Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Антоновой О.И., Никитина А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 января 2015 года по делу N А57-16247/2014 (судья Пузина Е.В.),
по исковому заявлению Солодкина Евгения Павловича, г. Саратов,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Саратовской области", г. Москва,
третьи лица:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, г. Саратов,
Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов,
Правительство Саратовской области, г. Саратов,
Администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов,
ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" в лице Саратовского филиала, г. Саратов,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов,
общество с ограниченной ответственностью "Бюро Оценки Собственности", г. Саратов,
Мусиенко Сергей Алексеевич, г. Саратов,
Черкашин Владимир Иванович, г. Саратов,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании представителя Солодкина Евгения Павловича Григорьева М.Н. по доверенности от 25.08.2014, выданной на 3 года,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился Солодкин Евгений Павлович (далее истец) с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Саратовской области" (далее Кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:030212:4, площадью 3 940 кв. м по адресу: г. Саратов, ул. Жуковского, 9А, категория земель - земли населенных пунктов, равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2012 в размере 13 600 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29 января 2015 года иск удовлетворен.
Кадастровая палата, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Податель апелляционной жалобы считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу со ссылкой на определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.12.2014 N 91-АПГ14-4. Кроме того, по мнению заявителя, обязанность по предоставлению отчета и положительного заключения лежит именно на истце.
Представитель истца явился в судебное заседание, пояснил, что возражает против доводов апелляционной жалобы, настаивает на оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
Представители ответчика, третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно отчету о публикации информации о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Двенадцатый арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, земельный участок для нежилого здания площадью 3 940 кв. м с кадастровым номером 64:48:030212:4 по адресу: г. Саратов, ул. Жуковского, 9А, принадлежит Мусиенко Сергею Алексеевичу, Черкашину Владимиру Ивановичу, Солодкину Евгению Павловичу на праве общей долевой собственности в долях: 1/4, 1/4, 1/2 соответственно, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11.11.2003: серии 64 АА N 654441, серии 64АА N 654444, серии 64АА N 654443 соответственно.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 года N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012.
Согласно кадастровой выписке земельного участка от 20.06.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:030212:4 площадью 3 940 кв. м составляет 27 184 581,6 руб.
Согласно представленному истцом в материалы дела отчету от 10.07.2014 N 4007.14М рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 02.06.2012 составила 13 600 000 руб.
Истец, полагая, что определенная по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость указанного земельного участка превышает его рыночную стоимость, обратился в арбитражный суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Суд, удовлетворяя заявленные исковые требования в полном объеме, правомерно руководствовался следующим.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N 221) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 221 сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона N 221 установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон N 135) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 определена правовая позиция, согласно которой установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Статья 24.18 Закона N 135, регламентирующая рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости, в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.12.2014 N 91-АПГ14-4).
По общим правилам кадастровая и рыночная стоимость объектов взаимно связаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной стоимости методом ее определения (массовым характером), следовательно, установление рыночной стоимости (индивидуальная оценка), прежде всего, связано с уточнением существующей массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик объекта.
В связи с чем рыночная стоимость, которая подлежит внесению в кадастр в качестве кадастровой, определяется на ту же дату.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственной кадастр недвижимости кадастровой стоимости, подлежит защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. В целях установления действительной рыночной стоимости земельного участка в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В связи с изложенным отклоняется довод заявителя апелляционной жалобы о том, что законодательно установлена обязанность истца представления в суд доказательства рыночной стоимости земельного участка.
Для установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:030212:4 определением Арбитражного суда Саратовской области от 20.11.2014 по делу назначена экспертиза.
Согласно заключению эксперта от 15.12.2014 N 5/У рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:030212:4 площадью 3 940 кв. м по состоянию на 02.06.2012 составила 13 600 000 руб.
С учетом указанной правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу, что судом правомерно принято заключение от 18.11.2014 N 2514-2014 в качестве достоверного доказательства, подтверждающего рыночную стоимость земельного участка, поскольку данная рыночная стоимость определена на 02.06.2012, то есть на дату установления кадастровой стоимости земельных участков.
Суд первой инстанции, исходя из положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отсутствии в материалах дела доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, определенной судебной экспертизой, требования заявителя правомерно посчитал обоснованными.
При этом судом учтено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Установление рыночной стоимости земельного участка явилось основанием для возложения на кадастровую палату обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу решения суда.
Довод ответчика о том, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, судебной коллегией отклоняется в силу следующего.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости предъявляется к органу кадастрового учета.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Пунктом 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в числе прочего возложена функция по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В целях применения настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Саратовской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы Кадастровой палате с 01.12.2010.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 утвержден порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с которым решение о выполнении кадастровых процедур (в том числе, внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости) осуществляется на основании решения, принимаемого уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета. Таким образом, органом кадастрового учета является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", а, следовательно, суд правильно удовлетворил иск в отношении данного ответчика.
Вывод суда апелляционной инстанции подтверждается сложившейся судебной арбитражной практикой (постановления Арбитражного суда Поволжского округа: от 22.12.2014 по делу N А72-2339/2014, от 05.02.2015 по делу N А65-10134/2014, определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 января 2015 N 310-ЭС14-3674).
При решении вопроса о распределении судебных расходов судом учтено, что истец не заявлял об отнесении расходов за проведение судебной экспертизы на ответчика и не возражал, что данные расходы он несет самостоятельно. Данную позицию представитель истца подтвердил в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены или изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены или изменения принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 января 2015 года по делу N А57-16247/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА
Судьи
О.И.АНТОНОВА
А.Ю.НИКИТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.04.2015 N 12АП-2101/2015 ПО ДЕЛУ N А57-16247/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. по делу N А57-16247/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Антоновой О.И., Никитина А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 января 2015 года по делу N А57-16247/2014 (судья Пузина Е.В.),
по исковому заявлению Солодкина Евгения Павловича, г. Саратов,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Саратовской области", г. Москва,
третьи лица:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, г. Саратов,
Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов,
Правительство Саратовской области, г. Саратов,
Администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов,
ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" в лице Саратовского филиала, г. Саратов,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов,
общество с ограниченной ответственностью "Бюро Оценки Собственности", г. Саратов,
Мусиенко Сергей Алексеевич, г. Саратов,
Черкашин Владимир Иванович, г. Саратов,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании представителя Солодкина Евгения Павловича Григорьева М.Н. по доверенности от 25.08.2014, выданной на 3 года,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился Солодкин Евгений Павлович (далее истец) с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Саратовской области" (далее Кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:030212:4, площадью 3 940 кв. м по адресу: г. Саратов, ул. Жуковского, 9А, категория земель - земли населенных пунктов, равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2012 в размере 13 600 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29 января 2015 года иск удовлетворен.
Кадастровая палата, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Податель апелляционной жалобы считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу со ссылкой на определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.12.2014 N 91-АПГ14-4. Кроме того, по мнению заявителя, обязанность по предоставлению отчета и положительного заключения лежит именно на истце.
Представитель истца явился в судебное заседание, пояснил, что возражает против доводов апелляционной жалобы, настаивает на оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
Представители ответчика, третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно отчету о публикации информации о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Двенадцатый арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, земельный участок для нежилого здания площадью 3 940 кв. м с кадастровым номером 64:48:030212:4 по адресу: г. Саратов, ул. Жуковского, 9А, принадлежит Мусиенко Сергею Алексеевичу, Черкашину Владимиру Ивановичу, Солодкину Евгению Павловичу на праве общей долевой собственности в долях: 1/4, 1/4, 1/2 соответственно, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11.11.2003: серии 64 АА N 654441, серии 64АА N 654444, серии 64АА N 654443 соответственно.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 года N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012.
Согласно кадастровой выписке земельного участка от 20.06.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:030212:4 площадью 3 940 кв. м составляет 27 184 581,6 руб.
Согласно представленному истцом в материалы дела отчету от 10.07.2014 N 4007.14М рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 02.06.2012 составила 13 600 000 руб.
Истец, полагая, что определенная по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость указанного земельного участка превышает его рыночную стоимость, обратился в арбитражный суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Суд, удовлетворяя заявленные исковые требования в полном объеме, правомерно руководствовался следующим.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N 221) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 221 сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона N 221 установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон N 135) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 определена правовая позиция, согласно которой установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Статья 24.18 Закона N 135, регламентирующая рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости, в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.12.2014 N 91-АПГ14-4).
По общим правилам кадастровая и рыночная стоимость объектов взаимно связаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной стоимости методом ее определения (массовым характером), следовательно, установление рыночной стоимости (индивидуальная оценка), прежде всего, связано с уточнением существующей массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик объекта.
В связи с чем рыночная стоимость, которая подлежит внесению в кадастр в качестве кадастровой, определяется на ту же дату.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственной кадастр недвижимости кадастровой стоимости, подлежит защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. В целях установления действительной рыночной стоимости земельного участка в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В связи с изложенным отклоняется довод заявителя апелляционной жалобы о том, что законодательно установлена обязанность истца представления в суд доказательства рыночной стоимости земельного участка.
Для установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:030212:4 определением Арбитражного суда Саратовской области от 20.11.2014 по делу назначена экспертиза.
Согласно заключению эксперта от 15.12.2014 N 5/У рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:030212:4 площадью 3 940 кв. м по состоянию на 02.06.2012 составила 13 600 000 руб.
С учетом указанной правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу, что судом правомерно принято заключение от 18.11.2014 N 2514-2014 в качестве достоверного доказательства, подтверждающего рыночную стоимость земельного участка, поскольку данная рыночная стоимость определена на 02.06.2012, то есть на дату установления кадастровой стоимости земельных участков.
Суд первой инстанции, исходя из положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отсутствии в материалах дела доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, определенной судебной экспертизой, требования заявителя правомерно посчитал обоснованными.
При этом судом учтено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Установление рыночной стоимости земельного участка явилось основанием для возложения на кадастровую палату обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу решения суда.
Довод ответчика о том, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, судебной коллегией отклоняется в силу следующего.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости предъявляется к органу кадастрового учета.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Пунктом 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в числе прочего возложена функция по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В целях применения настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Саратовской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы Кадастровой палате с 01.12.2010.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 утвержден порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с которым решение о выполнении кадастровых процедур (в том числе, внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости) осуществляется на основании решения, принимаемого уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета. Таким образом, органом кадастрового учета является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", а, следовательно, суд правильно удовлетворил иск в отношении данного ответчика.
Вывод суда апелляционной инстанции подтверждается сложившейся судебной арбитражной практикой (постановления Арбитражного суда Поволжского округа: от 22.12.2014 по делу N А72-2339/2014, от 05.02.2015 по делу N А65-10134/2014, определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 января 2015 N 310-ЭС14-3674).
При решении вопроса о распределении судебных расходов судом учтено, что истец не заявлял об отнесении расходов за проведение судебной экспертизы на ответчика и не возражал, что данные расходы он несет самостоятельно. Данную позицию представитель истца подтвердил в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены или изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены или изменения принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 января 2015 года по делу N А57-16247/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА
Судьи
О.И.АНТОНОВА
А.Ю.НИКИТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)