Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 06 августа 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей Мокроусовой Л.М.,
Суховой И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черенковой Е.С.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Вектор": Беляевой М.И., представителя по доверенности б/н от 10.07.2014;
- от Администрации г. Тамбова: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.04.2014 г. по делу N А64-910/2013 (судья Макарова Н.Ю.) по иску Общества с ограниченной ответственностью "Вектор", г. Тамбов к Администрации Тамбовской области (г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 14), 2) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Тамбов, бульвар Энтузиастов, д. 1), третьи лица: Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, г. Тамбов, ул. Московская, д. 65; МО - город Тамбов в лице администрации города Тамбова, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, г. Тамбов, об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее - ООО "Вектор") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ООО "Вектор" земельных участков, равной их рыночной стоимости, а именно: земельного участка площадью 1 870 кв. м, расположенного по адресу: Тамбовская обл., город Тамбов, бульвар Строителей, д. 4, с кадастровым номером 68:29:0208007:291, равной 1 240 988 (один миллион двести сорок тысяч девятьсот восемьдесят восемь) рублей; земельного участка площадью 146 кв. м, расположенного по адресу: Тамбовская обл., город Тамбов, бульвар Строителей, д. 4, с кадастровым номером 68:29:0208007:289, равной 96 890 (девяносто шесть тысяч восемьсот девяносто) руб.
Определением суда от 13.03.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Администрация города Тамбова, ФГУ Земельная кадастровая палата по Тамбовской области.
Определением от 08.04.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Тамбовской области.
Определением от 25.12.2013 г. суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков Администрацию Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Определением арбитражного суда от 19.02.2014 г. суд исключил Управление Росреестра по Тамбовской области из числа соответчиков по делу и привлек его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
В ходе рассмотрения настоящего дела истец (в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования, изменив их основание, в связи с проведением новой государственной кадастровой оценки земель в Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 г. и утверждением результатов проведенной оценки.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.04.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся решением, Администрация города Тамбова обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.04.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 05.08.2014 г. представитель истца возражал в отношении доводов апелляционной жалобы, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились.
От Администрации Тамбовской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в материалы дела поступили ходатайства о рассмотрении настоящего дела в их отсутствии.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив представленные доказательства, а также заслушав пояснения истца, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Вектор" является собственником земельного участка площадью 146 кв. м, КН:68:29:0208007:289 и земельного участка площадью 1870 кв. м, КН: 68:29:0208007:291, расположенных по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, бульвар Строителей, д. 4. Данные земельные участки используются ООО "Вектор" под сооружение - подкрановый путь.
Право собственности на указанные земельные участки подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права, выданными 07.09.2012 Управлением Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области.
Согласно новой кадастровой выписке из государственного кадастра недвижимости земельные участки имеют следующую стоимость:
- участок с кадастровым номером 68:29:0208007:291, имеет кадастровую стоимость равную 8 316 843,70 руб.,
- участок с кадастровым номером 68:29:0208007:289, имеет кадастровую стоимость равную 649 336,46 руб.
Считая, что данная стоимость земельных участков является завышенной, истец обратился к независимому оценщику - Царевой Ирине Анатольевне для производства оценки рыночной стоимости земельного участка.
Согласно Отчету N 210-24/01/2014 от 21.01.2014 г. об определении рыночной стоимости имущества, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:291, площадью 1870 кв. м, в составе земель населенных пунктов под сооружение - подкрановый путь (земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, земельный участок по бульвару Строителей, 4, составляет 1598850 руб.
Согласно Отчету N 210-24/01/2014 от 21.01.2014 г. об определении рыночной стоимости имущества, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:289, площадью 146 кв. м, в составе земель населенных пунктов под сооружение - подкрановый путь (земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, земельный участок по бульвару Строителей Д", составляет 124800 руб.
Поскольку кадастровая цена земли является налогооблагаемой базой, ее установление в завышенном размере ведет к увеличению налога на землю, что нарушает права лиц, владеющих земельными участками, ООО "Вектор" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 были утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области". Утвержденные Администрацией Тамбовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктом Тамбовской области были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:291 установлена в размере 8 316 843,70 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:289-649 336,46 руб.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер земельного налога, подлежащего уплате, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственников земельного участка и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Истцом представлен отчет независимого оценщика Царевой Ирины Анатольевны N 210-24/01/2014 от 21.01.2014 г. об определении рыночной стоимости имущества, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:291, площадью 1870 кв. м, в составляет 1598850 руб., а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:289 составляет 124800 руб.
Статьей 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" также предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Истцом в материалы дела представлено Экспертное заключение N 74/02-14 от 30.01.2014 г. о проведении экспертизы Отчета N 210-24/01/2014, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:291, площадью 1870 кв. м, в составляет 1598850 руб., а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:289 составляет - 124800 руб.
Рыночная стоимость земельного участка определена экспертом сравнительным методом (метод сравнения продаж). Данный метод выбран экспертом как наиболее реализуемый.
Со стороны ответчиков возражений по указанному Отчету N 210-24/01/2014 и Экспертному заключению N 74/02-14 от 30.01.2014 г не заявлено.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ходатайств о проведении судебной экспертизы отчета от сторон также не поступило, отчет не оспорен.
Доказательств несоответствия данного заключения требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, лицами, участвующими в деле, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, не представлено.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что отчет N 210-24/01/2014 является ненадлежащим и недостоверным доказательством, подлежат отклонению за необоснованностью.
В силу статьи 64 АПК РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценка заключения эксперта осуществляется судом в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам в арбитражном процессе.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая изложенные обстоятельства дела, а также позицию, изложенную в Постановлениях Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г. и N 10761/11 от 25.06.2013 г., судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований истца (с учетом уточнения).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что снижение кадастровой стоимости спорных земельных участков является чрезмерным, соответствующими доказательствами не подкреплен (ст. ст. 9, 65 АПК РФ), в связи с чем подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", пунктом 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации".
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
При возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практикой по данной категории дел.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции также учтена позиция, изложенная в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08 апреля 2014 г. по делу N А64-910/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.И.ПОРОТИКОВ
Судьи
Л.М.МОКРОУСОВА
И.Б.СУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2014 ПО ДЕЛУ N А64-910/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2014 г. по делу N А64-910/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 06 августа 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей Мокроусовой Л.М.,
Суховой И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черенковой Е.С.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Вектор": Беляевой М.И., представителя по доверенности б/н от 10.07.2014;
- от Администрации г. Тамбова: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.04.2014 г. по делу N А64-910/2013 (судья Макарова Н.Ю.) по иску Общества с ограниченной ответственностью "Вектор", г. Тамбов к Администрации Тамбовской области (г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 14), 2) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Тамбов, бульвар Энтузиастов, д. 1), третьи лица: Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, г. Тамбов, ул. Московская, д. 65; МО - город Тамбов в лице администрации города Тамбова, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, г. Тамбов, об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее - ООО "Вектор") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ООО "Вектор" земельных участков, равной их рыночной стоимости, а именно: земельного участка площадью 1 870 кв. м, расположенного по адресу: Тамбовская обл., город Тамбов, бульвар Строителей, д. 4, с кадастровым номером 68:29:0208007:291, равной 1 240 988 (один миллион двести сорок тысяч девятьсот восемьдесят восемь) рублей; земельного участка площадью 146 кв. м, расположенного по адресу: Тамбовская обл., город Тамбов, бульвар Строителей, д. 4, с кадастровым номером 68:29:0208007:289, равной 96 890 (девяносто шесть тысяч восемьсот девяносто) руб.
Определением суда от 13.03.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Администрация города Тамбова, ФГУ Земельная кадастровая палата по Тамбовской области.
Определением от 08.04.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Тамбовской области.
Определением от 25.12.2013 г. суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков Администрацию Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Определением арбитражного суда от 19.02.2014 г. суд исключил Управление Росреестра по Тамбовской области из числа соответчиков по делу и привлек его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
В ходе рассмотрения настоящего дела истец (в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования, изменив их основание, в связи с проведением новой государственной кадастровой оценки земель в Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 г. и утверждением результатов проведенной оценки.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.04.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся решением, Администрация города Тамбова обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.04.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 05.08.2014 г. представитель истца возражал в отношении доводов апелляционной жалобы, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились.
От Администрации Тамбовской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в материалы дела поступили ходатайства о рассмотрении настоящего дела в их отсутствии.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив представленные доказательства, а также заслушав пояснения истца, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Вектор" является собственником земельного участка площадью 146 кв. м, КН:68:29:0208007:289 и земельного участка площадью 1870 кв. м, КН: 68:29:0208007:291, расположенных по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, бульвар Строителей, д. 4. Данные земельные участки используются ООО "Вектор" под сооружение - подкрановый путь.
Право собственности на указанные земельные участки подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права, выданными 07.09.2012 Управлением Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области.
Согласно новой кадастровой выписке из государственного кадастра недвижимости земельные участки имеют следующую стоимость:
- участок с кадастровым номером 68:29:0208007:291, имеет кадастровую стоимость равную 8 316 843,70 руб.,
- участок с кадастровым номером 68:29:0208007:289, имеет кадастровую стоимость равную 649 336,46 руб.
Считая, что данная стоимость земельных участков является завышенной, истец обратился к независимому оценщику - Царевой Ирине Анатольевне для производства оценки рыночной стоимости земельного участка.
Согласно Отчету N 210-24/01/2014 от 21.01.2014 г. об определении рыночной стоимости имущества, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:291, площадью 1870 кв. м, в составе земель населенных пунктов под сооружение - подкрановый путь (земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, земельный участок по бульвару Строителей, 4, составляет 1598850 руб.
Согласно Отчету N 210-24/01/2014 от 21.01.2014 г. об определении рыночной стоимости имущества, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:289, площадью 146 кв. м, в составе земель населенных пунктов под сооружение - подкрановый путь (земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, земельный участок по бульвару Строителей Д", составляет 124800 руб.
Поскольку кадастровая цена земли является налогооблагаемой базой, ее установление в завышенном размере ведет к увеличению налога на землю, что нарушает права лиц, владеющих земельными участками, ООО "Вектор" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 были утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области". Утвержденные Администрацией Тамбовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктом Тамбовской области были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:291 установлена в размере 8 316 843,70 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:289-649 336,46 руб.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер земельного налога, подлежащего уплате, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственников земельного участка и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Истцом представлен отчет независимого оценщика Царевой Ирины Анатольевны N 210-24/01/2014 от 21.01.2014 г. об определении рыночной стоимости имущества, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:291, площадью 1870 кв. м, в составляет 1598850 руб., а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:289 составляет 124800 руб.
Статьей 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" также предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Истцом в материалы дела представлено Экспертное заключение N 74/02-14 от 30.01.2014 г. о проведении экспертизы Отчета N 210-24/01/2014, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:291, площадью 1870 кв. м, в составляет 1598850 руб., а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:289 составляет - 124800 руб.
Рыночная стоимость земельного участка определена экспертом сравнительным методом (метод сравнения продаж). Данный метод выбран экспертом как наиболее реализуемый.
Со стороны ответчиков возражений по указанному Отчету N 210-24/01/2014 и Экспертному заключению N 74/02-14 от 30.01.2014 г не заявлено.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ходатайств о проведении судебной экспертизы отчета от сторон также не поступило, отчет не оспорен.
Доказательств несоответствия данного заключения требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, лицами, участвующими в деле, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, не представлено.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что отчет N 210-24/01/2014 является ненадлежащим и недостоверным доказательством, подлежат отклонению за необоснованностью.
В силу статьи 64 АПК РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценка заключения эксперта осуществляется судом в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам в арбитражном процессе.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая изложенные обстоятельства дела, а также позицию, изложенную в Постановлениях Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г. и N 10761/11 от 25.06.2013 г., судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований истца (с учетом уточнения).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что снижение кадастровой стоимости спорных земельных участков является чрезмерным, соответствующими доказательствами не подкреплен (ст. ст. 9, 65 АПК РФ), в связи с чем подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", пунктом 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации".
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
При возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практикой по данной категории дел.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции также учтена позиция, изложенная в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08 апреля 2014 г. по делу N А64-910/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.И.ПОРОТИКОВ
Судьи
Л.М.МОКРОУСОВА
И.Б.СУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)