Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОСШИНА" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2015 по делу N А07-19872/2014 (судья Архиереев Н.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Росшина" - Габдракипова С.Р. (доверенность от 10.12.2014, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "РОСШИНА" (далее - ООО "РОСШИНА", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к администрации городского округа город Уфа (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии решения о предоставлении заявителю земельного участка, с кадастровым номером 02:55:010709:1069, площадью 5333 кв. м, расположенного по адресу: ул. Ст. Злобина в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в аренду для проектирования и строительства многоэтажной автостоянки, обязании Администрации в течение 2 (двух) недель с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении заявителю указанного земельного участка в аренду, а также обязании Администрации в течение 2 (двух) недель с момента принятия решения о предоставлении земельного участка, направить обществу "РОСШИНА" проект договора аренды земельного участка.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, судом первой инстанции на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было принято представленное заявителем уточнение требований, в соответствии с которым ООО "РОСШИНА" просит признать отказ администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженный в письме Управления по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 7365 от 19.09.2014 незаконным, обязать Администрацию в течение 2-х недель с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении ООО "РОСШИНА" земельного участка с кадастровым номером 02:55:010709:1069, общей площадью 5333 кв. м, расположенного по адресу: ул. Ст. Злобина в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для проектирования и строительства многоэтажной автостоянки в аренду сроком на 3 года и направить ООО "РОСШИНА" проект договора аренды земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление по земельным ресурсам), Автокооператив N 35 Советского района (далее - Автокооператив), Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2015 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом ООО "Росшина" (далее так же апеллянт) обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, приводит следующие доводы.
Суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, поскольку дал правовую оценку постановлению N 1677 от 09.04.2009 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке по ул. Степана Злобина в Советском районе городского округа г. Уфа РБ и утверждении акта выбора земельного участка" оценив данное постановление как незаконное, тогда как в установленном законом порядке данное постановление недействительным не признано, кем-либо из участвующих в деле лиц не оспорено.
При вынесении решения суд не учел, что общество "Росшина" с 2008 года предпринимало попытки оформить земельный участок, однако орган местного самоуправления не направлял в адрес общества схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории, что не позволило обществу своевременно поставить участок на кадастровый учет.
Отказ Администрации в предоставлении участка со ссылкой на отсутствие кадастрового учета участка в течение трех лет после утверждения акта выбора, является незаконным, поскольку данный отказ по существу мотивирован Администрацией ссылкой на свое же бездействие, т.к. схема расположения участка на кадастровой карте территории должна была быть предоставлена обществу одновременно с актом выбора участка, чего сделано не было, при этом земельным законодательством не установлена обязанность общества испрашивать данный документ у органа местного самоуправления.
Кроме того, на момент выдачи оспариваемого отказа земельный участок был поставлен на кадастровый учет, а третье лицо - Автокооператив N 35 Советского района своих прав на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010709:1069 не доказало.
Полагает решение подлежащим отмене как не соответствующее требованиям действующего законодательства.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Явку представителя в судебное заседание обеспечил только заявитель - общество "Росшина".
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных, участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов настоящего дела, и обстоятельств, установленных судом при рассмотрении спора по делу А07-19672/2013, на основании обращения заявителя и протокола заседания комиссии по застройке города Уфы от 30.11.2005, постановлением Администрации городского круга город Уфа от 31.03.2006 N 1566 ООО "РОСШИНА" разрешено проектирование многоэтажной автостоянки по ул. Степана Злобина в Советском районе города Уфы на земельном участке площадью 0,58 га со сносом временных металлических гаражей.
На основании обращения заявителя Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Уфа подготовлен и выдан акт выбора земельного участка N А-84/ю от 14.05.2008 (л.д. 25-29).
На акт выбора земельного участка получены положительные заключения Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан от 30.05.2008 и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан от 23.06.2008 (т. 1 л.д. 29-35).
23.10.2008 в средствах массовой информации произведена публикация информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства многоэтажной автостоянки с предварительным согласованием места размещения объекта (т. 1 л.д. 40).
Акт выбора земельного участка был рассмотрен на заседании комиссии по землепользованию и застройке городского округа 02.10.2008 и рекомендован к утверждению (т. 1 л.д. 42).
Постановлением Администрации городского круга город Уфа N 1677 от 09.04.2009 был утвержден акт выбора земельного участка и предварительно согласовано место размещения объекта - автостоянки на земельном участке по ул. Ст. Злобина в Советском районе городского округа город Уфа (л.д. 45). В соответствии с пунктом 4 постановления оно действует в течение трех лет.
Указанное постановление послужило основанием для формирования земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010709:1069 площадью 5333+/- 26 кв. м, 02:55:010709:1070 площадью 250+/-6 кв. м, 02:55:010709:1071 площадью 674+/- 9 кв. м.
В соответствии с кадастровыми паспортами, сведения о земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости 25.02.2013 и 26.02.2013, разрешенным использованием земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010709:1070, 02:55:010709:1071 является - "занимаемые временными металлическими гаражами", разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 02:55:010709:1069 в кадастровом паспорте не указано (т. 1 л.д. 71-72)
Заявлениями от 18.05.2011. исх. N 12 (л.д. 46), 19.07.2011 исх. N 20 (т. 1 л.д. 47), 22.03.2012 исх. N 32 (т. 1 л.д. 48) ООО "РОСШИНА" обращалось к Главе администрации городского округа город Уфа с просьбой предоставить ему земельный участок под строительство многоэтажной автопарковки и заключить договор аренды земельного участка.
В ответ на обращение заявителя Управление по земельным ресурсам письмом от 12.04.2012 исх. N 7425 сообщило заявителю, что документы по закреплению земельного участка находятся на оформлении в муниципальном бюджетном учреждении "Земельное агентство" (т. 1 л.д. 49).
Письмом от 22.10.2012 исх. N 21764 Управление сообщило о необходимости проведения кадастровых работ (т. 1 л.д. 52).
После проведения кадастровых работ письмом от 15.08.2013 исх. N 18 ООО "РОСШИНА" повторно обратилось к Главе Администрации городского округа город Уфа за рассмотрением вопроса о предоставлении участка под строительство автостоянки.
Не получив ответ на указанное обращение, общество "РОСШИНА" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия Администрации незаконным и обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.01.2014 по делу N А07-19672/2013 частично удовлетворено заявление ООО "РОСШИНА", о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии решения (постановления) о предоставлении заявителю земельного участка, расположенного по адресу: ул. Ст. Злобина в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для проектирования и строительства многоэтажной автостоянки в аренду сроком на 3 года признано, на Администрацию городского округа г. Уфа возложено обязанность в течение 15 дней, с даты вступления решения в законную силу, рассмотреть и дать ответ на обращение ООО "РОСШИНА" о предоставлении земельного участка в аренду для проектирования и строительства.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.01.2014 по делу N А07-19672/2013 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "Росшина" - без удовлетворения.
Заявлением от 25.03.2014 ООО "РОСШИНА" вновь обратилось к Главе администрации городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении земельных участков 02:55:010709:1069 и 02:55:010709:1071 в аренду для строительства многоэтажной автостоянки (т. 1 л.д. 76)
Ссылаясь на наличие письма за номером 7365 от 19.09.2014, которым Управление по земельным ресурсам отказало в предоставлении земельного участка в аренду по мотиву того, что до истечения срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта заявителем не были осуществлены действия, необходимые для предоставления земельного участка в аренду, а именно, участки не были поставлены на кадастровый учет, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований предоставления спорного земельного участка в аренду заявителю, указав, что испрашиваемый обществом "Росшина" земельный участок на момент принятия оспариваемого отказа использовался Автокооперативом N 35 на основании договора аренды от 05.03.1998 N 106-98/а и не был свободен от прав третьих лиц, тогда как по смыслу ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для целей строительства путем предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта предоставляются земельные участки, свободные от прав третьих лиц.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований отмены принятого по делу судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию - как без предварительного согласования мест размещения, так и с предварительным согласованием мест размещения объекта.
Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя последовательные действия: выбор земельного участка; проведение работ по его формированию; постановку данного земельного участка на государственный кадастровый учет по правилам статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации; принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
По смыслу вышеуказанных норм в аренду для строительства зданий, строений, сооружений могут быть предоставлены лишь свободные земельные участки, не обремененные правами иных лиц.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:010709:1069 территориально является частью ранее стоявших на государственном кадастровом учете земельных участков 02:55:010709:6 и 02:55:010709:927. В свою очередь земельный участок 2:55:010709:927 образован путем перераспределения, в том числе, земельного участка 02:55:010709:6 (т. 2 л.д. 34-35).
Из материалов дела так же следует, что на основании договора от 05.03.1998 N 106-98/а, заключенного между Администрацией г. Уфы и Автокооперативом N 35 Советского района земельный участок с кадастровым номером 02:55:010709:6, площадью 4293,6 кв. м был передан в аренду автокооперативу сроком на 10 лет.
Обременение данного земельного участка арендой в пользу кооператива зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 2 л.д. 52).
Обстоятельство продления данного договора на неопределенный срок после истечения срока его действия установлены судебными актами по делу А07-22123/2019.
Доказательств прекращения арендных правоотношений сторон в силу одностороннего отказа Администрации от договора аренды либо по иным предусмотренным действующим законодательством основаниям, до момента принятия Управлением по земельным ресурсам оспариваемого заявителем отказа в материалы дела не представлено.
Имеющееся в деле письмо об отказе Администрации от договора аренды N 106-98а от 05.03.1998, содержащий просьбу освободить земельный участок в силу ст. 610 ГК РФ может рассматриваться в качестве основания прекращения договора аренды при условии наличия доказательств получения данного письма Кооперативом N 35, поскольку лицо, состоящее в договорных правоотношениях с другим лицом не может предполагать о прекращении таких правоотношений в силу одностороннего отказа контрагента до тех пор, пока оно не будет проинформировано о таком одностороннем отказе. При этом для определения момента прекращения договорных правоотношений важным вопросом является момент получения (доставки) сообщения контрагента об отказе от договора.
В настоящем случае доказательств направления в адрес кооператива N 35 указанного письма Администрацией не представлено.
Ссылка апеллянта на признание в заседании суда первой инстанции председателем кооператива N 35 факта получения указанного письма не может служить доказательством прекращения договора аренды.
В соответствии с ч. 3 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Факт признания сторонами обстоятельств заносится арбитражным судом в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон. Признание, изложенное в письменной форме, приобщается к материалам дела.
Вместе с тем, в деле отсутствуют документы, позволяющие оценить пояснения председателя в качестве признания факта. Кроме того, из правовой позиции Автокооператива N 35 следует, что последний полагает себя лицом, обладающим спорным земельным участком на праве аренды, о чем свидетельствует так же представленный кооперативом отзыв на апелляционную жалобу.
Судебная коллегия учитывает, что арендатор публичных земель выступает слабой стороной в договоре аренды, в силу чего обязанность подтверждения законности тех или иных действий, связанных с полномочиями по распоряжению земельным участком, возлагается на арендодателя, в интересах которого выступает специально уполномоченный на выполнение функций по управлению землями орган, прямой обязанностью которого является соблюдение норм действующего законодательства в сфере распоряжения и оборота публичных земель.
Кроме того, из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сохранена запись о регистрации аренды в отношении земельного участка 02:55:010709:6.
При этом судебная коллегия отмечает, что само по себе снятие с кадастрового учета земельного участка номером 02:55:010709:6 не влечет прекращения арендных правоотношений сторон в случае, если пользование таким участком продолжается.
Согласно представленному в дело Акту от 29.05.2012 осмотра и установления фактического использования земельного участка, площадью 5 991 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Степана Злобина напротив дома 31/5 - земельный участок используется для размещения гаражей в составе кооператива (т. 1 л.д. 50).
Из правовой позиции Автокооператива N 35, привлеченного к участию в дело в качестве третьего лица, следует, что спорный земельный участок по настоящее время используется кооперативом для размещения индивидуальных гаражей.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При названных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении требований земельного законодательства при осуществлении процедуры предоставления земельного участка для строительства путем предварительного согласования места размещения объекта.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку дал правовую оценку постановлению N 1677 от 09.04.2009 о предварительном согласовании места размещения объекта, оценив данное постановление как незаконное, несостоятельны.
Исследование обстоятельств предоставления земельного участка для строительства путем предварительного согласования места размещения объекта, входит в предмет доказывания по настоящему спору, поскольку только при условии соблюдения установленных законом требований к порядку и основаниям такого предоставления права заявителя могут считаться нарушенными и подлежащими судебной защите.
Доводы апеллянта о невозможности своевременной постановки земельного участка на кадастровый учет в силу непредставления Администрацией схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории подлежат отклонению. Заявителем не представлено доказательств обращения в Администрацию с просьбой о выдаче такой схемы и соответственно доказательств отказа либо бездействия органа местного самоуправления по данному вопросу. Кроме того в пункте 1.1 Акта выбора содержащем характеристики планируемого к предоставлению земельного участка имеет место указание координат поворотных точек границ такого земельного участка, площадь которого согласно акту выбора определена в размере 5990 кв. м. Возникшая у заявителя в дальнейшем необходимость корректировки границ земельного участка, либо формирования трех самостоятельных земельных участков не свидетельствуют о наличии бездействия Администрации в выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
Довод о том, что Автокооператив N 35 Советского района своих прав на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010709:1069 не доказал, противоречит фактическим обстоятельствам дела, и представленным в материалы дела доказательствам. Как указано выше, обстоятельство продления на неопределенный срок арендных отношений, возникших из договора аренды от 05.03.1998 N 106-98/а, установлены вступившим в законную силу судебным актом - постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу А07-22123/2009, доказательств того, что на момент вынесения оспариваемого отказа данные отношения были прекращены не имеется.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда первой инстанции отмене не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2015 по делу N А07-19872/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОСШИНА" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2015 N 18АП-3669/2015 ПО ДЕЛУ N А07-19872/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2015 г. N 18АП-3669/2015
Дело N А07-19872/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОСШИНА" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2015 по делу N А07-19872/2014 (судья Архиереев Н.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Росшина" - Габдракипова С.Р. (доверенность от 10.12.2014, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "РОСШИНА" (далее - ООО "РОСШИНА", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к администрации городского округа город Уфа (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии решения о предоставлении заявителю земельного участка, с кадастровым номером 02:55:010709:1069, площадью 5333 кв. м, расположенного по адресу: ул. Ст. Злобина в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в аренду для проектирования и строительства многоэтажной автостоянки, обязании Администрации в течение 2 (двух) недель с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении заявителю указанного земельного участка в аренду, а также обязании Администрации в течение 2 (двух) недель с момента принятия решения о предоставлении земельного участка, направить обществу "РОСШИНА" проект договора аренды земельного участка.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, судом первой инстанции на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было принято представленное заявителем уточнение требований, в соответствии с которым ООО "РОСШИНА" просит признать отказ администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженный в письме Управления по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 7365 от 19.09.2014 незаконным, обязать Администрацию в течение 2-х недель с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении ООО "РОСШИНА" земельного участка с кадастровым номером 02:55:010709:1069, общей площадью 5333 кв. м, расположенного по адресу: ул. Ст. Злобина в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для проектирования и строительства многоэтажной автостоянки в аренду сроком на 3 года и направить ООО "РОСШИНА" проект договора аренды земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление по земельным ресурсам), Автокооператив N 35 Советского района (далее - Автокооператив), Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2015 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом ООО "Росшина" (далее так же апеллянт) обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, приводит следующие доводы.
Суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, поскольку дал правовую оценку постановлению N 1677 от 09.04.2009 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке по ул. Степана Злобина в Советском районе городского округа г. Уфа РБ и утверждении акта выбора земельного участка" оценив данное постановление как незаконное, тогда как в установленном законом порядке данное постановление недействительным не признано, кем-либо из участвующих в деле лиц не оспорено.
При вынесении решения суд не учел, что общество "Росшина" с 2008 года предпринимало попытки оформить земельный участок, однако орган местного самоуправления не направлял в адрес общества схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории, что не позволило обществу своевременно поставить участок на кадастровый учет.
Отказ Администрации в предоставлении участка со ссылкой на отсутствие кадастрового учета участка в течение трех лет после утверждения акта выбора, является незаконным, поскольку данный отказ по существу мотивирован Администрацией ссылкой на свое же бездействие, т.к. схема расположения участка на кадастровой карте территории должна была быть предоставлена обществу одновременно с актом выбора участка, чего сделано не было, при этом земельным законодательством не установлена обязанность общества испрашивать данный документ у органа местного самоуправления.
Кроме того, на момент выдачи оспариваемого отказа земельный участок был поставлен на кадастровый учет, а третье лицо - Автокооператив N 35 Советского района своих прав на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010709:1069 не доказало.
Полагает решение подлежащим отмене как не соответствующее требованиям действующего законодательства.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Явку представителя в судебное заседание обеспечил только заявитель - общество "Росшина".
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных, участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов настоящего дела, и обстоятельств, установленных судом при рассмотрении спора по делу А07-19672/2013, на основании обращения заявителя и протокола заседания комиссии по застройке города Уфы от 30.11.2005, постановлением Администрации городского круга город Уфа от 31.03.2006 N 1566 ООО "РОСШИНА" разрешено проектирование многоэтажной автостоянки по ул. Степана Злобина в Советском районе города Уфы на земельном участке площадью 0,58 га со сносом временных металлических гаражей.
На основании обращения заявителя Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Уфа подготовлен и выдан акт выбора земельного участка N А-84/ю от 14.05.2008 (л.д. 25-29).
На акт выбора земельного участка получены положительные заключения Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан от 30.05.2008 и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан от 23.06.2008 (т. 1 л.д. 29-35).
23.10.2008 в средствах массовой информации произведена публикация информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства многоэтажной автостоянки с предварительным согласованием места размещения объекта (т. 1 л.д. 40).
Акт выбора земельного участка был рассмотрен на заседании комиссии по землепользованию и застройке городского округа 02.10.2008 и рекомендован к утверждению (т. 1 л.д. 42).
Постановлением Администрации городского круга город Уфа N 1677 от 09.04.2009 был утвержден акт выбора земельного участка и предварительно согласовано место размещения объекта - автостоянки на земельном участке по ул. Ст. Злобина в Советском районе городского округа город Уфа (л.д. 45). В соответствии с пунктом 4 постановления оно действует в течение трех лет.
Указанное постановление послужило основанием для формирования земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010709:1069 площадью 5333+/- 26 кв. м, 02:55:010709:1070 площадью 250+/-6 кв. м, 02:55:010709:1071 площадью 674+/- 9 кв. м.
В соответствии с кадастровыми паспортами, сведения о земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости 25.02.2013 и 26.02.2013, разрешенным использованием земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010709:1070, 02:55:010709:1071 является - "занимаемые временными металлическими гаражами", разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 02:55:010709:1069 в кадастровом паспорте не указано (т. 1 л.д. 71-72)
Заявлениями от 18.05.2011. исх. N 12 (л.д. 46), 19.07.2011 исх. N 20 (т. 1 л.д. 47), 22.03.2012 исх. N 32 (т. 1 л.д. 48) ООО "РОСШИНА" обращалось к Главе администрации городского округа город Уфа с просьбой предоставить ему земельный участок под строительство многоэтажной автопарковки и заключить договор аренды земельного участка.
В ответ на обращение заявителя Управление по земельным ресурсам письмом от 12.04.2012 исх. N 7425 сообщило заявителю, что документы по закреплению земельного участка находятся на оформлении в муниципальном бюджетном учреждении "Земельное агентство" (т. 1 л.д. 49).
Письмом от 22.10.2012 исх. N 21764 Управление сообщило о необходимости проведения кадастровых работ (т. 1 л.д. 52).
После проведения кадастровых работ письмом от 15.08.2013 исх. N 18 ООО "РОСШИНА" повторно обратилось к Главе Администрации городского округа город Уфа за рассмотрением вопроса о предоставлении участка под строительство автостоянки.
Не получив ответ на указанное обращение, общество "РОСШИНА" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия Администрации незаконным и обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.01.2014 по делу N А07-19672/2013 частично удовлетворено заявление ООО "РОСШИНА", о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии решения (постановления) о предоставлении заявителю земельного участка, расположенного по адресу: ул. Ст. Злобина в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для проектирования и строительства многоэтажной автостоянки в аренду сроком на 3 года признано, на Администрацию городского округа г. Уфа возложено обязанность в течение 15 дней, с даты вступления решения в законную силу, рассмотреть и дать ответ на обращение ООО "РОСШИНА" о предоставлении земельного участка в аренду для проектирования и строительства.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.01.2014 по делу N А07-19672/2013 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "Росшина" - без удовлетворения.
Заявлением от 25.03.2014 ООО "РОСШИНА" вновь обратилось к Главе администрации городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении земельных участков 02:55:010709:1069 и 02:55:010709:1071 в аренду для строительства многоэтажной автостоянки (т. 1 л.д. 76)
Ссылаясь на наличие письма за номером 7365 от 19.09.2014, которым Управление по земельным ресурсам отказало в предоставлении земельного участка в аренду по мотиву того, что до истечения срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта заявителем не были осуществлены действия, необходимые для предоставления земельного участка в аренду, а именно, участки не были поставлены на кадастровый учет, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований предоставления спорного земельного участка в аренду заявителю, указав, что испрашиваемый обществом "Росшина" земельный участок на момент принятия оспариваемого отказа использовался Автокооперативом N 35 на основании договора аренды от 05.03.1998 N 106-98/а и не был свободен от прав третьих лиц, тогда как по смыслу ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для целей строительства путем предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта предоставляются земельные участки, свободные от прав третьих лиц.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований отмены принятого по делу судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию - как без предварительного согласования мест размещения, так и с предварительным согласованием мест размещения объекта.
Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя последовательные действия: выбор земельного участка; проведение работ по его формированию; постановку данного земельного участка на государственный кадастровый учет по правилам статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации; принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
По смыслу вышеуказанных норм в аренду для строительства зданий, строений, сооружений могут быть предоставлены лишь свободные земельные участки, не обремененные правами иных лиц.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:010709:1069 территориально является частью ранее стоявших на государственном кадастровом учете земельных участков 02:55:010709:6 и 02:55:010709:927. В свою очередь земельный участок 2:55:010709:927 образован путем перераспределения, в том числе, земельного участка 02:55:010709:6 (т. 2 л.д. 34-35).
Из материалов дела так же следует, что на основании договора от 05.03.1998 N 106-98/а, заключенного между Администрацией г. Уфы и Автокооперативом N 35 Советского района земельный участок с кадастровым номером 02:55:010709:6, площадью 4293,6 кв. м был передан в аренду автокооперативу сроком на 10 лет.
Обременение данного земельного участка арендой в пользу кооператива зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 2 л.д. 52).
Обстоятельство продления данного договора на неопределенный срок после истечения срока его действия установлены судебными актами по делу А07-22123/2019.
Доказательств прекращения арендных правоотношений сторон в силу одностороннего отказа Администрации от договора аренды либо по иным предусмотренным действующим законодательством основаниям, до момента принятия Управлением по земельным ресурсам оспариваемого заявителем отказа в материалы дела не представлено.
Имеющееся в деле письмо об отказе Администрации от договора аренды N 106-98а от 05.03.1998, содержащий просьбу освободить земельный участок в силу ст. 610 ГК РФ может рассматриваться в качестве основания прекращения договора аренды при условии наличия доказательств получения данного письма Кооперативом N 35, поскольку лицо, состоящее в договорных правоотношениях с другим лицом не может предполагать о прекращении таких правоотношений в силу одностороннего отказа контрагента до тех пор, пока оно не будет проинформировано о таком одностороннем отказе. При этом для определения момента прекращения договорных правоотношений важным вопросом является момент получения (доставки) сообщения контрагента об отказе от договора.
В настоящем случае доказательств направления в адрес кооператива N 35 указанного письма Администрацией не представлено.
Ссылка апеллянта на признание в заседании суда первой инстанции председателем кооператива N 35 факта получения указанного письма не может служить доказательством прекращения договора аренды.
В соответствии с ч. 3 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Факт признания сторонами обстоятельств заносится арбитражным судом в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон. Признание, изложенное в письменной форме, приобщается к материалам дела.
Вместе с тем, в деле отсутствуют документы, позволяющие оценить пояснения председателя в качестве признания факта. Кроме того, из правовой позиции Автокооператива N 35 следует, что последний полагает себя лицом, обладающим спорным земельным участком на праве аренды, о чем свидетельствует так же представленный кооперативом отзыв на апелляционную жалобу.
Судебная коллегия учитывает, что арендатор публичных земель выступает слабой стороной в договоре аренды, в силу чего обязанность подтверждения законности тех или иных действий, связанных с полномочиями по распоряжению земельным участком, возлагается на арендодателя, в интересах которого выступает специально уполномоченный на выполнение функций по управлению землями орган, прямой обязанностью которого является соблюдение норм действующего законодательства в сфере распоряжения и оборота публичных земель.
Кроме того, из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сохранена запись о регистрации аренды в отношении земельного участка 02:55:010709:6.
При этом судебная коллегия отмечает, что само по себе снятие с кадастрового учета земельного участка номером 02:55:010709:6 не влечет прекращения арендных правоотношений сторон в случае, если пользование таким участком продолжается.
Согласно представленному в дело Акту от 29.05.2012 осмотра и установления фактического использования земельного участка, площадью 5 991 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Степана Злобина напротив дома 31/5 - земельный участок используется для размещения гаражей в составе кооператива (т. 1 л.д. 50).
Из правовой позиции Автокооператива N 35, привлеченного к участию в дело в качестве третьего лица, следует, что спорный земельный участок по настоящее время используется кооперативом для размещения индивидуальных гаражей.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При названных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении требований земельного законодательства при осуществлении процедуры предоставления земельного участка для строительства путем предварительного согласования места размещения объекта.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку дал правовую оценку постановлению N 1677 от 09.04.2009 о предварительном согласовании места размещения объекта, оценив данное постановление как незаконное, несостоятельны.
Исследование обстоятельств предоставления земельного участка для строительства путем предварительного согласования места размещения объекта, входит в предмет доказывания по настоящему спору, поскольку только при условии соблюдения установленных законом требований к порядку и основаниям такого предоставления права заявителя могут считаться нарушенными и подлежащими судебной защите.
Доводы апеллянта о невозможности своевременной постановки земельного участка на кадастровый учет в силу непредставления Администрацией схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории подлежат отклонению. Заявителем не представлено доказательств обращения в Администрацию с просьбой о выдаче такой схемы и соответственно доказательств отказа либо бездействия органа местного самоуправления по данному вопросу. Кроме того в пункте 1.1 Акта выбора содержащем характеристики планируемого к предоставлению земельного участка имеет место указание координат поворотных точек границ такого земельного участка, площадь которого согласно акту выбора определена в размере 5990 кв. м. Возникшая у заявителя в дальнейшем необходимость корректировки границ земельного участка, либо формирования трех самостоятельных земельных участков не свидетельствуют о наличии бездействия Администрации в выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
Довод о том, что Автокооператив N 35 Советского района своих прав на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010709:1069 не доказал, противоречит фактическим обстоятельствам дела, и представленным в материалы дела доказательствам. Как указано выше, обстоятельство продления на неопределенный срок арендных отношений, возникших из договора аренды от 05.03.1998 N 106-98/а, установлены вступившим в законную силу судебным актом - постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу А07-22123/2009, доказательств того, что на момент вынесения оспариваемого отказа данные отношения были прекращены не имеется.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда первой инстанции отмене не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2015 по делу N А07-19872/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОСШИНА" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)