Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя - Зырянова Н.В., действующего на основании доверенности от 24.02.2013, Никулина А.Н., действующего на основании доверенности от 24.02.2013,
представителя ответчика - Симоновой Т.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Киров"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 28.02.2014 по делу N А28-15284/2013, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Проник" (ОГРН 1064345114294, ИНН 4345147114, место нахождения: г. Киров, Набережная Грина, 1-15)
к Администрации муниципального образования "Город Киров" (место нахождения: г. Киров, ул. Воровского, д. 39)
о признании недействительным постановления от 13.09.2013 N 3482-П,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Проник" (далее - заявитель, ООО "Проник", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Город Киров" (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным постановления Администрации от 13.09.2013 N 3482-П "О резервировании земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51 для муниципальных нужд".
Решением Арбитражного суда Кировской области от 28.02.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Администрации, вывод суда первой инстанции о том, что резервирование земельного участка для строительства автомобильной дороги, являющейся объектом транспортной инфраструктуры, возможно только в случае если земельный участок не предоставлен гражданам и юридическим лицам не соответствует положениям ст. 49, п. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральному закону от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ). Кроме того ответчик считает не соответствующим фактическим обстоятельствам дела вывод суда о том, что Генеральным планом города Кирова не земельном участке с кадастровым номером 43:40:000281:51 не предусмотрено размещение улицы и транспортной развязки.
ООО "Проник" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов ответчика, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Общество приводит доводы о том, что резервирование земель допускается в целях создания условий для строительства или реконструкции автомобильных дорог (при отсутствии других вариантов их размещения), а не размещения улиц, как указано в оспариваемом постановлении.
Подробно позиции сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее и поддержаны представителями в судебном заседании.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.11.2007 решением Кировской городской Думы от 28.11.2007 N 9/1 утвержден Генеральный план города Кирова.
18.01.2011 между Управлением (Комитетом) по делам муниципальной собственности города Кирова и ООО "Проник" подписан договор аренды земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51 (У0281-040) площадью 12274,0 кв. м, местоположение: г. Киров, северо-восточный угол улиц Дрелевского и Пристанской. Разрешенное использование указанного земельного участка: размещение объектов, предусмотренных в зоне проектных зеленых насаждений общего пользования. Категория земель: земли населенных пунктов. Данный земельный участок предоставлен для размещения группы зданий турбазы (строительство). Срок действия договора до 17.06.2014.
20.10.2011 названный договор прошел государственную регистрацию.
31.10.2012 Администрацией издано распоряжение N 2885-зр "Об утверждении документации по планировке территории набережной реки Вятки от ул. Профсоюзной до ул. Спасской в г. Кирове". Данным распоряжением утверждена документация по планировке территории (проект планировки, проект межевания, градостроительные планы земельных участков в составе проекта межевания) набережной реки Вятки от ул. Профсоюзной до ул. Спасской в г. Кирове.
17.04.2013 Администрацией издано распоряжение N 1005-зр "О подготовке проекта по внесению изменений в документацию по планировке территории набережной реки Вятки от ул. Профсоюзной до ул. Спасской в г. Кирове". Распоряжением предписано подготовить проект по внесению изменений в документацию по планировке территории (проект планировки, проект межевания, градостроительные планы земельных участков в составе проекта межевания) набережной реки Вятки от ул. Профсоюзной до ул. Спасской в г. Кирове, утвержденную распоряжением Администрации от 31.10.2012 N 2885-зр.
03.07.2013 Администрацией издано распоряжение N 54-02-05 "О проведении публичных слушаний по проекту по внесению изменений в документацию по планировке территории набережной реки Вятки от ул. Профсоюзной до ул. Спасской в г. Кирове".
19.08.2013 подготовлено заключение о результатах публичных слушаний, которым рекомендовано утвердить проект по внесению изменений в документацию по планировке территории набережной реки Вятки от ул. Профсоюзной до ул. Спасской в г. Кирове.
30.08.2013 Администрацией издано распоряжение N 2509-зр об утверждении проекта по внесению изменений в документацию по планировке территории набережной реки Вятки от ул. Профсоюзной до ул. Спасской в г. Кирове, которым утвержден проект по внесению изменений в документацию по планировке территории набережной реки Вятки от ул. Профсоюзной до ул. Спасской в г. Кирове, подготовленный на основании распоряжения Администрации от 17.04.2013 N 1005-зр.
13.09.2013 Администрацией издано постановление N 3482-П "О резервировании земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51 для муниципальных нужд". Данным постановлением предусмотрено: осуществить резервирование земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51, ограниченного правами третьих лиц, для муниципальных нужд - для планируемых территорий общего пользования (улица, транспортная развязка) сроком на 7 лет (пункт 1); наложить на земельный участок с кадастровым номером 43:40:000281:51 ограничение прав собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельного участка на использование: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (пункт 3); предупредить собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельного участка, что в случае осуществления строительства или осуществления иных улучшений земельного участка они несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением (пункт 4).
Полагая, что постановление Администрации от 13.09.2013 N 3482-П не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь положениями статей 65, 198, 200 АПК РФ, статей 70.1, 85 ЗК РФ, статей 9, 18, 23, 26, 41, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГСК РФ), пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", пункта 5 статьи 1 Закона N 16-ФЗ, пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 2 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 N 410, статьей 46.6 Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29.04.2009 N 28/10 (далее - Правила землепользования и застройки), пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, резервирование земель в границах городского округа для муниципальных нужд. В этой связи Администрация муниципального образования "Город Киров" наделена полномочиями по резервированию земель в границах данного округа. В то же время такое резервирование должно осуществляться в соответствии с положениями земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации.
Частью 1 ст. 70.1 ЗК РФ установлено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения (при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов), в числе которых названы автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с оспариваемым постановлением Администрации от 13.09.2013 N 3482-П резервирование земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51 осуществлено для муниципальных нужд - для планируемых территорий общего пользования (улица, транспортная развязка).
В силу ч. 4 ст. 9 ГСК РФ по общему правилу не допускается принятие органами местного самоуправления решений о резервировании земель при отсутствии документов территориального планирования.
На основании пп. "а" п. 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее - Положение о резервировании земель) решение о резервировании земель принимается в том числе, в соответствии с документацией по планировке территории.
В силу ч. 1 ст. 18 ГСК РФ к числу документов территориального планирования городских округов относятся генеральные планы городских округов.
Следовательно, по смыслу приведенных выше норм ГСК РФ и Положения о резервировании земель, решение о резервировании земель для размещения объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах городского округа, может быть принято соответствующим органом местного самоуправления только в полном соответствии с генеральным планом городского округа и в том случае, если эти земли не предоставлены гражданам и юридическим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 1 Положения "О составе, порядке подготовки документа территориального планирования муниципального образования "Город Киров", утвержденного решением Кировской городской Думы от 31.01.2007 N 64/3, генеральный план муниципального образования "Город Киров" является документом территориального планирования муниципального образования "Город Киров".
В соответствии нормами ч. ч. 3, 5 ст. 23 ГСК РФ генеральный план городского поселения должен содержать:
- - положение о территориальном планировании, в котором должны содержаться сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения городского округа, их основные характеристики, их местоположение;
- - карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой должны отображаться планируемые для размещения объекты местного значения городского округа, относящиеся, в том числе, к электро-, тепло-, газо- и водоснабжению населения, водоотведению.
Таким образом, в силу названных норм ст. 23 ГСК РФ в их системном толковании с нормами ст. 18 данного кодекса и п. 3 Положения о резервировании земель, решение о резервировании в границах городского округа земель для строительства на них, то есть для размещения на них в будущем, объектов местного значения может быть принято органом местного самоуправления только при наличии в генеральном плане городского округа соответствующих сведений об этих объектах. Соответственно при отсутствии в генеральном плане городского округа таких сведений указанное решение не может быть принято.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрация в обоснование вынесенного ею и оспариваемого ООО "Проник" постановления от 13.09.2013 N 3482-П "О резервировании земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51 для муниципальных нужд" не представила доказательств соблюдения при его вынесении названных выше требований ГСК РФ и Положения о резервировании земель. В частности, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в генеральном плане муниципального образования "Город Киров" содержатся соответствующие сведения о размещении улицы и транспортной развязки на земельном участке, имеющем следующее местоположение: г. Киров, северо-восточный угол улиц Дрелевского (в настоящее время улица Спасская) и Пристанской, совпадающем с земельным участком с кадастровым номером 43:40:000281:51, предоставленном ООО "Проник" в аренду.
Ссылка Администрации в апелляционной жалобе на главы 2, 3 Положения о территориальном планировании Генерального плана города Кирова, в котором, по ее мнению, содержатся необходимые сведения о строительстве объектов - улицы и транспортной развязки, послужившие основой для издания оспариваемого постановления, является несостоятельной, поскольку в них содержатся общие сведения о строительстве спортивного и общественно-делового центра, улиц, без конкретизации земельных участков, на которых планируется указанное строительство, мест их нахождения. Между тем в пункте 1 оспариваемого постановления указан конкретный земельный участок, подлежащий резервированию, идентифицированный по кадастровому номеру и адресу. Соответствующая оценка названных положений Генерального плана г. Кирова содержится в решении суда первой инстанции, оснований для ее пересмотра у суда апелляционной инстанции не имеется.
Кроме того Арбитражный суд Кировской области с учетом положений пунктов 3, 4 статьи 85 ЗК РФ и статьи 46.6 Правил землепользования и застройки правомерно указал, что размещение улиц и транспортных развязок в границах территориальной зоны "Р-11. Зона городского отдыха", в границах которой находится земельный участок с кадастровым номером 43:40:000281:51, Правилами землепользования и застройки не предусмотрено.
Апелляционный суд считает необходимым отметить, что Администрация не предоставила суду доказательств того, что размещение на земельном участке с кадастровым номером 43:40:000281:51, предоставленном ООО "Проник" в аренду объекта транспортной инфраструктуры является исключительным случаем, а также доказательств того, что отсутствуют иные варианты возможного размещения данного объекта. Доводы Общества о наличии не менее двух вариантов размещения планируемой улицы ответчиком не опровергнуты. Тем самым Администрация не обосновала соблюдение при издании оспариваемого постановления требований статьи 49 ЗК РФ.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии у Администрации г. Кирова законных оснований для издания постановления от 13.09.2013 N 3482-П, нарушающего права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не могут быть положены в основу отмены решения суда по настоящему делу. Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные в материалы дела, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
В этой связи решение Арбитражного суда Кировской области от 28.02.2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 28.02.2014 по делу N А28-15284/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Киров" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.07.2014 ПО ДЕЛУ N А28-15284/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2014 г. по делу N А28-15284/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя - Зырянова Н.В., действующего на основании доверенности от 24.02.2013, Никулина А.Н., действующего на основании доверенности от 24.02.2013,
представителя ответчика - Симоновой Т.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Киров"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 28.02.2014 по делу N А28-15284/2013, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Проник" (ОГРН 1064345114294, ИНН 4345147114, место нахождения: г. Киров, Набережная Грина, 1-15)
к Администрации муниципального образования "Город Киров" (место нахождения: г. Киров, ул. Воровского, д. 39)
о признании недействительным постановления от 13.09.2013 N 3482-П,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Проник" (далее - заявитель, ООО "Проник", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Город Киров" (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным постановления Администрации от 13.09.2013 N 3482-П "О резервировании земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51 для муниципальных нужд".
Решением Арбитражного суда Кировской области от 28.02.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Администрации, вывод суда первой инстанции о том, что резервирование земельного участка для строительства автомобильной дороги, являющейся объектом транспортной инфраструктуры, возможно только в случае если земельный участок не предоставлен гражданам и юридическим лицам не соответствует положениям ст. 49, п. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральному закону от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ). Кроме того ответчик считает не соответствующим фактическим обстоятельствам дела вывод суда о том, что Генеральным планом города Кирова не земельном участке с кадастровым номером 43:40:000281:51 не предусмотрено размещение улицы и транспортной развязки.
ООО "Проник" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов ответчика, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Общество приводит доводы о том, что резервирование земель допускается в целях создания условий для строительства или реконструкции автомобильных дорог (при отсутствии других вариантов их размещения), а не размещения улиц, как указано в оспариваемом постановлении.
Подробно позиции сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее и поддержаны представителями в судебном заседании.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.11.2007 решением Кировской городской Думы от 28.11.2007 N 9/1 утвержден Генеральный план города Кирова.
18.01.2011 между Управлением (Комитетом) по делам муниципальной собственности города Кирова и ООО "Проник" подписан договор аренды земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51 (У0281-040) площадью 12274,0 кв. м, местоположение: г. Киров, северо-восточный угол улиц Дрелевского и Пристанской. Разрешенное использование указанного земельного участка: размещение объектов, предусмотренных в зоне проектных зеленых насаждений общего пользования. Категория земель: земли населенных пунктов. Данный земельный участок предоставлен для размещения группы зданий турбазы (строительство). Срок действия договора до 17.06.2014.
20.10.2011 названный договор прошел государственную регистрацию.
31.10.2012 Администрацией издано распоряжение N 2885-зр "Об утверждении документации по планировке территории набережной реки Вятки от ул. Профсоюзной до ул. Спасской в г. Кирове". Данным распоряжением утверждена документация по планировке территории (проект планировки, проект межевания, градостроительные планы земельных участков в составе проекта межевания) набережной реки Вятки от ул. Профсоюзной до ул. Спасской в г. Кирове.
17.04.2013 Администрацией издано распоряжение N 1005-зр "О подготовке проекта по внесению изменений в документацию по планировке территории набережной реки Вятки от ул. Профсоюзной до ул. Спасской в г. Кирове". Распоряжением предписано подготовить проект по внесению изменений в документацию по планировке территории (проект планировки, проект межевания, градостроительные планы земельных участков в составе проекта межевания) набережной реки Вятки от ул. Профсоюзной до ул. Спасской в г. Кирове, утвержденную распоряжением Администрации от 31.10.2012 N 2885-зр.
03.07.2013 Администрацией издано распоряжение N 54-02-05 "О проведении публичных слушаний по проекту по внесению изменений в документацию по планировке территории набережной реки Вятки от ул. Профсоюзной до ул. Спасской в г. Кирове".
19.08.2013 подготовлено заключение о результатах публичных слушаний, которым рекомендовано утвердить проект по внесению изменений в документацию по планировке территории набережной реки Вятки от ул. Профсоюзной до ул. Спасской в г. Кирове.
30.08.2013 Администрацией издано распоряжение N 2509-зр об утверждении проекта по внесению изменений в документацию по планировке территории набережной реки Вятки от ул. Профсоюзной до ул. Спасской в г. Кирове, которым утвержден проект по внесению изменений в документацию по планировке территории набережной реки Вятки от ул. Профсоюзной до ул. Спасской в г. Кирове, подготовленный на основании распоряжения Администрации от 17.04.2013 N 1005-зр.
13.09.2013 Администрацией издано постановление N 3482-П "О резервировании земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51 для муниципальных нужд". Данным постановлением предусмотрено: осуществить резервирование земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51, ограниченного правами третьих лиц, для муниципальных нужд - для планируемых территорий общего пользования (улица, транспортная развязка) сроком на 7 лет (пункт 1); наложить на земельный участок с кадастровым номером 43:40:000281:51 ограничение прав собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельного участка на использование: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (пункт 3); предупредить собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельного участка, что в случае осуществления строительства или осуществления иных улучшений земельного участка они несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением (пункт 4).
Полагая, что постановление Администрации от 13.09.2013 N 3482-П не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь положениями статей 65, 198, 200 АПК РФ, статей 70.1, 85 ЗК РФ, статей 9, 18, 23, 26, 41, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГСК РФ), пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", пункта 5 статьи 1 Закона N 16-ФЗ, пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 2 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 N 410, статьей 46.6 Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29.04.2009 N 28/10 (далее - Правила землепользования и застройки), пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, резервирование земель в границах городского округа для муниципальных нужд. В этой связи Администрация муниципального образования "Город Киров" наделена полномочиями по резервированию земель в границах данного округа. В то же время такое резервирование должно осуществляться в соответствии с положениями земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации.
Частью 1 ст. 70.1 ЗК РФ установлено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения (при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов), в числе которых названы автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с оспариваемым постановлением Администрации от 13.09.2013 N 3482-П резервирование земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51 осуществлено для муниципальных нужд - для планируемых территорий общего пользования (улица, транспортная развязка).
В силу ч. 4 ст. 9 ГСК РФ по общему правилу не допускается принятие органами местного самоуправления решений о резервировании земель при отсутствии документов территориального планирования.
На основании пп. "а" п. 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее - Положение о резервировании земель) решение о резервировании земель принимается в том числе, в соответствии с документацией по планировке территории.
В силу ч. 1 ст. 18 ГСК РФ к числу документов территориального планирования городских округов относятся генеральные планы городских округов.
Следовательно, по смыслу приведенных выше норм ГСК РФ и Положения о резервировании земель, решение о резервировании земель для размещения объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах городского округа, может быть принято соответствующим органом местного самоуправления только в полном соответствии с генеральным планом городского округа и в том случае, если эти земли не предоставлены гражданам и юридическим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 1 Положения "О составе, порядке подготовки документа территориального планирования муниципального образования "Город Киров", утвержденного решением Кировской городской Думы от 31.01.2007 N 64/3, генеральный план муниципального образования "Город Киров" является документом территориального планирования муниципального образования "Город Киров".
В соответствии нормами ч. ч. 3, 5 ст. 23 ГСК РФ генеральный план городского поселения должен содержать:
- - положение о территориальном планировании, в котором должны содержаться сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения городского округа, их основные характеристики, их местоположение;
- - карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой должны отображаться планируемые для размещения объекты местного значения городского округа, относящиеся, в том числе, к электро-, тепло-, газо- и водоснабжению населения, водоотведению.
Таким образом, в силу названных норм ст. 23 ГСК РФ в их системном толковании с нормами ст. 18 данного кодекса и п. 3 Положения о резервировании земель, решение о резервировании в границах городского округа земель для строительства на них, то есть для размещения на них в будущем, объектов местного значения может быть принято органом местного самоуправления только при наличии в генеральном плане городского округа соответствующих сведений об этих объектах. Соответственно при отсутствии в генеральном плане городского округа таких сведений указанное решение не может быть принято.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрация в обоснование вынесенного ею и оспариваемого ООО "Проник" постановления от 13.09.2013 N 3482-П "О резервировании земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51 для муниципальных нужд" не представила доказательств соблюдения при его вынесении названных выше требований ГСК РФ и Положения о резервировании земель. В частности, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в генеральном плане муниципального образования "Город Киров" содержатся соответствующие сведения о размещении улицы и транспортной развязки на земельном участке, имеющем следующее местоположение: г. Киров, северо-восточный угол улиц Дрелевского (в настоящее время улица Спасская) и Пристанской, совпадающем с земельным участком с кадастровым номером 43:40:000281:51, предоставленном ООО "Проник" в аренду.
Ссылка Администрации в апелляционной жалобе на главы 2, 3 Положения о территориальном планировании Генерального плана города Кирова, в котором, по ее мнению, содержатся необходимые сведения о строительстве объектов - улицы и транспортной развязки, послужившие основой для издания оспариваемого постановления, является несостоятельной, поскольку в них содержатся общие сведения о строительстве спортивного и общественно-делового центра, улиц, без конкретизации земельных участков, на которых планируется указанное строительство, мест их нахождения. Между тем в пункте 1 оспариваемого постановления указан конкретный земельный участок, подлежащий резервированию, идентифицированный по кадастровому номеру и адресу. Соответствующая оценка названных положений Генерального плана г. Кирова содержится в решении суда первой инстанции, оснований для ее пересмотра у суда апелляционной инстанции не имеется.
Кроме того Арбитражный суд Кировской области с учетом положений пунктов 3, 4 статьи 85 ЗК РФ и статьи 46.6 Правил землепользования и застройки правомерно указал, что размещение улиц и транспортных развязок в границах территориальной зоны "Р-11. Зона городского отдыха", в границах которой находится земельный участок с кадастровым номером 43:40:000281:51, Правилами землепользования и застройки не предусмотрено.
Апелляционный суд считает необходимым отметить, что Администрация не предоставила суду доказательств того, что размещение на земельном участке с кадастровым номером 43:40:000281:51, предоставленном ООО "Проник" в аренду объекта транспортной инфраструктуры является исключительным случаем, а также доказательств того, что отсутствуют иные варианты возможного размещения данного объекта. Доводы Общества о наличии не менее двух вариантов размещения планируемой улицы ответчиком не опровергнуты. Тем самым Администрация не обосновала соблюдение при издании оспариваемого постановления требований статьи 49 ЗК РФ.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии у Администрации г. Кирова законных оснований для издания постановления от 13.09.2013 N 3482-П, нарушающего права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не могут быть положены в основу отмены решения суда по настоящему делу. Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные в материалы дела, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
В этой связи решение Арбитражного суда Кировской области от 28.02.2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 28.02.2014 по делу N А28-15284/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Киров" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)