Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.01.2014 N 15АП-20056/2013 ПО ДЕЛУ N А01-1949/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2014 г. N 15АП-20056/2013

Дело N А01-1949/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильенко А.О.,
при участии:
от истца - Гаринина Эдуарда Петровича (удостоверение N 121663),
о главы КФХ Пшидатка М.Р. - Пшидатка Руслана Хамедовича по доверенности от 10.09.2013, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Республики Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.10.2013 по делу N А01-1949/2013, принятое в составе судьи Шебзухова З.М.,
по иску Прокурора Республики Адыгея
к администрации муниципального образования "Тахтамукайский район",
индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Пшидатку Мурату Руслановичу (ОГРНИП 311010729400012/ ИНН 010603259296),
при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии"
о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки

установил:

Прокурор Республики Адыгея обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к администрации муниципального образования "Тахтамукайский район (далее - администрация), главе крестьянского (фермерского) хозяйства Пшидатку Мурату Руслановичу (далее - главе КФХ Пшидаток М.Р.) о признании договора аренды от 31.10.2011 N 683 недействительным и применении последствий недействительности сделки.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.10.2013 в иске отказано.
Прокурор Республики Адыгея обжаловал решение в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просил его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что решением СНД "Козетское сельское поселение" от 06.05.2011 N 26/69 утвержден генеральный план МО "Козетское сельское поселение". Спорный земельный участок входит в черту населенного пункта а.Козет, границы которого поставлены на государственный кадастровый учет 16.08.2011. Спорный земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов не мог быть предоставлен для ведения КФХ в порядке, установленном ст. 12 ФЗ N 74 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". В нарушение п. 1 ст. 83, п. 1 ст. 34 ЗК РФ спорный земельный участок был предоставлен в аренду без предварительной публикации информации о его предоставлении. Данное обстоятельство исключило возможность всех заинтересованных лиц приобрести права на спорный земельный участок, необоснованно создало приоритеты для главы КФХ Пшидаток М.Р. на получение права аренды и исключило возможность эффективного распоряжения этим участком на конкурсной основе. В нарушение ст. 12 ФЗ N 74 Пшидаток М.Р. подал заявление после вынесения постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, не указал испрашиваемое право на земельный участок, условия предоставления земельного участка, не обосновал размеры участка.
Администрация муниципального образования "Тахтамукайский район" и ИП глава крестьянского (фермерского) хозяйства Пшидаток М.Р. апелляционную жалобу не признали, просили оставить решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.10.2013 без изменения.
В судебном заседании представитель прокуратуры апелляционную жалобу поддержал
Представитель ИП главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пшидатка М.Р. апелляционную жалобу не признал.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 14.01.2014 до 21.01.2014.
После перерыва представитель прокуратуры представил доказательства публикации информационных сообщений о принятых Советом народных депутатов МО "Козетское сельское поселение" нормативных актов. Пояснил, что доказательства опубликования в установленном законом порядке полного текста генерального плана МО "Козетское сельское поселение" и правил землепользования и застройки МО "Козетское сельское поселение" отсутствуют.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в связи с обращением главы КФХ Пшидаток М.Р., на основании ст. 81 ЗК РФ, ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", постановлением администрации МО Тахтамукайский район от 24.10.2011 N 1263 утверждена схема расположения земельного участка, площадью 89612 кв. м, по адресу: Тахтамукайский район, юго-восточная окраина а. Козет, с категорией земель "земли сельскохозяйственного назначения" для ведения сельскохозяйственной деятельности (растениеводство).
26.10.2011 глава КФХ Пшидаток М.Р. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 89612 кв. м, с кадастровым номером 01:05:3200001:767, расположенного по адресу: Тахтамукайский район, юго-восточная окраина а. Козет для ведения КФХ.
Постановлением администрации от 31.10.2013 N 1281 главе КФХ Пшидаток М.Р. был предоставлен в аренду земельный участок площадью 89612 кв. м с кадастровым номером 01:05:3200001:767, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, юго-восточная окраина а.Козет, для ведения сельскохозяйственной деятельности (растениеводство).
Между администрацией (арендодатель) и главой КФХ Пшидатком М.Р. (арендатор) был заключен договор аренды указанного земельного участка от 31.10.2011 N 683, в соответствии с актом приема-передачи от 31.10.2011 земельный участок передан главе КФХ.
Согласно выписке из ЕГРП от 07.08.2013 N 04/003/2013-438 договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра по Республике Адыгея 08.12.2011, номер регистрации 01-01-04/033/201-681.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 31.10.2011 N 01100/401/11-40406, земельный участок с кадастровым номером 01:05:3200001:767 площадью 89612+/-2619 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет 31.10.2011 с категорией - земли сельскохозяйственного назначения и разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственной деятельности (растениеводство).
Дополнительным соглашением от 06.03.2012 года к договору аренды N 683 от 31.10.2011, срок аренды установлен в течение 49 лет (с 31.10.2011 по 31.10.2060).
Дополнительным соглашением N 13 от 25.02.2013 стороны, на основании кадастровой выписки о земельном участке от 18.02.2013 N 0100/401/2013-11946, изложили п. 1.1 договора аренды в новой редакции, согласно которой категория арендуемого земельного участка указана как "земли населенных пунктов", и изменили п. 2.1 договора в части размера арендной платы.
В материалы дела представлена копия решения Совета народных депутатов МО "Козетское сельское поселение" от 06.05.2011 N 26/96, которым утвержден генеральный план муниципального образования "Козетское сельское поселение".
В соответствии со ст. 83 ЗК РФ землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Согласно ст. 84 ЗК РФ, границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
То есть, установленная законом N 172-ФЗ общая процедура перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию не применяется в тех случаях, когда такой перевод производится в связи с изменением черты (границы) сельского или городского поселения.
В силу пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Официально опубликованным может считаться только акт, который опубликован в полном объеме.
Согласно пунктам 20, 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие нормативного правового акта, следует проверять, соблюден ли порядок его опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством) и вступления в силу.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, опубликование части нормативного акта, или выдержек из него, равно как и упоминание о подписании нормативного правового акта, не может быть признано его официальным опубликованием.
Из письма главного редактора газеты "Согласие" исх. N 7 от 17.01.2014, а также копий газеты "Согласие" от 21.05.2011 г. N 36 (8849) и от 19.01.2013 N 3)9024) следует, что в указанных номерах средства массовой информации были опубликованы сообщения, содержащие информацию о принятых советом народных депутатов МО "Козетское сельское поселение" решении от 06.05.2011 об утверждении генерального плана МО "Козетское сельское поселение", решении от 29.12.12 N 1/7 об утверждении правил землепользования и застройки МО "Козетское сельское поселение".
Доказательства опубликования в полном объеме с приложениями указанных нормативных актов в средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов принятых МО "Козетское сельское поселение", отсутствуют.
Принимая во внимание, что решение Совета народных депутатов МО "Козетское сельское поселение" от 06.05.2011 N 26/69 "Об утверждении генерального плана МО "Козетское сельское поселение" и решение Совета народных депутатов МО "Козетское сельское поселение" от 29.12.12 N 1/7 "Об утверждении правил землепользования и застройки МО "Козетское сельское поселение" не были опубликованы в установленном законом порядке в официальных средствах массовой информации, они не могут применяться при разрешении рассматриваемого спора, в т.ч. при определении границ населенного пункта а.Козет.
В связи с изложенным довод прокурора о том, что с момента принятия решения Совета народных депутатов МО "Козетское сельское поселение" от 06.05.2011 N 26/69 "Об утверждении генерального плана МО "Козетское сельское поселение", спорный земельный участок был включен в черту сельского поселения, отклоняется.
Таким образом, на момент заключения договора аренды от 31.10.2011 N 683 земельный участок с кадастровым номером 01:05:3200001:767 площадью 89612 кв. м относился к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 31.10.2011 N 01100/401/11-40406.
При этом, исходя из смысла п. 3 ст. 84 ЗК РФ последующее включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно пункту 2 той же статьи передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
При этом, статья 81 Земельного кодекса определяет, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрен упрощенный порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Согласно указанной норме, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 данной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.
Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после предоставления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок сформирован как объект земельных отношений и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 01:05:3200001:767.
При таких обстоятельствах, глава хозяйства имел право на получение в аренду земельного участка в порядке, установленном статьей 12 Закона о крестьянском хозяйстве, необходимости в выставлении испрашиваемого участка на торги не имелось. По смыслу названного Закона и пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (фермерских хозяйств).
Доказательств того, что имелись заявления иных граждан (претендентов) о предоставлении в аренду спорного земельного участка, в материалы дела не представлено.
Таким образом, доводы жалобы о том, что необходима заблаговременная публикация о предоставлении в аренду земельных участков, являются ошибочными, поскольку нормы статьи 12 Закона N 101-ФЗ, являясь специальными по отношению к статье 10 Закона N 101-ФЗ и статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривают в качестве обязательного условия предоставления земельного участка публикацию сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.10.2013 по делу N А01-1949/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Председательствующий
М.В.ИЛЬИНА

Судьи
Н.Н.МИСНИК
О.Х.ТИМЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)