Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максименковой К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Алиева Видади Аббасгулу оглы на решение Арбитражного суда Курганской области от 13.08.2014 по делу N А34-3287/2014 (судья Полякова А.И.).
В судебном заседании приняли участие представители: от индивидуального предпринимателя Алиева Видади Аббасгулу оглы - Пошивайлов А.В. (доверенность от 01.06.2014), Ерыщук О.В. (доверенность от 10.01.2012), от Правительства Курганской области - Бабунова О.П. (доверенность от 01.10.2014), от Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области - Башкирова Т.В. (доверенность от 10.06.2014).
Индивидуальный предприниматель Алиев Видади Аббасгулу оглы (далее - предприниматель Алиев В.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Правительству Курганской области (далее также - заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения от 24.02.2014 N 42-р "Об отказе индивидуальному предпринимателю Алиеву В.А. в размещении здания кафе", обязании Правительства Курганской области принять решение о предварительном согласовании места размещения здания кафе по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Звездная, в районе базы "Спартак" (с учетом изменения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (л.д. 46-48).
Определением от 19.06.2014 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - Департамент, третье лицо) (л.д. 44, 45).
Решением от 13.08.2014 (резолютивная часть решения объявлена 07.08.2014) суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал (л.д. 105-109).
С вынесенным по делу решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе предприниматель Алиев В.А. просит данное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления (л.д. 117-122).
В качестве основания для отмены решения заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильное применение судом норм материального права (пункты 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Вывод суда первой инстанции о том, что заявлением от 26.11.2009 предприниматель испрашивал иной, не спорный земельный участок, является ошибочным. Из содержания заявления от 26.11.2009, переписки сторон и постановлений Администрации города Кургана в совокупности, определенно следует, что предприниматель в 2009 г. испрашивал земельный участок площадью 1320 кв. м (0,132 га), а не площадью 132 кв. м, для строительства и размещения здания кафе взамен временного павильона кафе-закусочная. Земельный участок площадью 132 кв. м, на котором в настоящее время находится временный павильон кафе-закусочная, предоставлен предпринимателю в аренду на основании постановления Администрации города Кургана от 01.10.2008 N 5715, то есть еще до подачи заявления от 26.11.2009 о предоставлении земельного участка площадью 1320 кв. м. Заключенный на основании указанного постановления договор аренды от 10.12.2013 N 866 не имеет никакого отношения к земельному участку, испрашиваемому заявлением от 26.11.2009. По результатам рассмотрения заявления от 26.11.2009 был составлен акт выбора от 14.01.2011 N 3 земельного участка площадью 0,1001 га, то есть предпринимателю был выделен земельный участок меньше испрашиваемой ориентировочной площадью 0,132 га.
Вывод суда первой инстанции о том, что предприниматель не отреагировал на предлагаемые Координационным советом при Губернаторе Курганской области условия, не обоснован ссылками на положения закона. Действующим земельным законодательством не предусмотрен порядок проведения Координационного совета при предварительном согласовании места размещения объекта, все решения такого органа носят исключительно рекомендательный характер, их исполнение не является обязанностью заявителя.
Вывод суда первой инстанции о том, что акт выбора земельного участка от 14.01.2011 N 3 утратил силу, является несостоятельным, поскольку действующим земельным законодательством не установлен срок действия акта выбора земельного участка и, соответственно, последствия истечения такого срока.
Более того, все перечисленные ошибочные выводы суд первой инстанции сделал в отсутствие соответствующих возражений Правительства и Департамента.
Таким образом, с заявлением о предоставлении спорного земельного участка предприниматель обратился 26.11.2009, то есть до вступления в действие Закона Курганской области от 28.12.2011 N 98 "Об управлении и распоряжении землями и земельными участками на территории Курганской области" (далее - Закон Курганской области от 28.12.2011 N 98), следовательно, в соответствии со статьей 7 названного Закона положения пункта 1 статьи 6 этого Закона не могут быть применены в рассматриваемом случае.
Оспариваемое распоряжение влечет для предпринимателя значительные убытки, поскольку в случае проведения торгов в отношении спорного земельного участка заявителю необходимо будет снести действующее кафе в связи с тем, что на торги выставляются только свободные от строений и сооружений земельные участки.
С учетом изложенного, заявитель полагает решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований незаконным и необоснованным.
Правительство Курганской области (вх. N 36315 от 20.10.2014) и Департамент (вх. N 36483 от 21.10.2014) представили отзывы на апелляционную жалобу, из содержания которых следует, что заинтересованное лицо и третье лицо согласны с выводами суда первой инстанции, а приведенные в жалобе доводы считают несостоятельными.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 29.10.2014 до 16 час. 40 мин. Информация о перерыве размещена на сайте на сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет" в режиме "он-лайн" 22.10.2014.
Представители предпринимателя Алиева В.А. в судебном заседании (до и после перерыва) поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда от 13.08.2014 отменить; представители Правительства Курганской области (до и после перерыва) и Департамента (после перерыва) возражали по существу доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на их несостоятельность, просили решение суда от 13.08.2014 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела следует, что 29.11.2012 предприниматель Алиев В.А. обратился в Правительство Курганской области с заявлением о предварительном согласовании места размещения (реконструкции) объекта - здания кафе "Рандеву" на земельном участке, площадью 0,1001 га, расположенным по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Звездная, в районе базы "Спартак" (л.д. 12, 34).
Из заявления от 29.11.2012 следует, что к нему прилагались следующие документы (подлинники либо копии, заверенные нотариально, либо органом, выдавшим документ):
- -свидетельство о предпринимательской деятельности, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (для предпринимателей); устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации общества, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр (юридических лиц); ксерокопия паспорта с указанием гражданства;
- -акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- -постановление Администрации города Кургана, утверждающее схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (проект границ земельного участка);
- -справка Комитета архитектуры и градостроительства города Кургана о информации в СМИ местного населения о строительстве объекта (Пушкина,83).
-положительные заключения Роспотребнадзора по Курганской области (ул. Куйбышева, 46) (при наличии); Комитета по архитектуре и строительству по Курганской области (ул. Кирова, 83); Управление культуры Курганской области (ул. Советская, 110); историко-культурной экспертизы, подготовленной ГКУ "НПЦ по охране и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Курганской области (ул. Советская, 110).
Все поименованные в заявлении в качестве приложений документы не имеют идентифицирующих признаков, в связи с чем в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции уточнялись даты указанных документов.
Судом первой инстанции установлено, что к заявлению от 29.11.2012 были приложены следующие документы:
- -акт о выборе земельного участка от 14.01.2011 N 3 с отметкой о продлении до 31.10.2011 (л.д. 9);
- -постановление Администрации города Кургана от 24.08.2012 N 5950 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана для размещения здания кафе по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Звездная, в районе базы "Спартак" (л.д. 11);
- -справка от 16.10.2012 N 86 Комитета архитектуры и градостроительства города Кургана о размещении в газете "Курган и курганцы" от 14.07.2012 N 75 информации о выделении земельного участка для строительства здания кафе (л.д. 55);
- -положительное заключение Комитета по архитектуре и строительству по Курганской области от 12.10.2012 N 1603 (л.д. 54);
- -положительное заключение Управления культуры Курганской области от 12.10.2012 N 06-935 (л.д. 53);
- -положительное заключение государственного казенного учреждения "Научно-производственный центр по охране и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Курганской области" от 11.10.2012 N 383 (л.д. 52).
Распоряжением от 24.02.2014 N 42-р "Об отказе индивидуальному предпринимателю Алиеву В.А. в размещении здания кафе" Правительство Курганской области со ссылкой на Земельный кодекс Российской Федерации и Закон Курганской области от 28.12.2011 N 98 "Об управлении и распоряжении землями и земельными участками на территории Курганской области" отказало заявителю в размещении здания кафе на земельном участке площадью 0,1001 га, местоположение земельного участка: Курганская область, г. Курган, пос. Увал, ул. Звездная, в районе базы "Спартак" (л.д. 8, 33).
Полагая, что данный отказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель Алиев В.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае заявитель не представил Правительству Курганской области в полном объеме пакет документов, необходимый для рассмотрения заявления по существу.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Курганской области от 28.12.2013 N 98 предоставление земельных участков, находящихся в собственности Курганской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования города Кургана и которыми исполнительные органы государственной власти Курганской области вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах в случаях предоставления земельных участков для строительства, в том числе, объектов торговли и общественного питания (продовольственные и непродовольственные магазины, торговые и торгово-развлекательные центры, автосалоны, кафе, рестораны, бары). Переходные положения, установленные статьей 6 Закона Курганской области от 28.12.2013 N 98, суд первой инстанции не применил, поскольку заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта было подано заявителем до дня вступления в силу названного Закона (28.01.2012).
Довод заявителя о том, что его заявление первоначально было направлено 26.11.2009, суд первой инстанции отклонил, поскольку заявление от 26.11.2009 касалось выбора иного земельного участка площадью 132 кв. м для строительства здания кафе на перекрестке шоссе Тюнина и ул. Звездной в пос. Лесной г. Кургана, который заявителем получен на основании договора аренды от 10.12.2013 N 866.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что права и интересы заявителя оспариваемым распоряжением не нарушены, кроме того, заявителем не утрачена возможность получения испрашиваемого им земельного участка на торгах.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание положения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ("Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц"), судебная коллегия отмечает, что для признания незаконным отказа Правительства Курганской области в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, необходимо установить в совокупности наличие двух обстоятельств: противоречие указанного отказа действующему законодательству и нарушение данным отказом прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Из материалов дела следует, что предприниматель Алиев В.А. 29.11.2012 обратился в Правительство Курганской области с просьбой о выборе земельного участка площадью 0,1001 га по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Звездная, в районе базы "Спартак", и предварительном согласовании места размещения объекта - здания кафе "Рандеву".
Из ситуационных планов на земельный участок площадью 0,1001 га (л.д. 58, 94), кадастрового паспорта земельного участка от 23.10.2012 (л.д. 89-93), договора аренды земельного участка от 10.12.2013 N 866 (л.д. 56, 57) следует, что предприниматель Алиев В.А. владеет на праве аренды земельным участком площадью 132 кв. м с кадастровым номером 45:25:090709:99, на котором размещен временный павильон - кафе-закусочная, указанный земельный участок расположен внутри испрашиваемого предпринимателем Алиевым В.А. земельного участка, ориентировочной площадью 0,1001 га.
В соответствии с абзацами 2, 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса установлена презумпция государственной собственности на землю: при отсутствии данных, свидетельствующих о принадлежности земельного участка на праве собственности физическому или юридическому лицу либо муниципальному образованию, земельный участок признается государственной собственностью.
Доказательств того, что государственная собственность в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка разграничена, в материалах дела не имеется. Обратного суду апелляционной инстанции не доказано.
В соответствии со статьей 2 Закона Курганской области от 28.12.2011 N 98 Правительство Курганской области осуществляет распоряжение землями и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования города Кургана, в пределах установленных настоящим Законом полномочий.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен в статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статья 32 Земельного кодекса Российской Федерации о принятии решения о предоставлении земельного участка для строительства не предусматривает проведение торгов.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (пункт 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Законом Курганской области от 28.12.2011 N 98 установлен перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности Курганской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования города Кургана и которыми исполнительные органы государственной власти Курганской области вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах
Так, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 названного Закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования города Кургана и которыми исполнительные органы государственной власти Курганской области вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах в случаях предоставления земельных участков для строительства объектов торговли и общественного питания (продовольственные и непродовольственные магазины, торговые и торгово-развлекательные центры, автосалоны, кафе, рестораны, бары).
До 01.07.2013 положения пункта 1 статьи 6 указанного Закона не применяются в случае, если заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта было подано заинтересованным лицом в уполномоченный орган в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками до дня вступления в силу настоящего Закона (статья 7 Закона Курганской области от 28.12.2011 N 98).
Закон Курганской области от 28.12.2011 N 98 вступил в силу 28.01.2012.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела письменные доказательства в совокупности, а также пояснения сторон и третьего лица по делу, данные в судебном заседании 22-29.10.2014, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае процедура выбора испрашиваемого заявителем земельного участка для целей строительства капитального объекта - здания кафе начата в 2009 г. по заявлению от 26.11.2009, поданному в Департамент (вх. N 41-79-52) (л.д. 49), то есть до вступления в силу Закона Курганской области от 28.12.2011 N 98.
Вывод суда первой инстанции о том, что заявление от 26.11.2009 касалось выбора иного земельного участка площадью 132 кв. м для строительства здания кафе на перекрестке шоссе Тюнина и ул. Звездной в пос. Лесной г. Кургана, который заявителем получен на основании договора аренды от 10.12.2013 N 866, противоречит обстоятельствам дела.
Так, земельный участок площадью 132 кв. м с кадастровым номером 45:25:090709:99, являющийся объектом аренды по договору от 10.12.2013 N 866, заключенному с заявителем на срок 11 месяцев (л.д. 56, 57), сформирован для целей размещения и эксплуатации временного пункта питания и поставлен на государственный кадастровый учет 27.04.2002 (л.д. 89-92), предоставлен заявителю на основании постановления Администрации города Кургана 01.10.2008 N 5715 (л.д. 88).
В заявлении от 26.11.2009 речь шла о выборе земельного участка площадью 1320 кв. м для строительства здания кафе.
Заявление от 26.11.2009 письмом Департамента от 04.12.2009 N 0901-7603 (л.д. 50) направлено в Администрацию города Кургана с целью рассмотрения возможности формирования такого земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий.
Письмом от 24.12.2009 N 1-23/505 (л.д. 51) Администрация города Кургана уведомила предпринимателя Алиева В.А. о положительном решении вопроса о выделении земельного участка в районе шоссе им. Тюнина и ул. Звездная в пос. Увал г. Кургана.
По результатам рассмотрения данного заявления был составлен акт о выборе земельного участка от 14.01.2011 N 3 (л.д. 9).
Постановлением Администрации города Кургана от 22.03.2012 N 1761 дано разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка Алиеву В.А. по адресу: пос. Увал, ул. Звездная, в районе базы "Спартак", площадью 0,1001 га, для размещения предприятия общественного питания (л.д. 10).
Информация о выделении земельного участка для размещения здания кафе по адресу: пос. Увал, ул. Звездная, в районе базы "Спартак", была опубликована в СМИ - газете "Курган и курганцы" от 14.07.2012 N 75. Замечаний и предложений по этому вопросу от жителей города не поступало (справка Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана от 16.10.2012 N 86 - т. 1, л.д. 95).
Постановлением Администрации города Кургана от 24.08.2012 N 5950 утверждена схема расположения земельного участка для размещения здания кафе по адресу: пос. Увал, ул. Звездная, в районе базы "Спартак", площадью 0,1001 га; согласованный акт о выборе земельного участка представлен в Правительство Курганской области для дальнейшего согласования документов (л.д. 11).
Только после указанного, 29.11.2012, Алиев В.А. подал заявление о предварительном согласовании места размещения объекта в Правительство Курганской области (л.д. 12, 34).
Таким образом, процедура выбора испрашиваемого заявителем для строительства здания кафе начата в 2009 г.
Соответствующие доводы жалобы являются обоснованными.
Однако указанный ошибочный вывод суда первой инстанции в рассматриваемом случае не привел к принятию неправильного судебного акта.
Оспариваемое распоряжение N 42-р принято Правительством Курганской области 24.02.2014.
Между тем, из буквального толкования положений статей 6 и 7 Закона Курганской области от 28.12.2011 N 98 в совокупности следует, что после 01.07.2013 предоставление земельных участков для строительства объектов торговли и общественного питания (продовольственные и непродовольственные магазины, торговые и торгово-развлекательные центры, автосалоны, кафе, рестораны, бары) без проведения торгов даже в случае, если заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта было подано заинтересованным лицом в уполномоченный орган в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками до дня вступления в силу настоящего Закона, уже не допускается.
Обозначенный в статье 7 названного Закона срок является пресекательным.
Действия Правительства Курганской области, выразившиеся в длительном рассмотрении заявления предпринимателя Алиева В.А. о предварительном согласовании места размещения объекта - здания кафе (до 24.02.2014), в рамках настоящего дела заявителем не обжалуются.
Заявленные предпринимателем Алиевым В.А. требования правомерно рассмотрены судом первой инстанции в том виде, в котором они сформулированы заявителем.
Следует также принять во внимание, что по состоянию на дату принятия судом первой инстанции обжалуемого решения (07.08.2014) Правительство Курганской области уже утратило полномочия по принятию решений о предварительном согласовании места размещения объектов либо решений об отказе в размещении объектов на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования города Кургана (Закон Курганской области от 28.12.2011 N 98 в редакции Закона Курганской области от 30.06.2014 N 44).
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем Алиевым В.А. требований о признании недействительным распоряжения Правительства Курганской области от 24.02.2014 N 42-р "Об отказе индивидуальному предпринимателю Алиеву В.А. в размещении здания кафе", не имеется.
Возможность получения спорного земельного участка в аренду для строительства на торгах заявителем не утрачена.
Довод подателя жалобы о том, что изложенные в решении выводы суд первой инстанции сделал в отсутствие соответствующих возражений Правительства и Департамента, не принимается во внимание судебной коллегией.
При применении процессуальных положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, осуществляя проверку законности действий (бездействия) государственных органов с учетом доводов заинтересованных лиц, суды не ограничены основаниями, которые могут быть указаны в оспариваемом акте соответствующего органа публично-правового образования, и возражениями заинтересованных лиц.
Таким образом, доводы жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на законность судебного решения, в связи с чем отклоняются судебной коллегией.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Предприниматель Алиев В.А. по чеку-ордеру Курганского отделения N 8599 Сбербанка России от 10.09.2014 уплатил государственную пошлину в сумме 100 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции (л.д. 124).
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 13.08.2014 по делу N А34-3287/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Алиева Видади Аббасгулу оглы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.А.СУСПИЦИНА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
И.Ю.СОКОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.11.2014 N 18АП-11493/2014 ПО ДЕЛУ N А34-3287/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2014 г. N 18АП-11493/2014
Дело N А34-3287/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максименковой К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Алиева Видади Аббасгулу оглы на решение Арбитражного суда Курганской области от 13.08.2014 по делу N А34-3287/2014 (судья Полякова А.И.).
В судебном заседании приняли участие представители: от индивидуального предпринимателя Алиева Видади Аббасгулу оглы - Пошивайлов А.В. (доверенность от 01.06.2014), Ерыщук О.В. (доверенность от 10.01.2012), от Правительства Курганской области - Бабунова О.П. (доверенность от 01.10.2014), от Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области - Башкирова Т.В. (доверенность от 10.06.2014).
Индивидуальный предприниматель Алиев Видади Аббасгулу оглы (далее - предприниматель Алиев В.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Правительству Курганской области (далее также - заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения от 24.02.2014 N 42-р "Об отказе индивидуальному предпринимателю Алиеву В.А. в размещении здания кафе", обязании Правительства Курганской области принять решение о предварительном согласовании места размещения здания кафе по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Звездная, в районе базы "Спартак" (с учетом изменения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (л.д. 46-48).
Определением от 19.06.2014 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - Департамент, третье лицо) (л.д. 44, 45).
Решением от 13.08.2014 (резолютивная часть решения объявлена 07.08.2014) суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал (л.д. 105-109).
С вынесенным по делу решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе предприниматель Алиев В.А. просит данное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления (л.д. 117-122).
В качестве основания для отмены решения заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильное применение судом норм материального права (пункты 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Вывод суда первой инстанции о том, что заявлением от 26.11.2009 предприниматель испрашивал иной, не спорный земельный участок, является ошибочным. Из содержания заявления от 26.11.2009, переписки сторон и постановлений Администрации города Кургана в совокупности, определенно следует, что предприниматель в 2009 г. испрашивал земельный участок площадью 1320 кв. м (0,132 га), а не площадью 132 кв. м, для строительства и размещения здания кафе взамен временного павильона кафе-закусочная. Земельный участок площадью 132 кв. м, на котором в настоящее время находится временный павильон кафе-закусочная, предоставлен предпринимателю в аренду на основании постановления Администрации города Кургана от 01.10.2008 N 5715, то есть еще до подачи заявления от 26.11.2009 о предоставлении земельного участка площадью 1320 кв. м. Заключенный на основании указанного постановления договор аренды от 10.12.2013 N 866 не имеет никакого отношения к земельному участку, испрашиваемому заявлением от 26.11.2009. По результатам рассмотрения заявления от 26.11.2009 был составлен акт выбора от 14.01.2011 N 3 земельного участка площадью 0,1001 га, то есть предпринимателю был выделен земельный участок меньше испрашиваемой ориентировочной площадью 0,132 га.
Вывод суда первой инстанции о том, что предприниматель не отреагировал на предлагаемые Координационным советом при Губернаторе Курганской области условия, не обоснован ссылками на положения закона. Действующим земельным законодательством не предусмотрен порядок проведения Координационного совета при предварительном согласовании места размещения объекта, все решения такого органа носят исключительно рекомендательный характер, их исполнение не является обязанностью заявителя.
Вывод суда первой инстанции о том, что акт выбора земельного участка от 14.01.2011 N 3 утратил силу, является несостоятельным, поскольку действующим земельным законодательством не установлен срок действия акта выбора земельного участка и, соответственно, последствия истечения такого срока.
Более того, все перечисленные ошибочные выводы суд первой инстанции сделал в отсутствие соответствующих возражений Правительства и Департамента.
Таким образом, с заявлением о предоставлении спорного земельного участка предприниматель обратился 26.11.2009, то есть до вступления в действие Закона Курганской области от 28.12.2011 N 98 "Об управлении и распоряжении землями и земельными участками на территории Курганской области" (далее - Закон Курганской области от 28.12.2011 N 98), следовательно, в соответствии со статьей 7 названного Закона положения пункта 1 статьи 6 этого Закона не могут быть применены в рассматриваемом случае.
Оспариваемое распоряжение влечет для предпринимателя значительные убытки, поскольку в случае проведения торгов в отношении спорного земельного участка заявителю необходимо будет снести действующее кафе в связи с тем, что на торги выставляются только свободные от строений и сооружений земельные участки.
С учетом изложенного, заявитель полагает решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований незаконным и необоснованным.
Правительство Курганской области (вх. N 36315 от 20.10.2014) и Департамент (вх. N 36483 от 21.10.2014) представили отзывы на апелляционную жалобу, из содержания которых следует, что заинтересованное лицо и третье лицо согласны с выводами суда первой инстанции, а приведенные в жалобе доводы считают несостоятельными.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 29.10.2014 до 16 час. 40 мин. Информация о перерыве размещена на сайте на сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет" в режиме "он-лайн" 22.10.2014.
Представители предпринимателя Алиева В.А. в судебном заседании (до и после перерыва) поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда от 13.08.2014 отменить; представители Правительства Курганской области (до и после перерыва) и Департамента (после перерыва) возражали по существу доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на их несостоятельность, просили решение суда от 13.08.2014 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела следует, что 29.11.2012 предприниматель Алиев В.А. обратился в Правительство Курганской области с заявлением о предварительном согласовании места размещения (реконструкции) объекта - здания кафе "Рандеву" на земельном участке, площадью 0,1001 га, расположенным по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Звездная, в районе базы "Спартак" (л.д. 12, 34).
Из заявления от 29.11.2012 следует, что к нему прилагались следующие документы (подлинники либо копии, заверенные нотариально, либо органом, выдавшим документ):
- -свидетельство о предпринимательской деятельности, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (для предпринимателей); устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации общества, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр (юридических лиц); ксерокопия паспорта с указанием гражданства;
- -акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- -постановление Администрации города Кургана, утверждающее схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (проект границ земельного участка);
- -справка Комитета архитектуры и градостроительства города Кургана о информации в СМИ местного населения о строительстве объекта (Пушкина,83).
-положительные заключения Роспотребнадзора по Курганской области (ул. Куйбышева, 46) (при наличии); Комитета по архитектуре и строительству по Курганской области (ул. Кирова, 83); Управление культуры Курганской области (ул. Советская, 110); историко-культурной экспертизы, подготовленной ГКУ "НПЦ по охране и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Курганской области (ул. Советская, 110).
Все поименованные в заявлении в качестве приложений документы не имеют идентифицирующих признаков, в связи с чем в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции уточнялись даты указанных документов.
Судом первой инстанции установлено, что к заявлению от 29.11.2012 были приложены следующие документы:
- -акт о выборе земельного участка от 14.01.2011 N 3 с отметкой о продлении до 31.10.2011 (л.д. 9);
- -постановление Администрации города Кургана от 24.08.2012 N 5950 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана для размещения здания кафе по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Звездная, в районе базы "Спартак" (л.д. 11);
- -справка от 16.10.2012 N 86 Комитета архитектуры и градостроительства города Кургана о размещении в газете "Курган и курганцы" от 14.07.2012 N 75 информации о выделении земельного участка для строительства здания кафе (л.д. 55);
- -положительное заключение Комитета по архитектуре и строительству по Курганской области от 12.10.2012 N 1603 (л.д. 54);
- -положительное заключение Управления культуры Курганской области от 12.10.2012 N 06-935 (л.д. 53);
- -положительное заключение государственного казенного учреждения "Научно-производственный центр по охране и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Курганской области" от 11.10.2012 N 383 (л.д. 52).
Распоряжением от 24.02.2014 N 42-р "Об отказе индивидуальному предпринимателю Алиеву В.А. в размещении здания кафе" Правительство Курганской области со ссылкой на Земельный кодекс Российской Федерации и Закон Курганской области от 28.12.2011 N 98 "Об управлении и распоряжении землями и земельными участками на территории Курганской области" отказало заявителю в размещении здания кафе на земельном участке площадью 0,1001 га, местоположение земельного участка: Курганская область, г. Курган, пос. Увал, ул. Звездная, в районе базы "Спартак" (л.д. 8, 33).
Полагая, что данный отказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель Алиев В.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае заявитель не представил Правительству Курганской области в полном объеме пакет документов, необходимый для рассмотрения заявления по существу.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Курганской области от 28.12.2013 N 98 предоставление земельных участков, находящихся в собственности Курганской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования города Кургана и которыми исполнительные органы государственной власти Курганской области вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах в случаях предоставления земельных участков для строительства, в том числе, объектов торговли и общественного питания (продовольственные и непродовольственные магазины, торговые и торгово-развлекательные центры, автосалоны, кафе, рестораны, бары). Переходные положения, установленные статьей 6 Закона Курганской области от 28.12.2013 N 98, суд первой инстанции не применил, поскольку заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта было подано заявителем до дня вступления в силу названного Закона (28.01.2012).
Довод заявителя о том, что его заявление первоначально было направлено 26.11.2009, суд первой инстанции отклонил, поскольку заявление от 26.11.2009 касалось выбора иного земельного участка площадью 132 кв. м для строительства здания кафе на перекрестке шоссе Тюнина и ул. Звездной в пос. Лесной г. Кургана, который заявителем получен на основании договора аренды от 10.12.2013 N 866.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что права и интересы заявителя оспариваемым распоряжением не нарушены, кроме того, заявителем не утрачена возможность получения испрашиваемого им земельного участка на торгах.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание положения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ("Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц"), судебная коллегия отмечает, что для признания незаконным отказа Правительства Курганской области в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, необходимо установить в совокупности наличие двух обстоятельств: противоречие указанного отказа действующему законодательству и нарушение данным отказом прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Из материалов дела следует, что предприниматель Алиев В.А. 29.11.2012 обратился в Правительство Курганской области с просьбой о выборе земельного участка площадью 0,1001 га по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Звездная, в районе базы "Спартак", и предварительном согласовании места размещения объекта - здания кафе "Рандеву".
Из ситуационных планов на земельный участок площадью 0,1001 га (л.д. 58, 94), кадастрового паспорта земельного участка от 23.10.2012 (л.д. 89-93), договора аренды земельного участка от 10.12.2013 N 866 (л.д. 56, 57) следует, что предприниматель Алиев В.А. владеет на праве аренды земельным участком площадью 132 кв. м с кадастровым номером 45:25:090709:99, на котором размещен временный павильон - кафе-закусочная, указанный земельный участок расположен внутри испрашиваемого предпринимателем Алиевым В.А. земельного участка, ориентировочной площадью 0,1001 га.
В соответствии с абзацами 2, 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса установлена презумпция государственной собственности на землю: при отсутствии данных, свидетельствующих о принадлежности земельного участка на праве собственности физическому или юридическому лицу либо муниципальному образованию, земельный участок признается государственной собственностью.
Доказательств того, что государственная собственность в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка разграничена, в материалах дела не имеется. Обратного суду апелляционной инстанции не доказано.
В соответствии со статьей 2 Закона Курганской области от 28.12.2011 N 98 Правительство Курганской области осуществляет распоряжение землями и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования города Кургана, в пределах установленных настоящим Законом полномочий.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен в статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статья 32 Земельного кодекса Российской Федерации о принятии решения о предоставлении земельного участка для строительства не предусматривает проведение торгов.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (пункт 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Законом Курганской области от 28.12.2011 N 98 установлен перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности Курганской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования города Кургана и которыми исполнительные органы государственной власти Курганской области вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах
Так, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 названного Закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования города Кургана и которыми исполнительные органы государственной власти Курганской области вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах в случаях предоставления земельных участков для строительства объектов торговли и общественного питания (продовольственные и непродовольственные магазины, торговые и торгово-развлекательные центры, автосалоны, кафе, рестораны, бары).
До 01.07.2013 положения пункта 1 статьи 6 указанного Закона не применяются в случае, если заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта было подано заинтересованным лицом в уполномоченный орган в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками до дня вступления в силу настоящего Закона (статья 7 Закона Курганской области от 28.12.2011 N 98).
Закон Курганской области от 28.12.2011 N 98 вступил в силу 28.01.2012.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела письменные доказательства в совокупности, а также пояснения сторон и третьего лица по делу, данные в судебном заседании 22-29.10.2014, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае процедура выбора испрашиваемого заявителем земельного участка для целей строительства капитального объекта - здания кафе начата в 2009 г. по заявлению от 26.11.2009, поданному в Департамент (вх. N 41-79-52) (л.д. 49), то есть до вступления в силу Закона Курганской области от 28.12.2011 N 98.
Вывод суда первой инстанции о том, что заявление от 26.11.2009 касалось выбора иного земельного участка площадью 132 кв. м для строительства здания кафе на перекрестке шоссе Тюнина и ул. Звездной в пос. Лесной г. Кургана, который заявителем получен на основании договора аренды от 10.12.2013 N 866, противоречит обстоятельствам дела.
Так, земельный участок площадью 132 кв. м с кадастровым номером 45:25:090709:99, являющийся объектом аренды по договору от 10.12.2013 N 866, заключенному с заявителем на срок 11 месяцев (л.д. 56, 57), сформирован для целей размещения и эксплуатации временного пункта питания и поставлен на государственный кадастровый учет 27.04.2002 (л.д. 89-92), предоставлен заявителю на основании постановления Администрации города Кургана 01.10.2008 N 5715 (л.д. 88).
В заявлении от 26.11.2009 речь шла о выборе земельного участка площадью 1320 кв. м для строительства здания кафе.
Заявление от 26.11.2009 письмом Департамента от 04.12.2009 N 0901-7603 (л.д. 50) направлено в Администрацию города Кургана с целью рассмотрения возможности формирования такого земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий.
Письмом от 24.12.2009 N 1-23/505 (л.д. 51) Администрация города Кургана уведомила предпринимателя Алиева В.А. о положительном решении вопроса о выделении земельного участка в районе шоссе им. Тюнина и ул. Звездная в пос. Увал г. Кургана.
По результатам рассмотрения данного заявления был составлен акт о выборе земельного участка от 14.01.2011 N 3 (л.д. 9).
Постановлением Администрации города Кургана от 22.03.2012 N 1761 дано разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка Алиеву В.А. по адресу: пос. Увал, ул. Звездная, в районе базы "Спартак", площадью 0,1001 га, для размещения предприятия общественного питания (л.д. 10).
Информация о выделении земельного участка для размещения здания кафе по адресу: пос. Увал, ул. Звездная, в районе базы "Спартак", была опубликована в СМИ - газете "Курган и курганцы" от 14.07.2012 N 75. Замечаний и предложений по этому вопросу от жителей города не поступало (справка Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана от 16.10.2012 N 86 - т. 1, л.д. 95).
Постановлением Администрации города Кургана от 24.08.2012 N 5950 утверждена схема расположения земельного участка для размещения здания кафе по адресу: пос. Увал, ул. Звездная, в районе базы "Спартак", площадью 0,1001 га; согласованный акт о выборе земельного участка представлен в Правительство Курганской области для дальнейшего согласования документов (л.д. 11).
Только после указанного, 29.11.2012, Алиев В.А. подал заявление о предварительном согласовании места размещения объекта в Правительство Курганской области (л.д. 12, 34).
Таким образом, процедура выбора испрашиваемого заявителем для строительства здания кафе начата в 2009 г.
Соответствующие доводы жалобы являются обоснованными.
Однако указанный ошибочный вывод суда первой инстанции в рассматриваемом случае не привел к принятию неправильного судебного акта.
Оспариваемое распоряжение N 42-р принято Правительством Курганской области 24.02.2014.
Между тем, из буквального толкования положений статей 6 и 7 Закона Курганской области от 28.12.2011 N 98 в совокупности следует, что после 01.07.2013 предоставление земельных участков для строительства объектов торговли и общественного питания (продовольственные и непродовольственные магазины, торговые и торгово-развлекательные центры, автосалоны, кафе, рестораны, бары) без проведения торгов даже в случае, если заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта было подано заинтересованным лицом в уполномоченный орган в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками до дня вступления в силу настоящего Закона, уже не допускается.
Обозначенный в статье 7 названного Закона срок является пресекательным.
Действия Правительства Курганской области, выразившиеся в длительном рассмотрении заявления предпринимателя Алиева В.А. о предварительном согласовании места размещения объекта - здания кафе (до 24.02.2014), в рамках настоящего дела заявителем не обжалуются.
Заявленные предпринимателем Алиевым В.А. требования правомерно рассмотрены судом первой инстанции в том виде, в котором они сформулированы заявителем.
Следует также принять во внимание, что по состоянию на дату принятия судом первой инстанции обжалуемого решения (07.08.2014) Правительство Курганской области уже утратило полномочия по принятию решений о предварительном согласовании места размещения объектов либо решений об отказе в размещении объектов на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования города Кургана (Закон Курганской области от 28.12.2011 N 98 в редакции Закона Курганской области от 30.06.2014 N 44).
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем Алиевым В.А. требований о признании недействительным распоряжения Правительства Курганской области от 24.02.2014 N 42-р "Об отказе индивидуальному предпринимателю Алиеву В.А. в размещении здания кафе", не имеется.
Возможность получения спорного земельного участка в аренду для строительства на торгах заявителем не утрачена.
Довод подателя жалобы о том, что изложенные в решении выводы суд первой инстанции сделал в отсутствие соответствующих возражений Правительства и Департамента, не принимается во внимание судебной коллегией.
При применении процессуальных положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, осуществляя проверку законности действий (бездействия) государственных органов с учетом доводов заинтересованных лиц, суды не ограничены основаниями, которые могут быть указаны в оспариваемом акте соответствующего органа публично-правового образования, и возражениями заинтересованных лиц.
Таким образом, доводы жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на законность судебного решения, в связи с чем отклоняются судебной коллегией.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Предприниматель Алиев В.А. по чеку-ордеру Курганского отделения N 8599 Сбербанка России от 10.09.2014 уплатил государственную пошлину в сумме 100 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции (л.д. 124).
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 13.08.2014 по делу N А34-3287/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Алиева Видади Аббасгулу оглы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.А.СУСПИЦИНА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
И.Ю.СОКОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)