Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3964/13

Требование: Об обжаловании бездействия органа местного самоуправления.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Ответчик, являясь единственным лицом, уполномоченным на внесение сведений в государственный кадастр недвижимости, допускает незаконное бездействие.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июля 2013 г. по делу N 33-3964/13


Председательствующий: Верещак М.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Патрахина И.В.,
судей областного суда Зубовой Е.А., Усовой Е.И.,
при секретаре Н.,
рассмотрела в судебном заседании 10 июля 2013 года
дело по апелляционной жалобе ответчика представителя заявителя М. на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 08 апреля 2013 года, которым постановлено:
"Заявление З. оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия

установила:

З. обратилась в суд с заявлением об обжаловании бездействия Администрации Омского муниципального района Омской области.
В обоснование заявленных требований указала, что в мае 2012 года она обратилась в Администрацию Омского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Органом местного самоуправления на основании ее заявления в порядке статьи 30.1 Земельного Кодекса РФ 31.05.2012 была произведена публикация информационного сообщения в газете "Омский пригород" о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в *** метрах северо-восточнее жилого дома с почтовым адресом: ***.
Информационным письмом от 31.07.2012 N 06-03/412 Администрация сообщила заявителю о том, что по истечении месяца со дня опубликования сообщения, заявлений от иных лиц о предоставлении земельного участка в аренду не поступало, органом местного самоуправления принимается решение о предоставлении земельного участка, и рекомендовала заявителю обратиться в межевую организацию для подготовки межевого плана.
По обращению заявителя кадастровый инженер подготовил межевой план и подал в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области заявление о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет. ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области осуществило кадастровый учет земельного участка, участку был присвоен кадастровый номер ***.
Поскольку земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, заявитель 17.07.2012 обратилась к заинтересованному лицу с заявлением о заключении договора аренды.
Заинтересованное лицо сообщило заявителю о том, что в настоящее время заключить договор аренды не представляется возможным, по причине того, что оно не обладает сведениями о виде разрешенного использования земельного участка, поскольку вид разрешенного использования не указан в кадастровом паспорте.
В целях получения сведений о виде разрешенного использования заинтересованное лицо обратилось с соответствующим запросом в Администрацию Ростовкинского сельского поселения, которая предоставила от 18.09.2012 N 154 об установлении вида разрешенного использования земельного участка - размещение дома индивидуальной жилой застройки.
Заинтересованное лицо, являясь лицом, уполномоченным на внесение изменений в государственный кадастр недвижимости, в порядке статьи 22 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлением о кадастровом учете сведений о виде разрешенного использования.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области отказало заинтересованному лицу во внесении изменений в ГКН, поскольку в ГКН сведения о целевом назначении земельного участка отсутствовали и заявителем представлены не были.
Поскольку документы, подтверждающие целевое назначение земельного участка, у заинтересованного лица отсутствовали, заявитель обратилась к Главе Ростовкинского сельского поселения с заявлением о предоставлении сведений о целевом назначении земельного участка.
В ответ на данное обращение Администрация Ростовкинского сельского поселения предоставила от 25.10.2012 N 176 о целевом назначении земельного участка и надлежащим образом заверенную копию Постановления от 18.09.2012 N 154 о виде разрешенного использования.
Указанные документы заявитель 29.10.2012 представила заинтересованному лицу.
Заинтересованное лицо в конце ноября 2012 года повторно обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлением о внесении в ГКН соответствующих изменений, по результатам рассмотрения которого 25.12.2012 принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета сроком до устранения нарушений, но не более чем на 3 месяца, рекомендовано предоставить акт органа местного самоуправления, устанавливающий категорию земель земельного участка, либо документ, подтверждающий полномочия Администрации Ростовкинского сельского поселения на принятие решения об отнесении земельного участка к определенной категории земель.
Заинтересованное лицо не предприняло действий ни по предоставлению в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области требуемых документов, ни по оспариванию решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, в связи с чем заявитель 22.02.2013 обратилась к заинтересованному лицу с требованием предпринять действия по исполнению решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области либо по обжалованию вынесенного им решения. Кроме того, поскольку заинтересованное лицо уже обладало сведениями о виде разрешенного использования земельного участка и его целевом назначении, заявитель потребовала принять постановление о предоставлении земельного участка ей в аренду.
На данное заявление 27.02.2013 был направлен ответ, из которого следует, что Администрация Омского муниципального района Омской области не будет предпринимать никаких действий, направленных на внесение сведений в ГКН до того, пока не будет осуществлен государственный кадастровый учет границ населенного пункта - поселка Ростовка; постановление о предоставлении земельного участка будет принято только после того, как заявителем будет предоставлен кадастровый паспорт земельного участка, содержащий сведения о виде разрешенного использования и о целевом назначении земельного участка.
Полагала, что заинтересованное лицо допускает бездействие, не соответствующее требованиям закона и выражающееся в непринятии соответствующего постановления в порядке, предусмотренном пунктом 3.11.4 Решения Совета Омского муниципального района Омской области от 05.05.2011 N 20, статьей 30.1 ЗК РФ, а также в непринятии действий, направленных на внесение в ГКН сведений о виде разрешенного использования и целевом назначении земельного участка.
Администрация, являясь в соответствии с частью 3 статьи 20 ФЗ "О кадастре недвижимости" и статьей 10 ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" единственным лицом, уполномоченным на внесение сведений в государственный кадастр недвижимости, допускает незаконное бездействие.
При этом ни у Администрации, ни у органа кадастрового учета нет оснований считать, представленные Главой Ростовкинского сельского поселения сведения о виде разрешенного использования и целевом назначении земельного участка недостоверными, поскольку земельный участок со всех сторон окружен другими земельными участками, в отношении которых в ГКН уже внесены сведения об их целевом назначении (земли населенных пунктов) и виде разрешенного использования (под строительство индивидуальных жилых домов). Вследствие того, что Администрация не вносит в ГКН сведения о целевом назначении и виде разрешенного использования земельного участка, заявитель не имеет возможности предоставить Администрации кадастровый паспорт, вследствие чего с заявителем не может быть заключен договор аренды.
Просила:
- - признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии постановления о предоставлении земельного участка, расположенного в *** метрах северо-восточнее жилого дома с почтовым адресом ***, ориентировочной площадью *** квадратных метров в аренду З.;
- - признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер к внесению сведений о виде разрешенного использования и целевом назначении земельного участка с кадастровым номером *** в государственный кадастр недвижимости;
- - обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять постановление о предоставлении земельного участка, расположенного в *** метрах северо-восточнее жилого дома с почтовым адресом ***, ориентировочной площадью *** квадратных метров в аренду З.;
- - обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области в течение 40 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести необходимые сведения в ГКН и направить в адрес З. подписанные со своей стороны экземпляры договора аренды земельного участка с кадастровым номером ***.
В судебном заседании заявитель участия не принимала, извещена надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просила рассмотреть дело в свое отсутствие с участием своего представителя.
Представитель заявителя М. в судебном заседании требования заявления поддержал.
Представитель Администрации Омского муниципального района Омской области П. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, представила отзыв, из которого следует, что 31.05.2012 Администрацией Омского муниципального района в газете "Омский пригород" осуществлена публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, истребуемого в аренду заявителем.
Поскольку предоставление земельного участка осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка, проведение которых обеспечивает заявитель, 31.07.2012 Администрацией Омского муниципального района подготовлен и направлен в адрес заявителя ответ, в котором указано на необходимость проведения кадастровых работ. После постановки на государственный учет земельного участка заявительница предоставила в Администрацию Омского муниципального района кадастровый паспорт земельного участка.
Вместе с тем, по итогам рассмотрения представленных документов, 22.03.2013 З. в предоставлении земельного участка в аренду отказано, поскольку в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером *** отсутствуют сведения о категории земель, к которым относится указанный земельный участок, а также сведения о его виде разрешенного использования. Данные обстоятельства объективно препятствуют предоставлению испрашиваемого земельного участка в аренду. В то же время у Администрации Омского муниципального района отсутствует обязанность по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель З. с решением Куйбышевского районного суда г. Омска не согласилась, просила его отменить. Указала, что вывод суда о том, что испрашиваемый земельный участок находится за пределами Ростовкинского сельского поселения, материалами дела не подтвержден, поскольку генеральный план сельского поселения суду представлен не был. Следовательно, вывод о необходимости изменения границ населенного пункта не основан на представленных доказательствах.
Отметила, что доводов об обязанности Администрации направить сведения в орган кадастрового учета ею приведено не было.
Поскольку действия по внесению сведений о категории земель и виде разрешенного использования не отнесены к обязанностям заявителя, Администрация не имеет права обуславливать возможность предоставления услуги предоставлением заявителем кадастрового паспорта с отраженными сведениями о категории земель и виде разрешенного использования.
Отсутствие таких сведений является препятствием для заключения договора аренды. При таком положении Администрация Омского муниципального района, на которую возложена обязанность совершить все необходимые действия, направленные на внесение требуемых сведений в государственный кадастр недвижимости, обязана требовать направления Ростовкинским сельским поселением необходимых сведений в орган кадастрового учета, либо подать заявление самостоятельно, потребовав при этом запросить необходимые сведения в органе местного самоуправления.
Отметила, что Заявитель не может и не должен требовать от иных органов исполнения действий, необходимых для оказания ему Администрацией услуги по предоставлению земельного участка.
В дополнениях к апелляционной жалобе представитель З. М. указал, что действующее законодательство не содержит запрета на внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о целевом назначении земельного участка и вида разрешенного пользования до кадастрового учета границ населенного пункта.
Сведения о границах населенных пунктов носят исключительно информационный характер и вносятся в кадастр недвижимости на основании генеральных планов поселений, содержащих сведения о границах населенных пунктов.
Отнесение земельного участка к землям населенных пунктов осуществляется по принципу расположения участка внутри границы населенного пункта, установленной генеральным планом.
Сведения о том, что испрашиваемый земельный участок со всех сторон окружен участками, отнесенными к землям населенных пунктов, заявителем представлены, а потому выводы суда о нахождении земельного участка за пределами населенного пункта не обоснованы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Омского муниципального района Омской области П., полагавшей решение законным и обоснованным, представителя заявителя М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы представления.
Статьей 330 ГПК РФ регламентированы основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При рассмотрении дела, такие нарушения судом первой инстанции допущены были.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами, что З. обратилась в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением с просьбой предоставить в аренду спорный земельный участок.
Порядок рассмотрения данной категории заявлений предусмотрен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Принятие решение о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Омского муниципального района".
Согласно п. 2.3 указанного Регламента результатом предоставления муниципальной услуги может быть заключение с заявителем договора аренды земельного участка либо выдача уведомления об отказе в предоставлении услуги.
Срок предоставления услуги не должен превышать трех месяцев (п. 2.7).
Документы, необходимые для предоставления услуги, перечислены в пункте 2.8 Регламента, в том числе: заявление, кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка.
Основания для отказа в предоставлении услуги перечислены в п. 2.11 Регламента.
На основании заявления З. органом местного самоуправления произведена публикация информационного сообщения в газете "Омский Пригород" о предоставлении в аренду земельного участка.
31.07.2012 Администрация Омского муниципального района Омской области сообщила З. о том, что по истечении установленного месячного срока заявлений от иных лиц на предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка не поступило, а потому ей рекомендовано обратиться в межевую организацию для подготовки межевого плана.
По результатам межевания земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер ***.
17.07.2012 З. обратилась к заинтересованному лицу с заявлением о заключении договора аренды, однако в удовлетворении заявления ей было отказано по причине отсутствия сведений о виде разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с п. 10 ст. 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", администрация осуществляет полномочия собственников земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и не являющихся федеральной собственностью или собственностью субъектов РФ.
В силу пп. 7 и 14 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: адрес объекта недвижимости и разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно ч. 3, ч. 5 ст. 20 вышеназванного Федерального закона с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
В соответствии с ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в п. п. 7, 13, 14, 15 или 16 ч. 2 ст. 7 Федерального закона кадастровые сведения, предоставляет в орган кадастрового учета копию такого решения.
Процедура отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории регламентирована статьей 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В соответствии с ч. 1 ст. 14 указанного ФЗ отнесение земельного участка к категории является обязательным.
В случае если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих право на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от целей использования, для которой он предоставлялся.
В соответствии с пунктом 69 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, сведения о категории земель образуемого земельного участка должны соответствовать сведениям о категории земель исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральным земельным законодательством.
Если в ГКН отсутствуют сведения об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель, сведения о принадлежности образуемых земельных участков к определенной категории земель вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель.
Поскольку Регламентом предоставления муниципальной услуги не предусмотрено основание для отказа - отсутствие сведений о разрешенном использовании земельного участка, действия Администрации Омского муниципального района Омской области судебная коллегия полагает нарушенными права заявителя З., представившей все необходимые документы, в том числе и постановления Главы Ростовкинского сельского поселения от 18.09.2012 N 154 об установлении вида разрешенного использования земельного участка и от 25.10.2012 N 176 о целевом назначении земельного участка.
Доводы Администрации относительно того, что в обязанности администрации не входит внесение изменений в государственный кадастр недвижимости, подлежит отклонению.
Кроме того, в судебном заседании апелляционной инстанции представитель Администрации Омского муниципального района пояснил, что в настоящее время препятствий для заключения договора аренды земельного участка не имеется.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя З. в части признания бездействия Администрации Омского муниципального района Омской области по непринятию постановления о предоставлении земельного участка в аренду.
Вместе с тем, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о возложении на Администрацию обязанности принять решение о предоставлении ей земельного участка в аренду, поскольку дело рассмотрено в порядке Главы 25 ГПК РФ, а потому, признав бездействие Администрации незаконным, на нее возложена обязанность рассмотреть обращение заявителя в установленный регламентом срок.
Кроме того, как указано выше, в настоящее время препятствий к заключению договора не имеется.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, а потому решение подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда,

определила:

Решение Куйбышевского районного суда города Омска от 08 апреля 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
Заявление З. удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области по непринятию постановления о предоставлении земельного участка, расположенного в *** метрах северо-восточнее жилого дома с почтовым адресом ***, ориентировочной площадью *** квадратных метров в аренду З.
В остальной части требований З. отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)