2013 администрация так же обязала Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского района заключить с ООО "Рент-центр" договор аренды земельного участка.
При этом, суд отмечает, что в рамках данного дела заявителем не оспаривается бездействие заинтересованных лиц в заключении договора аренды.
Таким образом, признание недействительным постановления Администрации Одинцовского района Московской области N 992 от 17.06.2014 восстанавливает нарушенные права ООО "Рент-центр" в полном объеме и отсутствует необходимость возложения на заинтересованных лиц обязанности совершить определенные действия для устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по заявлению ООО "Рент-центр" относится на Администрацию Одинцовского района Московской области.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 25.11.2014 по делу N А41-55461/14 отменить.
Признать недействительным Постановление Администрации Одинцовского района Московской области N 992 от 17.06.2014 "Об отмене Постановления Администрации Одинцовского района Московской области от 25.12.2013 N 3213 "О предоставлении земельного участка ООО "Рент-центр", расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Лесной Городок, с местоположением в дачном поселке Лесной Городок, в районе 29 км ФАД М-1 "Беларусь".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Администрации Одинцовского района Московской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Рент-центр" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Н.Н.КАТЬКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)